Конспект урока для 4 класса «Земля – кормилица»


План – конспект урока «Земля – кормилица»

Цели урока:

Образовательная: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека;

Развивающая: развивать познавательную активность, умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры.

Воспитательная:воспитывать интерес к предмету, природе.

УУД:
Познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные:учиться высказывать свое предположение; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные:слушать и понимать речь других; доносить свою позицию до других.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод обучения: исследовательский, проблемный, словесный, наглядный.

Оборудование: учебник, физическая карта России, коллекция полезных ископаемых, материал для опытов.

Ход    урока


  1. Организационный момент

-Ребята, встаньте все ровненько, проверьте готовность к уроку. Садитесь.

— В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

-Какое у вас настроение на начало урока?


II. Актуализация знаний учащихся.

1.Индивидуальная работа по карточкам




Опишите полезное ископаемое по плану:

     а) Название;

     б) Свойства;

     в) Способ добычи;

     г) Значение, применение.

Учащимся выдаются образцы полезных ископаемых.

     -Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

-Я предлагаю вам ответить на вопросы теста, посвященного этой теме.

 2.  Тест  « Наши подземные богатства»

Месторождения полезных ископаемых отыскивают…

а) археологи;    б) геологи;    в) строители.

               2. К полезным ископаемым относятся…

                   а) кирпич, бетон, бензин;

                   б) станки, вазы, ножницы;

                    в) нефть, газ, глина.

        3. В строительстве используются…

                   а) торф, железная руда, самоцветы;

                   б) песок, глина, гранит;

                   в) мрамор, каменный уголь, малахит.

        4. Металлы получают из…

                   а) каменного угля, янтаря, мела;

                   б) жемчуга, известняка, торфа;

                   в) железной руды, медной руды.

        5. При помощи буровых установок добывают…

                   а) нефть, природный газ;

                   б) калийную соль, алмазы;

                   в) мрамор, гранит.

        6. В шахтах добывают…

                   а) известняк, ракушечник, гранит;

                   б) каменный уголь, антрацит, железную руду;

                   в) поваренную соль, жемчуг, гранит.

        7. В карьерах добывают…

                   а) известняк, песок. глину;

                   б) золото, малахит, мрамор;

                   в) нефть, торф, бурый уголь.

     




 8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это…

                   а) алмаз, известняк, графит;

                   б) железная руда, поваренная соль. мел;

                   в) каменный уголь. антрацит, торф.

        3.Работа с картой

       — Найдите на карте месторождения угля, нефти, железной руды,

         природного газа, торфа.

-Назовите полезные ископаемые Крыма.


III.Сообщение темы и целей урока

Сообщение темы и целей урока.

— В названии темы урока  «… – кормилица» потерялось слово, найдите его, разгадав загадку.

                Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

                А я всё терплю и добром плачу.

                                                                  ( Земля. )

На доске и в тетрадях тема :  «Земля – кормилица».

— Нам сегодня предстоит выяснить , почему землю называют кормилицей, но об этом чуточку позже.


IVОткрытие новых знаний       

         

— Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют « кормилицей». Вспомните, как называется верхний слой земли.

           — Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите?

           — Какого цвета почва?

           — Давайте выясним, что входит в состав почвы.

   

1. Практическая работа

 

Опыт 1. Размешать почву в стакане воды. Появление пузырьков говорит о наличие в почве воздуха.                        

     








 Опыт 2. Возьмём бумажную салфетку, положим на неё немного почвы и сильно сожмём. Стряхнём почву. На салфетке осталось влажное пятно. Значит в почве есть вода.

     

  Опыт 3. Посмотрите, что произошло в стакане , куда мы бросили кусочек почвы. На дне стакана видны песчинки и глина.

       Опыт 4.  Нагреем немного почвы. Чувствуется неприятный запах.

Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных.

       

Опыт 5. Несколько капель воды, в которую поместили почву, капнем на стекло. Нагреем. Вода испаряется, а на стекле остался белый налёт. Это минеральные соли.

         

         

2. Составление схемы «Состав почвы»

  На доске составляется схема  « Состав почвы»

                                       

                                       ПОЧВА

             

                  воздух                                           соли

                            вода                         гумус

                                   песок        глина 

                             

                  3. Физкультминутка

                          Потрудились — отдохнём,

                          Встанем, глубоко вздохнём.

                          Руки в стороны, вперёд,

                          Влево, вправо поворот.

                          Три наклона, прямо встать.

                          Руки вниз и вверх поднять.

                          Руки плавно опустили,

                          Всем улыбки подарили.




4. Работа с учебником

— Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы?

— В природе существует большое число типов почв. Это зависит от

расположения на территории страны, от состава почвы. Рассмотрите

несколько основных типов почв на стр.161 учебника.  Изучением  

почв занимаются  — почвоведы. Сравните данные образцы почв.

Какая почва, на ваш взгляд, самая плодородная?

— Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы. А какие

почвы в нашем крае?

— Мы познакомились с типами почв, их свойствами, но не ответили

на вопрос  « Почему землю называют кормилицей?»


5. Сказка о волшебной кладовой.

— Послушайте сказку о волшебной кладовой.


«Положишь в нее горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь одну картофелину – получишь много. Эта волшебная кладовая у нас под ногами. Как зовется она? (Земля-кормилица). Да только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, сеют, удобряют. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать.? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-

матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные

стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зёрна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.»

 

— Что называют волшебной  кладовой? Почему?

   — Что издавна делает земля-матушка?

   — Как можно назвать землю?

   — Мы с вами выяснили, почему землю называют кормилицей. И чем плодороднее почва, тем выше урожаи. Но и она — наша кормилица- нуждается в защите. Ведь один сантиметр почвы образуется в природе за 250 – 300 лет.


6. Самостоятельная работа с текстом учебника и составление памятки.

     





Чтение статьи учебника на стр. 162-163 

         — Почва на полях тоже нуждается в защите. Давайте прочитаем об этом в учебнике и составим памятку «Как защитить почву на полях».

         

  • Правильно использовать верхний слой почвы при строительстве и добычи полезных ископаемых;

  • сажать полезащитные полосы;

  • проводить снегозадержание;

  • правильно распахивать;

  • умеренно поливать и употреблять удобрения.

7. Тестирование.

— Вы хорошо работали на уроке, и сейчас я хочу узнать, как вы усвоили новый материал.

— У вас на партах лежат тесты и листочки. Начинайте работать.

Тест «Земля-кормилица» (почвы)

1)Характерными почвами нашего края являются…
а) черноземы; 
б) подзолистые почвы;

в) тундровые почвы; 
г) серые лесные почвы.

2)Черноземные почвы преобладают…
а) в тундре; 
б) в лесной зоне;
в) в степях; 
г) в пустынях.

3)Плодородие почвы зависит от количества… 
а) песка; 
б) перегноя;
в) глины; 
г) солей.



4) Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются…
а) вода; 
б) воздух;
в) камни; 
г) соли.

  1. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется…
    а) песок
    б) глина;
    в) перегной; 
    г) ил.

6)В состав почвы входят…
а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;
б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;
в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.

7)Для защиты почвы на полях необходимо…
а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;
в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.

8)Один сантиметр почвы в природе образуется за…
а) 100-150 лет; 
б) 5-10 лет;
в) 250-300 лет
г) 1-2 года.

9)Какое из высказываний верно?
а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;
б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;
в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.

8. Взаимопроверка.

— Сейчас вы сами проверите свою работу, обменяйтесь тестами, проверьте их и выставите оценки.

— Кто не допустил ошибок?

— Поднимите руки, кто выполнил работу на «4», кто допустил 3-4 ошибки? Выставите оценки в дневник.

V. Подведение итогов.

-Достигли мы поставленных в начале урока целей?

-Что узнали нового?

-Что больше всего понравилось и запомнилось на уроке?

-Кто считает, что у него на уроке все получилось?

-Кто на следующем уроке еще постарается, чтобы все получилось?

-Какое у вас настроение в конце урока?

(Выставление отметок за урок)

VI.Домашнее задание

Прочитать текст на стр.162 — 163

Ответить на вопросы «Проверь себя».

Подобрать стихи, пословицы, загадки о почве, земле-кормилице.

                



Свежие документы:  Конспект урока на тему «Движение «Невада – Семипалатинск»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: