Конспект урока для 4 класса «ЖИВАЯ ВОДА»


Урок самопознания 4 «Б» класс


Тема: ЖИВАЯ ВОДА


Вода…. тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь…

Антуан де Сент-Экзюпери, французский писатель, летчик


Цель: расширять представление о воде как источнике жизни и здоровья.

Задачи:

— раскрывать значение и целебные свойства воды для жизни и благополучия человека, животных и растений;

— развивать эмоционально-чувственное восприятие воды как источника жизни;

— воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.

Ресурсы: аудиозапись звуков моря, мультимедийная презентация.

Технология: Развитие критического мышления


ХОД УРОКА:

Круг радости

Учитель приглашает учащихся тепло поприветствовать друг друга и читает четверостишие:

Если ты хочешь быть сильным,

здоровым и смелым,

Бодрым, красивым, весёлым, умелым.

Нужно тебе подружиться с водой,

Чистой, прозрачной, здоровой, живой!

Просмотр видеоматериала

Учащимся предлагается просмотреть фрагмент документального фильма «Вода», в котором говорится о ценности воды, являющейся основной составляющей любого тела земли. Приводятся данные о том, что человек на 80% состоит из воды, а значит, его жизнь зависит от воды. Люди должны изучить ее свойства, научиться её беречь.


Учитель: Вода – одно из главных природных богатств человечества. От нее зависит не просто благополучие, но и само существование целых континентов и народов. Не случайно с давних пор люди селились по берегам крупных и малых рек, озер и морей. Академик А.П.Карпинский назвал воду живой кровью, которая создает жизнь там, где ее не было.

Ассоциации

Учитель: Какие ассоциации возникают у вас со словом вода?

Учитель: Ребята, а вот какой ещё бывает вода

(просмотр презентации 1 – 14 слайд)

Учитель: А сейчас я предлагаю вам найти части пословиц и объяснить их смысл (презентация 15 – 16 слайд)

Разминка «Волшебная вода»

Учитель предлагает хором прочитать стихотворение и дополнить его мимикой и жестами.

Какой только воды не бывает на свете!
Есть вода морская и речная.
Озерная и ключевая,
Мёртвая и живая,
Газированная и минеральная,
Питьевая и индустриальная,
Колодезная и водопроводная,
Дождевая и болотная,
Есть даже вода тяжёлая,
А есть вода и весёлая,
Солнечная, чудесная,
Привозная и местная,
Волшебная, талая,
Большая и малая,
Сточная, проточная,
Чистая и грязная …
Ну, в общем, очень разная.

Учитель: Сегодня вы работаете в группах, а это значит, необходимо помнить правила работы в группе:

-Говори так, чтобы тебя все понимали;

-Внимательно слушай и понимай других;

-Умей договариваться и уступать;

-Разумно распределяй обязанности;

-Хорошо выполняй свою часть работы и помогай другим.

Качество выполняемой работы зависит от того насколько вы будете соблюдать правила работы на уроке:


Творческая деятельность «Как помочь реке?»

Учитель: Ребята, послушайте сказку о голубой речке.

Чтение

Н.Аржановская

Голубая Речка


Жила-была речка. Речка с чистой, прозрачной водой. Она и была очень весёлой и любила, когда к ней приходили гости. «Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада», — говорила речка.

Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать, загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много рыбы. Мама нарвала букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и пришлось их выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у них внутри. Потом он поймал лягушку и убил ее, потому что не любил лягушек. И еще он раздавил большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты в бумагу. Она любила чистоту и не терпела мусора.

Когда отдыхающие ушли, голубая Речка стала грустной и больше никогда не звала к себе гостей.


Творческая деятельность (работа в группах)

Учитель: Сегодня вам предстоит очень трудная и ответственная работа. Вам нужно составить план по спасению реки. После окончания работы каждая группа представляет свой проект.

Наедине с собой

Звучит аудиозапись «Звуки моря».

Учитель приглашает учеников сесть удобно и постараться представить себе бескрайнее синее море, желтый берег, горячий песок.

— Вы слышите плеск волн и ощущаете морскую свежесть. Прислушайтесь к звукам, которые исходят от моря…

Составление синквейна

Учитель: Ребята, сегодня вы многое узнали оводе, провели большую работу по спасению реки. А теперь я предлагаю вам обобщить ваши знания и составить синквейн.

1 строка — 1 ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительным).

2 строка — 2 прилагательных, описывающих тему.

3 строка — 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.

4 строка — короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному.

5 строка — синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Русское деревянное зодчество"






Цитата урока

— Французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери точно подметил: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью… Ты – самое большое богатство на свете». Вдумаемся в эти слова и постараемся беречь и сохранять это богатство природы!


Домашнее задание

Напишите историю о пользе и ценности воды.


Круг «От сердца к сердцу»

Учитель приглашает учеников прослушать стихотворение и хором произнести последнее слово в нем:

Борис Заходер

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане.

И в водопроводном кране.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить –

Без воды нам … (ребята завершают фразу: “не прожить”)


























УРОК 28

КРАСОТА РОДНОЙ ЗЕМЛИ


Нет ничего краше родной земли.

Народная мудрость

Цель: расширять представление о ценности и красоте родной земли.

Задачи:

— раскрывать значение понятий «родная земля», «малая родина»;

— развивать способность к эмоционально-эстетическому восприятию родного края как источника любви и вдохновения;

— воспитывать заботливое отношение к природе родного края.



Ресурсы: аудиозапись песни «Люблю тебя, мой край родной!» на слова И. Насалевича, муз. Г. Подольского.

Круг радости


Учащиеся хором повторяют за учителем слова:


Утром солнышко встает,

Всех на улицу зовет.

Выхожу из дома я,

Здравствуй, улица моя!


Травы шепчут мне в пути,

Ты скорей, дружок, расти.


Отвечаю травам я,

Отвечаю ветру я,

Отвечаю солнцу я:

— Здравствуй, Родина моя!


Наедине с собой


Учитель использует текст рассказа Михаила Пришвина «Живительный дождик».



— Солнышко на восходе показалось и мягко закрылось, пошел дождь, такой теплый и живительный для растения, как для нас — любовь.

Да, этот теплый дождь, падающий на смолистые почки оживающих растений, так нежно касается коры, прямо тут же под каплями изменяющей цвет, что чувствуешь: эта теплая небесная вода для растений то же самое, что для нас любовь. И та же самая любовь, как и у нас, та же самая их вода — любовь — внизу обмывала, ласкала корни высокого дерева, и вот оно сейчас от этой любви — воды — рухнуло и стало мостом с одного берега на другой, а небесный дождь — любовь — продолжает падать и на поваленное дерево с обнаженными корнями, и от этой самой любви, от которой оно повалилось, теперь раскрываются почки и пахнут смолистыми ароматами, и будет оно цвести этой весной, как и все, цвести и давать жизнь другим.


  • Что удивительного можно увидеть в обычном весеннем дожде?

  • Какой вам представляется любовь к родному краю?

(Ответы учащихся.)



Споемте, друзья!

Учитель исполняет вместе с учащимися песню «Люблю тебя, мой край родной!» под фонограмму.



Сл. И. Насалевича, муз. Г. Подольского



Люблю тебя, мой край родной!


Люблю тебя, мой край родной!

О, как мне дорог ты,

О. как мне дорог ты!

Твоею скромной красотой

Полны мои мечты.


Березка наша так стройна.

В тени её ветвей,

В тени её ветвей

Не замечала нас луна,

И пел нам соловей.


Тенистый сад зовет меня.

И над речной волной

Шумит камыш густой.

Здесь юности прошли года,

Здесь мы росли с тобой.


Под синим куполом небес

Цветет знакомый луг

Живым ковром вокруг.

Любой ручей я знаю здесь.

Он мой старинный друг.


Беседа

  • Чем примечателен ваш родной край?

  • В чем проявляется любовь к родному краю?

(Ответы учащихся.)


Чтение

Учитель читает стихотворение.


Т. Белозерова


Чудо

Я утонул в душистых травах,

Раскинув руки в тишине.

Среди жуков, среди козявок

Лежу на сумеречном дне.


Пыльцой медовой запорошен,

Сердито пчелами отпет,

Сквозь отцветающий горошек

Лежу, гляжу на белый свет.


В моих ногах терновый кустик

Шуршит, отряхивая зной.

И облака недавней грусти

Плывут, играя, надо мной.


Потом я выйду на поляну,

Шмеля уснувшего стряхну.

И если снова грустным стану,

Вернусь – и в травах утону…



Человек невольно ищет защиты у родной природы. Бывает, что настроение плохое, кажется, ничего не ладится, и вдруг – взгляд остановился на заснеженных вершинах гор, голубом небе… и сразу грусть отступает. На душе становится легко, радостно. Многие творческие люди черпают вдохновение в природе.


Упражнение «Язык искусства»


Учащиеся рассматривают репродукцию картины казахстанского художника Загрутдина Назырова «Цветущие яблони» и отвечают на вопросы.


  • Можно ли сказать, что художник по-настоящему любит свой родной край?

  • А есть ли в вашем краю цветущие яблони? Какое настроение они создают?

(Ответы учащихся.)


Творческая деятельность «Любимый край»


Учитель предлагает учащимся нарисовать свой любимый уголок природы. После окончания работы оформляется выставка рисунков.


Игра-интервью «Что я могу сделать для того, чтобы земля стала еще краше»


Выбирается репортер из числа учеников. Он с микрофоном подходит к одноклассникам и задает им вопрос:

Что вы можете сделать для того, чтобы родная земля стала краше?

(Ответы учащихся.)


Цитата урока


Нет ничего краше родной земли.

Народная мудрость


  • Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?

(Ответы учащихся.)


Круг «От сердца к сердцу»


Учитель предлагает учащимся в благодарность своей родной земле исполнить «Песню благодарения».

Сл. и муз. Луизы Хей



Песня благодарения

Спасибо за сегодня,

Спасибо за сегодня,

Спасибо за сегодня,

Спасибо за сейчас!


Припев:


Спасибо, спасибо, спасибо за сегодня,

Спасибо, спасибо, спасибо за сейчас!



УРОК 29

ЖИВИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ПРИРОДЫ

(проводится на природе)

Цель: расширять представление о значении здорового образа жизни.

Задачи:

  • раскрывать значение понятий «живительные силы природы», «гармоничный человек»;

  • развивать здоровьесберегающие знания и умения;

  • воспитывать потребность жить в гармонии с природой.

Учитель и учащиеся совершают прогулку в один из уголков природы, который есть в их области, городе, районе. Можно пригласить родных и друзей учащихся.


Круг радости


Учитель предлагает учащимся поздороваться с солнцем, землей, небом, рекой, растениями, животными. Например: «Здравствуй, небо! Я рад встрече с тобой. Ты такое высокое, свободное, бесконечное!»


— Опустите руки вниз, ладони — параллельно полу, и произнесите слова:

— Я приветствую тебя, Земля!

Вытяните руки перед собой ладонями вперед:

Я приветствую тебя, Вода!

Разведите руки в стороны ладонями вверх:

— Я приветствую тебя, Воздух!

Поднимите руки вверх ладонями вперед:

— Я приветствую тебя, Солнце!


«Добрый день, добрый день, добрый день!… (повторяет каждый ученик).



Учитель советует учащимся внимательно оглядеться вокруг и ответить на вопросы:

  • Какое небо над нами?

  • Как светит солнце?

  • Какие растения живут в этом уголке природы?

  • Какие животные здесь обитают?

  • Как встретила нас природа?

(Ответы учащихся.)



Беседа

Учитель предлагает прислушаться к звукам природы, а затем ответить на вопросы:

  • Какие звуки вы слышите?

  • Приятны ли вам эти звуки?

  • О чем они вам говорят?

  • Какие чувства вы испытываете?

(Ответы учащихся.)


Упражнение «Живое дыхание природы»


Подойдите к дереву и прикоснитесь ладонями к его коре. Постойте так несколько минут. Какие ощущения появились у вас?


Наклонитесь к реке. Опустите руку в ее течение. Задержитесь в таком положении на несколько секунд. Что необычного вы почувствовали?


Учитель предлагает побродить между деревьями и кустарниками и просто полюбоваться природой. Учащиеся свободно общаются между собой и делятся впечатлениями.

Можно организовать подвижные игры: «Ручеёк», «Догонялки», «Третий лишний» и другие.

Споемте, друзья!

Учащиеся вместе с учителем исполняют песню «Изгиб гитары жёлтой…» на сл. и муз. Ю. Визбора.


Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно.

Струна осколком эха пронзит тугую высь.

Качнется купол неба, большой и звездно-снежный,

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!


Как отблеск от заката костер меж сосен пляшет,

Ты что грустишь, бродяга, а ну-ка улыбнись.

Пусть кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»


И все же с болью в горле мы тех сегодня вспомним,

Чьи имена, как раны, на сердце запеклись.

Мечтами их и песнями мы каждый вздох запомним.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!




Домашнее задание


— Напишите о впечатлениях от урока, проведенного на природе.






УРОК 30

ЖИВИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ПРИРОДЫ


Лечит болезни врач,

но излечивает природа.

Гиппократ, древнегреческий ученый


Цель: расширять представление о живительных силах природы.

Задачи:

  • раскрывать значение понятий «гармоничный человек», «гармония в природе»;

  • развивать здоровьесберегающие знания и умения;

  • воспитывать потребность жить в гармонии с природой.

Ресурсы: тетрадь, цветные карандаши, аудиокассета с музыкальными фрагментами.



Круг радости

Учитель приглашает учащихся поприветствовать друг друга словами:


Природы живительной сила

Меня окружает теплом.

Природа – источник здоровья.

Мы дышим, а значит – живём!


Рассказ учителя

Учитель пересказывает содержание притчи.

О.Скребцова, А.Лопатина


Гранат и добрый мудрец


Уютная зелёная беседка пряталась в глубине сада под невысоким гранатовым деревом. Старик – хозяин сада, сорвал с дерева несколько круглых, коричневато-красных плодов и, надрезав один из них, с восхищением рассматривал его многочисленные, угловатые семена, покрытые пленчатой оболочкой. Пурпурно-малиновые семена, кисло-сладкие на вкус, были необыкновенно сочны. Сегодня к хозяину сада должен был приехать сам король за советом, и старик хотел угостить короля гранатовым соком.

Старика звали в городе добрым мудрецом, и все относились к нему с большим почтением. Король не раз предлагал ему стать первым советником, но старик вежливо отказывался: «Ваше Величество, люди во мне нуждаются. Во дворец они не пойдут, а добрый совет всякому нужен: и богатому и бедному».

Король и мудрец долго беседовали в уютной беседке, запивая беседу терпким и сладким гранатовым соком, и на прощание король спросил:

— Кто научил тебя мудрости, которой могли бы позавидовать министры? И как тебе удаётся всегда быть в добром расположении духа?

Мудрец показал на гранатовое деревце и сказал:

— Это всё благодаря гранату. Гранат – дерево божественное и необыкновенно мудрое, не случайно его выращивали ещё пять тысяч лет тому назад. В древности говорили: «Ешьте гранаты – они очищают душу от зависти и ненависти». Царь Соломон, известный своей мудростью, вырастил целый сад гранатовых деревьев.

— Надо моим министрам посадить гранат, чтобы они подобрели и поумнели, — сказал король.

На прощание мудрец протянул королю гранатовую веточку и попросил:

— Заострите её конец, Ваше Величество, а затем посадите в землю возле дворца. Точно такую же ветку подарил мне мой учитель много лет тому назад. Я тогда о гранате ничего не знал. Сначала даже подумал, что это не дерево, а куст с колючими ветками, потому что был он ростом не выше меня. Только когда мой куст зацвел ярко-красными цветами, я понял, какое чудесное дерево подарил мне учитель.

— Спасибо за подарок, — сказал король, — отдам ветку садовнику, пусть посадит в моём саду.

— Ваше Величество, мой старый учитель говорил: «Если хочешь, чтобы дерево тебе помогало, посади его сам и заботься о нём, как о ребёнке родном. Гранат – деревце теплолюбивое и нежное. На зиму его укрывать надо и землёй присыпать. Чем теплее ему зимой, тем плоды его вкусней и целебней». Мой учитель всю жизнь изучал целебные свойства граната и написал об этом книгу. Тому, кто пьёт гранатовый сок, ни кашель, ни ангина, ни малярия, ни даже цинга не страшны, — закончил свою речь мудрец, с поклоном подавая королю книгу.

  • Какую мудрость поведал старик королю?

  • Что нужно делать, чтобы природа нам помогала?

  • Приведите примеры, когда живительные силы природы помогают людям сохранить здоровье.

(Ответы учащихся.)



— Как живется дереву в городе? Как дышится? Поют ли на его ветках птицы? Что можем сделать мы, горожане, чтобы шелест листвы и птичьи голоса заглушали все остальные уличные шумы?

Давайте, пока не поздно, задумаемся над этими вопросами и сделаем все, что в наших силах, чтобы сохранить природу:



Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг:

Небо светло–голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Всё что нужно, год от года

Нам дает сама природа,

И потому все мы

Жить не можем без воды,

Без растений и животных,

Без лесов полей и рек

Жить не может человек.


Вместе:

Так давайте сбережем

Наш земной природный дом!

Цитата урока

— Объясните, как вы понимаете афоризм:

Лечит болезни врач, но излечивает природа.

Гиппократ


(Ответы учащихся.)

Чтение

Учащийся читает стихотворение.

Е. Бреславская

Я – человек


Я — человек,

Но я ведь часть природы.

Родился на земле я лишь тогда,

Когда на ней уже бурлили воды,

Паслись на суше табуны, стада,

Летали насекомые и птицы,

Росли леса, и травы, и цветы.

И не должно все в мире измениться,

Должно остаться царство красоты.

Я — человек,

И я ведь часть природы,

И навсегда я у неё в долгу.

Я сохраню её для будущих народов.

Свою планету для потомков сберегу.



  • Как вы понимаете мысль автора стихотворения о том, что человек в долгу перед природой?

(Ответы учащихся.)

— Общение с природой для каждого из нас является одной из радостей в жизни, источником новых знаний.

Упражнение «Учимся у природы»

— Подумайте и приведите примеры, чему научила человека природа, какие открытия, творения сделал человек, наблюдая за природными явлениями. Например, человек научился:


ткать ткани, наблюдая за пауками;

строить многоквартирные дома, наблюдая за пчелами и муравьями;

строить самолеты, наблюдая за птицами и стрекозами.

Приведите свои примеры.



Домашнее задание

— Задайте несколько вопросов своим родным и близким и запишите ответы в тетрадь.

  1. Удается ли человеку сохранять здоровье, общаясь с природой? Как?

  2. Помогает ли природа излечиваться от болезни?

  3. Какие полезные советы для общения на природе вы знаете?

Если есть возможность, запишите интервью на магнитофон.



Круг «От сердца к сердцу»

Учитель приглашает учащихся дать обещание:


Вы, друзья, не подкачайте,

Честными быть обещайте.

Учащиеся:

— Обещаем!


Не обижать ни птахи, ни сверчка.

Не покупать для бабочки сачка.

Учащиеся:

— Обещаем!


Любить цветы, леса, простор степей —

Все, что зовется Родиной твоей!

Учащиеся:


— Обещаем!




Свежие документы:  Конспект урока по Обществознанию "20-летие Конституции Российской Федерации" 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: