Конспект урока для 4 класса «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»


Урок по окружающему миру 4 класс

Программа «Школа России»

О.А.Никольская

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 9, г.Белово

Кемеровской области

Тема: Жизнь леса.

Лес – природное сообщество.

Цель: — сформировать представление о лесе, как природном сообществе.

— познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

— развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, выражать свои мысли.

Оборудование: карточки со словами для игр; таблица «Лес»; рисунки животных и птиц, их гнезда; 4 конверта с деталями фотографий животных; муляжи грибов; полоска бумаги для каждого ученика; стенд «А знаете ли вы?»; учебник.



Ход урока.


Ι. Орг. момент

Эмоциональный настрой. (стоя приветствуют друг друга)

— посмотрите друг на друга

— улыбнитесь

— подмигните

— оглянитесь, улыбнитесь нашим гостям

— желаю вам узнать много нового и хороших отметок


ΙΙ. Проверка Д/З

На предыдущем уроке познакомились с различными видами почвы их составом. И сейчас, в ходе игры «Будь внимателен» определим, как усвоили материал.

Необходимо выбрать только то, что входит в состав почвы.

Игра 1 «Будь внимателен»/карточки со словами прикреплены к доске справа, правильные слова ученик прикрепляет слева под словом почва.


Почва

глина каменный уголь

воздух соли

вода мел

зола торф

мрамор

песок

гумус


— Из оставшихся слов уберите лишнее /зола

— Что осталось? /полезные ископаемые

— Молодцы!

ΙΙΙ. Работа по теме урока

Введение в тему урока

Стихотворение /читает учитель, тема урока записана на доске, но закрыта

Хочу пригласить вас сегодня в лес.

В добрый лес, могучий лес,

Если внимательны будете, дети,

Тайны чудные откроете эти.

— О чем пойдет речь на уроке?

— Прочитайте тему урока /открывается тема, сообщаются цели урока

Сегодня мы поговорим о лесных обитателях, узнаем, что такое ярусы, нужны ли лесу грибы, что такое лесная подстилка.

Урок проведем по форме устного журнала.


Страница 1 «Лесные этажи» /по ходу рассказа учителя на доске идет работа с таблицей «Лес», прикрепляются соответствующие «этажи» – карточки с указанием ярусов. Рисунок 1

— Для живых организмов лес является домом. Этот дом большой, многоэтажный. Самые верхние этажи, а ученые называют их ярусами, которые образованы деревьями. Обычно в лесу выделяются 3 – 4 яруса. При этом 1 ярус составляют самые высокие деревья, потому что они светолюбивы, тянутся вверх.

Низкорослые деревья растут под пологом высоких или между ними — 2 ярус.

Свежие документы:  Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Острова и полуострова"

Кустарники приспособились жить рядом с низкорослыми деревьями и под ними — -3 ярус.

Ниже кустарников располагаются травы и мхи — 4 ярус.

Теперь становится понятно, как в густом лесу всем растениям хватает света. Они приспособились сильно не затенять друг друга, а располагаться в лесу по «этажам», т.е. по ярусам.


Игра 2 «Найди свой ярус»

Поиграем в игру «Найди свой ярус» – определить ярус предложенного растения. /карточки с названием растений необходимо прикрепить на соответствующий ярус.

Слова: костяника, мох, папоротник, смородина, земляника, осина, малина, шиповник, рябина, береза, сосна, пихта, ель.

— Молодцы, с заданием справились!


Страница 2 «Животные нашего леса»

— Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселен животными. В лесах благоприятные условия для жизни животных: достаточно корма, не трудно спрятаться, построить гнездо или дом. Животные между собой делят этажи леса: одни живут на деревьях, другие в кустах, третьи на земле или даже под землей. Ярусность в жизни лесных обитателей заметна на примере размещения птичьих гнезд.

Выступления учащихся. / сопровождаются соответствующими рисунками. Рисунок 2

  1. Тетерев гнездится только на земле, в траве.

  2. Дрозд и зырянка вьют гнезда в кустарниковых зарослях.

  3. Иволги плетут свои гнезда — гамачки высоко в кронах лиственных деревьев.

  4. В чаще леса, на ветвях деревьев прячутся хищные птицы – совы и ястребы.

  5. Дятлы и поползни устраивают свои гнезда в дуплах высоких деревьев.

  6. Насекомые, например муравьи, обитают в основном в нижних «этажах» леса.

  7. В почве живут кроты, землеройки, земляные черви.


Игра 3 «Фоторобот» /4 конверта с деталями. Рисунок 3







Посмотрим, как вы знаете лесных обитателей. Из предложенных деталей собрать фотографию лесного обитателя и рассказать, что о нем знаете.





Физминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули и кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки,

Плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.



Страница 3 «Нужны ли лесу грибы?» Рисунок 4

«Нужны ли лесу грибы?» /выступление ученика


Игра 4 «Крестики – нолики»/полоска бумаги у каждого ученика,

если согласен с утверждением – X,

если не согласен — 0

  1. Грибы образуют особое царство живой природы

  2. Мухомор – съедобный гриб

  3. Известно более 100 тыс. видов грибов

  4. Грибы не служат пищей для животных

  5. Грибы нужно вырывать вместе с грибницей

  6. Нельзя собирать незнакомые и старые грибы

  7. Все грибы человек может употреблять в пищу

  8. Грибы – помощники деревьев


Самопроверка X 0 X 0 0 X 0 X /открывается на доске


Страница 4 «О лесной подстилке» Рисунок 5

— А знаете ли вы / обратить внимание на подготовленный и оформленный материал «А знаете ли вы?» /, что каждый год на гектар леса падает свыше 2 тонн хвои, листьев, веток, шишек и коры. Все это образует на поверхности почвы лесную подстилку. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы.

Медведям, ежам, божьим коровкам и другим животным, /рисунки животных. Рисунок 6 зимующим под снегом, лесная подстилка помогает выжить зимой – служит дополнительной защитой от холодов.


V. Итог урока

Рефлексия.

1.- Сделать вывод нам поможет игра «Я знаю»

Продолжите утверждения, которые начинается со слов «Я знаю»

Я знаю, лесные обитатели…

Я знаю, ярус леса..

Я знаю, лесная подстилка …

Я знаю, грибы ..

1. – Сравним свои утверждения с выводом в учебнике

/чтение вывода в учебнике стр.181


— Молодцы! Всем спасибо за активную работу на уроке!

Конец формы


Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса «Дикие животные»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: