Конспект урока для 5 класса «Времена года»


Безимени-1


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Департамент образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12

с углубленным изучением отдельных предметов им. Е.П. Шнитникова

Проектная деятельность учащихся
на уроках литературы. 5 класс



цикл уроков

«Времена года»



разработка учителя

русского языка и литературы

1 категории

Королевой Ирины Михайловны

МБОУ СОШ №12

с углубленным изучением

отдельных предметов

им. Е. П. Шнитникова







Нижний Новгород 2015 г.

Пояснительная записка

Цикл уроков-проектов «Времена года»

В последние годы в практику учителей средней школы активно внедряется метод проектов, который позволяет формировать исследовательские навыки учеников, активизировать их деятельность, применять на практике полученные знания.

Я считаю, что уже начиная с 5 класса ученики способны разрабатывать и защищать проекты по русскому языку и литературе.

Пятиклассники – увлекающиеся, творческие личности, которые с удовольствием рисуют, оформляют, рассказывают, выразительно читают. Им очень важна оценка не только педагога, но и товарищей по классу.

Возможность проявить себе на уроке, почувствовать себя успешным, предоставляют проекты, т.к. любой у них предполагает разнообразные виды деятельности, дающей возможность реализовать себя учащимся с разными способностями.

В нашей стране 2015 г. Объявлен годом литературы. К сожалению, в последнее время отмечается снижение интереса к печатному слову. И школьники в эпоху интернета стали очень мало читать особенно художественную литературу. Во Время уроков внеклассного чтения (последние уроки перед каникулами) я провожу уроки-проекты из цикла «Времена года».

Разработанный мной учебный проект реализуется с целью привить учащимся интерес к народным произведениям художественному слову, чтобы на примере отобранного материала работать над анализом стихотворения, литературоведческими терминами. А на уроках русского языка-работа с простыми и сложными синтаксическими конструкциями.

Ребята прослеживают цепочку: от малых жанров фольклора(они учатся различать их и классифицировать)-к авторским произведениям.

Еще не умея читать, ребенок слушает песенки, стихотворения, пословицы и поговорки. Во многих из них описывается погода за окном, говорится о временах года. Это та тема, которая близка и понятна каждому из нас с детства. Поэтому на таких примерах я стараюсь формировать у учащихся информационные компетенции:

-ребята учатся отбирать нужный материал, различать литературные произведения разных жанров

-появляется интерес к самостоятельному чтению литературных произведений

развивается словарный запас учащихся, обогащается их речь

Формируются также личностные компетенции:

-умение работать в группах

-воспитание чувства ответственности и коллективизма

-умение выступать перед классом и слушать выступления одноклассников

Строки известных авторов, заученные наизусть, помогают в устном и письменном словесном рисовании. Ребята слушают классическую музыку и открывают для себя прекрасный мир красивых музыкальных произведений.

Как показывает практика, ученики очень ждут таких уроков. Им интересно. А это то, ради чего их стоит проводить.

Предлагаю вашему вниманию материалы по моделированию цикла уроков «Времена года» средствами обучения на общедидактическом уровне.
Тип уроковкомбинированный, творческая мастерская

1 час+1 час на защиту творческого проекта

+1 час – написание творческой работы

Вид проектапродуктивный









Дидактическая цель уроков:

  • создание условий для работы в творческой мастерской

  • создание условий для осмысления полученной информации

  • применение знаний в новой учебной ситуации для изготовления продукта проектной деятельности учащихся

  • проверка уровня усвоения знаний и умений

  • мониторинг проектной деятельности учащихся

  • закрепление изученных понятий, алгоритмов

  • формирование у учащихся способности к рефлексии

Цели по содержанию:

  • образовательная – формирование информационных компетенций

  • развивающая – продолжать в процессе цикла уроков работу учащихся по умению отбирать нужный материал и эстетически оформлять проектную работу в виде проекта. Публично защищать результаты творческой деятельности

  • воспитательная – формировать умение дружно и слаженно работать в коллективе, воспитание видения прекрасного в окружающей нас природе

Форма организация учебной деятельности – групповая

На доске: критерии для оценки работы в группах (соревнования между группами во время своего цикла уроков) по системе «3», «4», «5».

  1. Внешний вид работы;

  2. Полнота материала:

  • картинки

  • загадки

  • пословицы

  • поговорки

  • приметы

  • народные праздники

  • стихи (не менее 5)

  • иллюстрации;

  1. Защита работы (обязательно выразительное чтение стихотворения наизусть, загадывание и отгадывание загадок);

  2. Организованная работа в группах.

В каждой группе учащихся распределяются на должности

  • редактор – защищает продукт групповой проектной деятельности

  • корректор – принимает материал, корректирует ошибки, исправляет, проверяет

  • оформитель – художественно оформляет конечный продукт данного проекта



Художественное оформление кабинета:

На стенах: картина и плакаты с изображением того времени года, о котором идет речь.

Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла времена года:

«Осень» – «Ноябрь»

«Зима» – «Декабрь», «Февраль»

«Весна» – «Апрель»

«Лето» – «Июнь»

Во время цикла уроков «Времена года» используются
метапредметные связи:

  • музыка

  • живопись

  • экскурсионные поездки (метод погружения)

  • в г. Гороховец на праздновании русской масленицы с закличками, частушками, хороводами, народными играми;

  • в Большое Болдино в имение А.С. Пушкина с интерактивной программой.

Учащиеся заранее (за 2 недели) получают домашнее задание : подготовить материал для создания книги-миниатюры.

Осень – последние уроки перед осенними каникулами («Осенний калейдоскоп», «Осенние странички»).

Зима – последние уроки перед зимними каникулами («Зимушка-зима»).

Весна – последние уроки перед весенними каникулами («Идет весна прекрасная»).

Лето – заключительные уроки перед летними каникулами («Ох, лето красное!»).

Материал для самоподготовки:

  1. малые жанры фольклора

  • загадки

  • пословицы

  • поговорки

  • заклички

  • приметы

  1. народные праздники в данное время года (обычаи, колядки)

  2. стихотворения русских поэтов о данном времени года

  3. собирание природного материала и картинок на заданную тему

Учащиеся делятся на группы. Оборудование на столе для каждой группы:

  • бумага белая и цветная

  • клеи

  • цветные карандаши

  • фломастеры

  • файлы

  • папка-скоросшиватель

На доске для заключительного этапа урока – рефлексии учащихся –

Осеньдерево, на которое будут наклеиваться листики;

Зимаелка, на которую будут наклеиваться новогодние шарики;

Веснанебо, на него будут наклеиваться тучки и солнышко;

Летолуг с цветами разного цвета.

Учащиеся получают раздаточный материал (листочки, шарики, цветы, тучки или солнышко), на котором пишут фамилию.

На доске: памятка для рефлексии

(я удовлетворен уроком, мне было интересно, понравилось или

я не удовлетворен уроком, мне было скучно),

с которой ученики знакомятся перед началом работы

Памятка

  1. Помните, что проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая работа. Успешность этой деятельности зависит от того, появятся ли у вас оригинальные мысли и нестандартные решения, а также желание и усердие сделать проект интересным.

  2. Не забывайте, что вы должны работать с полной отдачей, помогать друг другу по мере необходимости, чувствовать ответственность за результаты совместной работы.

  3. Когда вы получите рекомендации, организуйте:

а) планирование работы, обсуждение элементов проекта, изготовление набросков;

б) распределение обязанностей;

в) выполнение заданий;

г) обсуждение подготовленных материалов;

д) презентацию проектов.

Как показывает практика, такие уроки для школьников:

  1. позволяют проявить себя;

  2. делать что-то интересное самостоятельно;

  3. видеть результат собственной деятельности;

  4. оценить свою работу и работу других ребят;

  5. оценить свое состояние в конце урока.

Для учителя:

  1. новое средство обучения и воспитания;

  2. обучение поиску и отбору нужной информации из различных источников;

  3. использование метапредметных связей;

  4. использование методов погружения (экскурсии);

  5. обучению учащихся целепониманию, планированию своей деятельности;

  6. создание таких условий, чтобы ученики нашли в проектной деятельности свои личные интересы и самостоятельно реализовывали проектные задачи;

  7. своевременное внесение корректив в деятельность учащихся;

  8. для оценки деятельности разрабатываются критерии по процессу и по результату





















Осенние странички

Тип урока:

комбинированный (1 час – создание творческого проекта, работа в

группе

2 час – защита творческого проекта)

Вид проекта – продуктивный.

Дидактическая цель урока:

  1. создать условия для разработки творческого проекта –книжки-миниатюры из цикла «Времена года» посвященной осени – осенние странички»;

  2. применение знаний в новой учебной ситуации;

  3. проверки уровня усвоения знаний и умений.

Цели по содержанию:

  • образовательная – проверить знания учащихся по теме фольклор. Умение выразительно читать стихотворения;

обучение написанию сочинения – анализа стихотворения из творческого проекта;

  • развивающая – работа по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации, оформлять творческую в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности. Расширение понятий взаимосвязи живописи, поэзии и музыки через творчество русских поэтов, художников и музыкантов;

  • воспитательная – сформировать умение работать в коллективе, воспитание видения прекрасного в окружающей действительности и бережного отношения к природе.

Форма организации учебной деятельности – групповая.

Оборудование:

Бумага белая и цветная, клей, цветные карандаши, фломастеры, файлы, папка-скоросшиватель.



Ход урока

Эмоциональный настрой

Доброе утро, ребята. Очень рада видеть вас на нашем уроке.

«Здравствуй» мы скажем солнцу и птицам и «Доброе утро!» – улыбчивым лицам. (звучит фрагмент «Утро» Э. Грига)

Сегодня мы начинаем цикл уроков «Времена года», который будет состоять из скольки уроков, как вы думаете? Почему?

(4, по количеству времен года)

Конечным продуктом наших уроков-проектов будет создание книги о временах года. А сегодня первый этап – «Осенние странички», которую мы сделаем, издадим сами, работая в группах.

В наших группах есть редактор, корректор, оформитель (зачитать памятки) и их помощники. Работая над проектом, вы должны знать, что:

После того, как будет создана наша мини-книга, нужно будет уметь защитить ее, показать всем, рассказать о ней, что в нее вошло, зачитать выразительно стих и наизусть и загадывать нам загадки. Будет так же оценено умение слаженно и организованно работать в группах.

Давайте посмотрим на картину В.Д. Поленова «Золотая осень».

От этой картины веет тишиной. Золотые березки будто танцуют в легком хороводе. Дорожка убегает и стремительно зовет вдаль. Но главное медленное течение реки не поддается этим легким ритмам. Река уже подчинилась осени.

Константин Паустовский писал: «Самые мягкие и трогательные стихи написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени». И мы постараемся творчески оформить нашу работу.

Учащиеся оформляют работу.

Многие композиторы посвящали теме времен года свои произведения. Один из них – П. И. Чайковский. И мы сейчас познакомимся с его музыкой из цикла «Времена года». Ноябрь. А вы можете приступить к работе

(звучит музыка и учащиеся начинают работу над творческим проектом)

Далее урок строится в соответствии со структурными компонентами проектной деятельности.

1) ученики подготавливают рабочее место, с помощью учителя распределяют партнеров;

2) обсуждают главную концепцию и структуру будущего проекта;

3) выполняют творческую работу, готовят выступление;

4) в соответствии с конечной целью оформляют проект, упражняются в использовании приемов защиты творческой работы;

5) выступают перед классом, читают стихи наизусть, загадывают загадки;

6) оценивают результаты своей деятельности и деятельности других групп.

Учитель: итак, наш первый урок – Золотая осень – подошел к концу. Давайте ответим на вопросы:

Что нового мы смогли сделать на уроке? Интересен ли он был?

А сейчас тихо, спокойно прислушайтесь к себе и оцените свое состояние:

У вас на парте лежат листочки. Сегодня мы их наклеим на дерево, но листочки вы сами раскрасите в тот цвет осенних листьев, какое настроение у вас после сегодняшних уроков.

  • желто-оранжевый – мне все понравилось, было интересно;

  • коричневый – не удовлетворен уроком, было скучно.

(учащиеся клеят листики на дерево)

У нас с вами еще будут такие яркие и познавательные уроки-проекты. А сейчас вы получаете задание: подготовиться
к проекту
Зимушка-зима. Зимние странички:

  • нарисовать иллюстрации, зимний пейзаж

  • загадки

  • пословицы

  • поговорки

  • праздники

  • стихи

Всего вам хорошего! Урок окончен.

После этих уроков (на след. учебный день) продолжается работа учащихся – написание сочинения-анализа стихотворения. Каждой группе учащихся предлагается выбрать из своей работы одно из стихотворений. Написать сочинение по заранее предложенному плану.





























Памятка

Подготовка к сочинению

  1. Прочитай стихотворение несколько раз

  2. Узнай сведения об авторе стихотворения

  3. Найди материал об истории его создания

  4. Какую картину рисует поэт? Представь ее себе, запиши,что представил.

  5. Какие чувства передает поэт в стихотворении?

  6. Какие изобразительно-выразительные средства помогли создать эту картину?

  7. Подумай, о чем стихотворение? Это будет его темой.

  8. Что хотел сказать поэт в своем произведении? Какую мысль высказал? Это будет основной мыслью стихотворения

  9. Какие чувства вызывает стихотворение у тебя? Что ты представляешь ,когда читаешь стихотворение? Запиши.

Речевые клише-универсальные обороты речи, которые легко вставить в любое сочинение, на месте пропуска добавив необходимые слова или выражения.

В стихотворении…(автор, название) говорится о …

В стихотворении(название, фамилия поэта) описывается…

В стихотворении царит… настроение

Настроение стихотворения подчеркивает…

Стихотворение можно разделить на…части

Поэт хочет запечатлеть словами…

Для того чтобы передать настроение… автор использует…(изобразительно-выразительные средства)

Лирический герой этого стихотворения представляется мне…

Яркую, радостную картину(грустную, печальную) картину передают (эпитеты, метафоры)…

Стихотворение вызывает у меня чувство…,

Зимушка-зима

Учитель: тема нашего сегодняшнего урока продолжает создание мини-книги из цикла «Времена года», который мы начали ранее.

На прошлом уроке мы с вами говорили об осени, а сегодня за окном у нас Зимушка-зима. Так и будет называться вторая часть нашей книги.

Давайте вспомним, что мы делали на предпоследнем уроке-проекте

Ученик: создавали проект мини-книги на тему «Осенние странички»
и защищали свою работу.

Жизнь человека всегда неотъемлема от природы. Познавая ее тайны, люди воспринимали ту гармонию, которая существовала в природе. Она являлась источником вдохновения многих художников и поэтов. Бесконечно любя свою Родину-Россию, они стремились воплотить в своем творчестве ее образ через образ природы.

О природе написано очень много картин русскими художниками. Сейчас мы посмотрим репродукции картин.

(слайды)



Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало застилает все вокруг. А как ударят морозы – инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. В каждом времени года есть свое очарование.

Русские поэты и художники не раз признавались в любви к зиме, признавая ее величавый покой.

(слайд А. Саврасов «Зимний пейзаж»)

Живопись легка, прозрачна, кругом – белый снег, а вдали – очертания леса.

Строгая серебристо-серая гамма цвета и от нее как бы исходит аромат зимнего воздуха.

И.Э. Грабарь «Февральская лазурь»

Природа у художника как будто празднует небывалый праздник. Она искрится радужными красками, наполнена ощущениями простора и света. Белые стволы и ветви берез образуют легкое кружево, сплетенное зимой.

(ученики выполняют работу в группах по созданию второй части мини-книги «Времена года» – «Зимушка-зима».

Заключительный этап урока – рефлексия учащихся.

На доске: новогодняя елка. Учащиеся прикрепляют шарики.

  • красный – мне было интересно на уроке, все понравилось;

  • синий – мне было скучно, неинтересно.

Учитель: ребята, наш с вами урок подошел к концу, наша книга сегодня пополнилась материалом о зиме. А следующим этапом создания книги будет – что?

Ученики: весна.

  • Учитель: и нашим домашним заданием будет собирание материалов для Весенних страничек. Мы уже знаем, что это: (загадки, пословицы, поговорки, праздник, стихи).

Всего вам хорошего! Урок окончен.









Мониторинг качества проектной деятельности учащихся



























Заключение

Из проведенного анализа мониторинга оформления проектов видно, что учащиеся после подведения итогов проекта «Золотая осень» сделали выводы и намного лучше подготовились к выполнению и защите проекта «Зимушка-зима», лучше написали сочинения, более прочно усвоили знания литературоведческих терминов.

Учитывая интерес учащихся к данному виду проектной деятельности, хочется не останавливаться на достигнутом, а развивать в перспективе работу с учащимися вплоть до старших классов, когда ребята в больших программных произведениях находят описание природы, заучивают наизусть уже не только в стихах, но и в прозаических произведениях, что повышает читательскую культуру школьников, развивает познавательный интерес.

Часто, читая и изучая в старших классах программу произведений, ребята пропускают описание природы, обращая внимание лишь на героев и события.

Описание природы помогает в уроках по развитию речи, по русскому языку (например, сочинение-описание «Твой любимый уголок природы» и т.д.).

Цикл уроков «Времена года» рассчитан на то, что учащиеся обогащают свой словарный запас, могут применить свои материалы из стихотворений для уроков по русскому языку, выписав простые и сложные предложения, предложения с однородными членами.

Для уроков литературы – написание сочинений-анализов стихотворения.

Таким образом, в результате работы школьники овладевают системой проектировочных умений и приобретают новое интеллектуальное качество – способность учиться на собственном опыте и опыте других.

Проектное обучение очень действенно, оно усиливает интерес к учебе со стороны учеников, потому что оно личностно-ориентированное, самомотивируемое, что означает возрастание интереса к работе по мере ее выполнения, приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда. Проектная деятельность позволяет развить специфические проектные умения: определить проблему и цель предстоящей работы, спланировать деятельность, найти нужные материалы, точно реализовать план, а при необходимости внести коррективы, оценить полученные результаты и проанализировать ошибки, осуществить презентацию своей работы.

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Птицы и звери весной"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: