Конспект урока
«Государственные символы России»
Подготовила учитель начальных классов
МБОУ «Первомайская средняя
общеобразовательная школа»
Первомайского района
Тамбовской области
Васильева Елена Николаевна
Цель: формирование элементарного представления о символике нашей страны, ее значении, развитие познавательного интереса к истории государства.
Задачи:
— обогатить словарный запас детей, формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать непринужденную беседу, отвечая на вопросы учителя;
— развивать мышление, логику;
— воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважительное отношение к символике нашей страны (гербу, флагу, гимну).
Оборудование:
Флаги разных стран на подставках, изображение герба нашей страны, глобус,
мультимедийная установка, презентация, запись песни «Солнечные зайчики» (сл. В.Татаринова, муз. А Варламова), гимн России.
Ход урока
I. Организационный момент
II.Введение в новую тему. Беседа
Учитель читает стихотворение «Мать Земля» (Я. Абидов).
Скажи мне, как правильно
Землю назвать?
Земля дорогая?
Земля золотая?
Нет, лучше сказать ей: «Родная!»
Земля — наша милая,
добрая мать!
Так ласковей будет звучать и вернее.
Ведь всё, что мы любим,
Всё создано ею:
И горы, и реки, И лес, и цветы,
И осень, и лето,
И дождик, и ты…
Беседа по вопросам:
Скажите, где мы с вами живем? (В России, в Тамбовской области, Первомайском районе, п.Заводской)
Страна наша называется Россия, а всех людей, живущих в нашей стране, называют… (россияне).
Наша Родина большая и красивая страна. Каждый россиянин любит свою страну. За что вы любите нашу Родину? (Ответы детей.)
Беседа по вопросам:
Наша страна находится на огромной планете. Как она называется? ( Земля)
Какие еще страны находятся на нашей планете? (Ответы детей.)
— Каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные знаки,
отличительные символы. Что это за символы? {Флаг, герб, гимн.)
III. Флаг России
Белый цвет – берёзка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет. (В. Степанов)
Люди придавали большое значение цветам флага. Что означает белый цвет флага? (Чистоту совести, мир.)
Что означает синий цвет флага? (Верность и правду.)
Что означает красный цвет флага? (Мужество и отвагу.)
Учитель. По цветам флага можно рассказать о том, какие люди живут в нашей стране. Если красный цвет означает мужество и отвагу, значит, какие люди живут в России? ( Мужественные, отважные.)
— А по синему цвету определите, какие люди живут в нашей стране? (Верные и правдивые.)
— Если белый цвет означает мир, чистоту совести, то какие люди живут в России? (Миролюбивые, честные, справедливые.)
Флаг России – триколор,
Три полоски ловит взор.
И у каждой новый цвет,
А у цвета свой секрет.
Снизу красный – самый яркий,
Цвет побед в сраженьях жарких,
Русской кровью что добыты
И народом не забыты.
В середине флага – синий,
Словно Волга по равнине…
Синеву родимых рек
Любит русский человек.
Сверху, словно облака,
Цвет снегов и молока.
Чистый белый – мира цвет,
Говорит он – войнам нет! (И. Агеева)
IV. Физминутка.
— Россияне очень дружный народ. Посмотрим, достойные ли вы граждане России, дружные ли вы.
2 команды встают в круг. Команды должны дружнее и быстрее передать по кругу игрушку.
V. Знакомство с гербом
Учитель. Ребята, послушайте стихотворение, о чем оно?
Этот знак есть у любого,
И у города большого,
У района и страны,
Знать его вы все должны.
Формой он похож на щит,
И цвета здесь яркие.
Как же этот символ — знак,
Ребята, называется? (Н.И. Симоненко)
А сейчас рассмотрим герб нашей Родины:
— Кто изображен на гербе нашей страны в самом центре? (Двуглавый орел.)
— Почему у него две головы? (Государство большое, и орел смотрит и на запад
и на восток нашей страны.)
Что на груди у орла? (Щит.)
— Кто изображен на щите? (Всадник на коне.)
Как зовут всадника? (Георгий Победоносец.)
Что он держит в лапах? (Копье.)
Зачем оно ему? (Чтобы победить черного змея.)
Учитель. Черный змей символизирует зло, а отважный воин Георгий Победоносец побеждает злого змея. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом! Когда люди относятся друг к другу по-доброму, то, какое у них тогда настроение? (Веселое, счастливое.)
— Люди радуются мирному небу, яркому солнцу! Давайте и мы порадуемся солнышку
VI.Физминутка «Солнечные зайчики».
VII. Знакомство с гимном России
— Послушайте особенное произведение, но слушать мы его будем по — особенному: для этого мы встанем. (Звучит запись гимна). Кому оно известно?
— Это песня граждан России, верных и любящих её. Называется эта песня – гимн. Запомните: слушают его и поют только стоя.
VIII. Закрепление
— Зачем нужны символы стране? (Чтобы отличаться от других стран.)
— Сейчас проверим, как вы запомнили, из каких цветов состоит флаг России. ( Детям предлагается разукрасить заранее подготовленные шаблоны флагов.)
IX. Подведение итогов. Рефлексия
— О чем мы сегодня говорили?
— Что нового вы узнали?
— Кому было трудно?