Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида № 12 г. Сердобска
Конспект урока на тему «Гуси-лебеди»
подготовила
Бондаренко Татьяна Владимировна,
воспитатель
Пензенская область, Сердобск
2013г.
Предмет: реализация образовательной области «Чтение художественной литературы» ФГТ
Тема
| «Гуси-лебеди» | |
2. | Воспитатель
| Бондаренко Т.В. |
3. | Возраст детей
| 5 — 6 лет старшая группа |
4. | Место проведения
| Музыкальный зал |
5. | Цель
| Приобщать детей к устному народному творчеству |
6. | Задачи
| — Формировать навыки детей, понимать образное содержание сказки. — Рассмотреть декорации к русской народной сказке «Гуси-лебеди». — Развивать у детей слуховое внимание, связную речь, умение отгадывать загадки. — Активизировать употребление в речи прилагательных, образованных от существительных. — Формировать умение правильно употреблять в речи слова, близкие по значению (синонимы) и слова с противоположным значением (антонимы). — Расширять и уточнять представления детей о природе. Закреплять умение наблюдать. — Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
|
7. | Интеграция образовательных областей
| Чтение художественной литературы Коммуникация Познание Здоровье Музыка |
8. | Материалы и оборудование
| Костюм Незнайки, загадки, четыре декорации к сказке, корзинка с муляжами яблок, музыкальное сопровождение
|
Воспитатель: — Дети, к нам сегодня в гости пришел Незнайка. Но он не просто так пришел. А пришел за помощью. (Входит мальчик в костюме Незнайки)
Незнайка: — Здравствуйте, дети! Мне очень нравится одна сказка, но я забыл, как она называется. Я очень прошу вас помочь мне отгадать загадки, и подсказать героев. Ну что поможете?
Дети: — (ответы)
(Незнайка зачитывает загадки)
— Длинные шеи, красные лапки, щиплют за пятки – беги без оглядки. (Гуси)
— Круглое румяное с дерева достану я. (Яблоко)
— Бабушка седа-бела, зимой каждому мила. Из трубы летят колечки – это дым из нашей (Печки)
— Течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит. (Река)
— Между сосен, между елок ходят, бродят сто иголок. (Еж)
— Живет в дремучем лесу в избушке недобрая старушка. (Баба Яга).
(Дети отгадывают загадки)
Воспитатель: — Молодцы, отгадали! А из какой русской народной сказки все эти персонажи?
Дети: — «Гуси-лебеди».
Воспитатель: — Правильно! Вот теперь Незнайка, дети тебе подсказали название сказки.
Незнайка: — Да! Я очень рад!
Воспитатель: — А почему эта сказка называется русской народной?
Дети: — Потому что эту сказку придумал русский народ.
Воспитатель: — Какие еще русские народные сказки вы знаете?
Дети: — «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Колобок» и т.д.
Незнайка: — Друзья мои! А хорошо ли вы знаете сказку «Гуси-лебеди»?
Воспитатель: — Незнайка, вот сейчас мы и проверим. Я предлагаю вам, детки, внимательно послушать фразы из сказки и найти ошибки, если они есть. Если что-то будет неправильно, вы должны говорить хором: «Нет, нет, нет». Если ошибок нет, то говорить: «Да, да, да». Итак, приготовились слушать.
— Отец с матерью уехали в город, а Маша с Ванюшкой остались дома. (Да, да, да).
— Налетели гуси – лебеди, подхватили Машеньку, посадили на крылья и унесли. (Нет, нет, нет).
— Маша печке помогла – пирожок съела. (Да, да, да).
— Маша яблоньке помогла – яблочек на нее навесила. (Нет, нет, нет).
— Маша речке помогла – камень сдвинула. (Да, да, да).
— Ежик привел Машу в дремучий лес к избушке на курьих ножках. (Да, да, да).
— Видит, Маша в поле печка течет, а рядом речка печет. (Нет, нет, нет).
— Маше с Ванюшкой помогли спрятаться от гусей-лебедей Баба Яга. (Нет, нет, нет).
— Прибежала Маша домой: Ванюшку умыла, причесала, на лавочку посадила, сама рядом присела. (Да, да, да).
Незнайка: — Молодцы, дети! Хорошо вы знаете сказку. На все мои вопросы ответили правильно!
Воспитатель: — А теперь, давайте совершим небольшое путешествие по нашей сказке. Незнайка, мы приглашаем тебя с нами.
Незнайка: — С большим удовольствием!
Воспитатель: — Беритесь за руки – и в путь! (Воспитатель с детьми под музыку гуляют по залу. Затем воспитатель подводит детей к декорации, на которой изображена русская печь из сказки).
— Кто первым встретился на пути Машеньке?
Дети: — Печка.
Воспитатель: — А чем печка угостила Машеньку?
Дети: — Пирожками.
Воспитатель: — Правильно! Давайте с вами пофантазируем, с чем могут быть пирожки?
Дети: — С капустой, морковкой, грибами, ягодами, яблоками и т.д. Воспитатель: — А в печке можно испечь не только пирожки, но и большие пироги. Если пирог с ягодой, его называют ягодным пирогом. А как будет называться пирог с грибами, яблоками, капустой?
Дети: — Грибной пирог, яблочный и капустный.
Воспитатель: — Молодцы, дети! С кем дальше повстречалась Машенька?
Дети: — С яблонькой.
Воспитатель предлагает детям встать в круг и показать, как летают лебеди: поднимаем руки вверх – делаем носом вдох, опускаем руки вниз – делаем выдох ртом. ( Проводится физкультминутка с элементами дыхательной гимнастики).
— А теперь мы превратимся в гусей-лебедей и полетим искать яблоньку. (Дети под музыку бегут и изображают гусей-лебедей. Затем воспитатель подводит их к декорации, на которой изображена яблонька).
— Вот здесь в корзинке лежат яблоки, возьмите их. В сказке яблочки называют румяными, да наливными, как вы понимаете это выражение?
Дети: — Это яблоки красные, сочные, сладкие, спелые.
Воспитатель: — Молодцы! Кто дальше встретился на пути Машеньке?
Дети: — Речка.
Воспитатель: — Давайте превратимся в речку и потечем плавно. (Дети под музыку делают плавные движения руками, изображая течение реки. Далее воспитатель подводит их к декорации, на которой изображена речка).
— Посмотрите, детки, это речка не простая, а молочная, с кисельными берегами. Как вы понимаете это выражение — молочная река — кисельные берега?
Дети: — В реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя.
Воспитатель: — Молодцы, правильно! В сказке лес, в который забрела Машенька, назван дремучим лесом. Кто сможет объяснить почему?
Дети: — Потому что деревья растут часто и там очень страшно.
Воспитатель: Конечно, вы правы! В таком лесу деревья очень высокие и растут так близко друг к другу, что даже в солнечный день в нем темно.
— Давайте с вами превратимся в деревья, пошелестим листочками, а теперь покачаем веточками. (Дети поднимают руки вверх и сначала крутят кистями рук, изображая листочки, а затем качают влево и вправо вытянутыми руками, как ветками).
-Дети, в дремучем лесу водятся разные дикие звери: волки, лисы, медведи. Баба Яга тоже живет в этом страшном лесу, в своей избушке. Давайте, превратимся в лисичек и побежим искать избушку Бабы Яги. (Дети сгибают руки в локтях и опускают вниз кисти, изображая лисичек. Под музыку двигаются. Затем воспитатель подводит их к декорации избушки на курьих ножках).
— К избушке Бабы Яги нужно подойти очень тихо, чтобы она нас не заметила. Скажите мне, Баба-Яга в сказке добрая?
Дети: — Нет, Баба Яга злая.
Воспитатель: Может молодая?
Дети: Нет, старая.
Воспитатель: Наверно красивая?
Дети: Нет, она страшная: у нее нос – крючком, волосы – торчком и костяная нога.
Воспитатель: — Да, здесь действительно такое страшное место, надо отсюда поскорее выбираться, пока Баба Яга не проснулась. Возвращаемся назад. (Дети берутся за руки и под музыку выходят из леса и садятся на свои стульчики).
Воспитатель: — Ну, вот дорогие мои, мы с вами и завершили путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди». Все, вы сегодня очень хорошо потрудились, ответили на все вопросы Незнайки правильно, тем самым помогли ему вспомнить эту сказку. Правда, Незнайка?
Незнайка: — Да. Мне очень понравилось с вами путешествовать по сказке. Я теперь ее очень хорошо знаю. Спасибо вам! А теперь мне пришла пора прощаться с вами. До свидания, мои друзья!
Дети: — До свидания Незнайка, приходи еще к нам в гости! (Незнайка уходит)
Воспитатель: — Спасибо, дети! Я хочу поблагодарить всех за хорошую работу. Молодцы!
Список использованной литературы:
1. Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Москва: Издательство «Детская литература» 1977 г
2. Нищева Н. В. Любимые сказки. Гуси – лебеди. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», Москва: «Творческий центр СФЕРА» 2007
3. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Москва: Гуманитарный издательский центр «Владос» 2008 г.
Использованные материалы из Интернет-ресурсов:
Загадки: https://www.prozagadki.ru; https://www.fun4child.ru