Конспект урока на тему «Из чего состоят все предметы?»


Урок № 3.

Тема: Из чего состоят все предметы?

Цели:

научить правильно употреблять понятие «вещество», различать предмет и вещество, из которого он состоит;

научить различать твёрдые тела, жидкости и газы;

научить превращать вещество из одного состояния в другое.

Ход урока.

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Слайд 2.

Назовите предметы одним словом:

1) Стол, табуретка, шкаф, комод. (Это мебель.)

2) Платье, рубашка, брюки, юбка. (Это одежда.)

3) Ложки, чайник, нож, кастрюля. (Это посуда.)

Что объединяет эти три группы предметов? (Это предметы, которые сделаны человеком, или вещи.)

Из чего человек делает вещи? (Из разных материалов.)

Подумайте, из каких материалов сделаны предметы каждой группы? Подберите нужное слово: деревянные, металлические, стеклянные. (Предметы первой группы – деревянные, второй – стеклянные, третьей – металлические.)

Откуда же человек взял материалы для изготовления перечисленных вещей? (Это природные материалы.)

Какой вывод мы можем сделать на основании наших наблюдений? (Все вещи из чего-то сделаны. Вещей много, а то, из чего они сделаны, объединяет их в группы.)

Как вы думаете, можно ли это наблюдение применить к предметам природы и выделить такие группы?

Назовите несколько вам известных природных материалов. (Из камня – горы, реки и озёра – из воды…)

А если обратиться к живой природе? Распространяется ли наше наблюдение на живую природу? (Да, всё живое тоже из чего-то состоит.)

Можно ли то, из чего состоят предметы, отнести к понятиям? (Да, это можно назвать понятием.)

Значит, всё, из чего состоят вещи и природа, можно назвать одним словом?

Назовите. Знакомы ли мы с таким словом? (Нет. Мы не знаем такого слова.)

Что нужно сделать? (Нужно придумать название.)

Какие вопросы у вас возникают?

Слайд 3.

Попробуем составить план урока.

План (примерный).

1. Из чего состоят все вещи?

2. Из чего состоят живые существа и неживая природа?

3. Как называется то, из чего состоят все предметы?

Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

Какое умение формировали?

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Придумайте своё название.

Слайд 4.

Дети предлагают названия.

Слайд 5, 6, 7.

Подумайте, из чего сделаны эти предметы?

Физкультминутка.

Слайд 9.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Водоёмы нашего края»

В науке есть название этому понятию. Это – вещества.

Как вы думаете, что мы будем исследовать на нашем уроке? (Мы думаем, что будем говорить о веществах и наблюдать за ними.)

Подумайте, из каких веществ состоят эти предметы?

Посмотрите на доску. На какой вопрос мы уже можем ответить? (Мы можем ответить на вопрос: как называются разные вещества?)

Да, есть металл, древесина, пластмасса.

Слайд 10.

Продолжаем наше исследование. Почему предметы собраны в одну группу?

Столовые приборы, линейка, посуда.

Молоко, чай, чернила, сок, вода.

Воздух внутри шарика; пар, поднимающийся из носика чайника.

Можно ли сказать, что предметы в каждой группе состоят из одного и того же вещества? (Нет, все они состоят из разных веществ.)

Что же их объединяет в этом случае? (Первые бывают твёрдыми, вторые – жидкими, третьи – газообразными.)

Какое предположение можно выдвинуть относительно этого наблюдения за веществами? (Все жидкости, твёрдые вещества и газы такие разные, но есть свойства, которые их объединяют.)

Давайте рассмотрим по одному из предметов каждой группы и сделаем вывод об общих свойствах жидкостей, твёрдых и газообразных веществ по плану.

  1. Имеет ли вещество постоянную форму?

  2. Какое оно на ощупь?

Группам предлагается взять мел, воду в стакане и надутый воздушный шарик.

Твёрдые вещества имеют постоянную форму. Их можно подержать в руке. Они могут плавать или тонуть в воде.

Жидкие вещества принимают форму сосуда, в который их наливают. Их трудно удержать в руке – они вытекают через любое отверстие. На ощупь они мокрые.

Газообразные вещества не имеют постоянной формы. Они, в отличие от жидкостей, занимают не часть сосуда или комнаты, а стремятся равномерно распределиться внутри. Они очень лёгкие. Газ трудно заметить. Но если помахать перед собой рукой, можно ощутить его около себя.

Какой напрашивается вывод относительно веществ, которые нас окружают? (Возможно, все вещества, окружающие нас, бывают либо твёрдыми, либо жидкими, либо газообразными.)

Слайд 11.

Хорошо, продолжаем наблюдение, попробуем выяснить, справедливо ли наше утверждение.

Догадайтесь, почему предметы находятся в одной группе, подберите понятие, их объединяющее.

Вода, лёд, снег, пар из чайника.

(Все они состоят из воды.)

Разбейте эти предметы на группы (Т – твёрдые, Ж – жидкие, Г – газообразные). (Т – лёд, снег, Ж – вода, Г – пар из чайника.)

Как сформулировать наше наблюдение? (Возможно, каждое вещество может быть и твёрдым, и жидким, и газообразным, но нам известно одно или несколько его состояний в природе.)

Почему же вода стала твёрдой или газообразной? (Когда тепло – вода жидкая, зимой холодно – вода твёрдая, плита очень горячая – вода превратилась в пар.)

Слайд 12.

Какой можно сделать вывод? (Возможно, при охлаждении и нагревании вещества переходят из одного состояния в другое.)

Основные выводы:

1. Все предметы вокруг нас состоят из веществ.

2. Каждое вещество может быть и твёрдым, и жидким, и газообразным.

3. Нам известно одно или несколько его состояний в природе.

4. При охлаждении и нагревании вещества переходят из одного состояния в другое.

На все ли поставленные вопросы мы ответили?

Как называются разные вещества? Чем они друг от друга отличаются?

Что мы сейчас с вами делали?

Какое умение формировали?

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

Откройте учебники на с. 14–15 и рабочие тетради. Выберите задание по желанию. Обсудите ответы в группах.

После обсуждения каждая группа представляет свой ответ.

Игра «Назови, из чего состоит предмет».

К доске вызывается ведущий, который называет предметы, а дети называют вещества.

Какую работу мы сейчас выполняли?

Чему научились?

Кто с ней справлялся легко?

Кому пока было трудновато?

Кто или что вам помогло справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

Какую бы отметку вы себе поставили?

ΙV. Домашнее задание.

Слайд 13.

1. Прочитать текст учебника на с. 12 – 15.

2. Выполнить задания в рабочих тетрадях на с. 3 № 1, 2.

V. Итог урока.

Что нового узнали?

Где пригодятся знания?

Какую работу мы сегодня выполняли?


Свежие документы:  Тест по окружающему во 2 классе "Про воздух и про воду..."

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: