Тема урока: Круговорот воды в природе
Цели урока: формировать понятие о круговороте воды в природе, закрепить знания детей о разных состояниях воды; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде; расширять словарный запас учащихся, повышать познавательную активность детей; развивать наблюдательность, чувство прекрасного, умение обобщать и делать выводы; прививать основы экологических знаний; воспитывать привычку бережного отношения к природе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point с анимацией; карточки-условные знаки для проверки домашнего задания; физическая карта Казахстана, глобус; для опыта: колба с водой, штатив, спиртовка,блюдце со льдом.
Ход урока:
Организационный момент. (Слайд 1)
Проверка домашнего задания. (Слайд 2)
а) «Ты – мне, я – тебе»
Проверка знаний учащихся по теме «Полезные ископаемые» Учащиеся делятся на две группы. Из одной группы выходит ученик, передаёт ученику другой группы кубик и задаёт вопрос по теме. Этот ученик отвечает на поставленный вопрос и передаёт кубик следующему ученику. Таким образом, продолжается далее опрос.
б) «Знаешь ли ты?» (Слайд 3)
На столе разложены карточки – условные обозначения полезных ископаемых. Выходят по одному ученику из каждой группы, выбирают карточку, называют полезное ископаемое, находят на карте месторождение этого полезного ископаемого и прикрепляют карточку на карте Казахстана.
Актуализация знаний. (Слайды 4- 5)
а)- Отгадайте загадку.
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
— Как вы это понимаете?
— О каких состояниях воды говорится в загадке?
б) Сгруппируйте в 3 группы. (Слайд 6)
3 состояния воды
Жидкое Газообразное Твёрдое
(Иней, град, роса, дождь, облако, снег, лёд, туман)
— От чего зависит состояние воды? (от температуры)
в) Решим кроссворд. (Слайд 7)
1.Мы все звёздочки сквозные
На пальто и на платке
Мы сквозные, вырезные
А возьмёшь – вода в руке (Снежинки)
2.Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём.
Ищем, ищем, не найдем. (Роса)
3. Растём мы все вниз головою
Не летом растём, а зимою
Когда солнышко нас припекает
Заплачем мы все и растаем (сосульки)
На дворе переполох,
с неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина. (Град)
Старик у ворот Тепло уволок. Сам не бежит И стоять не велит. (Мороз)
Меня пьют, меня льют, Всем нужна я Кто я такая? (Вода)
Мочит поле, лес и луг, Облаков и туч он вождь, Ты же знаешь, это — (Дождь)
Течёт, течёт – не вытечет, Бежит, бежит – не выбежит. Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе. Узкий кончик – в роднике, А широкий – в море. (Река)
Без крыльев летят,
без ног бегут,
без паруса плывут. (Облака)
Молоко над речкой плыло,
ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (Туман)
-Прочитайте, какое слово получилось. Объясните, как вы его понимаете.
(Круговорот)
4. Объявление темы урока
«Круговорот воды в природе» (Слайд 8)
а) Постановка проблемного вопроса (Слайд 9)
Тест
1.Где все тела находятся в жидком состоянии?
А) лед, река, океан
Б) ручей, дождь, море
2. Все ли эти свойства воды?
А) текучесть, испаряемость, растворитель
Б) хрупкость, текучесть, прозрачность
3.Круговорот воды состоит …
А) из осадков
Б) из испарения, конденсации и осадков
4. Конденсация – это …
А) процесс перехода из газообразного состояния в жидкое
Б) процесс перехода из жидкого состояния в газообразное
5.При какой температуре вода превратится в лёд?
А) +2⁰
Б) -5⁰
Чтение стихотворения «Путешествие воды»
В природе путешествует вода.
Она не исчезает никогда.
То в снег превратится, то в лёд,
Растает и снова в поход.
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьётся,
Дождём обернётся,
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода.
14. Рефлексия урока (Слайд 42)
— Быстро пролетел урок,
Подведём быстрей итог.
Чем сегодня занимались?
В чём с охотой упражнялись?
Что узнали и познали?
Почему умнее стали?
-Какие новые открытия для себя сделали?
— Довольны ли вы уроком и собой.
Изобразите ваше настроение на капельках.
15. Домашнее задание (Слайд 43) С. 54-55 читать и пересказывать, нарисовать в тетрадях схему «Круговорот воды в природе»