Конспект урока на тему «Кто такие птицы?»



Конспект урока по окружающему миру

по программе А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»

Тема: «Кто такие птицы?»

Цели:

1. Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения и жизнедеятельности; с местами их обитания; учить определять принадлежность птиц к своей группе; учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжать обучение практическому исследованию предметов природы.

2. Создать условия для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы, для развития творческих способностей, воображения; формировать приемы учебной деятельности.

3. Воспитывать доброту, ответственность, чувство любви к природе и умение ценить прекрасное; формировать образ окружающего мира как дома для всего живого.

Оборудование: ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, учебник «Мир вокруг нас» и рабочая тетрадь к учебнику (автор А.А. Плешаков), муляжи птиц, перья птиц, ножницы, лупа, стаканчик с водой.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что птицы — животные, тело которых покрыто перьями; научиться приводить примеры птиц.

Ход урока

Ι. Организация класса.

— Здравствуйте ребята! Совсем скоро начнётся наш урок. Но прежде давайте поприветствуем наших гостей, которые пришли к нам. Повернитесь, посмотрите, поздоровайтесь.

А теперь всё внимание на меня. — Что у меня в руке? (Перо птицы). — Я уроню его, а вы внимательно послушайте и попробуйте сесть так же тихо, как падает это перо.

ΙΙ. Актуализация знаний.

— Давайте вспомним темы предыдущих уроков. С какими группами животных мы познакомились? Я проведу небольшой опрос. А вы будете мне отвечать с помощью сигнальных карточек. Итак, я диктую предложения, если вы согласны с высказыванием, то поднимаете вверх красную карточку, если нет – то синюю.

а) Муравей, пчела, стрекоза – насекомые. (Да)

б) У насекомых три пары ног. (Да)

в) Акула – речная рыба. (Нет)

г) Рыбы живут в воде. (Да)

д) Паук – это насекомое. (Нет)

е) Тело у всех рыб покрыто чешуёй. (Нет)

А у каких рыб тело не покрыто чешуёй? (сом, налим, акула…)

Молодцы!

ΙΙΙ. Сообщение темы и цели урока.

Слайд 1 К нам на урок пришел муравей Вопросик. Слайд 2 Он приглашает нас в лес на прогулку. Представьте себе, что мы очутились в лесу. Здесь так много интересного. Какие запахи можно почувствовать? А кого можно встретить в лесу? (зверей, насекомых, птиц). Слайд 3 Как нужно себя вести в лесу? Какие звуки можно там услышать?

Попробуйте отгадать, чьи это голоса? Слайд 4 (дети слушают и отгадывают птичьи голоса – воробья, синицы, вороны).

— А как вы думаете какую учебную задачу мы сегодня будем решать на уроке? Слайд 5 (Кто такие птицы и чем они отличаются от других животных).

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Наш любимый город»

ΙV. Постановка проблемного вопроса.

— Послушайте кого увидел в лесу Муравьишка. Слайд 6

«Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. На окраине деревни, за лесом, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Бесшумно, взмахивая крыльями, пролетела надо мной большая ночная бабочка. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку.

— Какие разные животные, но все они умеют летать… Наверное, все они птицы — подумал Муравей.

Действительно ли все они — птицы? — А вы как думаете, ребята? (Дети говорят, что курица — птица, бабочка — насекомое).

— Учитель спрашивает: «Знает ли кто-нибудь из вас животное похожее на белку, о котором сказал Муравей?» Если дети не знают, учитель сообщает: Это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь — птица?

V. Изучение нового материала.

1. Выявление существенного признака птиц.

— Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий существенный признак птиц, который отличает их от других животных. Важный признак для птиц – умение летать? И все ли птицы умеют летать? Умение летать не подходит — мы знаем, что не только птицы летают, но и насекомые. А некоторые птицы вообще летать не умеют или умеют, но очень плохо, например курица. Как вы считаете, что это за признак? (этот признак — перья).

— Кто такие птицы? Слайд 7 (Животные, тело которых покрыто перьями).

Физминутка «В поход» + физминутка для глаз

2. Знакомство со строением тела птицы. Работа по учебнику.

— Давайте познакомимся со строением птицы. Откройте учебник на стр. 24. Рассмотрите строение птицы на примере голубя. Какие части тела можно выделить? А форма тела птицы вам ничего не напоминает? Птица похожа на самолёт. Форма тела помогает ей быстро летать.

Птичий нос не только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зерно – толстые и тупые. Птицы не жуют пищу, так как у них нет зубов. Они заглатывают пищу целиком. С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов. Без носа птица – как мы без рук.

У птицы 2 ноги. Обычно на птичьей ноге 4 пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная. У водоплавающих птиц, таких как утка (см. муляж) между пальцами – кожные перепонки. Они помогают птичкам грести лапками, будто вёслами.

Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.

Свежие документы:  Урок в 4 классе по теме: "Как жить в мире людей"

Всё тело у птиц покрыто перьями (см. муляж) Ни у каких других животных перьев нет. Они спасают птицу от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья – это одежда птиц. — Каких птиц ещё видите на рисунке? (гусей). — Какой части тела у них не видно? Почему? (гуси прижимают лапки к телу, когда летят) — Гуси, голуби – это птицы? Почему? Докажите.

Прочитайте вывод Мудрой черепахи по учебнику.

— А сейчас я проверю как вы запомнили все части тела птицы. Я буду показывать, а вы хором называть (голова, тело, крылья, хвост, ноги, клюв, шея) или ребёнок у доски показывает все части тела птицы. Слайд 8

Физминутка

Совушка-сова

Большая голова,

На пеньке сидит,

Головой вертит,

Ножками топ-топ,

Крылышками хлоп-хлоп,

Во все стороны глядит,

Да как полетит!

3. Практическая работа в паре. А сейчас поработаем в парах.

— Мы сказали, что тело птиц покрыто перьями. А что такое перо?

— Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сейчас превратимся в ученых. А чем они занимаются? (Исследуют, наблюдают, размышляют, делают выводы). Этим мы сейчас и займемся. У вас на столах лежат разные перья.

— Сравните перья. Чем различаются? Чем они похожи? (Размер, форма, окраска – одинаковое строение).

— Каждое перо имеет стержень. Найдите его. Почему эту часть пера так называют? (Похожа на стержень ручки, которой мы сейчас пользуемся.)

— А еще у пера есть бородки. Найдите их. Обратите внимание, как бородки соединены друг с другом у больших и малых перьев. Аккуратно разъедините бородки. Как соединены бородки между собой у больших перьев? (Есть маленькие крючочки, у маленьких – крючочков нет). Для чего птицам нужны большие перья? И называют их полётными.

Маленькие пёрышки — они мягкие, пуховые перья. Для чего птицам нужны пуховые перья? (они помогают птицам сохранять тепло).

— Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? Почему полетели перья? (Они очень легкие).

— Почему перья легкие? Что у них внутри? (пустота). Посмотрим и убедимся. (Возьмите ножницы и отрежьте кончик стержня) Да, перо полое, внутри пусто.

— Обмакните перо в стакан с водой. Что с ним случилось? Намокло ли оно? (Перо осталось сухим, вода скатилась капелькой). Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают. Значит, перья защищают птицу от воды и сырости.

Вывод по практической работе:

— Итак, мы выяснили, что тело птицы – хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нем играют перья. Перо имеет стержень и бородки. Большие перья на крыльях помогают птицам летать, маленькие перья на теле защищают тело и придают ему форму, под ними пух, который согревает птицу.

Свежие документы:  Конспект урока окружающего мира на тему «Наши друзья – птицы»

Скоро зима. Не забывайте, что нашим пернатым друзьям в это время приходится особенно тяжело. Чаще всего птица погибает не от холода, а голода. Обязательно сделайте кормушку и не забывайте насыпать птичкам корм.

— Обратите внимание на изображения в учебнике (с. 24) пера и чернильницы. Почему они нарисованы рядом? Раньше перья использовали вместо ручек, писали чернилами.

— Взгляните на Мудрую Черепаху в учебнике. Чем она себя украсила? (Перьями.) Кто узнал эти перья? (Это перья павлина). Я вам принесла пёрышко от хвоста павлина. У павлина очень красивый и яркий хвост.

VI. Расширение представлений детей о многообразии мира птиц.

Посмотрите на картинку в учебнике и назовите птиц (с. 25). Каких птиц вы видели у нас в Архангельске и Архангельской области? На уроке обучения грамоте мы познакомились вот с такой книгой. Что это за книга? ( Красная книга Архангельской области) Наша планета заселена множеством различных животных. Но некоторые виды животных исчезают. Их остаётся очень мало. Если их не охранять, то они совсем исчезнут. Если животное занесено в Красную книгу, значит, оно находится под охраной государства. Есть птицы, которые тоже занесены в Красную книгу. Это серый журавль, чайка, филин, серая куропатка, беркут, малый лебедь, орлан-белохвост и другие. 36 птиц занесены в Красную книгу и охраняются на территории Архангельской области.

— А сейчас давайте посмотрим ещё несколько слайдов о птицах. Слайды с 9 — 12

Одновременно учитель может читать детям загадки. Например:

У нее глаза большие,

Хищный клюв всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на ветке светлым днем.

(Сова)

Кто в берете ярко-красном,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.

(Дятел)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненька шапочка
И полоска шарфика.

(Синица)

Буян-мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.

(Воробей)

VII. Итог урока. Рефлексия.

— Муравей Вопросик просит еще раз сказать ему, кто такие птицы (животные, тело которых покрыто перьями). Приведите примеры птиц.

— Понравился ли вам урок? С каким настроением вы работали? Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек.

— Какое задание на уроке было самым интересным?

— Было ли трудно?

— Вы молодцы! Мне было приятно работать с вами. Я увидела умных, заинтересованных детей.

— Скажите себе: «Я молодец! Я думал, я старался, я делал открытия».

8


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: