Конспект урока на тему «Кто такие рыбы?»


Тема урока: « КТО ТАКИЕ РЫБЫ?»

Цели: познакомить учащихся с понятием кто такие рыбы, с их внешним строением; расширить знания детей о рыбах пресных водоёмов и морей;

Тип урока изучение нового материала

Задачи урока:

Предметные: сформировать у детей первоначальное представление о рыбах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; учить описывать рыб по плану; расширять кругозор учащихся.

Метапредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста; использовать жизненный опыт; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение обобщать полученную информацию, делать выводы.
Личностные: воспитывать любовь к природе; развивать познавательные процессы учащихся (внимание, память, мышление, речь), коммуникативные функции, ИКТ-компетентность.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы: ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно-деятельностный подход; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.

Оборудование: слайды с изображением рыб, учебник «Окружающий мир» 1 класс автор А. А. Плешаков, рабочая тетрадь, монетки, фигурки рыбок.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть основные признаки рыб, приводить примеры рыб, узнавать рыб.



Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формирование УУД

Организационный момент.












Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

Самоорганизация на начало учебной деятельности.

Коммуникативные, регулятивные:

эмоционально – положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.




Повторение изученного

Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. Блиц-опрос «Закончи предложения»:

— На прошлом уроке мы изучали… насекомых.

— К ним относятся… пчелы, бабочки, кузнечики…

— Отличительными признаками насекомых являются…… 6 ножек.

— Отметьте, кто является насекомым. (слайд- диск)


Личностные, коммуникативные, регулятивные.


Постановка учебной проблемы.

Определение темы урока.

































Работа по теме урока.

— Муравьишка Вопросик приглашает нас к водоёму. (слайд 2)

Любознательный Муравьишка понаблюдал за стрекозой, которая долго кружилась над водой. «Кого же могла увидеть стрекоза?» — подумал Муравьишка. И Мудрая Черепаха предложила ответить на этот вопрос, отгадав загадку. (слайд 3)

— Отгадайте её и вы.

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть да не говорю.

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть – не летаю. (слайд 4)

— Где могут жить рыбы? Предположите, о чём или о ком пойдет речь на уроке.

— Прочитайте тему урока на с.34 учебника. (слайд 5)

— Назовите, какие учебные задачи мы поставим перед собой.



1.- Вспомните, каких рыб вы знаете.

Игра «Кто больше?»

(соревнования по рядам, учитель следит, что не было повторов )

— Молодцы! Сколько вы знаете рыб!



2. — А как можно отличить рыб от других животных? (слайд 6)

Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде.

— А кто знает, как рыбы дышат?(слайд 6)

Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород, и большинство рыб получает его из воды с помощью жабр. Жабры устроены таким образом, что могут удерживать кислород.

— Кто знает, как рыбы передвигаются в воде? (слайд 6)

Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинутся на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.

— Отгадаем загадки, отгадки на них подскажут, по каким ещё признакам можно отличить рыб от других животных.

— Отгадываем первую загадку. (учебник с. 34)

— Что нам подсказывает отгадка? — Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, сглаживает складки и неровности кожи, образующиеся в момент движения и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.

Вот так выглядит чешуя рыб при увеличении.

(слайд 7)

— Посмотрите на правый рисунок в учебнике. Догадайтесь, что нарисовано.

Мы с вами сейчас попробуем построить модель «одежды» рыб.

— А сейчас Мудрая Черепаха предлагает вам познакомиться со строением рыб.

(слайд 8)

— Посмотрите, что это за рыбка? Кто знает, как она называется?

— Это краснопёрка. Кто догадался, почему её так назвали? ( У рыбки плавники красного цвета и они похожи на пёрышки)

— Назовём части тела рыбы. Стрелочки вам помогут в этом.












Высказывание предположений, актуализация опыта.









Учитель подводит учащихся к тому, что они сами называют тему урока.































Высказывание предположений, актуализация опыта.

























Ответы детей.

















Учащиеся с помощью вырезанных из фольги кружочков моделируют «одежду» для рыб.

Дети убедятся: если «чешуйки» класть неправильно, между ними останутся промежутки и такая «одежда» плохо защитит рыбу.







Личностные, коммуникативные, регулятивные.







Актуализация опорных знаний. Познавательные действия. Самостоятельное формулирование познавательной цели.











Коммуникативные:

умение высказываться в соответствии с поставленными задачами.



Личностные.



Познавательные: формирование умения применять ранее полученную информацию для решения учебой задачи.































Познавательные: формирование умения выделять особенности объектов в процессе их наблюдения.



Личностные.



Регулятивные.









Коммуникативные:формирование умений работать в группах.

Физкультминутка

— Рыбки плавали, ныряли

В тёплой, голубой воде.

То сойдутся – разойдутся,

То зароются в песке.


Регулятивные.

Коммуникативные.

Продолжение работы по теме урока.





























































































































































Подведение итогов урока.




— Вы все умные ребятки! Отгадаете загадки? (слайды)

— А знаете ли вы? Загадки о рыбах.

1. Ах, какой же ты колючий!
Плавники и хвост — липучки!
Ты меня не проведёшь! —

Я тебя поймаю,…! (Ерш)

2. Поймать его не просто,

Не любит рисковать.

В песок всегда зароется

И от погони скроется. (Пескарь)

— Почему пескаря так назвали?

3. Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает. ( Щука)

4. На рыбалку мы ходили,
Рыбу дружно все удили.
Свой рассказ ты как не крась,
Но ловился лишь …
(Карась)

— Какое слово у нас получилось? Значит рыбы: ёрш, пескарь, щука, карась, где обитают ? ( В реке) Это речная рыба.

— Рассмотрите в учебнике на с. 35 на левом рисунке речных рыб. Какую рыбу мы не назвали? (Сом)

— А что вы знаете о соме?

— На дне реки лежит почерневшее полено. У одного края у полена извиваются два толстых, хорошо заметных червяка. Увидела рыбёшка червяка, подплыла. В тот же миг рванулось полено с места, у него открылась большущая пасть и проглотила рыбёшку. Вот так полено! А это и не полено вовсе, а рыба сом. И червяки – тоже не червяки, а сомьи усы. Да и тело сома без чешуи.

По сравнению с другими нашими рыбами — сом великан. Это хищник.

— Сом- неповоротливый, ленивый. Гоняться за добычей не любит, предпочитает хитрить. Затаится на дне и ждёт добычу. Может лягушку съесть, утёнка или гусёнка за лапку схватить и утащить под воду.

Дети называют по порядку рыб. (Карась, ёрш, щука, окунь, сом)

— А тепрь мы проверим как знаете других обитателей.

(Отгадывают кроссворд о морских рыбах) (слайды)

Загадки о рыбах.

  1. Вот так рыба – просто чудо!

Очень плоская, как блюдо.

Оба глаза на спине,

И живёт на самом дне.

Очень странные дела.

Эта рыба … (Камбала).

2. Словно сказочный герой,

Под водой живёт тот конь,

Гривы нет, копыт, хвоста,

И не ржёт он никогда! (морской конёк)

3. Красная рыба из семейства лососевых (горбуша)

4. Блещет в море чистом,

Спинкой серебристой. (Сельдь )


— Какое слово у нас получилось? ( Море) Значит рыбы: конёк, горбуша, камбала, сельдь, где обитают? (В море) Это морская рыба.

— Рассмотрите в учебнике морских рыб. Каких рыб мы не назвали?

Среди этих рыб есть хищница – акула.

— Акулы — отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантская акула – самые большие рыбы.

— Авторы учебника предлагают вам рассказать об одной из рыб по плану на с. 35. (работа в парах)

Рассказы детей об одной из рыб.

Щука – речная рыба, бывает больших и средних размеров. Тело удлинённое, стекловидное, с большой головой и широкой пастью. Окраска туловища пятнистая, с тёмными полосами.

Камбала – морская рыба. Встречаются большие и маленькие рыбки. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов.

Откройте тетради на с. 24, найдите № 1. Проведём игру «Узнай рыб по силуэтам». (слайд)

— А сейчас проведём игру на внимание. «Найди отличия в этих картинках». (слайд)

— Молодцы! Справились с заданием.





О ком сегодня говорили на уроке? (О рыбах)

— Кто такие рыбы? (слайд)

— Приведите примеры речных рыб.

— Приведите примеры морских рыб.




























































































































































Систематизация знаний. Осознание качества и уровня усвоения полученных знаний.




Познавательные: формирование умения выделять особенности объектов в процессе их наблюдения.

























Познавательные:

умения классифицировать, находить сходства и различия.











































































Познавательные:

умение презентовать подготовленную информацию.

Коммуникативные: формирование умений работать в парах, слушать и понимать других.





Познавательные:

умение самостоятельно выделять и формулировать необходимую информацию.





Регулятивные:

умение осуществлять итоговый контроль деятельности.



Рефлексия.

— Что узнали на уроке сегодня?

— Чему научились?

-Как бы оценили своё настроение после урока?

-Давайте отметим ваше настроение. Перед нами морское дно. Давайте заселим туда рыбок. У вас на столах лежат рыбки разного цвета. Прикрепите ваших рыбок на доску.

Если урок понравился, и все было понятно – синяя рыбка

Все понятно, но остались вопросы – желтая рыбка

Ничего не понятно – красная рыбка

— Посмотрите, какое красивое морское дно у нас получилось. А это значит, сколько новых знаний вы получили.




Рефлексия собственной деятельности на уроке.

Регулятивные:

умение осуществлять итоговый контроль деятельности.



Свежие документы:  Конспект урока по биологии в 5 классе по теме"Признаки живых организмов. Царства живой природы"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: