Тема урока: « КТО ТАКИЕ РЫБЫ?»
Цели: познакомить учащихся с понятием кто такие рыбы, с их внешним строением; расширить знания детей о рыбах пресных водоёмов и морей;
Тип урока изучение нового материала
Задачи урока:
Предметные: сформировать у детей первоначальное представление о рыбах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; учить описывать рыб по плану; расширять кругозор учащихся.
Метапредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста; использовать жизненный опыт; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение обобщать полученную информацию, делать выводы.
Личностные: воспитывать любовь к природе; развивать познавательные процессы учащихся (внимание, память, мышление, речь), коммуникативные функции, ИКТ-компетентность.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы: ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно-деятельностный подход; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.
Оборудование: слайды с изображением рыб, учебник «Окружающий мир» 1 класс автор А. А. Плешаков, рабочая тетрадь, монетки, фигурки рыбок.
Планируемые результаты: учащиеся научатся называть основные признаки рыб, приводить примеры рыб, узнавать рыб.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формирование УУД | |
Организационный момент.
| — Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. | Самоорганизация на начало учебной деятельности. | Коммуникативные, регулятивные: эмоционально – положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
|
Повторение изученного | — Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. Блиц-опрос «Закончи предложения»: — На прошлом уроке мы изучали… насекомых. — К ним относятся… пчелы, бабочки, кузнечики… — Отличительными признаками насекомых являются…… 6 ножек. — Отметьте, кто является насекомым. (слайд- диск) |
| Личностные, коммуникативные, регулятивные.
|
Постановка учебной проблемы. Определение темы урока.
Работа по теме урока. | — Муравьишка Вопросик приглашает нас к водоёму. (слайд 2) Любознательный Муравьишка понаблюдал за стрекозой, которая долго кружилась над водой. «Кого же могла увидеть стрекоза?» — подумал Муравьишка. И Мудрая Черепаха предложила ответить на этот вопрос, отгадав загадку. (слайд 3) — Отгадайте её и вы. Плаваю под мостиком И виляю хвостиком. По земле не хожу, Рот есть да не говорю. Глаза есть – не мигаю, Крылья есть – не летаю. (слайд 4) — Где могут жить рыбы? Предположите, о чём или о ком пойдет речь на уроке. — Прочитайте тему урока на с.34 учебника. (слайд 5) — Назовите, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
1.- Вспомните, каких рыб вы знаете. Игра «Кто больше?» (соревнования по рядам, учитель следит, что не было повторов ) — Молодцы! Сколько вы знаете рыб!
2. — А как можно отличить рыб от других животных? (слайд 6) Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. — А кто знает, как рыбы дышат?(слайд 6) Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород, и большинство рыб получает его из воды с помощью жабр. Жабры устроены таким образом, что могут удерживать кислород. — Кто знает, как рыбы передвигаются в воде? (слайд 6) Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинутся на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает. — Отгадаем загадки, отгадки на них подскажут, по каким ещё признакам можно отличить рыб от других животных. — Отгадываем первую загадку. (учебник с. 34) — Что нам подсказывает отгадка? — Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, сглаживает складки и неровности кожи, образующиеся в момент движения и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения. –Вот так выглядит чешуя рыб при увеличении. (слайд 7) — Посмотрите на правый рисунок в учебнике. Догадайтесь, что нарисовано. Мы с вами сейчас попробуем построить модель «одежды» рыб. — А сейчас Мудрая Черепаха предлагает вам познакомиться со строением рыб. (слайд 8) — Посмотрите, что это за рыбка? Кто знает, как она называется? — Это краснопёрка. Кто догадался, почему её так назвали? ( У рыбки плавники красного цвета и они похожи на пёрышки) — Назовём части тела рыбы. Стрелочки вам помогут в этом.
|
Высказывание предположений, актуализация опыта.
Учитель подводит учащихся к тому, что они сами называют тему урока.
Высказывание предположений, актуализация опыта.
Ответы детей.
Учащиеся с помощью вырезанных из фольги кружочков моделируют «одежду» для рыб. Дети убедятся: если «чешуйки» класть неправильно, между ними останутся промежутки и такая «одежда» плохо защитит рыбу. |
Личностные, коммуникативные, регулятивные.
Актуализация опорных знаний. Познавательные действия. Самостоятельное формулирование познавательной цели.
Коммуникативные: умение высказываться в соответствии с поставленными задачами.
Личностные.
Познавательные: формирование умения применять ранее полученную информацию для решения учебой задачи.
Познавательные: формирование умения выделять особенности объектов в процессе их наблюдения.
Личностные.
Регулятивные.
Коммуникативные:формирование умений работать в группах. |
Физкультминутка | — Рыбки плавали, ныряли В тёплой, голубой воде. То сойдутся – разойдутся, То зароются в песке. |
| Регулятивные. Коммуникативные. |
Продолжение работы по теме урока.
Подведение итогов урока.
| — Вы все умные ребятки! Отгадаете загадки? (слайды) — А знаете ли вы? Загадки о рыбах. 1. Ах, какой же ты колючий! Я тебя поймаю,…! (Ерш) 2. Поймать его не просто, Не любит рисковать. В песок всегда зароется И от погони скроется. (Пескарь) — Почему пескаря так назвали? 3. Хвостом виляет, Зубаста, а не лает. ( Щука) 4. На рыбалку мы ходили, — Какое слово у нас получилось? Значит рыбы: ёрш, пескарь, щука, карась, где обитают ? ( В реке) Это речная рыба. — Рассмотрите в учебнике на с. 35 на левом рисунке речных рыб. Какую рыбу мы не назвали? (Сом) — А что вы знаете о соме? — На дне реки лежит почерневшее полено. У одного края у полена извиваются два толстых, хорошо заметных червяка. Увидела рыбёшка червяка, подплыла. В тот же миг рванулось полено с места, у него открылась большущая пасть и проглотила рыбёшку. Вот так полено! А это и не полено вовсе, а рыба сом. И червяки – тоже не червяки, а сомьи усы. Да и тело сома без чешуи. По сравнению с другими нашими рыбами — сом великан. Это хищник. — Сом- неповоротливый, ленивый. Гоняться за добычей не любит, предпочитает хитрить. Затаится на дне и ждёт добычу. Может лягушку съесть, утёнка или гусёнка за лапку схватить и утащить под воду. Дети называют по порядку рыб. (Карась, ёрш, щука, окунь, сом) — А тепрь мы проверим как знаете других обитателей. (Отгадывают кроссворд о морских рыбах) (слайды) Загадки о рыбах.
Очень плоская, как блюдо. Оба глаза на спине, И живёт на самом дне. Очень странные дела. Эта рыба … (Камбала). 2. Словно сказочный герой, Под водой живёт тот конь, Гривы нет, копыт, хвоста, И не ржёт он никогда! (морской конёк) 3. Красная рыба из семейства лососевых (горбуша) 4. Блещет в море чистом, Спинкой серебристой. (Сельдь )
— Какое слово у нас получилось? ( Море) Значит рыбы: конёк, горбуша, камбала, сельдь, где обитают? (В море) Это морская рыба. — Рассмотрите в учебнике морских рыб. Каких рыб мы не назвали? — Среди этих рыб есть хищница – акула. — Акулы — отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантская акула – самые большие рыбы. — Авторы учебника предлагают вам рассказать об одной из рыб по плану на с. 35. (работа в парах) Рассказы детей об одной из рыб. Щука – речная рыба, бывает больших и средних размеров. Тело удлинённое, стекловидное, с большой головой и широкой пастью. Окраска туловища пятнистая, с тёмными полосами. Камбала – морская рыба. Встречаются большие и маленькие рыбки. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. — Откройте тетради на с. 24, найдите № 1. Проведём игру «Узнай рыб по силуэтам». (слайд) — А сейчас проведём игру на внимание. «Найди отличия в этих картинках». (слайд) — Молодцы! Справились с заданием.
— О ком сегодня говорили на уроке? (О рыбах) — Кто такие рыбы? (слайд) — Приведите примеры речных рыб. — Приведите примеры морских рыб.
|
Систематизация знаний. Осознание качества и уровня усвоения полученных знаний.
|
Познавательные: формирование умения выделять особенности объектов в процессе их наблюдения.
Познавательные: умения классифицировать, находить сходства и различия.
Познавательные: умение презентовать подготовленную информацию. Коммуникативные: формирование умений работать в парах, слушать и понимать других.
Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать необходимую информацию.
Регулятивные: умение осуществлять итоговый контроль деятельности. |
Рефлексия. | — Что узнали на уроке сегодня? -Как бы оценили своё настроение после урока? -Давайте отметим ваше настроение. Перед нами морское дно. Давайте заселим туда рыбок. У вас на столах лежат рыбки разного цвета. Прикрепите ваших рыбок на доску. Если урок понравился, и все было понятно – синяя рыбка Все понятно, но остались вопросы – желтая рыбка Ничего не понятно – красная рыбка — Посмотрите, какое красивое морское дно у нас получилось. А это значит, сколько новых знаний вы получили.
|
Рефлексия собственной деятельности на уроке. | Регулятивные: умение осуществлять итоговый контроль деятельности. |