Шумский детский сад – структурное подразделение Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Усть-Рубахинский детский сад общеразвивающего вида»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей средней группы.
Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна
Тема: «Лёд».
Задачи:
Познавательное развитие: познакомить детей с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности со льдом;
Развивать исследовательский интерес, знакомить детей со способами обследования объекта;
Речевое развитие: развивать связную речь детей, внимание, зрительную и тактильную память;
Художественно – эстетическое развитие: Воспитывать трудолюбие, любознательность, умение рисовать схемы к опытам.
Материалы и оборудование:
Письмо; тара с кусочками льда; салфетки, подносы на каждого ребенка, карточки — схемы, фотоматериалы.
Предварительная работа:
— Рассматривание на прогулке снежинок, льда, сосулек.
-рассматривание фотографий и иллюстраций, изображающих лед.
— разучивание стихотворений о зиме, снеге, льде, прослушивание музыки на зимнюю тему, отгадывание загадок.
-аппликация и рисование (в разных техниках) снежинок.
Форма образовательной деятельности: Лаборатория.
Мотивация: Слышится стук в дверь. Принесли письмо для ребят средней группы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо. А как вы считаете, от кого оно могло прийти?
Давайте прочитаем от кого оно пришло. Ой, а тут загадка.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко
Села и растаяла
На моей ладошке. Ответы детей (снежинка)
Воспитатель: Сейчас мы посмотрим, правильно ли мы отгадали.
Это письмо нам отправила снежинка. А как вы думаете, почему она сама к нам в гости не прилетела. Ответы детей.
Воспитатель предлагает присесть и прочитать дальше письмо.
«Здравствуйте, ребята! Я совсем маленькая девочка – Снежинка. Я недавно появилась на свет. Но я знаю, что моя мама – это Матушка-Водица. У нас большая семья. Есть сыновья у Матушки – Водицы, мои братья – Туман, Дождь, Снег, Лёд и мы дочки – Роса и Снежинки. У всех детей разные характеры: все мы любим разные времена года (кто весну и лето, кто осень, кто зиму). Сейчас на улице зима, а зиму любим мы – Снежинки и мой братец Лёд. Но я ничего не знаю о своём брате. Расскажите мне, пожалуйста, о нём. Ваша Снежинка».
Воспитатель: Ребята, зима только наступила, и мы сами очень мало знаем про лед. Вы хотели узнать больше? Ответы детей.
Воспитатель: А как мы расскажем все снежинке?
Мы тоже можем написать для неё письмо.
Я предлагаю пройти в нашу лабораторию.
Познавательно – исследовательская деятельность: Посмотрите, какой у меня «Чудо — сундучок» (воспитатель показывает сундучок и достает из него кубики льда и раскладывает на подносы каждому ребенку).
Воспитатель: Что у вас лежит на подносах? (лед).
Давайте дотронемся до него рукой и скажем, какой он? (холодный)
Как вы узнали об этом?
Сожмем его в руке. Какой лед? (твердый, крепкий)
А теперь, внимательно рассмотрите его, какого цвета лед? (Ответы детей).
Воспитатель: Мы рассматривали лед, наши руки замерзли, давайте их согреем.
Пальчиковая гимнастика «Прогулка»:
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указательным и средним пальчиками.
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведут указательным пальцем по ладони.
А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой стороной.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп.
Воспитатель: Дети, посмотрите, пока мы с вами играли, что у нас появилось на подносах? (вода) А почему?
Что стало со льдом в тепле? (он растаял и превратился в воду)
Значит что такое лед? (это застывшая вода)
Воспитатель: Если лед в тепле превращается в воду, можно ли из воды получить лед и что надо для этого сделать?
Ребята, давайте составим схему, которую отправим снежинке, как лед превращается в воду. А теперь, составим схему, как вода превращается в лед.
Я предлагаю вам посмотреть, все ли правильно выполнили задание. (Проверка детьми схем друг у друга).
Воспитатель: Ребята давайте с вами вспомним, почему людям нужно осторожно обходиться со льдом. У меня в руках карточки с правилами осторожного обращения со льдом. Давайте их повторим.
Дети формулируют правила безопасности со льдом.
— Лед нельзя брать в рот! Лед холодный и в замороженной воде много микробов, от которых можно заболеть.
-Нельзя ходить по льду на реках! (лед может таять и тогда он теряет свою прочность, поэтому можно провалиться в холодную воду).
— Аккуратно ходить по улицам, смотреть под ноги. Если видишь лед — ступай осторожно, а лучше обойди! (Лед гладкий, скользкий, можно поскользнуться и упасть).
-Нельзя ходить под свесами кровли, где висят большие сосульки (Сосульки, могут упасть на человека и травмировать его).
-Нельзя кидаться ледышками (можно травмировать человека).
-Нельзя держать лед в руках без варежек долгое время (руки замерзнут).
Вы такие молодцы! Я хочу показать вам сюрприз, который приготовила для вас. Что это? – ледяная игрушка.
А вы догадались, как я ее сделала? Вы хотите попробовать сами сделать свою ледяную игрушку?
Дети подходят к столу, берут формочки, заполняют их водой, и ставят на поднос, наполняя формочки разными материалами для украшения будущей льдинки.
Воспитатель: – А для того, чтобы наши красивые льдинки замерзли, что надо сделать? Вынести их на холод.
Давайте сфотографируем формочки с будущими льдинками и тоже отправим фото снежинке.
Воспитатель: На этом наше знакомство со льдом не заканчивается, мы с вами понаблюдаем на прогулке за нашими льдинками и также их сфотографируем и вложим в письмо.
Рефлексия: Ребята, а что вам больше всего понравилось сегодня?
Воспитатель: Вы сегодня такие молодцы! Мне тоже было очень интересно узнать много нового про лед.
А сейчас я предлагаю вам отметить свое настроение и выбрать себе карточку. Если вам понравилось – выберите улыбающуюся снежинку, а если не понравилось – грустную. Снежинку нужно выбрать только одну.