Конспект урока на тему «МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ»


Тема: МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ


Цели:

  1. Способствовать формированию представления о Москве, как столице России, образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времён Московского государства, показать взаимосвязь Москвы древней и современной; способствовать формированию у учащихся образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времён Московского государства.

— познакомить учащихся с личностью Ивана Грозного, его деятельностью.

Задачи:

— Организовать деятельность по развитию речи, мышления, навыков переработки информации, развитию коммуникативных умений.

-Способствовать формированию гордости за принадлежность к своему народу, государству, его славному историческому прошлому;

— Способствовать формированию нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей путем личностного восприятия историко-культурных ценностей.

— Осуществить межпредметную связь (музыка, литературное чтение, математика, история).

Воспитательные:

  1. Воспитание патриотизма как необходимого качества (так как любовь к Отечеству является основанием формирования духовно-нравственной личности).

  2. В целях решения задач физического и санитарно – гигиенического воспитания развивать работоспособность через профилактику утомления.

Развивающие:

1. Развитие кругозора, повышение интеллектуального уровня.

2. Развитие логического мышления.

3. Развитие речи (обогащение словаря).



Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:

  • Интерактивная доска, проектор

  • учебник

  • карточки с опорными словами и пословицами о Москве;

  • выставка книг о Москве;

  • Презентация в Microsoft Power Point.

  • кубики

Музыкальное оформление:

  • песня О. Газманова «Москва»;

  • аудиозапись звона колоколов.




Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов



Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.



























































































II. Постановка проблемной ситуации.











































III. Совместное открытие новых знаний



































































































































V. Физминутка ( под музыку)





















































































































































































































VI. Подведение итогов. Рефлексия.

— Сегодня на уроке у нас гости. Давайте поприветствуем наших гостей. Молодцы!

— Сейчас мы отправимся в очередное путешествие по нашей истории. Давайте пожелаем, друг другу удачи, а с собой в путешествие возьмем организованность, дружбу, взаимовыручку, внимательность. 

— Я уверена, что вы сегодня будете не просто слушать и смотреть, а активно работать на уроке, сами открывать новые знания.

— Желаю вам успешной работы на уроке!

— Но прежде, чем отправимся в путешествие, нужно составить из слов пословицы, написанные на карточках.

1) Москва не сразу строилась.

2)Кремль – сердце Москвы.

3) Москва – мать всем городам.

4)Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал.

(ученики выходят к доске с написанными пословицами и объясняют смысл пословиц)

— Что общего в этих пословицах?( в них говорится о Москве)

Кто догадался , куда мы с вами отправимся путешествовать? ( в Москву)

— Правильно, в Москву.

Тема нашего урока: Москва златоглавая. Как вы думаете, почему Москву называют златоглавой? ( в ней много соборов с золотыми куполами).Какое это слово(сложное – в нём 2 корня — злат и глав). Правильно, слово златоглавая переводится как имеющая золотые купола)



— Ребята, я вас сегодня приглашаю совершить путешествие в одно из самых прекрасных и важных мест нашей страны…



Слайд № 1-2

Деревья в три обхвата,

Дремучие леса.

Среди лесов когда-то

Наш город поднялся.

Здесь шли тропинки узкие,

Овраги и поля,

Но все дороги русские

Сходились у Кремля.

— В стихотворении упоминается слово «кремль», кремль – это центральная часть всех древних городов. Со всех сторон кремль был обнесён крепостными стенами с башнями. Его строили обычно на самом высоком месте.

Обратите внимание на слова в стихотворении.(здесь сказано, что все дороги ведут в этот город, значит этот город – столица нашей страны, город Москва).



Слайд 3

Учитель:

Что же мы узнаем о Москве?

Учитель:( документ-камера)

— Совершив путешествие в сердце столицы Московский Кремль, мы хотим узнать:

  • Каким был облик Московского Кремля в разные времена и какое значение имел Кремль для Московского государства;

  • Назовём соборы Московского Кремля и их назначение;

  • Познакомимся с государями Москвы, история правления которых связана с памятниками Москвы



Учитель:

Перенесёмся мысленно в Москву. Так ли выглядит Кремль сейчас? (он построен из красного кирпича, а на иллюстрации он белокаменный)

Учитель:

У городов, зданий, как и у людей, бывает детство. Вот и наша огромная и прекрасная столица была когда-то маленькой и никому неизвестной. А Кремль не всегда был каменным.



Слайд 6

Учитель:

У стен Кремля мы встречаем известного сказочного героя Емелю. Его барыня отправила с заданием. Справиться с ним он сможет, если ответит на все вопросы Щуки. Поможем Емеле. А Щука в свою очередь выполнит ваши желания. Она отметит каждого, кто внимательно слушает и помогает Емеле выполнить поручение барыни. В конце путешествия она вам приготовила сюрприз. Готовы помочь? Тогда в путь!!!



Слайд :

Первый вопрос Щуки: «Каким был облик первого Кремля, построенного в XII веке? Почему его приходилось отстраивать заново?»

Подсказка:

Вот он,первый Кремль сосновый,

За бревенчатой стеной.

Так родился город новый,

И назвался он Москвой.

Да не город – деревушка,

На пригорке — церковушка,

Кучка княжих теремов

Да десятка два домов.

(Кремль был построен из сосны, а сосна – непрочный материал, пожар может уничтожить постройки)

Учитель:

Правильно, у дерева есть опасный враг- огонь. И Москва горела. И не один раз. Но с каждым разом её отстраивали, и она становилась всё красивее и красивее. Но вот мог ли такой Кремль быть надёжной защитой от врагов?



Слайд :

Второй вопрос Щуки: «Каким был облик Кремля при Дмитрии Донском, победившем в бою на Куликовом поле в 1380 году грозного татарского хана Мамая?»

Подсказка:

Для Кремля с каменоломни

Возят камень целый год.

И былой стене на смену

Строит каменную стену

Терпеливый наш народ.

( теперь Кремль стал каменным, надёжной защитой от врагов)

Учитель:

Правильно, а мы вместе с Емелей отправимся в то время, когда Кремль приобрёл современный вид. Тот Кремль, который сохранился и до наших дней, насчитывает 5 столетий.

Слайды:

Третий вопрос Щуки: «Прочитав текст учебника, вы узнаете имена строителей Кремля. Назовите их?»

(государь всея Руси Иван III захотел, чтобы его столица была самым красивым и неприступным городом. Он пригласил итальянских мастеров для строительства столицы. В течение 10 лет под их руководством русские люди строили кремлёвские стены и башни.)

Аня:

19 июля 1485 года началось строительство нового Кремля. Это была первоклассная крепость. Её стены, высотой от 8 до 19 метров и толщиной 3-6 метра, протянулись более чем на два километра. По верхней кромке стены проходила широкая боевая площадка, прикрытая с внешней стороны тысячью зубцов, по форме напоминавших ласточкин хвост. По периметру стен располагались 20 мощных башен. Они служили не только для обороны. Первой башней Кремля стала Тайницкая.

Слайд:

Четвёртый вопрос Щуки: «Предположите , почему башни Кремля имеют такие названия: Тайницкая, Водовозная,Царская,Набатная, Кутафья?»

( Тайницкая- тайник, Водовозная- возили воду, Царская – цари, Набатная – колокол, Кутафья-?)

Рита:

В Тайницкой башне находилось два тайника: тайник-колодец и тайник – подземный ход к речке. Только было это очень давно. В основании Водовозной башни находился колодец. На Набатной висел сигнальный колокол. С царской башни любили наблюдать государи за тем, что происходит на Красной площади. Кутафья, что значит «неуклюжая», похожа на пуговку, стоит на самом первом месте, впереди кремлёвских стен.



Слайд:

Пятый вопрос Щуки: «Какая из башен самая высокая, самая низкая?»

Учитель(работа в группах)

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выполнить вычисления.

Спасская: 100 – 29 =

Кутафья: 60- 42 =

Комендантская: 18 + 23 =

Водовозная: 48 + 14 =

Царская: 86 – 70 =

Троицкая: 100 – 20 =

Боровицкая: 30 + 24 =

Петровская: 10 + 17 =



Если я называю Троицкую башню, вы встаёте на носочки, руки вверх

Царскую: присесть на корточки

Кутафью: руки впереди кольцом;

Набатную: три хлопка в ладоши







Слайд:



Шестой вопрос Щуки: «Посмотрите, какие величественные соборы украшают площадь. Что их все объединяет?»

( у них у всех есть золотые купола)



Учитель:

Не случайно Москву называют златоглавой. Тут наш Емеля и растерялся. Как ему выполнить поручение барыни, если он не знает, где какой собор.

Щука предложила ему обратиться за помощью к ребятам.



Слайд :

Презентация 1 группы(рассказ про колокольню Иван Великий)

Алиса, Марта



Звучит колокольный звон

Учитель: Как вы думаете, почему так весело звонят колокола?

Случилось какое-то важное событие. Родился наследник государя, внук

Ивана III – Иван IV.

Звучит колокольный звон

Учитель:

Прошло 17 лет, и вновь звонят колокола. А послужило поводом для этого- венчание на царство.( иллюстрация)

А происходило это в Успенском соборе.





Презентация 2 группы(рассказ про Успенский собор)

Виталя,Диана,София Т., Саша

Учитель:

Иван IV стал первым правителем на Руси, которого величали царём. А Символом царской власти была шапка Мономаха. Теперь любой русский человек, князь или крестьянин подчинялся его воле. Народ верил в доброго царя, называл его батюшкой, защитником. Но в историю он вошёл как Иван Грозный.

— Как вы думаете, почему его так называли? Что значит «грозный»?

Ученики: грозный вид, грозный к врагам, грозный к своему народу.

Учитель:

— Время правления Ивана IV было отмечено большими изменениями – реформами. Он хотел добиться многих благ для своего государства.

Задание:в группах

Оцените положительные и отрицательные стороны его правления, распределив карточки в 2 группы( на доске надписи: «Добрые дела» и «Грозный царь»; ребятам по желанию предлагается выбрать из конверта карточку, зачитав её и соотнести с надписью).



Карточки

  • Казнил бояр, выступавших против царской воли

  • Росли русские города

  • Создал стрелецкое войско

  • Присоединил Казань, Астрахань, Западную Сибирь

  • Обвинил в заговоре против себя жителей Новгорода и устроил погром и насилие

  • Не пощадил своего сына

  • Построил собор Василия Блаженного( табличка должна быть зачитана последней)

Звучит колокольный звон



Слайд

В честь победы над Казанью

Двум умелым мастерам

Царь велел построить храм.

И воздвигли люди эти

Небывалый в целом свете,

Пёстрый, сказочный собор,

Что стоит и до сих пор.



Учитель: представьте себя зодчими. Сложив пазл, вы узнаете имена создателей собора Василия Блаженного.



Работа в парах: ученики собирают пазл, называют имена — Барма и Постник.

Как вы думаете, как их отблагодарил царь?

Народное предание гласит, что Иван Грозный жестоко отплатил мастерам за их труд. Он спросил у них могут ли они построить собор ещё краше, и они ответили ему что могут, тогда он приказал выколоть им глаза, чтобы они не смогли сделать собор ещё краше. Тяжкие грехи не давали покоя государю. Часто по длинным переходам своего дворца он приходил в Благовещенский собор. Здесь, стоя на коленях, грозный царь вспоминал имена невинно убитых им людей и пытался вымолить у бога прощение.


Учитель:

Справедлив ли был к ним царь? Может ли подобное произойти в наши дни? Почему?



Ученики:

Царь был несправедлив, жесток. В наши дни соблюдают права человека, ценят людей за их творчество, судят только преступников. А мастера – великие зодчие, заслуживают славы и почести.



Учитель:

Мы увидели, что Иван IV и грозен был, и жесток, но сыграл большую роль в истории нашей страны. Наступили моменты, когда тяжкие грехи не давали царю покоя, он молился о прощении в Благовещенском соборе.

Слайд :



Презентация 3 группы(рассказ про Благовещенский собор)

Виктория, Софья К.



Учитель:

Наше путешествие по Соборной площади завершится у храма, о котором расскажет 4 группа.

Презентация 4 группы(рассказ про Архангельский собор)

Вера, Настя Ц.



Звучит колокольный звон



Учитель:

Русский народ прощается с первым русским царём.





Наше путешествие подошло к концу. О чём же вы узнали в ходе путешествия? Что вас удивило?

Над чем вы задумались?

Пригодятся ли полученные знания?

— Оцените свою работу.

— Какие чувства возникают у вас, когда вы слышите слова Москва, Кремль?

— Обратите внимание на выставку книг о Москве. Кто захочет больше узнать об этом чудесном городе, в школьной библиотеке вы найдёте книги по этой теме. Композиторы посвящают Москве свою музыку и песни. И вот есть один знаменитый певец, который исполняет замечательную песню о Москве. Я предлагаю вам посмотреть видеофильм, в котором будет звучать эта песня.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.



Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Приложение 1

1) Москва не сразу строилась.

2)Кремль – сердце Москвы.

3) Москва – мать всем городам.

4)Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал.







Приложение 3



Спасская: 100 – 29 =

Кутафья: 60- 42 =

Комендантская: 18 + 23 =

Водовозная: 48 + 14 =

Царская: 86 – 70 =

Троицкая: 100 – 20 =

Боровицкая: 30 + 24 =

Петровская: 10 + 17 =



Спасская: 100 – 29 =

Кутафья: 60- 42 =

Комендантская: 18 + 23 =

Водовозная: 48 + 14 =

Царская: 86 – 70 =

Троицкая: 100 – 20 =

Боровицкая: 30 + 24 =

Петровская: 10 + 17 =









  • Казнил бояр, выступавших против царской воли



  • Росли русские города



  • Создал стрелецкое войско



  • Присоединил Казань, Астрахань, Западную Сибирь



  • Обвинил в заговоре против себя жителей Новгорода и устроил погром и насилие



  • Не пощадил своего сына

  • Построил собор Василия Блаженного







ДОБРЫЕ ДЕЛА



ГРОЗНЫЙ ЦАРЬ



















Свежие документы:  Конспект урока окружающего мира «Пришла к нам осень золотая»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: