конспект урока на тему «Научный комплекс России»

Тема урока «Научный комплекс России»

Цель:

  1. Познакомить с научным комплексом России, новым понятием — научный комплекс.

  2. Сформировать представление о научном комплексе и познакомить с проблемами.

  3. Рассмотреть состав и географию научного комплекса.

  4. Познакомиться с новым понятием – технополис.

  5. Сформировать представление о технополисе и его значение для экономики страны.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.

Выполните тест.

1. Соотнесите сферы экономики с этапами развития экономики:

1. Сельское хозяйство а) Индустриальный

2. Промышленность б) Доиндустриальный

3. Сфера услуг в) Постиндустриальный

2. Выбрать города (районы), которые находятся на постиндустриальном этапе развития экономики:

А) Москва, Санкт – Петербург;

Б) Поволжье, Урал, Сибирь;

В) Калмыкия, Тыва, Север России.

3. Какая сфера производства преобладает в экономике России?

А) производственная сфера;

Б) непроизводственная сфера.

4. От какого фактора зависит производство первичного сектора (нижние «этажи») и четвертичного сектора экономики? Почему?

5. Назвать постиндустриальные центра мировой системы:

А) Нью – Йорк, Лондон, Париж, Сингапур.

Б) Нью – Йорк, Лондон, Москва, Токио.

В) Нью – Йорк, Лондон, Рим, Москва, Токио.


Номер вопроса

1

2

3

4

5

Ответ







2. Изучение нового материала.

Задание

Формирование учебных действий

Деятельность учащихся

Задание №1.

Дайте определение научному комплексу, вспомните, что такое отрасль и межотраслевые комплексы.

Определение: Научный комплекс –


Задание №2

Работа с учебником стр. 64 таб. 14 «Межотраслевые комплексы России»

Определите функцию научного комплекса и запишите в тетрадь.

Задание №3. Попытайтесь самостоятельно определить основные проблемы комплекса.

Работа с учебником стр.65 таб.15 «Организации, выполняющие исследования и разработки», стр.66 таб.16 «Персонал, занятый исследованиями и разработками». Сделать вывод ответив на вопросы


Как вы думаете, почему происходит сокращение организаций и работников?


Что происходит с учеными, когда их не ценят у себя на родине?

Задание №4

Рассмотрите состав научного комплекса.

Работа с учебником стр.64 рис. 24 «Состав научного комплекса».

Определите, в каких секторах больше практики, а в каких теории. Существует ли взаимосвязь между секторами? Обоснуйте свой ответ.

Задание №5

 Рассмотрим географию российской науки. Работа с учебником стр. 67 карта «География научных центров России». Ответьте письменно на вопросы к карте.

Задания по карте:

1.Назвать главные центры науки.

2.Назвать центры науки на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке.

(Урал- _, Сибирь- _, Дальний Восток- _)

3.Вывод. Объясните причины размещения центров науки.

Задание №6

Дайте определение технополиса.

Что такое технополис?

Работа с учебником стр.70 определение записать в тетрадь. Используя рисунки и текст параграфа создать схему «Структура технополиса»

Рассмотрите географию технополисов.

Задание. Работа с учебником стр.68 карта «География технополисов»

-Назвите центры. Сделать вывод (письменно).

Работа в парах по формулировке определения научного комплекса, применение полученных знаний на предыдущих уроках.

Работа в тетради (Научный комплекс- это…)

 

Работа с учебником (таблица)


Работа в тетради (Функции комплекса…)

 

Работа в тетради (Проблемы комплекса…)

Работа с учебником (таблицы)

Самостоятельная работа учащихся (анализ географической информации, работа с различными источниками знаний, выводы)

 

 

 

 

 

 

 

 




Работа с учебником (рисунок)

Фронтальная работа учащихся.

 

 

 




Работа с учебником (карта)

Самостоятельная работа учащихся 

 

 

 Главные центры науки:________

 

 Центры науки на Урале — , в Сибири — , на Дальнем Востоке — .


 Объясните причины размещения центров науки —


 Работа в тетради (Технополис- …)

 

Работа с учебником (рисунок)

Составление схемы, используя текст учебника.

Работа с учебником ( карта)

Работа по алгоритму.

Фронтальная работа учащихся.

 

3. Закрепление полученных знаний. Тест

1. Как изменилась численность ученых в 90-ые годы?

А) сократилась;

Б) увеличилась.

2. Почему главными центрами науки России являются Москва и Санкт – Петербург?

А) Крупные города, где сосредоточены учреждения науки и образования и потребители науки.

Б) Столичные города.

В) Находятся предприятия, которые используют научные разработки.

3. Центр Уральского отделения РАН:

А) Уфа;

Б) Челябинск;

В) Екатеринбург.

4. В каком регионе России наблюдается концентрация технополисов?

А) Подмосковье;

Б) Урал;

В) Сибирь.

5. Где воплощаются научные идеи технополиса?

А) в научном центре;

Б) на опытном предприятии;

В) в промышленности.


Номер вопроса

1

2

3

4

5

Ответ







Свежие документы:  Конспект урока окружающего мира для 2 класса «Животные Белгородской области»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: