Конспект урока на тему «Осенняя прогулка в парк»


МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска» Республики Марий Эл








Конспект урока на тему


«Осенняя прогулка в парк»







Разработала и провела

учитель начальных классов

Плеханова Марина Владимировна












Козьмодемьянск

2014


Цели: — показать осенние изменения, происходящие в живой и неживой природе;

— развивать наблюдательность, мышление;

— прививать любовь к природе родного края


Ход экскурсии:

  1. Наблюдение за неживой природой.

Осенний лес, играя красками,

Плетет из кроны древ венки,

Своими солнечными ласками

Балуют теплые деньки.


Вот наслаждение безмерное –

Идти по праздничной тропе

Вдоль кленов радужных, наверное,

С букетом лиственным в руке.


И очень тихо, доверительно

На ушко осень ветерком

Прошепчет то, с чем умозрительно

Давно уж каждый был знаком.

— Сегодня мы с вами совершим прогулку по лесу, понаблюдаем, как изменилась жизнь леса по сравнению с летом. Посмотрите на небо. Как изменились облака, какие они стали? Всё так же ярко светит солнце, как летом? Что вы скажете о продолжительности светового дня? С чем это связано?

— С наступлением осени на небе мы видим не перистые и кучевые облака, а чаще слоистые. Солнечные лучи уже не такие жаркие, как летом. Вечерние и утренние зори не такие красочные, день стал значительно короче.

— Как вы думаете, повлияло ли изменение количества тепла на растительность и животных парка?

2. Наблюдение за растениями и животными.

— Сделаем остановку около большой ели. Вспомните, к какой группе растений отнесем ель, сосну, лиственницу, пихту. Почему их называют хвойными? Другое название этих растений – вечнозелёные. С чем это связано? Посмотрите под ветви ели. Вы увидели сухие хвоинки? Оказывается, хвойные растения тоже меняют хвоинки. Каждый год с ели опадает треть хвоинок. Так что голые вести у вечнозелёных деревьев мы не видим. Исключение составляет лиственница. На ней каждый год хвоинки желтеют и опадают.

— Двигаемся дальше в сторону кленовой аллеи. Что произошло с листвой деревьев? Вспомните, почему растения изменяют окраску листьев? Интересно будет знать, что в дождливую осень окраска листьев не такая яркая, как в погожую, сухую осень.

— Напомните друг другу стихотворения русских поэтов о красоте осеннего пейзажа. Действительно, лес можно сравнить с расписным теремом. Посмотрите, насколько красив осенний парк! Каких только красок вы не увидите! Здесь и золото березовых листьев, и багряный цвет листьев клёна, и трепетность алых осин.

— Рассмотрите семена клёна. Каждое семечко лежит на пластинке – крылатке. Как вы думаете, зачем? Действительно, с помощью этой пластинки семена могут перелететь подальше от своего родного дерева. Семена каких растений помогает переносить ветер?

— Приглядитесь, рядом с вами репейник. Как это растение распространяет семена? Рассмотрите плод репейника. Каждое семечко имеет свой крючок, благодаря которому плоды цепляются за шерсть животных и одежду людей и так путешествует, пока не попадет на землю.

— Пройдемте до дуба – великана. Какая птица собирает желуди? Что интересного вы знаете про сойку? Птица эта делает запасы желудей. Иногда она и не вспомнит про свою кладовую и желуди весной прорастают, давая жизнь молодым дубкам. Такая забывчивая бывает и белка. Сделает кладовку с желудями или орехами подо мхом, да не всегда найдет свои запасы. Так сойки и белки помогают расселиться лещине и дубу по всему парку.

— Посмотрите, какая нарядная стоит рябина. Люди подмечали красоту рябиновых кистей и вышивали узоры на полотенцах, фартуках, салфетках. Совсем скоро появятся у рябин гости – свиристели и снегири. Интересно наблюдать, как стайки снегирей едят ягоды рябины – они съедают только семена, а мякоть падает на землю. Свиристели же глотают ягоды целиком. Часть ягод, пройдя через пищеварительный тракт, не теряет всхожесть. Это значит, снегирей и свиристелей можно считать распространителями рябины.

— Прислушайтесь к голосам парка. Часто ли слышны сейчас песни птиц? Почему? Можно ли сейчас увидеть стрижей и ласточек? С чем это связано?

— Действительно, пением птиц мы заслушиваемся в мае – июне, когда птицы насиживают яйца в кладках. Поют самцы, а самки сидят в гнёздах, согревая своим теплом яйца. К моменту вылупления птенцов родителям становится не до песен – нужно кормить семью. С наступлением осеннего похолодания первыми улетают птицы, питающиеся насекомыми. Растительноядным птицам хватает корма – семян растений, ягод. Самыми последними нас покидают водоплавающие птицы. Не забывайте подкармливать птиц, не жалейте для них крошек хлеба.

— Во время нашей прогулки мы не встретили насекомых. Что произошло с ними? Как они проводят зиму?

Будьте наблюдательны, будьте любознательны и вам откроются многие тайны парка.


Какая тишь… и пенье птицы,
А на земле златой ковёр,
Всё будто в сказке, небылице,
Ах, как красив осенний бор!
Зайди туда и окунёшься
В мир детских сказок и чудес.
И подмигнёт, и улыбнётся,
Шурша листвой осенний лес.
О чём поёт листва златая?
О чём щебечет воробей?
О чём, так сказочно играя,
Гласит мотив природы всей?


























Литература:



  • Брыкина Н.Т, Жиренко О.Е Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир».- М, «Вако», 2004

  • Васильев Ю.Р. Занимательное природоведение.- М, «Омега», 1997

  • Ляшенко Школа юного краеведа.- Волгоград «Учитель»,2007

  • Пекпаев А.А Родной край. Й-Ола, Марийское книжное издательство, 1992

  • Пекпаев А. А Мы изучаем природу. Й-Ола, Марийское книжное издательство, 1995

  • Петров В.В Растительный мир нашей Родины. – М, «Просвещение», 1991

  • Энциклопедия тайн и загадок Чудеса живой природы.- М, «Белый город», 2009

  • Энциклопедия Я познаю мир. – М, «Астрель», 2001

  • Энциклопедии «Растения», М, 2010



Свежие документы:  Конспект урока социально-бытовой ориентировки в 4 классе «Здоровый образ жизни»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: