Конспект урока на тему «полезные ископаемые нерудного происхождения»


Открытый урок по познанию мира

Тема: полезные ископаемые нерудного происхождения. Изучение свойств полезных ископаемых. Определение на карте месторождений полезных ископаемых, обозначение их на контурной карте.

Цели и задачи:

  1. Образовательные: дать понятие о полезных ископаемых нерудного происхождения, их особенностях, свойствах; закреплять знания о классификациях полезных ископаемых; проверить усвоение учащимися понятий «полезные ископаемые», «месторождение полезных ископаемых», «рудные полезные ископаемые», «горючие полезные ископаемые»; учить работе с контурной картой, дать понятие об основных месторождениях полезных ископаемых Казахстана.

  2. Развивающие: закреплять умение работы с тестовым материалом, развитие речи, памяти, мышления, умения делать выводы, обобщать материал, расширение кругозора.

  3. Воспитывающие: воспитание любви к своей Родине, чувства гордости за нее; воспитание бережного отношения к природе; воспитание умения сотрудничать.

Оборудование: интерактивная доска

Этапы

Ход урока

Примечания

  1. Орг. момент

  2. Объявление темы и целей.






  1. Повторение пройденного.





















































  1. Новая тема.



















































  1. Закрепление и обобщение пройденного.







































































6. Итог урока.







Организация рабочих мест. Эмоциональный настрой на урок.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение полезных ископаемых. Познакомимся с группой нерудных полезных ископаемых. Повторим то, что мы знаем о рудных и горючих полезных ископаемых. Определим основные свойства нерудных полезных ископаемых. Отметим на карте основные месторождения полезных ископаемых Казахстана.

Блиц-тест.

(тест предоставлен на интерактивной доске на уровне слайдов)

  1. Все природные богатства, которые люди добывают из земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве, называются

А) горные породы;

Б) полезные ископаемые;

В) руды.

2. Места, где полезных ископаемых в достаточном количестве для разработки, называются

а) скопление;

б) нахождение;

в) месторождение.

3. Все полезные ископаемые делятся на группы:

а) полезные, не полезные;

б) твердые, жидкие, газообразные;

в) металлические, неметаллические.

4. Для получения металла руду сначала отделяют от пустой породы. Это называется

а) выплавкой;

б) отделением;

в) обогащением.

5. К горючим полезным ископаемым относятся:

а) магнитный железняк, боксид, медный колчедан;

б) известняк, сера, фосфор;

в) нефть, каменный уголь, природный газ, торф.

(на доске выводятся варианты правильных ответов, один ученик сопоставляет на доске вопрос и вариант ответа, учащиеся обмениваются тестами и проверяют друг друга).

Последняя изученная нами тема «Горючие полезные ископаемые». И сейчас я проверю усвоение этой темы. (к доске выходит ученик и рассказывает о горючих полезных ископаемых)

В тесте вам встретилась одна из классификаций полезных ископаемых, но мы знаем и другую классификацию, которая делит все полезные ископаемые по их назначению. Давайте восстановим схему распределения полезных ископаемых.

(на доске «рассыпанная» схема классификации полезных ископаемых с примерами, учащиеся восстанавливают схему)

полезные ископаемые

рудные горючие нерудные

магнитный каменный соль,

железняк, уголь, гранит,

бурый нефть, глина,

железняк, природный песок,

красный газ. известняк

железняк


Как вы думаете, зачем мы изучаем полезные ископаемые? Полезные ископаемые встречаются в жизни людей повсеместно. Их используют в промышленности, при строительстве различных объектов. Как вы знаете в этом году в нашем городе введена программа «Дорожная карта», благодаря которой, наш город облагораживается, строятся различные объекты, ремонтируются и проводятся новые дороги. Сейчас мы решим задачу на эту тему.

В город Усть-Каменогорск для ремонта дороги было завезено 27 тонн гравия. Ремонт дороги запланирован на 3 дня. В первый день было израсходовано 6 тонн. Во второй день в 3 раза больше тонн гравия, чем в первый день. Сколько гравия осталось израсходовать в 3 день?


Как вы думаете, к какой группе полезных ископаемых относится гравий?


Сегодня на уроке мы рассмотрим группу нерудных полезных ископаемых. Они используются как строительные материалы, технические и драгоценные камни, для производства кислот и удобрений. В основном их применяют в естественном виде.

Сейчас учащиеся нашего класса расскажут о наиболее распространенных нерудных полезных ископаемых.

( учащиеся рассказывают о полезных ископаемых, рассказ сопровождается иллюстрациями на доске и изучением образцов ископаемых)

  • Фосфориты

  • Асбест

  • Гранит, глина, песок

  • Известняк (мел, мрамор, ракушечник)

О какой группе нерудных полезных ископаемых не сказали ребята? С. 49-51

О каких видах соли вы прочитали?

Какой еще встретился вид известняка? Где его используют?

Физминутка.

Как мы знаем, на карте месторождения полезных ископаемых отмечаются с помощью специальных условных определений. Ваша задача: соотнести условное определение и вид полезного ископаемого.

( на доске представлены условные обозначения природных ископаемых и их виды, учащиеся должны соотнести; сначала эта работа проводится в группах, та группа, которая быстрее других справилась с заданием, получает возможность работы с интерактивной доской)

Теперь, когда мы правильно распределили условные обозначения природных ископаемых, мы можем отметить на карте основные месторождения полезных ископаемых в Казахстане.

( на доске карта Казахстана с обозначенными на ней городами, озерами, реками; учащиеся с помощью учителя расставляют условные обозначения и отмечают их на своих контурных картах)

Более 85% всех запасов железной руды республики сосредоточено в Костанайской области (Соколовско-Сарбайское месторождение)

Другое месторождение железной руды находится вблизи Жесказгана, там же находится месторождение медной руды. Алюминий добывают в Аркалыкском месторождении Костанайской области. Основные месторождения полиметаллических руд находятся на Алтае (в районе Усть-Каменогорска, Текели). Золото в нашей стране добывается в Восточно-Казахстанской области: месторождения Ерементау, Жангыстобе. Каменный уголь добывают в Карагандинском и Экибастузком угольных бассейнах, бурый уголь – район Шимкента и Усть-Каменогорска. Газом и нефтью богаты Прикаспийская низменность и полуостров Мангыстау, а также территория Каспийского шельфа. Поваренную соль добывают в районе Аральского моря, а также в районе Павлодара. Месторождения асбеста открыты в Жетыкаре Костанайской области. По качеству и запасам фосфоритов месторождение Каратау не знает равных в мире.

Таким образом, что какой вывод можно сделать о происхождении полезных ископаемых в Казахстане? (В Казахстане можно встретить все виды полезных ископаемых, известных в природе. В недрах республики хранятся богатейшие запасы железа, цветных металлов, нефти, газа, угля, фосфоритов, редких металлов. По запасам меди Казахстан занимает 3 место в мире, запасы железа в 1,5 раза превышают запасы железной руды США, по запасам нефти Казахстан входит в первую десятку стран мира.)

Несмотря на такое разнообразие и богатство полезных ископаемых в нашей стране, мы должны крайне бережно относится к природным ресурсам.

Схема, показывающая предположения геологов о сроках исчерпывания полезных ископаемых.

Кроссворд.

Что нового узнали на уроке? Что повторили? Что вам понравилось/не понравилось?

Д/з: с. 49-51 краткий пересказ.














Работа с тестовым материалом.





























Работа в парах (взаимопроверка)






Монологический ответ.


































Внутрипредметная интеграция.
















Опережающее задание.


























Работа в группах.

















Свежие документы:  Конспект урока на тему «Капелька в гостях у ребят»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: