Конспект урока на тему «Праздник матрёшки»


МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №77»

г.Череповца Вологодской области











Конспект урока на тему «Праздник матрёшки»

(для детей старшей группы)









подготовила

воспитатель группы №3

компенсирующей направленности

Верещагина Татьяна Вениаминовна













г. Череповец

2014

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Интегрируемые образовательные области: познание (формирование целостной картины мира), коммуникация, чтение художественной литературы (стихотворение), социализация, музыка (слушание), художественное творчество (мозаика).

Цель: продолжать знакомить детей с народной культурой и традициями: формировать представление об истории русской матрёшки, о матрёшке – символе семьи и России, о матрёшке – явлении в искусстве.

Задачи: 1.Продолжать развивать интерес к народной игрушке, расширять круг знаний о русской матрёшке. 2.Учить любоваться, радоваться и удивляться красоте матрёшки, её многозначности в сочетании с простотой. 3.Упражнять в умении поддерживать беседу, продолжать автоматизировать в речи звук «Ш». 4.Знакомить с такими видами детского творчества, как мозаика; продолжать развивать умение действовать по инструкции, развивать глазомер, зрительно-моторную координацию, фиксацию взора, цветовосприятие, мелкую моторику.

Предварительная работа: 1) Игры с матрёшками: собирание — разбирание, обустройство «матрёшечной жизни», дидактическая игра «Собери семьи» (дети собирают предварительно разобранные и перепутанные половинки матрёшек от нескольких комплектов).

2) Разучивание физкультминутки «Алёнки и Антошки…».

3) Частичный показ выполнения мозаики на примере одного из детей.

4) Игра «Эхо» — повторение загадок за воспитателем.

5) Слушание стихов о матрёшках с беседой по тексту.

Раздаточный материал: 1) наборы для детского творчества для изготовления матрёшки-мозаики,

2) тарелочки для каждого цвета элементов мозаики,

3) тюбики с клеем ПВА,

4) матрёшки-игрушки для игр.

Планируемые результаты: 1.Дети проявляют познавательный интерес и положительные эмоции при знакомстве с историей матрёшки, с ролью матрёшки как предмета искусства, как какого-то символа,…

2.Умеют поддерживать беседу по предложенной теме, выполнять инструкции в продуктивной деятельности.

3.Самостоятельно доводят изготовление мозаики до конца, прибирают своё рабочее место.

4.Проявляют творчество и ручную умелость в играх с матрёшками.



1.Организационный момент

Отгадайте загадку: «Подбери головку к юбочке и поставь фигурки в ряд:

От великой и до маленькой иль от малой да назад.

Что за детки в маме прячутся? Как зовётся та семья?

Символом России значится та игрушечка моя». (ТВВ)

Да, это-русская матрёшка.

2.А теперь послушайте стихотворение Владимира Моисеева «Русская матрёшка».

«Кто матрёшку сделал, я не знаю. Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой — встанькой, как живая, покоряет кукла белый свет.

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Дом, где я живу"

Где он краски брал, искусный мастер, в нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуёмной страсти, истинную русскую красу.

На щеках навёл зари румянец, неба синь вплеснул в её глаза

И, пустив в неповторимый танец, он, должно быть, весело сказал:

«Ну и ой, гуляй теперь по свету, весели себя, честной народ.

И матрёшка через всю планету до сих пор уверенно идёт.

Выступает гордо, величаво, с удалой улыбкой на лице,

И летит за ней по миру слава о безвестном мастере-творце.

Наша русская матрёшка не стареет сотню лет.

В красоте, в таланте русском весь находится секрет.

Беседа о стихотворении. Какой русский сувенир покорил уже весь мир? Балалайка? Нет! Гармошка? Нет! То – русская матрёшка!!!

Иностранцу нет желанней куклы в красном сарафане.

Детская игрушка эта обошла уже полсвета!

Так, немного и немало, символом России стала.

Знают все её загадку… В ней хранятся по порядку

Краснощёкие девчонки… Её младшие сестрёнки.

Я секрет тот тоже знаю – разбираю, собираю,

Достаю их друг за другом, расставляю полукругом;

Одна матрёшка, две…и вот…матрёшек целый хоровод».

3.Беседа о матрёшке. 1) Кто скажет, какой секрет у русской матрёшки? (ответы детей) Да, эта деревянная куколка с секретом! Внутри у неё живут куклы меньшего размера. Как будто это мама с детишками, целая семья деревянных куколок. Вот и говорят, что матрёшка – символ семьи.

2) Как вы думаете, есть ли люди, кому матрёшка незнакома? Конечно же, матрёшка известна во всём мире. Для жителей многих стран матрёшка стала «русской девочкой», символом всего русского, символом России.

3) Как вы думаете, что такое матрёшка? Да, это детская игрушка, русская деревянная разъёмная расписная кукла. Причём, игрушка умная, потому что помогает детям усвоить понятия формы, цвета, количества, размера.

4) Как вы думаете, является ли матрёшка произведением искусства? Матрёшка – это явление большого художественного значения, предмет искусства, её выставляют в музеях. Удивительно, что это произведение одновременно и скульптурное, т.е. это фигурка, выточенная из дерева, её можно посмотреть и потрогать со всех сторон, и живописное, со своими приёмами, традициями. Можно полюбоваться удивительной, радостной, яркой красотой матрёшки. Матрёшка – это один из видов народно-прикладного искусства. Матрёшка – это душа и образ России. Вот сколько различных значений, смыслов, символов у обыкновенной матрёшки.

Свежие документы:  Исследовательская работа на тему "Памятники Петру I в санкт-Петербурге и причины их разрушения"

Вопросы к детям: 1.Скажите, кто запомнил, символом чего является матрёшка? (символом семьи, символом России)

2.К каким видам искусства можно отнести матрёшку? (к скульптурному, к живописному, к народно-прикладному)

3.Чем матрёшка является для детей? (занимательной и умной игрушкой)

4) Рассказ воспитателя. А для взрослых матрёшка является сувениром, который обычно дарят в подарок, на память. Причина популярности матрёшки сувенирной, вероятнее всего, в том, что матрёшка – олицетворение самой России с её широкой душой, пёстрыми нарядами и большими семьями. Матрёшка символизирует продолжение жизни. Женщина рожает дочку, которая, в свою очередь, подарит миру ещё жизнь, и так далее. Значит, матрёшка – символ плодородия, богатства, материнства.

Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причём, чем больше деток в матрёшке и чем качественней роспись, тем быстрее желание исполнится. Это, своего рода, игра, и матрёшка здесь выступает в роли очень обаятельного, милого, домашнего символа, настоящего произведения искусства.

Вопросы детям: 1.Чем является матрёшка для взрослых? (сувениром)

2.Какое существует поверье, связанное с матрёшкой?

5) Как же, где, когда появилось это чудо – русская матрёшка?

Рассказ воспитателя. Появилась она более 100 лет назад и является самой молодой из народных игрушек. Родилась (была придумана и изготовлена) в местечке Абрамцево под Москвой в мастерской «Детское воспитание». А было это так. Токарь Василий Звёздочкин выточил необычную деревянную куколку, похожую на пасхальное яйцо, где фигурки разнимаются, вставляются и вынимаются одна из другой.

Известный художник Сергей Малютин посмотрел на это чудо, покрутил его в руках, да недолго думая, взял краски и «нарядил» куколку в русский сарафан с фартуком-передником и в яркий платочек, а в руки посадил петушка. И вышла куколка – русская девочка Матрёнушка. Ни в сказке сказать, ни пером описать: красивая да нарядная, весёлая да румяная. С тех пор и повелось – Матрёна, Матрёнушка, Матрёшечка.

В 1900 году русская матрёшка была представлена на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировую известность.

Вопросы детям: Скажите, где и кто изготовил первую матрёшку? Да, в подмосковном Абрамцево в мастерской «Детское воспитание» первую матрёшку выточил токарь Василий Звёздочкин, а разукрасил художник Сергей Малютин.

6) Со временем матрёшка очень полюбилась людям, стала использоваться в разных сферах их жизнедеятельности. Изготавливаются, например, открытки в виде матрёшек. Образ матрёшки используется в кондитерском производстве, где делают шоколадные и мармеладные конфеты-матрёшки. А мы изготовим матрёшку-мозаику. Но сначала давайте немножко подвигаемся.

Свежие документы:  Кенспект урока окружающего мира в 3 классе "Весенние изменения в природе. Обобщение"

7) Физкультминутка «Алёнки и Антошки…» (ТВВ)

«Алёнки и Антошки, Светланки и Серёжки

Шагают по дорожке весёлою гурьбой. (марш на месте)

И хлопают в ладошки Настюшки и Тимошки, (хлопки над головой,

Валюшки и Алёшки вверху над головой. руки через стороны вверх)

Хотелось бы Матрёшке побегать по дорожке, («раскрутка»: повороты

Поударять в ладошки совместно с детворой. туловища вправо-влево)

8) Проходите к столам. Для изготовления матрёшки-мозаики у нас есть наборы для детского творчества: специальная рельефная форма – ячейки (ямки) мозаики с изображением матрёшки и цветные элементы мозаики (цветная крупка), которые мы будем приклеивать клеем ПВА.

Рассмотрим, какие есть части в изображении матрёшки, и какого они цвета. (Дети рассказывают: у матрёшки зелёный платок, оранжевая чёлка, красные губы, жёлтые лицо и ладони, синие рукава блузы, красный фартук, а на нём цветок с белыми лепестками и красной серединкой, оранжевый низ сарафана, синее донышко матрёшки.)

Я напомню вам порядок выполнения мозаики: 1.Выбираете часть изображения – ячейку, которую будете украшать элементами мозаики нужного цвета.

2.Насыпаете в тарелочку элементы мозаики этого цвета.

3.Пользуясь тюбиком-бутылочкой с клеем как пипеткой, наносите клей на выбранную ячейку мозаики.

4.Насыпаете в эту ячейку на клей элементы мозаики и немного прижимаете их.

5.Таким же образом наклеиваете гранулы – элементы мозаики на все части-ячейки.

6.Когда клей подсохнет, стряхиваете не приклеившиеся элементы. Собираете все оставшиеся элементы каждого цвета снова в свои пакетики.

9) Выполнение работы детьми.

10) Какие яркие, нарядные получились мозаики-матрёшки! Настоящий праздник для души! Мы сегодня матрёшками любовались, восхищались, удивлялись. Узнали об истории рождения матрёшки. Изготовили красивые мозаичные изображения матрёшки. А теперь опять можно с ними поиграть, ведь нам никогда не надоедает играть с матрёшками. (Игры детей с матрёшками в своё удовольствие.)











Список используемой литературы:

1.Раскраска «Матрёшки», художник И.Баранова — ООО «Хатбер-пресс», 2006.

2.Т.Я.Шпикалова, раскраска «Русская матрёшка» — М.: «Малыш», 1979.

3.Раскраска «Матрёшки», художник Е.Немирова — М.: «Стрекоза», 2013.

4.В.Моисеев «Русская матрёшка» (стихотворение)

Примечание: пометка ТВВ обозначает авторство Татьяны Вениаминовны Верещагиной.







скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: