Конспект урока на тему «Разнообразие растений на Земле»


Тема: « Разнообразие растений на Земле»


Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приём проектного обучения.


Задачи:

— познакомить учащихся с основной классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений;

— воспитывать чувства бережного отношения к природе, её значимости в жизни человека;

— развивать познавательный интерес; умение наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать.


Методы обучения: частично – поисковый, исследовательский



Ход урока


  1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадки.

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят.

И готовы получать

Лишь всегда оценку пять.

— Повернулись друг к другу лицом, улыбнулись друг другу.

Я желаю всем нам хорошего урока.


  1. Проверка домашнего задания.

Самостоятельная работа.

Ваша оценка будет зависеть не только от правильности выполнения домашнего задания, но и от работы на уроке. Каждый вид работы на уроке вы будете оценивать в оценочных листах, которые лежат у вас на столах.

  1. Сообщение темы и целей урока

        Поэтическая минутка.
          Всё в тающей дымке-
          Холмы, перелески…
          Здесь краски не ярки
          И звуки не резки…
          Здесь мало увидеть,
          Здесь надо всмотреться,
          Чтоб ясной любовью
          Наполнилось сердце.
          Здесь мало услышать,
          Здесь вслушаться нужно,
          Чтоб в душу созвучья
          Нахлынули дружно.
          Чтоб вдруг отразили
          Бездонные воды
          Всю прелесть застенчивой
          Русской природы.   (Н. Рыленков)

        — Ребята, о чём пишет автор в данном стихотворении? Конечно же, о природе. Мы с вами жители планеты Земля. Но кроме нас, людей, на планете есть ещё много обитателей. Наш общий дом – природа.
         — А что такое природа?
    
— Тему нашего урока вы мне скажете сами, ответив на мои вопросы.

— На какие 2 большие группы делится природа?

— Судя по картинкам, о какой природе пойдёт речь на уроке?

Слайд 1

— На какие большие группы делится живая природа?

— Как называются эти группы?

— А теперь отгадайте загадки, скажите, что между ними общего и определите тему нашего урока.

Из- под снега расцветает,

Раньше всех

Весну встречает.

(Подснежник) Слайд 2

Живые рубины
На ветках видны,
И мякотью сладкой
Рубины полны.
 

(вишня) Слайд 3


Стоит колюка на вилах,

Одета в богрянец,

Кто подойдёт, 
Того кольнёт.
 
( Шиповник) Слайд 4


— Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с их разнообразием и новой классификацией растений.

3. Изучение нового материала

— Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения — зелёная одежда Земли». Они образуют леса, луга. Зелёный наряд делает нашу планету удивительной.

Учёные изучили растения и пришли к выводу, что они все похожи на другие, поэтому они разделили их на несколько групп.

Итак, первая группа. Слайд 5

Постоянная среда обитания этой группы – вода, однако многие их виды могут жить и вне среды. Обратитесь к учебнику и определите, что это за группа. Что вы ещё узнали о растениях данной группы?

Слайд 6

Вторая группа. Слайд 7

К этой группе относятся растения, которые можно встретить в тенистом уголке леса. Это травянистое растение с тёмно-зелёными продолговатыми листьями. Что это за группа?

Слайд

Третья группа. Слайд 8

Растения этой группы встречаются во влажном лесу, на болоте, стволе старого дерева. Они часто образуют на почве сплошной покров изумрудно-зелёного цвета. Как называется эта группа растений?

Слайд 9

Что ещё вы узнали о мхах?


Физкультминутка

Игра «Деревья, кустарники, травы»

Если я называю дерево, вы поднимаете руки вверх, если кустарник – отводите руки в сторону. Если я называю травянистое растение, то вы приседаете.

Четвёртая группа. Слайд 10

Растения этой группы обитают в нашей стране повсюду. Листья многих растений этой группы – длинные тонкие иголки.

Обратитесь к учебнику и определите, что эта за группа.

Слайд 11

Пятая группа. Слайд 12

Это самая многочисленная и широко распространённая на Земле группа растений. Они встречаются повсюду: в лесах, на лугах, в водоёмах…

Что это за группа?

Слайд 13

Оцените сою работу.

3.2 Заполнение таблицы

Работа в паре

Мы узнали признаки различных групп и видов растений, и теперь можем проанализировать и обобщить новые знания. На каждом столе лежит таблица. Сейчас вам нужно будет, опираясь на учебник и полученные знания на уроке заполнить ее.

По каким признакам учёные разделили все растения на разные группы?

 

стебли

листья

цветы

корни

плоды и семена

цветковые

 

 

 

 

 

водоросли

 

 

 

 

 

мхи

 

 

 

 

 

папоротники

 

 

 

 

 

хвойные

 

 

 

 

 

Слайд 14


Проверка: Слайд 15

 

стебли

листья

цветы

корни

плоды и семена

цветковые

+

+

+

+

+

водоросли

_

_

_ 

_ 

 _

мхи

+

+

_ 

_ 

 _

папоротники

+

+

_ 

+

 _

хвойные

+

+

_ 

+

+







Проверка

-Кто не допустил ни одной ошибки?

— А кто одну, две?

— Молодцы!

Оцените свою работу.

3.3 Загадки


А сейчас мы посмотрим, как вы будете применять знания, полученные на сегодняшнем уроке. Я буду загадывать вам загадки о растениях. Вы отгадываете и определяете, к какой группе растений оно относится.


6.Что же это за девица?

Не швея, не мастерица

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год.

(Ёлка) Слайд 20


1.У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту.

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветки только на макушке.

(Сосна) Слайд 16



2.Благоухает и манит,

Цветами нежными дарит,

Протянешь руку за плетень –

И в ней окажется (сирень) Слайд 17



10.Стоит в саду кудряшка, —

Белая рубашка,

Сердечко золотое,

Что это такое?

(Ромашка) Слайд 24


9.Поле, словно в жёлтых волнах.

Здесь растёт цветок…

Поворачивает ловко

Он за солнышком головку.

(Подсолнух) Слайд 23


5.Осень в сад

К нам пришла

Красный факел

Зажгла.

Здесь дрозды,

Скворцы снуют

И галдя её клюют.

(Рябина) Слайд 20


4.Что за дивная краса?

Листья, словно паруса,

Но с цветами ту траву,

Не увидишь наяву!

(Папоротник) Слайд 19


3.Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава.

(Мох) Слайд 18


8.Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек) Слайд 22



7.Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
(Колокольчики) Слайд 21

Оцените свою работу.


    1. Бережное отношение к природе

Чтобы сохранить всё разнообразие природы каждый из нас должен внести свой вклад.

Что должен делать каждый человек для сохранения природы?


Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей:

В увеселительных походах

Не растопчи её полей,

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши:

Она твой давний

Добрый лекарь!

Она – союзница души.

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна!


Помните эту истину, соблюдайте правила поведения в природе и тогда сможете всегда любоваться её удивительной красотой.


4.Рефлексия.

        Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательные царства живой природы. На следующих уроках окружающего мира мы будем знакомиться с ними более подробно.
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Кому работать было легко?

— Кто испытывал трудности?

— Кто остался доволен своей работой на уроке?

— Мне хочется поблагодарить вас за активность, инициативность.

5. Оценивание

6  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ        

— Дома вы еще раз повторите пройденную тему по учебнику. Ну, а для тех, кто хочет знать еще больше – дополнительное задание – подготовить сообщение о каком-либо виде растений, пользуясь справочником или энциклопедией.
   
     Для всех:
1. Прочитать в учебнике статью на стр. 59 – 64.
      
  Для юных ученых:
      
  Подготовить сообщение о каком-либо виде растений любой группы: 
      
  Творческие работы:
          — сочинить сказку, стихотворение, загадку, составить кроссворд.



Свежие документы:  Конспект урока на тему «Превращение волшебной льдинки»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: