Конспект урока на тему «Россия- наша Родина»


УРОК 1. Тема: «Россия- наша Родина»

Цель урока: 

формирование чувства гордости за свою Родину.

Задачи:

воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам России (флаг, герб, гимн).

воспитывать уважительное и бережное отношение к своей Родине.

развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.

способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Ход урока

Слайд 1  Заставка «3 коня»

Ребята, мы начинаем наш классный час. Внимание на экран!

Слайд 2 Отрывок из мультфильма «Гора Самоцветов»
  
–  Ребята, сейчас мы с вами посмотрели отрывок из мультфильма. Что вы узнали? (Ответы учащихся)
Слайд 3 (При нажатии мышкой (появляется ладошка) на определённое место территории 
России, появляются слова Россия, Москва, Флаг, Гимн, Герб, Президент)

Нажимаем на верхний левый угол – появляется слово Россия. Нажимаем на верхний правый угол – появляется слово Москва.  Нажимаем на нижний левый угол – появляется слово Герб.  Нажимаем на нижний правый угол – появляется слово Флаг.   Нажимаем на середину слайда – появляется слово Президент.   Нажимаем внизу в середине – появляется слово Гимн.  

–  Ребята, о чём мы с вами поговорим в первую очередь? (О России)
–  Что такое Россия? (Ответы учащихся)
— А вот как на этот вопрос ответил мальчик 3 класса.

Нажимаем на слово Россия

Слайд 4 и 5  (Учитель читает текст) 
Россия

  • это 1/9 площади всей суши

  • это самая большая страна в мире

  • это более 100 наций и народностей

  • это страна, победившая во 2-ой мировой войне

  • это ракеты, автомат Калашникова, истребители СУ-27 пилотажной группы «Русские витязи»

  • это самые большие запасы газа и нефти в мире

  • это первый полет в космос (Ю.А.Гагарин)

  • это Пушкин и Толстой

  • это Гжель, Жостово, Хохлома, Вологодское  кружево и Городецкая роспись

  • это русский балет и фигурное катание

  • это самовары и русская печка

  • это русские матрешки,

  • балалайки и гармошки,  частушки и «Калинка-малинка»

  • это царь-колокол и царь-пушка, оружейная палата, алмазный фонд и янтарная комната

  • это шапки-ушанки и валенки, сарафаны и кокошники

  • это Сибирь, Волга, Уральские самоцветы, Байкал

  • Россия – это самая великая страна, на территории которой проживает самая великая нация, говорящая на самом великом языке!

  • Россия – моя Родина, я горжусь ею!

Слайд 6  Родина

  • Что такое Родина? (Ответы учащихся)

  • Посмотрите какие определения слова Родина, я нашла в словарях.

  • У Михаила  Матусовского есть хорошие слова:

     С чего начинается Родина?

  • На этот вопрос каждый ответит по своему, у каждого свои представления о Родине. Но одно ясно, что Родина – это  самое дорогое, что есть у человека.

Слайд 7 Клип к песне «С чего начинается Родина?»

(После окончания клипа нажимаем на картинку и возвращаемся на слайд №3)

Слайд 3 

  • Мы поговорили с вами о России, о Родине, а о чём будем говорить дальше? (О Москве)

(Дети объясняют свой выбор)

Нажимаем на слово Москва

Слайд 8 

  • Москва – столица России.

Москва – это Красная площадь.
Москва – это башни Кремля.
Москва – это сердце России, 
Которое, любит тебя.
(О Москве нам расскажут сегодня на экскурсии)

Физминутка  Выполняется под музыку «Москва майская» в исполнении Софии Ротару

  • Давайте немного отдохнём.

  • (После окончания песни нажимаем на картинку и возвращаемся на слайд №3)

Слайд 3

  • Почти вся территория планеты (за исключением южного и северного полюса) разделена на государства. У каждого государства есть свои оригинальные эмблемы или символы, по которым эту страну отличают от остальных. У каждого государства есть правительство и глава государства, в том числе и у России.

  • Кто является главой нашего государства? (Президент)

Нажимаем на слово Президент.

Слайд 9

  • Глава Российского государства – президент Владимир Владимирович Путин.

Слайд 10 Инаугурация  президента – принесение присяги

  • Штандарт Президента России является главным символом президентской власти и представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цветов (цвета Государственного флага России). В центре — золотое изображение Государственного герба России. Полотнище окаймлено золотой бахромой.

  • На древке штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством Президента России и датами его пребывания на этом посту.

  • Древко штандарта увенчано металлическим навершием в виде копья.

  • После принесения присяги Президентом России штандарт Президента России устанавливается в его рабочем кабинете, а дубликат штандарта поднимается над резиденцией Президента в Московском Кремле.

  • Знак Президента России состоит из знака и цепи знака. Знак из золота представляет собой равноконечный крест с расширяющимися концами, с лицевой стороны, покрытый рубиновой эмалью.

  • На лицевой стороне креста в центре – накладное изображение Государственного герба России.

  • На оборотной стороне креста посередине — круглый медальон, по окружности которого — девиз: «Польза, честь и слава».

  • Цепь знака из золота, серебра и эмали состоит из 17 звеньев, 9 из которых — в виде изображения Государственного герба России, 8 — в виде круглых розеток с девизом: «Польза, честь и слава». На оборотной стороне звеньев цепи знака помещаются накладки, покрытые белой эмалью, на которых золотыми буквами выгравированы фамилия, имя, отчество каждого Президента России и год его вступления в должность.

  • После принесения присяги Президентом России знак Президента России хранится в резиденции Президента в Московском Кремле.

           (Нажимаем на картинку и возвращаемся на слайд №3)

Слайд 3 

  • Государства отличаются друг от друга географическим положением, языком, на котором разговаривает народ, своей историей, традициями, своими символами. Символов  у государства несколько, и мы с ними сегодня познакомимся.

  • У всякой страны есть три обязательных символа. По ним всегда можно узнать о какой стране идет речь.

  • Каждый гражданин Страны должен знать ее государственные символы.

  • Какие вы знаете символы нашей Родины!

  • Это герб, флаг и гимн.

Нажимаем на слово Герб.

Слайд 11, 12, 13  Герб

 У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.

  • Герб России представляет собой тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл. В лапах орла – скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия. Он олицетворяет добро и добродетель. Георгий убивает копьем черного змия – символ зла.

  • Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.

  • Ребята, а где мы можем увидеть изображение герба?

  • Герб – это эмблема государства,  он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.

(Нажимаем на печать в нижнем правом углу и возвращаемся на слайд №3)

Слайд 3 

  • Второй наш символ – это флаг

  • Что вы знаете о флаге? (Ответы учащихся)

Нажимаем на слово Флаг.

Слайд 14 

(Текст для учителя, если дети не смогут рассказать о флаге)

  • Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос.

  • Кто из вас знает, как иначе называют флаг?(Знамя)

  • Эти слова означают одно и то же, только слово знамя – славянское, а флаг – голландское. Раньше на Руси знамя еще называли стягом. Знамена появились еще в древности – они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамена имели большое значение, поскольку указывали местонахождение военачальников и отдельных отрядов.

  • Какие цвета вы видите на нашем флаге?(Белый. Синий. Красный.)

  • Эти цвета не случайно появились на нашем флаге.

    • Белый означает мир, чистоту совести, благородство. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая.

    • Синий цвет – это вера и верность. Народ любит Россию и верен ей.

    • Красный цвет – огонь, отвага, героизм и сила. Люди всегда защищали свою Родину.

    • Когда поднимают флаг? (Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.)

Мы гордимся нашим флагом – ему уже более трехсот лет.

    • Флаг, как и герб – отличительный знак, символ государства. Наличие флага показывает полную независимость государства от других государств, его самостоятельность. Впервые бело-сине-красный флаг дал русскому флоту и армии царь Петр I.

    • В России эти цвета издавна почитались, и имели еще и такие значения: белый – благородство, синий – честность, красный – смелость и великодушие. (По щелчку мыши появляются определения цвета на флаге)

(Нажимаем на флаг и возвращаемся на слайд №3)

Слайд 3 

О каком символе России мы еще не говорили? (О гимне)

Нажимаем на слово Гимн.

Слайд 15, 16, 17  
–  А вы знаете, что такое гимн?

    • ГИМН — это торжественная песня. У каждого государства есть свой Гимн. Музыка гимна неторопливая и величавая. В ней поется о любви к Родине, об уважении к ее истории, о красоте ее природы, о надежде на прекрасное будущее.

    • Государственный гимн один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождают знаками высшего уважения.

    • При исполнении гимна все присутствующие встают, а мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь или салютуют оружием.

    • Гимн всегда поют и слушают стоя.

    • Гимн исполняется на торжественных праздниках, на военных парадах, на спортивных соревнованиях, при награждении спортсменов.

    • Музыку гимна написал  Александр Александров. Текст написал Сергей Михалков.

    • А сейчас мы встанем и исполним главную песню нашей Родины.

ЗВУЧИТ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН» (слайд №17) 
муз. А. Александрова слова С. Михалкова

(По окончании гимна нажимаем на верхний правый угол и возвращаемся на слайд №3)

    • Мы с вами поговорили обо всём, а теперь давайте проверим, что вы сегодня узнали.

Понятие «Малая Родина»

Наша страна очень красива и богата. Все это наша Родина. — Что каждый из вас считает своей малой родиной?
Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

Работа по группам

-Каждая группа получает конверт с заданием. На опорных листах записано слово:

Москва, Иркутск, Черемхово. Карточки с картинками ( Байкал, Кремль. В. В. Путин, С. В. Ерощенко, В.А. Семенов, герб города Иркутска. Герб города Москвы., герб города Черемхово, памятник шахтерам)

Ребятам предлагается выстроить взаимосвязь. Представители от каждой группы выступают и прикрепляют на карту символы.

Слайд 18  Проверь себя

Итог урока:

О чем шла речь на уроке? (О государственной символике)

Что означает слово герб? Расскажите, где помещают герб страны.

Из каких основных изображений состоит герб России?

Какие цвета у Государственного флага России? Что они означают?

Кто является автором слов и музыки гимна РФ?

О чем говорится в гимне?

Рефлексия:

— Берегите Россию 
Нет России другой. 
Берегите её тишину и покой, 
Это небо и солнце, 
Этот хлеб на столе 
И родное оконце 
В позабытом селе… 
Берегите Россию- 
Без неё нам не жить!
А теперь возьмите карточки с изображением ли детей и подрисуйте эмоции, обозначающее ваше настроение и прикрепите на контур карты России.

— Спасибо за урок!



























Свежие документы:  Классный час "Мы – братчане"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: