Конспект урока на тему «ТАЙНЫ МОРСКИХ ГЛУБИН»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 95 комбинированного вида»






«ТАЙНЫ МОРСКИХ ГЛУБИН»

Конспект познавательного занятия по экологическому образованию проведенного на городском методическом объединении











Разработала воспитатель высшей квалификационной категории

Тюкенеева Ольга Валерьевна





Магнитогорск, 2011

Программное содержание:

  1. Познакомить детей со строением и образом жизни кишечнополостных: медузы и кораллы.

  2. Учить детей выделять общее в строении кишечнополостных, исходя из этого, придумывать условное обозначение.

  3. Развивать связную речь, словарь детей: стрекательные клетки, полипы, щу­пальца, кишечнополостные, планктон.

  4. Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опас­ным для человека ситуациям.

Материал:

презентация «Кишечнополостные»;

условные обозначения кишечно­полостных;

воздушный шарик;

глобус;

карточка с надписью: кишечнополостные,

коралловые полипы, сделанные из бумаги,

линейка с отметкой 12 см;

Ход занятия:

Воспитатель обращает внимание нетей на глобус. Задает детям вопросы:

-Ребята, кто из вас помнит: что на глобусе показано голубым и синим цветами? (вода). Какие виды водоемов вы знаете? (реки, моря, океаны, озера). Что такое океан? (это много, много воды; это как море, только ещё больше). Какие первые живые организмы появились в океане? (одноклеточные и многоклеточные).

Воспитатель: Я вам предлагаю продолжить наше знакомство с океаном и уз­нать, какие живые организмы заселили океан после одноклеточных и многокле­точных. Как они назывались, что у них было общее и чем они отличались друг от друга. После чего мы попробуем придумать и зарисовать их схематическое изо­бражение. А поможет нам в этом один наш общий знакомый.

Демонстрация слайда № 2. Вы узнали кто это? (Рыба клоун — Немо). А откуда вы его знаете? (…) Давайте прочитаем, что он нам пишет:

«Здравствуйте, ребята! Далеко, далеко отсюда в теплых тропических водах мо­рей и океанов, можно увидеть необычных животных, которые удивительно похо­жи на растения, Я предлагаю вам отправиться в путешествие вместе со мной. Тайны морских глубин давно ждут вас».

На дно морское я нырну, бултых и прямо в глубину.

Демонстрация слайда 3. Ребята, что это? (предположения детей подводный сказочный лес, яркие цветы). Давайте спросим у Немо.

Демонстрация, слайда № 4. Это — Кораллы. Их строят, и всё время надстраива­ют крохотные, обитатели морей и океанов, которые называются — коралловые по­липы.

Демонстрация слайда № 5. Коралловый полип — это маленькие живые цилинд­рики, нижний конец которых прикреплен к чашечке — домику, а наверху полипа располагаются щупальца со жгучими клетками. Эти клетки натыкаются стрека­тельными. Если вpar приблизится к кораллу, то своими стрекательными клетками он может их обжечь. У полипа есть только одно отверстие — ротовое, и одна по­лость — кишечная, поэтому полипы называют КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ, (показ карточки с надписью). Это сложное слово, какие два слова в нем спрятались?

Демонстрация слайда № 6. Размером полипы не больше муравья. Увидеть их мы можем, если рассмотрим коралл под увеличительным стеклом. Подумайте, как таким крохотным существам выжить в огромном океане? (предположения детей). Давайте послушаем Немо, возможно мы найдем ответ на наш вопрос.

Демонстрация, слайда № 7. Коралловые полипы живут большими семьями. Вот такие подводные заросли образуют множество коралловых полипов. Внутри каж­дой веточки жизнь. Тело у них очень нежное, и маленькое и для своей зашиты они сооружают себе жилище из очень прочного материала — известняка. Каждый коралловый полип строит маленькую известняковую ячейку, которую называют чашечкой. Чашечка клеится к чашечке, и в результате появляются красивые ко­ралловые ветви.

Воспитатель на глазах у детей создает коралловую ветвь из полипов сделан­ных из бумаги. Посмотрите ребята, у меня есть несколько коралловых полипов сделанных из бумаги. Как и у настоящих у них есть кишечная полость, щупальца со стрекательными клетками и ротовое отверстие. Коралловый полип строит себе чашечку-домик и прикрепляется ко дну, в это время к нему прикрепляется еще много других полипов, они клеятся своими чашечками друг к другу и получается коралловая ветвь.

Демонстрация, слайда № 8. Кораллы строятся очень долго, за год только на 2,5 см. Ребята, сколько вам лет? (ответы детей). А вы хотите узнать, на сколько сан­тиметров вырастают кораллы за 6 лет? Мы знаем, что за год коралл вырастает на 2,5 см, (воспитатель показывает, на линейке). А вот красной полоской отмечено, на сколько он вырастает за 6 лет. Кто посчитает на сколько сантиметров?

Как вы думаете, будет правильно, если каждый отдыхающий в теплых тропи­ческих волах будет брать с собой коралловую веточку? Почему?

Демонстрация, слайда № 9. Огромное количество полипов способны сообща построить под водой настоящие большие крепости из кораллов, которые по-другому называют КОРАЛЛОВЫЕ РИФЫ.

А вы знаете, чем питаются коралловые полипы? Давайте спросим у Немо?

Демонстранты слайда № 10, Питаются коралловые полипы планктонами — это плавающая живая масса, состоящая из миллиардов крошечных живых организ­мов.

Чашечки соединены между собой тонкими трубочками и могут обмениваться друг с другом пищей, если одному кораллу не хватает добычи, с ним поделится другой.

Демонстрация слайда № 11. Мир коралл очень разнообразен, они бывают раз­ной формы и цвета. Вот, например, грибной коралл. Как вы думаете, почему он так называется?

Демонстрация слайда № 12. Посмотрите внимательно на эти кораллы и придумайте им название.

(оленьи рога)


Демонстрация слайда № 13. А как бы вы назвали этот коралл?

(мозговик)


Демонстрация слайда № 14. Придумайте название этому кораллу.

(морское перо)

Демонстрация слайда № 15. Ребята, отгадайте загадку:

Вот какой прозрачный зонтик

В глубине соленых вод

По делам своим плывет

Правильно, это медузы.

Демонстрация слайда 16. Их еще называют морская луна, морское сердце. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Демонстрация слайда № 17, Ребята, кто из вас знает можно ли трогать медузу? (ответы детей) Давайте, послушаем, что нам хочет рассказать Немо, может, мы найдем ответ на наш вопрос:

Как и у кораллового полипа, у медузы есть стрекательные клетки, которые расположены под зонтиком. Вот они, похожие на щупальца. Ясли враг приблизится к медузе, своими стрекательными клетками она может его обжечь.

Как называются клетки, которые находятся под зонтиком у медуз? Для чего они нужны? Кто слушал внимательно? Правильно, чтобы защищаться от врагов.

Ребята, поднимите руку, кто из вас хоть раз обжигался крапивой? Что вы испы­тывали при этом? Что появлялось на коже от ожога?

Ожог медузы напоминает ожог крапивой. Поэтому её ещё называют жгучками или морской крапивой. Так как вы считаете: стоит ли трогать медузу или нет?

Демонстрация, слайда № 18, Для врагов медузы ожог этот опасен, а для чело­века не так уж, но болезненен. Лучше при встрече с крупной медузой рассмотрите её, полюбуйтесь, но не приближайтесь и не трогайте ее.

Демонстрация слайда № 19, Интересно, а за счет чего медузы передвигаются в воде? Ребята, у вас есть, какие-то предположения (ответы детей). Давайте про­ведем с вами опыт. Для него нам понадобится воздушный шарик. Возьмите его в руки, расскажите какой он на ощупь, по форме? (…) Сделайте глубокий вдох, на­берите как можно больше воздуха в легкие и надуйте шарик, какой теперь стал шарик? Отпустите шарик. что произошло? (воздух вылетел в одну сторону, а шарик в другую). Вот так же передвигаются и медузы, работая как насос, они втягивают воду в свой зонтик, а затем, сокращаясь, выталкивает ее наружу. Вода выбра­сывается в одном направлении, а медуза продвигается в противоположном.

Демонстрация, слайда № 20. Давайте, посмотрим, где располагается рот у ме­дузы. Рот у медуз располагается в центре нижней поверхности зонтика. Медузы питаются тем же, чем и коралловые полипы. Кто из вас запомнил, чем питаются коралловые полипы?

Д






Медуза Коралловый

полип полип

емонстрация слайда №
21. Ребята, посмотрите внимательно, по строению вам медуза никого не напоминает? (полип)

У медузы, как и кораллового полипа, имеется одно отверстие — ротовое и одна полость — кишечная. Поэтому, они относется к одному типу животных и называются. (дети читают слово КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ),

Демонстрация слайда № 22. Вот и закончилось наше путешествие в морские глубины, надеюсь, оно оказалось увлекательным и поучительным и вы узнали много нового и интересного. До новых встреч.

Работа за столами.

Воспитатель вместе с детьми дает характеристику медузам и кораллам с использованием условных обозначений, выделяет общее. Предлагает детям придумать условное обозначение кишечнополостных, объединив в нем, то общее, что есть у медуз и кораллов.

Воспитатель:

— А сейчас, я хочу проверить, как внимательно вы слушали рассказ Немо. Я бу­ду вам задавать вопросы, а вы отвечайте,

  • Почему медузу называют кишечнополостной?

  • Что находится под зонтиком v медузы?

  • Есть ли у медузы дом?

— Кто строит кораллы? (коралловые полипы). Коралловые полипы тоже отно­сятся к кишечнополостным, почему?

  • Есть ли дом у коралловых полипов?

  • Передвигаются ли коралловые полипы?

Итак, мы с вами дали характеристику медузам и коралловым полипам исполь­зуя условные обозначения. Посмотрите внимательно, есть ли следи них одинаковые? (дети выделяют общее) используя эти условные обозначения, придумайте значок для обозначения кишечнополостных. (дети выполняют задание)

Воспитатель задает вопросы детям:

Какие животные появились в океане после одноклеточных и многоклеточных?

Что вам больше всего запомнилось из на­шего путешествия по морским глубинам?

Чему нас научил Немо?

Что мы с вами сами придумали и создали?

Воспитатель дарит детям коралловую ветвь, сделанную из воска.

21 сентября в Иршинской библиотеке прошла экологическая викторина «Морские тайны», посвященная Дню моря.


       К мероприятию была оформлена книжная выставка «Морские глубины», на которой были представлены материалы о роли морей в жизни планеты Земля, а также о прекрасном мире морской фауны.


Ребята услышали о разновидностях и особенностях различных видов акул, об их образе жизни и многом другом, что касается этих интересных обитателях морских глубин.


     Кроме акул, дети познакомились с другими интересными обитателями морей — медузами, кораллами, головоногими моллюсками, иглокожими и ракообразными, рыбами и другими животными, для которых море — дом родной.


        После познавательной информации дети с удовольствием приняли участие в викторине: отгадывали загадки, отвечали на вопросы, по описанию определяли обитателей морских глубин.

Сценарий игровой программы для школьников «Открываем тайны моря»

Экологическая игра для учащихся 3-5 классов

Данный материал  имеет экологическую направленность и может быть полезен  как педагогам дополнительного образования детей, так и учителям школ, ведущим  занятия по экологии и окружающему миру. Проведение игровой программы «Открываем тайны моря» позволяет обобщить ранее приобретённые детьми знания, стимулирует их к выполнению интеллектуальных и творческих заданий, доставляет детям радость от общения друг с другом.
Цель: Обобщить знания детей о море  и его обитателях.
Задачи:
— активизировать знания детей о море и подводном мире;
— формировать умение размышлять;
— закреплять коммуникативные навыки;
— развивать смекалку, творческие способности, умение работать в команде;
— воспитывать интерес к познанию тайн окружающего мира, взаимовыручку, бережное отношение к природе.
Материал: морская фуражка, записки с названием команд по количеству детей (половина записок «Алый парус», половина – «Альбатрос»), бумажное табло для отражения промежуточных итогов, конверты с загадками, 2 листа ватмана и фломастеры, канат, две одинаковые тест-карточки с вопросами для капитанов, листы бумаги и ручки, мультимедийная установка.
Методические приёмы: игровая ситуация, беседа-диалог, загадки, логическая задача, тесты, творческие задания, продуктивная деятельность детей, спортивная игра, анализ, подведение итогов.

Ход развлечения:
Ведущий: 
Мы сегодня вместе с вами
Побываем моряками.
Не секрет ни для кого
Моряком быть нелегко:
Должен в море плыть он смело,
Должен знать морское дело,
С дисциплиною дружить 
И смекалку проявить!
Ну, так что же, испугались,
Или это не беда?
Вы готовы выйти в море?
Отвечайте хором
Дети: Да!
Ведущий:
Ну, тогда поторопитесь,
На команды разделитесь,
Каждый тянет жребий свой
Из фуражки из морской.
(дети вытягивают скрученные бумажки с названием команды: либо «Алый парус», либо «Альбатрос» и расходятся по командам)
Ведущий:
Получилось две команды,
Две команды моряков.
Та, что справа   
Дети хором: «Алый парус»!
Та, что слева
Дети другой команды  хором: «Альбатрос»!
Ведущий: 
А теперь командам нужно
Капитанов выбрать дружно.
(дети выбирают капитанов и озвучивают свой выбор)
Ведущий: 
Капитаны! Проводите 
Состав личный в корабли 
На табло, как все мы видим,
Появляются нули.
(команды садятся на стулья, выстроенные в  форме кораблей)
(Ведущий представляет участникам жюри и знакомит с правилами начисления баллов. Это может быть четырёхбальная система: за победу в любом конкурсе начисляется 4 балла, в случае ничьей – по 2 балла; если же конкурс предполагает учитывать количество верных ответов, то количество баллов равно количеству правильных ответов. После каждого конкурса  подводится промежуточный итог и результаты отображаются на табло)

Ведущий: 
Семь футов под килем желаю я вам,
Пускай корабли мчатся вдаль по волнам!
(звучит музыкальный фрагмент  из песни «Море» Ю. Антонова)
Ведущий:
Итак, начнём, мои друзья,
И конкурс объявляю я.
Много на Земле морей
Назовите их скорей!
Конкурс 1: «Названия морей» (команды поочерёдно произносят вслух по одному названию моря, не повторяясь, время на раздумье не более 5 сек., побеждает та команда, которая произнесла название моря последней, при этом учесть, кто первым начал игру).
Ведущий: 
Вот почтовые конверты
Для азартных игроков,
На смекалку мы проверим
Наших юных моряков!
Конкурс 2: «Загадки на морскую тему» (в конверты вложены листы с пятью загадками; загадки одинаковые для обеих команд; время для выполнения задания 1-2 мин.; баллы начисляются по количеству правильных ответов)
Загадка 1:
Кругом вода, а с питьём беда.    (море)
Загадка 2:
Ты уже, дружок, конечно,
Что-то слышал обо мне,
Я всегда пятиконечна
И живу на самом дне.     (морская звезда)
Загадка 3:
Над водой взметнулась глыба – 
Это очень злая рыба,
Показала свой плавник
И опять исчезла вмиг.      (акула)
Загадка 4:
По бескрайним по морям
Проплывает тут и там,
Словно лайнер многотонный,
А питается планктоном.
Всех животных он крупней,
Его самка, дав потомство,
Кормит молоком детей.       (кит)
Загадка 5:
Я без моря – никуда,
В море – вся моя еда.
Сам живу на берегу,
Круг полярный стерегу.
Лапы – что-то вроде ласт.
Но учти, я не клыкаст.          (тюлень)
Ведущий: 
Теперь мы будем рисовать
И, вместе с тем, соображать.
Задачку «с перчинкой» скорее решите,
Потом уж фломастеры смело берите!
Конкурс 3: «Задача про осьминогов» (текст задачи проецируется на экран файл  задача про осьминогов.jpeg  и зачитывается ведущим вслух)


Задачка: Жила-была семья Осьминогов. Кроме мамы-осьминога и папы-осьминога в семье было несколько детей, причём девочек и мальчиков было поровну. Нарисуйте всю семью Осьминогов, если известно, что общее количество ног в семье равнялось 48.  
Ответ: мама, папа, два сыночка и две дочки, т.к. у осьминогов по 8 ног.
(при начислении баллов учитывается и правильность решения задачи, и художественное воплощение; приветствуется фантазия, например, у девочек-осьминожек могут быть нарисованы бантики, у мальчиков – бескозырки)
Ведущий: 
Красив подводный мир морей,
Но там значительно темней.
По силуэту различи
Кто движется в морской тени.
Конкурс 4: «Узнай по силуэту» (силуэты по одному появляются на экране; команда, которая быстрее даёт правильный ответ, зарабатывает балл)
Силуэты: 
дельфин (на экран проецируется дельфин), 


акула (на экран проецируется акула),


камбала (на экран проецируется камбала),


морской конёк (на экран проецируется морской конёк.jpeg),


рыба-меч (на экран проецируется рыба-меч),


скат (на экран проецируется скат.jpeg),


кальмар (на экран проецируется кальмар),


морской ёж (на экран проецируется  морской ёж.png),


краб (на экран проецируется краб)


креветка (на экран проецируется креветка).


Ведущий: 
Пора командам силушкой блеснуть,
Я предлагаю вам канат тянуть.
Кто за черту к себе соперников сместит,
Тот в этом конкурсе, друзья, и победит!
Конкурс 5: «Перетягивание каната»
Ведущий: 
Для капитанов конкурс настаёт,
Теперь от вас команда баллов ждёт,
Вам битва интеллектов предстоит,
Умнейший в этой схватке победит!
Конкурс 6: «Конкурс капитанов» (капитаны получают тест-карточки с шестью вопросами, время для ответов ограничено 2 мин.; для педагогов правильные ответы выделены жирным шрифтом)
Задание 1:
В какое море впадает великая русская река Волга?
— в Чёрное море,
— в Средиземное море,
— в Каспийское море.
Задание 2:
Цунами является последствием:
— шторма,
— подводного землетрясения,
— столкновения кораблей.
Задание 3:
Какого моря в природе не существует?
— Красного моря,
— Белого моря,
— Синего моря,
— Жёлтого моря.
Задание 4:
Что растёт на дне морском?
— морской лопух
— морской лук
— морская капуста
Задание 5:
Кто в море не живёт?
— морская черепаха
— морской чёрт
— морская свинка
— морской окунь
— морской ёж
Задание 6:
Что влияет на морские приливы и отливы?
— луна
— солнце
— ветер
Ведущий:
Известны морякам и беды моря,
Их много, даже трудно сосчитать,
Я предлагаю нашим двум командам
Призыв в защиту моря написать.
Чтоб люди берегли глубины моря,
Его растения, животный мир,
Чтоб человек разнообразие морское
Для будущих потомков сохранил. 
Конкурс 7: «Призыв в защиту моря» (текст может быть в прозе, в стихах; баллы начисляются обеим командам, но с учётом убедительности призыва)
Ведущий:
Семь футов под килем
Желала я вам,
И вот приближаемся 
Мы к берегам.
Семь конкурсов сложных
Уже позади,
Итог подведёт 
Беспристрастно жюри.
(Пока жюри подсчитывает баллы, ведущий спрашивает у детей, какие конкурсы и вопросы вызвали затруднение, а какие, наоборот, показались лёгкими).
(звучат фанфары)
(Жюри подводит итоги и объявляет команду-победительницу.
Им вручаются мини-призы, например, календарики с изображениями морских животных. Проигравшая команда в качестве утешительного приза получает витаминки для накопления сил)



«Путешествие в морские глубины». Сценарий НОД для детей 6–7 лет с применением мультимедийных средств

Цель: формировать художественное мышление и нравственные черты

личности через различные способы рисования.

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с техникой «граттаж», закрепить умение детей владеть различными приемами графического изображения. Закрепить представления детей о море и его обитателях.

Развивающие: продолжать формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.

Воспитательные: способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности, приобщать к красоте природы, вызывать желание помочь герою сказки.

Вид: интегрированное.

Образовательные области: Художественное творчество, Познание, Коммуникация, Физическая культура.

Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические.

Предварительная работа: Беседы о море, рассматривания репродукций с морским пейзажем, просмотр иллюстраций с изображением разных морских животных; беседы о море как среде обитания разных животных и растений. Чтение познавательной литературы; разработка конспекта, обеспечение оборудования для проведения занятия, подготовка бумаги для работы.

Оборудование: песенка водяного из сказки «Летучий корабль»; аудиозапись шума моря, изображения морских обитателей, набор ракушек, карта мира; бумага для техники «граттаж», салфетки, ручки или зубочистки, магнитная доска, магниты, ноутбук.

Ход деятельности:

Дети входят в группу и встают на ковре.

Воспитатель: Ребята, у меня есть мечта. А у вас есть мечта? (рассказ детей о своих мечтах) Когда я была маленькая, то очень хотела отправиться в кругосветное путешествие по морям и океанам. А особенно очень хотелось попасть в подводный мир, посмотреть, чем богат этот мир. А вы хотите сегодня осуществить мою мечту и отправиться со мной в это увлекательное путешествие?

Дети: Да

Воспитатель: Вы готовы отправиться вместе со мной в экспедицию на морское дно?

Дети: да

Воспитатель: Тогда нас ждет настоящее приключение – мы отправимся в подводный мир, понаблюдаем за жизнью морских обитателей. Скажите, а на чем можно опуститься на морское дно? (Перед детьми на ковре раскладываются карточки с различными видами транспорта. Дети выбирают и называют транспорт для погружения под воду – подводная лодка, батискаф). А еще для погружения есть специальный аппарат, который называется батисфера.

Воспитатель: Тогда я вас приглашаю морское путешествие.

Сейчас мы с вами закроем глаза и перенесёмся на берег моря с прозрачной, ласковой, светящейся от солнца водой (дети садятся на тёплый песок – ковёр). (запись «Шум моря»)

Воспитатель: Откроем глаза и вот мы на море.

Физкультминутка.

«И вот перед нами море, развести руки в стороны

Бушует оно на просторе. Поднять руки вверх и покачать

А в море высокая ходит волна развести руки в стороны, покачать руками

И вверх до небес и вниз до дна. Поднять руки вверх, потом вниз

Качает вода соленая развести руки в стороны, покачать руками

Водоросли зеленые

Скачут дельфины прыжки на двух ногах с места

Подставляя солнцу спины

На волнах качаются покачаться в стороны

Солнцу улыбаются».

Воспитатель: Ребята, вы слышите, как шумит море, оно приглашает нас переместиться на морское дно. Но как нам туда попасть? Скажите, ребята, можем мы выйти в открытое море в той одежде, в которой ходим по земле? Почему?

Дети: Это опасно, можно захлебнуться водой. Нужно одеть акваланги.

Воспитатель: А вы хотите вместе со мной одеть такие костюмы? Одеваем, тяжело натягиваются, на ноги, на руки, не забудьте надеть маски, ласты, акваланги за спину. Попробуем подышать. Легко дышится? Тогда поплыли.

-1-2-3 все поплывём!

В мир подводный попадем.

Сейчас начнутся чудеса,

Нужно лишь смотреть во все глаза.

Вот мы и на дне моря. Хотите, понаблюдаем за морскими жителями.

Вот появляются первые обитатели.

Прямо по курсу через море океан, плывет чудо – великан.

-Кто это?

Дети: Кит

Воспитатель: Правильно, это кит, как будто большой пароход.

Видите, а там, вдали подставляя людям спины

В море нас спасут…

Дети: Дельфины.

Воспитатель: Озорные, веселые рыбки. Вон как резвятся.

Держим курс на юг. Ребята, а вы видите, кто это там плывет навстречу? Узнали?

Дети: Акула

Воспитатель: Да правильно, это же злобная акула.

Посмотрите, зубы в пасти: в три ряда. Это не страсти, а беда. Вы её боитесь? Что-то страшновато. Давайте — ка скорее отсюда уплывем, не хочется попасть ей в пасть.

Посмотрите, сколько разных красивых рыбок. Какого они цвета? Да морские рыбки бывают разной окраски: желтые, синие, красные, полосатые пятнистые, серебристые…

Посмотрите, как красиво. Что это? Что вам напоминают? На что похоже? На кусты, на деревья, как будто лес только под водой. Ребята, это кораллы. Они бывают разные в разных морях и океанах.

А это что такое вы знаете? Правильно это водоросли. Водорослями питаются рыбы.

Что за дивная лошадка? Очень странные повадки:

Конь не сеет и не пашет, под водой с рыбёшкой пляшет.

А мы продолжаем погружаться все дальше в глубину, здесь уже темнее становится, солнечные лучи не могут пробиться через толщу воды.

Ребята, а это кто? Вы знаете?

Дети: Осьминог.

Воспитатель: А почему его так назвали, кто-нибудь знает? Оказывается у него восемь ног.

Я кого-то вижу на дне, отгадайте загадку кто это?

Глубоко на дне она, словно на небе видна. Но не светит и не греет,

Потому что не умеет.

Дети: Морская звезда

Воспитатель: Конечно это морская звезда. Сколько у неё лучей? Пять. Какого цвета? Правильно красного.

Что-то больше никого не видно. Давайте посмотрим.

Физкультминутка для глаз

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек!

И-направо! И еще

Через левое плечо.

Ой, кто-то к нам подплывает. Но чтобы узнать кто это, надо сначала отгадать загадку:

Передние-ласты, а задние — лапы,

Есть панцирь овальный. Подобие шляпы!

Другого жилья, кроме моря, не зная,

Потомству даст жизнь, на песок выползая.

Дети: черепаха

Мы с вами много увидели морских обитателей. Как вы считаете, может быть, нам пора уже возвращаться? Снова закрываем глаза. Ну вот мы снова и на берегу моря.

Звучит песня Водяного из сказки «Летучий корабль». На магнитной доске появляется изображение Водяного.

Ребята, а вы узнали, кто это?

Дети: Водяной

Правильно, Водяной. Он очень одинок, с ним никто не дружит.

Ребята, а вам жалко Водяного? А вы хотите ему помочь? Как вы думаете, как это сделать?

Дети: Надо нарисовать ему друзей.

Воспитатель: Правильно, давайте нарисуем ему друзей. Сегодня у нас будет необычное рисование.

Посмотрите, перед вами лежат необычные предметы. Лист бумаги — это море. А рисовать мы будем зубочисткой — процарапывать, посмотрите. Подскажите, как нарисовать рыбку? С чего начать? Что нарисуем потом? Чем покрыто тело рыбки?

Дети говорят – я рисую. Обращаю внимание на то, что воск нужно убирать на салфетку.

Ребята, напомните, с чего мы начнем работу?

Чем можно дополнить рисунок? (камешки, улитки, водоросли, морская звезда т. д.)

Дети самостоятельно рисуют. Во время работы индивидуально помогаю, направляю, советую.

В конце образовательной деятельности все работы объединяются в единую композицию «Море» вокруг Водяного. Дети рассказывают, кого они нарисовали.

Воспитатель: Вот у нас получилось подводное царство.

А нам с вами пора возвращаться домой.

Подводят итоги путешествия: что видели, кого встретили, что понравилось, что было интересно.

Воспитатель: Водяной так обрадовался новым друзьям, что решил вам сделать небольшой сюрприз. Но что-то я не помню, куда я его положила. Не хотите мне помочь найти подарок от Водяного.

Дети ищут коробку с подарком.

Вот молодцы, вы нашли подарок. А хотите посмотреть, что нам подарил Водяной? Посмотрите, здесь лежат рыбки и ракушки. Из всего этого мы с вами вместе сделаем аквариум в подарок малышам.

САМОАНАЛИЗ НОД

Цель: формировать художественное мышление и нравственные черты

личности через различные способы рисования.

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с техникой «граттаж», закрепить умение детей владеть различными приемами графического изображения. Закрепить представления детей о море и его обитателях.

Развивающие: продолжать формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.

Воспитательные: способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности, приобщать к красоте природы, вызывать желание помочь герою сказки.

Полноценное развитие ребёнка-дошкольника должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности, что было учтено мной при организации и проведении данной непосредственно образовательной деятельности. Дети были включены в разную деятельность.

При планировании НОД был учтён принцип интеграции образовательных областей.

Воспитательно-образовательный процесс во время НОД выстраивался на основе личностно-ориентированной модели взаимодействий с детьми. При этом я учитывала одну из основных позиций педагога и детей – равных партнёров, включённых в общую совместную деятельность. Применение данных технологий позволило избежать физической и эмоциональной перегрузки детей.

Вид проводимой НОД – интегрированное. Это позволило избежать перенапряжения детей во время непосредственно образовательной деятельности за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, повысить у детей познавательный интерес.

При построении НОД учитывала требования к структуре интегрированной непосредственно образовательной деятельности: чёткость, компактность, логическую взаимосвязь частей НОД, информационную ёмкость материала, используемого на занятии.

НОД состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной.

Предназначением вводной части было создание у детей психологического настроя, концентрации их внимания на совместную деятельность.

Мотивировать детей на реализацию поставленных задач, вызвать у них интерес к предстоящей деятельности помогло моё желание отправиться а путешествие в подводный мир. Дети были заинтересованы изучить вместе со мной морские глубины.

Основная часть НОД была направлена на побуждение интереса у детей к рисованию в технике «граттаж» обитателей морей и океанов.

Все части НОД тесно взаимосвязаны друг с другом. Объединение одним сюжетом способствовало поддержки интереса у детей на протяжении всего занятия. Каждому ребёнку я давала возможность участвовать в НОД. Стремилась к тому, чтобы у каждого ребёнка получился результат, свидетельствующий о его продвижении, показывающий, чему он научился.

Заключительная часть усилила положительные эмоции, связанные с НОД.

Деятельность НОД выдержана в соответствии с санитарными нормами и правилами, также возрастными особенностями детей данного возраста.

Программный материал подобран в соответствии с ФГТ. Таким образом, можно сделать вывод о том, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной. В течение всей образовательной деятельности формировалась УУД (учебная универсальная деятельность, в соответствии с требованиями ФГТ). Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. НОД своей цели достигло.

Планирую в дальнейшем повышать свой профессиональный уровень, в соответствии с современными ФГТ образования.

Похожие записи:

Конспект занятия по рисованию с использованием техники «граттаж» на тему: «Путешествие в морские глубины».
Перспективный план работы кружка «Волшебники. Нетрадиционные техники рисования» в старшей группе

Прикреплённые файлы:

Конспект комплексного творческо – познавательного мероприятия с детьми старшей группы Тема: «Морское путешествие».


Занятия с детьми

Автор: Марина Серова   

13.05.2014 20:18

Серова Марина Геннадьевна воспитатель второй квалификационной категории муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 19 города Ржева Тверской области
Цель: расширять представления детей о морских обитателях.
Задачи: пополнять знания детей о подводном мире, его обитателях, расширять словарный запас детей, формировать умение размышлять познакомить детей с удивительными способностями обитателей морских глубин: дельфинами.  Развивать  сообразительность, логическое мышление, познавательные интересы детей.  Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, закладывать основы экологической культуры. 
Планируемый результат: у детей сформируются знания о жизни морских обитателей – дельфинов.
Оборудование:
Проектор, ноутбук, диск  DVD с изображением по теме, путевка,  запись звуков  моря, музыкальные записи, листы бумаги, кисти, непроливайки, цветная гуашь, салфетки, красивая коробка.
Ход педагогического мероприятия:
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Давайте знакомиться: меня зовут Марина Геннадьевна. Я — гид, экскурсовод. А вы знаете, что делает экскурсовод?
Ответы детей.
Воспитатель: У меня очень интересная профессия. Во время путешествий я знакомлю туристов с разными странами, их традициями, достопримечательностями,  природой.  Я думаю, что многие из вас выезжали за пределы своего родного города. Расскажите, где вы были? 
Ответы детей.
Воспитатель: А сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие. Вот путевка.  А куда мы отправимся, поможет нам узнать загадка: 
Обманывать не стану,
— Я меньше океана,
Но я большое, всё же,
На океан похоже.
Могу спокойным быть,
Могу и заштормить.
Есть у меня всегда
Солёная вода.
(Море)
Ребята, а какие моря вы знаете? 
Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в путешествие по Черному морю. 
Воспитатель:  Проходите, занимайте места в уютной каюте на нашем корабле «Жемчужина». (слайд 1 – корабль) Посмотрите, перед нами расстилается Черное море (слайд 2 – шум моря). Послушайте, как оно шумит. Полюбовались? Какими словами вы можете описать море, какое оно?
Ответы детей.
Воспитатель: Как внимательно вы наблюдали за морем. Черное море — это теплое море, это добрый и уютный дом для морских животных.  А с кем из них мы можем повстречаться, вы узнаете, если отгадаете загадки.
Загадки:      
Гроза всей живности морей.

Не знаем мы зубов острей.
Её боится даже кит,
А безопасна, если спит.  (Акула) 
(Слайд № 3)
Удивительная рыба!
Конь с шипами вместо гривы,
Нету ног, и хвост спиралью,
И плывет он вертикально.
Этот маленький конек —
Не игрушка, не зверек.
Он качается в морях,
Закрепившись на стеблях.
Обовьет хвостом и ждет:
Вот креветка проплывет
Или маленький рачок –
Тут их раз! И съест конек.
(Слайд № 4)
Груша с длинными ногами
Поселилась в океане.
Целых восемь рук и ног.
Это чудо…(осьминог).
(Слайд № 5)
Он больше всех зверей на свете.
Такой один он на планете,
Пускать фонтаны любит он,
Кто скажет первым? Это — …(Кит)

(Слайд № 6)

Какие вы сообразительные!  
Все готовы к путешествию? Тогда отправляемся?  (физкультминутка):
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны)
Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд)
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками)
На закате дремлет море, (Дети приседают)
По воде круги идут. (Дети кружатся на месте)
Это маленькие рыбки, (Дети сжимают руки и вытягивают перед собой)
Разыгрались там и тут! (Дети выполняют различные движения руками)
(2 раза) 
Воспитатель: Тише, тише. (Слайд  № 7) Послушайте, как вы думаете, кто это кричит? 
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно дельфины.  Давайте присядем и полюбуемся на них.  Ребята, а кто-нибудь из вас видел дельфинов? Где?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы слышим, как дельфины общаются, протяжные и коротки свисты, щелчки, звуки, похожие на мяуканье и чириканье – все это беседы дельфинов. А когда дельфины сердятся – они начинают лаять.
Воспитатель:  Дельфины — одни из самых загадочных животных на нашей планете. Ребята, а как вы думаете (по вашему мнению): дельфины – это рыбы или животные?
Воспитатель: Дельфины обитают в воде, но это не рыбы, это животные. Дельфины, как животные дышат воздухом. А еще маленького дельфиненка  мама выкармливает своим молоком.  Дельфины – млекопитающие  («Млеко» — значит молоко, а «питающие», — значит питаются).  (Слайд 8)
Маленький дельфиненок рождается  с короткой и редкой шерсткой, которая постепенно пропадает.  Кожа у взрослого дельфина кажется очень гладкой, но она шероховатая.  Кто-нибудь из вас гладил живого дельфина? 
Вы знаете, ребята, что дельфины, как и мы, живут семьями. А еще, оказывается, у каждого дельфина есть своё имя — это сочетание разных звуков, на которое он откликается.  
Воспитатель:  Дельфины, как и все живые существа не могут жить без пищи.  Вы знаете, что любят дельфины, чем они питаются? 
Ответы детей.
Воспитатель:  Дельфины очень любят рыбу и разных морских  моллюсков – кальмаров, креветок, осьминогов.  (Слайд 9)
Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, дельфины спят?
Ответы детей.
Воспитатель:  Спят дельфины очень интересно. Они спят на поверхности воды, на боку, при этом один глаз у них всегда открыт, это помогает дельфину оставаться в безопасности. (Слайд 10)
Воспитатель:  Дельфины и люди  — большие друзья!  Дружелюбные, веселые, умные  и любопытные дельфины с удовольствием общаются с нами, были 
случаи, когда дельфины спасали людей. Дельфины радуют нас своими выступлениями в дельфинариях. Бережного отношения требуют к себе эти мирные морские животные.
Воспитатель:   Ребята, не заметно прошло время нашего морского путешествия. Мы полюбовались морем, повстречались с морскими обитателями,  и снова вернулись в любимый детский сад.  Посмотрите, что это за коробка, на ней написано «сюрприз» (Достаю из коробки листы бумаги).
Воспитатель: Ребята, в коробке чистые листы бумаги, что это за листы – сама не пойму. На коробке написано (читаю): «Дорогие ребята, перед вами картинки. Чтобы увидеть, что на них изображено, вам необходимо сесть за столы, взять краски, попытаться смешать их таким образом, чтобы получились все оттенки морской воды. Затем покрыть весь листок полученными красками. Удачи! (выполняю задание вместе с детьми). Какой удивительный сюрприз.  Кого вы увидели? Кто появился на вашей картинке?
Ответы детей.
Воспитатель: Когда рисунки высохнут, вы сможете составить книжку – самоделку о дельфинах.  Еще на память о нашем путешествии, я хочу подарить вам книгу о дельфинах.
Воспитатель: Мне было очень интересно путешествовать с вами. Наша встреча мне запомнилась тем, что вы были  активными, любознательными. Спасибо! До свидания!

< Предыдущая

 

Следующая >


интегрированная учебная деятельность «Этот подводный мир»

Технологическая карта организованной учебной деятельности. 
(интегрированное)

Провела: О.В. Усольцева 
Дата проведения: 09. 12. 2010 г. 
Возрастная группа: старшая № 5 
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Творчество», «Здоровье» 
Раздел: «Развитие речи», «Экология», «Рисование» 
Тема: «Этот загадочный подводный мир!» 
Цель: 
расширить знания детей о море и морских обитателях. 
развивать зрительную и слуховую память, образное и логическое мышление. 
воспитывать любовь и бережное отношение к природе. 
приобщать детей к удивительному миру искусства; создавать совместную композицию в соответствии с замыслом; использовать полученные знания и умения в создании художественного образа; развивать творческий интерес к новой техники в рисовании. 
развивать процессы внимания, мышление воображение, речь, самостоятельность, креативность. 
использовать релаксационные упражнения, игротерапию в целях создания атмосферы эмоционального комфорта. 
активизировать словарь; воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества. 
совершенствовать двигательную активность детей. 
Билингвальный компонент: рыба — балык, море — теңіз. 
Форма проведения: игровая. 
Оформление: панно «Морское дно», вокруг материал синего цвета (изображение моря).
Материал: маленький обруч. Картинки с изображением морских животных (морского конька, морской звезды, краба, медузы, морской черепахи, осьминога, кита, дельфина). Макет ракушки. Голубые ленточки (5× 40 см.) по количеству детей. Пазлы батискафа (для сборки). Ласты, маска (для подводного плавания), трубка для ныряния. Фотоаппарат. Костюм Нептуна, брызгалка. Значки с изображением Нептуна. Макеты (водоросли). Столы для рисования песком на стекле. Стаканчики и трубочки (для коктейлей) по количеству детей. 
Музыкальное оформление: звуки: шум моря, кита, дельфинов, плеск воды. 
Освящение: панно «Морского дна», столов для рисования. 
Методы: 
показ и объяснение воспитателя. 
самоорганизация детей. 
игровая ситуация, с использованием художественного слова. 
наблюдение за работой детей. 
анализ работ воспитателем и детьми. 
Этапы подготовки: Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; чтение детям стихотворений о морских обитателях; рассматривание иллюстраций, серии картин “Рыбы морей и океанов”, энциклопедии, загадывание загадок. Просмотр видеозаписи сказки «Русалочка». Познакомить детей с понятием иллюминатор, акваланг. 
Словарная работа: батискаф. 
Этапы 
деятельности Действия воспитателя Действия детей

Мотивационно- 
побудительный Утренний круг 
Ведущий в руках держит обруч. Это — «иллюминатор», через который дети должны по морскому поприветствовать друг друга.

Отгадайте загадку: 
А кто же властелин морей и океанов? 
Есть у него трезубец без изъянов. 
Волшебник, он, но не колдун, 
Он — царь подводный. Кто? 
— Ребята, я не зря вам загадала эту загадку, потому что, утром я получила письмо в необычном предмете. 
Показывает большую ракушку. 
— Как вы думаете, что это? 
— Правильно, а на ракушке написано от Нептуна, внутри письмо, прочитаем его? 
Достает письмо и читает: 
«Вам привет с морской пучины! 
Пишет Царь с морского дна. 
Плачу я, и есть причина, 
К сожаленью, не одна. 
Одиноко, скучно мне. 
На морской глубине. 
А у вас там снег идет, 
Близок праздник Новый Год! 
С вами встретиться не прочь, 
Скучно мне и день и ночь! 
Может, вы ко мне придете? 
И веселье принесете? 
Уж побалуйте царя, 
Чтоб узнали все моря, 
Как умеют веселиться, 
И поселки и столицы!» 
— Ребята, ну, что вы хотите отправиться в гости к морскому царю? Дети встают в круг. Берут «иллюминатор», и приветствуют друг друга, говоря:

— Попутного ветра Диана и т.д. 
Садятся на стульчики.

— Нептун.

Рассматривают необычный предмет.

— Ракушка.

— Да!

Слушают чтение письма.

— Да!

Организационно- 
поисковый — А кто — ни -будь, из вас был на море? 
— А слово «море» на казахском языке звучит так: теңіз. 
— Повторите. 
— Скажите, а на чем можно путешествовать по морю? 
-А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно? 
— Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью 
батискафа. Повторите, пожалуйста. 
— Батискаф — это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. 
Показывает картинку. 
— А чтобы лучше запомнить, как он выглядит, предлагаю выполнить задание: 
«Сложи картинку» 
Предлагает пазлы, глядя на картинку нужно собрать батискаф. 
— В первое подводное путешествие лучше плыть все вместе на большой подводной лодке. Давайте с собой возьмем фотоаппарат, чтобы сфотографировать все, что мы увидим интересного. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. 
Займите свои места! 
Подводная лодка готова к отплытию! 
— Читает стихотворение (под звук морской волны). 
«Все девчонки и мальчишки, 
знаем, очень любят книжки. 
Любят сказки про моря, 
про подводного царя. 
Там где солнце не сияет, 
Мир подводный обитает. 
Но о нем никто не знает, 
Всяк попасть туда мечтает.» 
— Ребята, что бы наше погружение мы могли с вами услышать, я предлагаю провести небольшой опыт. 
Опыт. 
Предлагает взять в руки стаканчики с водой, опустить в них трубочки (для коктейлей), и подуть в трубочку. 
— Что мы с вами услышали? 
— Вот так на самом деле, издает звук батискаф, погружающийся в воду. 
— А в море живут какие-нибудь животные? 
— А как на казахском языке звучит слово рыба? Повторите. 
— А как мы их назовём, одним словом? 
— А могут ли морские животные жить в грязном море? 
— Почему?

— Правильно, нельзя засорять моря, океаны, реки водоемы. Ведь трудно будет рыбкам, и плавать и дышать. 
— Ребята, а бывают ли на море волны? 
— Как вы думаете, отчего они бывают? 
— А как вы думаете, какие волны бывают? 
— Правильно, бывают. Иногда маленькие и спокойные, а иногда высокие и пенящиеся. Ой, наша подводная лодка подняла на море такие волны… 
Упражнение «Волны» 
Педагог раздает ленточки называть характер волн. (радости, грусти, спокойствия)

— Ребята, внимание! Наша лодка опустилась на морское дно. 
1 -2 -3 –все замрём! 
В мир подводной попадём. 
Сейчас начнутся чудеса! 
Надо только закрыть глаза. 
В этот момент приглушается свет в групповой комнате, включаются подсветка панно «морского дна». Раздаются звуки подводной воды. 
— Мы с вами оказались на морском дне. 
Посмотрите, как здесь красиво! Давайте вместе понаблюдаем за морскими жителями. Ой, кто это? 
Показывает на панно с морскими животными.

Пальчиковая гимнастика «Медуза» 
— Движутся медузы за счет сокращений своих зонтиков. Соедините кончики пальцев обеих рук и округлите ладони так, чтобы получилось полушарие — вот и зонтик медузы. А теперь попробуйте показать, как он сокращается. Вот медуза плывет неторопливо, а вот быстрее. А сейчас медуза плывет быстро.

— Молодцы, вот каких удивительных животных мы с вами встретили, а сейчас давайте поиграем. 
Игра: «Невод». 
Выбирает по желанию детей двоих игроков — рыбаки, берут друг друга за руки, образуя «невод». Остальные дети-рыбки. Рыбки плавают, выполняя плавные движения руками. 
Под веселую музыку рыбки разбегаются по ковру, а рыбаки ловят их. Нельзя ловить «разорванным неводом», т.е. расцеплять руки. Кого поймали, присоединяется к рыбакам, увеличивая «невод». 
— А сейчас немного отдохнем и давайте с вами поиграем в: 
«Угадайку». 
— Вы услышите звуки и должны определить, кто их произносит. Звучат звуки: китов, дельфинов. 
— Как вы думаете, о чем могут говорить киты? А дельфины?

Появляется Нептун. 
(ребенок наряженный в костюм Нептуна) 
Нептун. 
— Гордый я морей властитель, 
Рыб, дельфинов повелитель. 
Мой дворец на дне морском, 
Весь усыпан янтарем. 
Здравствуйте мои друзья! Вижу, ракушка доставила вам мое послание. И вы здесь! Я очень рад! 
— Дорогой Нептун, мы раду твоему приглашению и с удовольствием поиграем и повеселим тебя! 
Нептун: 
— В моей стране есть морской закон, существует давняя традиция: те, кто впервые находиться на морском дне должен пройти сквозь морскую воду. 
Нептун обрызгивает детей из брызгалки.

— Ребята, а вы знаете, кто такие аквалангисты?

— А что они надевают?

Подвижная игра «Аквалангист». 
— А теперь представьте, что вы сами аквалангисты и нам необходимо провести проверку морского дна. 
По сигналу необходимо одеть: ласты, маску, взять трубку для воздуха в рот и быстро пробежать, как будто плывете между «водорослями» не сбив их. Вернувшись назад к своей команде, передать атрибуты следующему игроку.

— Нептун, а чем ты больше всего любишь заниматься в своем подводном царстве? 
Нептун: Я люблю рисовать. Но мне уже надоело, рисовать красками, смешивать их, и я все свои кисточки подарил дочкам русалочкам. 
— Морской царь, тогда мы покажем тебе необычный способ рисования на морском дне. 
Педагог приглашает подойти детей и Нептуна к столам. 
— Ребята это специальные столы, для песочного рисования. Дно стола стеклянное, а внизу подсветка (светильник). 
Объясняет правила рисования на столе песком. 
— Ребята представьте, что это морское дно (показывает на стекло), а морское дно что? 
Педагог берет горстку песка и бросает небрежно на прозрачный стол. 
— Предлагаю вам с помощью ваших пальчиков и вашей фантазией нарисовать подводных жителей. 
Показывает, как можно нарисовать рыбку, осьминога, морского конька, кита, водоросли, морскую звезду.

В процессе деятельности с каждым ребёнком воспитатель обсуждает, что он нарисовал. 
Нептун: Какой интересный способ рисования, я никогда еще так не рисовал. Оказывается это очень интересно и главное всегда песок есть. Спасибо вам ребята!

— Ребята, наши рисунки, не долговечны, но для этого, мы с вами их сфотографируем, что бы потом вспомнить наши шедевры. 
— Посмотрите, сколько знакомых нам подводных обитателей мы видим. Давайте понаблюдаем за ними. А теперь выберите ту рыбку, в которую бы вы хотели превратиться, и все вместе будем их изображать. 
Пальчиковая гимнастика.

— А теперь нам пора попрощаться с Нептуном и возвращаться в детский сад. 
Нептун: Я хочу вам подарить значки с моим изображением, на долгую память о том, что вы были у меня в гостях. Вручает детям значки.

— Волны, волны расступитесь! Дети в детский сад вернитесь! — Да. Нет.

— Теңіз. 
— На корабле, на паруснике, на яхте, на лодочке… 
— С помощью подводной лодки; нырнуть с аквалангом.

— Батискаф.

Рассматривают картинку.

Дети складывают подводную лодку на ковре.

Дети ставят стульчики кругом и садятся, занимая места «в подводной лодке». 
— Да!

Слушают звуки морской волны и стихотворение.

Слушают воспитателя.

Выполняют указания.

— Шум пузырьков.

— Перечисляют: кит, дельфины, рыбки и т.д.

— Балык. 
— Морские животные.

— Нет. 
— Мусор, грязь будут мешать плавать рыбкам.

— Да. 
— От сильного ветра, бури… 
— Большие, маленькие.

Изображают различный характер волн с помощью ленточек.

Сидят не шевелясь, закрыв глаза.

Открывают глаза. 
Осматривают помещение.

Дети читают стих и показывают животное на панно. 
— Чем похож я на коня? Шейка, гривка у меня… 
Здесь какая — то ошибка: я на самом деле — рыбка. 
— Если дальше мы пройдём звёзд морских у скал найдём. 
В ярких платьицах они и сверкают как огни. 
— От волны невдалеке, двигаясь неспоро, 
Крабик ножкой на песке делает узоры. 
— По волнам гуляет зонтик. Если встретите — не троньте! 
Вот так чудо, вот так диво! Зонтик жжётся, как крапива.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

— Кто же в море в каменной рубахе? 
В каменной рубахе в море -черепахи. 
— На дне скучает — осьминог, сложил печально — 8 ног 
Точнее, 8 длинных рук — никто не плавает вокруг. 
— В сказках — «Чудо — Юдо» он, часто страшен, разъярён, 
Наяву ж — известно всем — безобиден кит совсем. 
— О дельфинах всем известно — Нет животных интересней: 
Острый ум, движенья ловки и легки для дрессировки.

— Рыбка плавает в водице, 
Рыбке весело играть. 
Рыбка-рыбка, озорница, 
Мы хотим тебя поймать.

Игра продолжается до тех пор, пока не останутся две не пойманные рыбки. 
Садятся на стульчики.

Угадывают, кто так общается, называют свои предположения, кто издает эти звуки.

Говорят свои предположения, о том, о чем могут разговаривать морские животные.

Дети здороваются с Нептуном.

Радуются традициям Нептуна.

— Да, это те люди, которые надевают специальное подводное снаряжение и ныряют под воду. 
— Маску, трубку, чтобы дышать под водой и ласты.

Делятся на две команды и по одному выполняют задание.

Выигрывает та команды, которая окажется более ловкой.

Слушают диалог воспитателя и Нептуна.

Рассматривают необычные столы — для песочного рисования.

— Песок.

Самостоятельная деятельность детей. Звучит спокойная музыка, дети и Нептун рисуют морских обитателей, водоросли, волны и т.д.

Фотографируют, рассматривают рисунки друг друга.

Ладони обеих рук выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу. Плавными движениями ладоней изображают рыб. 
— Рыбки резвятся — 
В воде кружатся! 
Весело ныряют, 
Пузыри пускают, 
Друг дружку догоняют!

Дети благодарят за приглашение, за значки морского царя прощаются с ним и проходят на свои места в батискаф.

Рефлексивно- 
корригирующий — Пока наш батискаф поднимается из морских глубин, скажите мне ребята, где мы с вами сегодня путешествовали?

— Как называется подводная лодка? 
— Каким необычным способам мы с вами научились рисовать? 
— Какие морские животные вам больше всего запомнили, почему?

— Мы были на море, на морском дне. Встречались с Нептуном. 
— Батискаф.

— Песком по стеклу.

— Кит, он так страшно и странно издает звук, Медуза — потому что у нее есть зонтик и он сокращается, передвигая ее. 
— Запомнились звуки моря.

Ожидаемый результат:

Знать: 
. о том, какие животные обитают в море. 
. какие особенности имеют все морские обитатели. 
. о способе рисования песком на стекле. 

Иметь: 
. представление о звуках издаваемых морскими животными (кита и дельфина). 
. представления, что такое батискаф. 

Уметь: 
. отвечать на вопросы воспитателя. 
. говорить на казахском языке слова: море, рыба. 
. рисовать пальчиком по песку на стекле. 
. выполнять правила игры. 

Источник: https://автор Усольцева О.В.

Категория: Дошколенок | Добавил: solnze (2011-02-07) | Автор: Усольцева О.В.

Просмотров: 2377 | Рейтинг: 0.0/0

Тайны морских глубин»

                  (интеллектуально-познавательная игра для учащихся среднего возраста)
Цель:активизировать интеллектуальный потенциал воспитанников. Задачи:способствовать развитию познавательных интересов;
содействовать интеллектуальному развитию воспитанников;        учить работать в коллективе, находить общее решение.
Подготовительная работа: 
      1 .Изготовить игровое табло в виде карты (интерактивная доска); 
      2.Подготовить презентацию для наглядного изображения пунктов   остановки; 
      3.Выбрать жюри; 
Оборудование: интерактивная доска, компьютер.
Пабло для игры (описание). 
Игровое поле сделано в виде карты. На эту карту нанесены все пункты игры. Передвижение каждой команды начинается с пункта «Старт» и далее, по указывающим стрелочкам, проходит по всем пунктам и кораблям и заканчивает на пункте «Финиш».По мере продвижения по карте пройденные этапы отмечаются красными флажками. Последовательность пунктов такова (названия кораблей подчеркнуты): «Старт» — «Саргассово море» — «Св.Мария» — «Черное море» — «Виктория» — «Азовское море» —«Надежда» — «Мертвое море» — «Мирный» — «Красное море» — «Фрам» —«Желтое море» — «Витязь» -«Финиш».
                                Ход игры
Ведущий: 
      Здравствуйте, дорогие зрители! Приветствую вас на интеллектуально — познавательной игре«Тайны морских глубин».
      Сегодня отправятся к новым завоеваниям две команды (название команд готовится заранее), а результаты их путешествия будут оценивать члены нашего жюри: Фемида-богиня правосудия, Афина-богиня мудрости и председатель жюри       Посейдон-бог моря.
      Правила нашей игры таковы: перед вами карта нашего путешествия. Игра начинается на «Старте» и, следуя по указанному маршруту, команды отправляются в путь.
      На всем пути находятся шесть кораблей. Задача команд — захватить как можно больше кораблей. Но перед тем, как попасть на корабль, каждой команде предстоит пройти испытание на море. Если команда выигрывает соревнование на море, то ей дается возможность первой завоевать корабль, но если ей это не удастся, то у второй команды появляется шанс. Если же и вторая команда не сможет ответить на вопрос, то помощь оказывают болельщики. Используя правильный ответ болельщиков, команда двигается дальше со штрафным баллом.
      На каждом корабле игроков будет ждать интеллектуальный конкурс. За каждый выигранный конкурс дается определенное количество белых жемчужин, то есть баллов. Красные жемчужины — штрафные баллы.
      Наша игра начинается, команды — в путь! ( звучит сигнал рынды — корабельного колокола)
      Ведущий: Первая    остановка «Саргассово море». Что нам расскажет бог моря Посейдон.
      Посейдон: Саргассово море находится в Атлантическом океане. Названо от скопления плавающих на его поверхности саргассовых водорослей. В этом море расположены Бермудские острова. Предполагают, что название море получило во времена плаванья Христофора Колумба. Моряки наблюдали в море похожие на ягоды пузырьки газа, которые удерживают водоросли у поверхности воды; их называли SARGAZO (мелкий виноград) — саргассово море. В это море всегда возвращаются угри, чтобы умереть — и это одна из загадок этого море. 
      Первое  испытание для команд на море.
      Ответьте на вопрос: Где в России находится училище, в котором подростки учатся
      на морских офицеров? (в г.Санкт-Питербург)
      Дополнительное задание для тех, кто не ответил: Имя какого адмирала носит это
      училище? (адмирал Нахимов)
( Жюри отмечает правильные ответы)
      Ведущий: Вы попали на корабль «Св. Мария».
      Известно ли вам, что именно на этом корабле в 1492-1493 годах Колумб совершил открытие нового континента, который был назван Америка.
      Вторая часть испытания — необходимо разделить карточки с названиями кораблей на
      две группы: военные и невоенные суда.
      (Военные суда: галера,  каравелла,  крейсер, фрегат;   невоенные: катамаран, скутер, теплоход, яхта, танкер).
      Ведущий: В нашем путешествии мы подходим к следующей остановке — «Черное море». Давайте послушаем Посейдона.
      Посейдон: Известно, что с глубины 200 метров и до самого дна в воде моря
      находится большое количество сероводорода и там практически нет жизни. Практически на поверхности плавают основные виды рыб: осетр, ставрида, скумбрия. На берегу Черного моря расположены крупные морские курорты: Новороссийск, Туапсе. 2 испытание для команд на море.
      Ответьте на вопрос: Как называются художники, рисующие морские картины?
      (Маринисты)
      Дополнительное задание для тех, кто не ответил: Как называются картины,  на
      которых  изображено море? (Марина).
      Ведущий: Вы попали на корабль «Виктория».
      Известно ли вам, что это один из кораблей, на котором в 1519 году Магеллан организовал и совершил первое кругосветное плаванье, тем самым подтвердив, что Земля действительно круглая.
      Тема для завоевания «Виктории» будет — мореплаватели. Вам необходимо отделить
      мореплавателей от путешественников.
      (Мореплаватели:  Кусто,  Колумб,  Невельской,  Магеллан,  Беринг,  Крузенштерн; путешественники: Поло, Хабаров, Пржевальский, Ливингстон, Нансен,  Поярков).
      Ведущий:   Слово   предоставляется   жюри   (жюри   подводит   итоги   предыдущих испытаний).
      Ведущий: Мы идем дальше, и на нашем пути остановка «Азовское море».
      Посейдон: Азовское море — самое маленькое море на Земле и самое маленькое по площади в России. Греки его называли «Меотийским болотом». Вода в нем мутная, тусклая, зеленовато-бурого цвета. Море замерзает на 2-3 месяца зимой.
      Третье испытание для команд  на море.
      Ответьте на вопрос: Назовите самого известного русского художника-мариниста.
      (В. Айвазовский)
      Дополнительное задание для тех, кто не ответил: Назовите известную вам картину
      Айвазовского. («Девятый вал»)
      Ведущий: После испытания на море вы попадаете на корабль «Надежда».
      В 1803 году корабль «Надежда», которым командовал знаменитый мореплаватель Крузенштерн, пересекая Тихий и Атлантический океаны, совершил первое русское кругосветное путешествие.
       Для завоевания этого корабля вам даются два океана и несколько морей. Нужно
      разделить моря на две группы.
      (Северный ледовитый Океан: Карское море, Баренцево море, море Лаптевых, Белое
      море, Гренландское море; Тихий океан: Охотское море, Японское море, Желтое
      море, Коралловое море, Берингово море, Филлипинское море)
      Ведущий: Слово предоставляется жюри, которое считает количество жемчужин и
      штрафных баллов у обеих команд.
      Ведущий:  Наше  путешествие  продолжается,  и  мы  приближаемся  к  остановке «Мертвое море». Послушаем Посейдона.
      Посейдон: Известно, что Мертвое море — это бессточное озеро на Ближнем Востоке. В Мертвое море впадает единственная река Иордан. Соленость воды до 300%. Органическая жизнь отсутствует. В Мертвом море добывают калийную и другие соли.
      Место, где расположено Мертвое море, является самым низким местом поверхности суши планете. Местами глыбы соли плавают по поверхности как айсберги.
      Четвертое испытание для команд на море.
      Ответьте на вопрос: Назовите автора повести «Алые паруса». (А.Грин)
      Дополнительное задание для тех, кто не ответил: Кто является главными героями
      повести «Алые паруса»? (Ассоль и Грей)
      Ведущий: Вы попали на корабль «Мирный».
      В 1820 году корабль «Мирный», под командованием Ф.Ф.Белинсгаузена, вместе с кораблем «Восток», которым командовал М.П.Лазарев, первыми в мире участвовали в открытии русскими Антарктиды.
      Для завоевания корабля необходимо вспомнить морских животных.
      Командам  раздаются  карточки   с  названиями   морских  животных,   необходимо собрать их в две группы, объединяющие позвоночных и беспозвоночных.
      (Позвоночные:    морской    котик,    белуха,    касатка,    кашалот,    тюлень,    морж; беспозвоночные: губки, медуза, ланцетник, моллюск, креветки).
      Ведущий: Следующая остановка нашего путешествия — «Красное море». Что нам расскажет бог моря Посейдон.
      Посейдон: Красное море — самое соленое море планеты. В нем ловят рыбу, добывают жемчуг и кораллы. Оно является одним из теплых морей. Вода в море иногда нагревается до +59 гр. Мангровые деревья, которые растут по берегам моря, чтобы выжить, научились избавляться от соли (у них на корнях вырастают соляные фильтру).
      Пятое испытание для команд на море. 
      Ответьте на вопрос: Благодаря этому явлению далеко за полярным кругом у берегов Европы есть места, где вода не замерзает. Что это за явление? (Теплое течение, не дающее замерзнуть морской воде даже в Баренцевом море)
      Дополнительное задание для тех, кто не ответил: Кто автор стихотворения «Парус»? (М.Ю.Лермонтов) 
      Ведущий: Испытание привело вас на корабль «Фрам».
      В 1893-96 годах норвежское полярное судно совершило дрейф в Северном
      Ледовитом океане.  Возглавлял плаванье знаменитый полярный
      исследователь Нансен. Испытание для взятия корабля – морские растения. Необходимо отделить морские растения от обычных.
      (Морские: планктонные водоросли, фукус, кораллы, морская капуста; обычные: шалфей, паслен, кувшинка, осока, лотос).
      Ведущий: Наше путешествие подходит к концу и последняя остановка «Желтое море».   Давайте послушаем Посейдона. 
      Посейдон: В море впадает река Хуанхе  (желтая река). Эта река несёт в своих водах огромное количество желтого ила. Он попадает в море и его вода становится желтоватого оттенка.
      Шестое  испытание для команд на море. 
      Ответьте на вопрос: Кто из русских композиторов был морским офицером и даже совершил морское кругосветное путешествие? (Н.А.Римский-Корсаков) Дополнительный вопрос для тех, кто не ответил: Вы знакомы с различными видами треугольников в математике, а какой треугольник существует на море? (Бермудский треугольник) Ведущий: Последний корабль на нашем пути — «Витязь».
      Корабль «Витязь» являлся самым мощным кораблем советского времени и
      в международный географический год (1957г.) участвовал в исследовании
      Мирового океана. 
      Последнее испытание — блиц-вопросник. Первой начинает отвечать команда, победившая на море.

  1. Сильная буря на море (шторм).

  2. Полное безветрие (штиль).                                                                                      

  3. Колебание судна на море (качка).

  4. Морской разбойник (пират).

  5. Корабельный колокол (рында).

  6. Лестница на корабле (трап).

  7. Морская верёвка (канат).

  8. Корабельный подвал (трюм).

  9. Окно на корабле (иллюминатор).

10.Большое общее дело или больная уборка (аврал).
      Ведущий: Друзья, преодолев все испытания, мы заканчиваем своё путешествие на пункте «Финиш». Давайте посчитаем количество завоеванных кораблей, белых и красных жемчужин, и дадим слово богине правосудия — Фемиде (жюри подводит окончательные итоги).
      Ведущий: Надеюсь, что вам понравилось путешествие в «Тайны морских глубин» и вы узнали много нового и интересного.

 


Свежие документы:  Конспект урока на тему " Вопросительно-относительные местоимения"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: