Конспект урока на тему «В городе лекарственных растений»


В городе лекарственных растений

(урок — путешествие)

Автор: Березина И.В.


Задачи: познакомить детей с лекарственными растениями и их использованием; развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение; воспитывает бережное отношение к природе.

Оборудование: рисунки лекарственных растений (или гербарий): мяты, липы, подорожника, ромашки аптечной, березы, лука, чеснока.


Ход занятия


  1. Сообщение темы и цели занятия

Сегодня мы совершим экскурсию по городу Лекарственных растений. Она поможет нам поближе познакомиться с травами, деревьями, цветами, которые верой и правдой служат человеку многие века. А начнем мы с разминки. Она посвящена лекарственным растениям.

  1. С моего цветика берёт 2) В десять одёжек плотно одет,

Пчёлка самый вкусный мёд. Часто проходит к нам на обед.

А меня всё ж обижают: Но лишь за стол ты его позовёшь,

Шкуру тонкую снимают. Сам не заметишь, как слёзы ты прольёшь.

(Лук)

Красота всего парка 3) Вырастает он в земле, убирается к зиме.

Людям – тень, если жарко. Головой на шар похож.

Даст резную посуду. Если только пожуёшь маленькую дольку,

И полечит простуду. Будет запах донимать очень – очень долго.

(Липа) (Чеснок)


4)Золотая середина и лучи идут кругом.

Это, может быть, картина — Солнце в небе голубом? (Ромашка.)


5)Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной.

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной. (Береза.)


6) Путник часто ранит ноги –

Вот и лекарь у дороги. (Подорожник)


Нам он, как хороший друг,

лечит раны ног и рук. (Подорожник.)


7) Заросла полянка,

Травкой – холодянкой.

И в лесу, и в квасу,

И в конфетке, и в таблетке. (Мята)






  1. Знакомство с маршрутом экскурсии.


Липовая Аллея

проспект Подорожника

Площадь Лука и Чеснока


Берёзовый тупик Мятный Переулок

Ромашковая Поляна


Перед вами схема города Лекарственных растений. А передвигаться от одной станции к другой мы будем с вами совершать с помощью физминуток.


3.Итак, наша пешеходная экскурсия начинается с улицы Липовая Аллея. Вспомните, какой аромат издают душистые цветки липы во время цветения. Недаром же они так привлекают пчел, благодаря которым мы можем лакомиться липовым медом. (Демонстрируется рисунок липы.)

— Послушайте стихотворение и скажите, какое значение имеет липа для человека?


Липа средство от простуды,

Знают все о том повсюду.

Хоть невзрачен липы цвет,

Но полезней чая нет.

При ангинах и простудах

Пьют целебный липы чай.

Говорят, когда болеют:

«Ну-ка, липа, выручай!»


Вывод: — Какими свойствами обладает липа? (табличка)


Средство от простуды и ангины.



— Передвигаемся к следующей станции:

Хомка, хомка, хомячок

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт –

Ушки моет, шейку трёт.

Подметает Хомка хатку,

И выходит на зарядку:

1,2,3,4, Хомка хочет сильным стать!

4.Вот мы подходим к площади Лука и Чеснока. (Рисунки или предметы)

Неслучайно площадь носит имя сразу двух растений, ведь Лук и Чеснок имеют много общего и оказывают неоценимую услугу здоровью человека.


— Давайте послушайте стихотворение и скажите, какое значение имеют Лук и Чеснок для человека?


В них не только фитонциды,

Что микробам так страшны,

Они содержат витамины,

Что, бесспорно, всем нужны.

И поэтому, чтоб реже приходилось вам болеть,

В каждом доме Лук, Чеснок круглый год должны иметь.

Тот, кто с ними крепко дружит, никогда не занедужит.


А какие вы знаете целебные свойства этих растений?


Вывод: (табличка) Средство от простуды,

Инфекции, гриппа и содержат витамины А, С.


— Передвигаемся к следующей станции: 1, 2 — выше голова,

3, 4 — плечи шире,

5, 6 – тихо сесть,

7, 8 – лень отбросим.


5. Внимание! Приближаемся к Проспекту Подорожника. (Рисунок подорожника)


— Давайте послушайте стихотворение и скажите, какое значение имеет подорожник для человека?


Путника друг, подорожник,

Скромный, невзрачный листок,

Он на порезанный палец

Влажной заплаткою лёг.

Многим из нас невдомек,

Что отыскалось лекарство

Тут же, на тропке, у ног. Вс. Рождественский


Вывод: (табличка) Средство от простуды, обеззараживающее,

Кровоостанавливающее.

Листья и сок используются при ушибах и порезах.


— Передвигаемся к следующей станции:

Грач качался в гамаке,

Гуси плавали в реке.

Мимо лебеди летели и на веточку присели.

Веточка качается, неплохо получается.


6. А вот и Мятный переулок. (Показывает пучок мяты или рисунок.)


— Давайте послушайте стихотворение и скажите, какое значение имеет мята для человека?


В доме много аромата,

Если в доме сохнет мята.

Мятная лепешка, настоя мяты ложка — нету больше тошноты,

Нету в горле хрипоты.

Валидол, зубная паста — всюду мята, мята, мята!

Собираем не напрасно эту травушку, ребята!


В Мятном переулке немного отдохнем, расслабимся и пофантазируем. Закройте глаза, устройтесь поудобней. А теперь представьте себе: «… Сейчас утро. Ты просыпаешься в привычное для себя время и вдруг обнаруживаешь, что ты превратился в чудесный цветок — ромашку. У тебя ярко-желтая сердцевина и много-много белоснежных лепестков, высокий стебелек с узкими зелеными листьями. Рядом с тобой — твои братишки и сестренки, Их легко покачивает ветерок. От них исходит приятный аромат. Вдохни его…

Для тебя в огромные деревья, мох — в густой лес, камни — в горы, лужи — в озера. Сейчас ты бежишь по тропинке в свой муравейник, с легкостью преодолевая препятствия на пути…

И снова превращение. Теперь ты — воздушный шар, круглый, голубой, с рисунком. Рассмотри по внимательней рисунок: на нем изображена веселая рожица. Тебя отпустили на волю, и ты летишь, послушный ветру, задевая легкие облака, и глядишь сверху вниз на землю, где все предметы вдруг уменьшились б размерах; вот узкая лента дороги, по ней ползет крошечный автомобиль. Зеленые насаждения возле дороги слились в один зеленый ковер…

А сейчас ты можешь потянуться и почувствовать, как свободна твое тело. Глубоко вдохни.

Возвращайся назад в класс и открывай глаза».


Вывод: (табличка) Средство от головных болей,

Кишечно–желудочных заболеваний,

Средство от простуды



7. И вот уже перед нами Ромашковая Поляна (Рисунок Ромашки)

Знаете ли вы, ребята, что существует несколько видов ромашки? Но лекарственной считается только ромашка аптечная. Как отличить ее от других? Очень просто. Желтая сердцевина у нее выпуклая и внутри пустая, растение имеет приятный ромашковый запах, который у других видов, как правило, отсутствует.


— Давайте послушайте стихотворение и скажите, какое значение имеет ромашка для человека?


Всех цветов не сосчитать.

Есть аптечная ромашка.

Про ромашку надо знать.

Белый крошечный цветочек для припарок, для примочек.

Если воспаление, отвар — успокоение.


Вывод: (табличка) Средство от простуды, подавляет кишечные инфекции,

Противовоспалительное средство,

Восстанавливает аппетит



— Передвигаемся к следующей станции с весёлой песенкой туристов:

Вместе весело шагать по просторам,

По просторам, по просторам.

И конечно припевать лучше хором,

Лучше хором, лучше хором.


8. Наша экскурсия заканчивается в Березовом тупике. (Рисунок березы.) Красавицей русских лесов называют березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Береза — символ и гордость русского народа. Из почек березы приготавливают лекарства.




— Давайте послушайте стихотворение и скажите, какое значение имеет берёза для человека?


Настои, отвары березовых почек

Помогут тебе непременно, дружочек,

Если вдруг, почки твои заболят,

А надо — и раны они заживят.

Из листьев отвар — витаминное средство.

Целебность березы запомни ты с детства!


Вывод: (табличка) Средство от простуды,

Витаминное средство,

Используется при заболеваниях почек



9. Итог. Мы прощаемся с городом Лекарственных растений. Они приносят огромную пользу человеку. Сейчас весна. Организм человека ослаб, нуждается в поддержке. Ожидаются вспышки простудных заболеваний: ОРВИ, гриппом и инфекционные заболевания: ротавирусная инфекция и кишечная, так как плохая вода от таяния снега.

Но вы должны соблюдать все правила личной гигиены и помнить средства профилактики.


Советы Доктора Айболита:

  1. При простуде надо пить чай с малиной.

  2. От насморка полезен свёкольный сок.

  3. При кашле – настой редьки на меду.

  4. От головной боли помогает избавиться капустный лист.

  5. Не заболеть гриппом помогают лук и чеснок.


Рефлексия: продолжите фразу: «Сегодня я узнал …».

Свежие документы:  Конспект урока биологии для 9 класса «Основные закономерности существования живого»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: