Конспект урока на тему «В гости к осени. Животные осенью»


Открытый урок 1

Предмет: познание мира.

Тема: « В гости к осени. Животные осенью»


Цели: 1. Систематизировать и обогатить знания детей об изменениях в жизни животных с приходом осени, о природных связях.

2. Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать, делать

выводы.

3. Воспитывать любовь к животным, формировать чувство

ответственности за всё живое, что нас окружает.


Оборудование: 1. Презентация к уроку , картинки диких животных.


Ход урока

1. Психологический настрой.

В лесу осиновом 
Дрожат осинки. 
Срывает ветер 
С осин косынки. 
Он на тропинки 
Косынки сбросит — 
В лесу осиновом 
Наступит осень.


2.Актуализация знаний.

-Мы прослушали замечательное стихотворение .

-О каком времени года это стихотворение?

-Давайте вспомним, что вам известно об осени.

-Какой сейчас осенний месяц? (Сенябрь)

-Какие признаки осени вы можете назвать?

Подведем итог.

Признаки осенней погоды:

  • становиться прохладно

  • небо чаще покрыто облаками

  • осадки выпадают в виде дождя

  • дни становятся короче, а ночи длиннее



3. Новый материал

Сегодня мы переходим к изучению новой темы. А какой, вы узнаете, если отгадаете загадку.

 Они мычат, они рычат,

 Они кричат и лают.

 Всех нюхают, кусают, жалят

 И в общем все их знают.

 И вообще они нужны

 На нашем белом свете

 И точно так как у людей

 У них бывают дети.

— Тема нашего урока — «Многообразие животных». Сейчас на улице осень и поговорим о животных зимой. На уроке мы рассмотрим животных, их групповые признаки, а так же узнаем много интересного из их жизни.

— Всего на Земле обитает около 2 миллионов видов животных. Мир животных очень разнообразен и по внешнему виду, и по величине, и по способам передвижения. (Слайды)

— Ребята, вы уже знаете, что животные делятся на домашних и диких. Приведите примеры.

Речевая разминка (вопрос – ответ):


  • Назови, какое животное живет у тебя дома?

  • Кто зимой спит в берлоге?

  • Скажите, одинаковый цвет шубки у зайца зимой и летом?

  • Назови птицу, какая тебе нравится?

  • Кто из птиц умеет говорить человеческим голосом?

  • Как называется жилище белочки?

  • Лиса, волк, медведь, олень – это кто?

  • Почему их называют дикими?

  • Сова, голубь, воробей, бабочка. Что лишнее?

  • Назови детеныша зайчихи



— Сейчас нас ждет встреча с очень интересными животными.

Ребята , животные делятся на группы: звери, птицы, рыбы, насекомые



Насекомые (Тело насекомых разделено на три отдела – голову, грудь, брюшко; у них три пары ног)

Рыбы (Тело покрыто чешуей)

Птицы (Тело покрыто перьями)

Звери (Тело покрыто шерстью, четыре ноги)


Загадка

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)


Рассказ о белке

По верхним веткам старого дерева скачет серенький вёрткий зверёк. Это белка. А на этом дереве у неё свой домик- дупло. Заглянем и мы. Дупло не очень большое, но сухое. Оно выстлано мхом, сухими листьями. Белочке там тепло. В отдельном месте лежат беличьи припасы. Но мы знаем, что много грибов развесила белка по лесу для сушки, много орехов закопала в разные «кладовки» под деревьями. Так много, что за зиму всё не съедает.


— Какие ещё звери запасают корм на зиму?

( Хомяки, мыши, суслики, бобры)


Загадка

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. ( Медведь)


Рассказ о медведе

Прежде чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы.

Берлогу – яму, выкопанную где – нибудь под корнями дерева, выстилает травой ещё до первого снега. Ложиться головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.

Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.

Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.

— Какие ещё животные впадают в спячку зимой?

( ёж, барсук)


Загадка

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора:

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.


Рассказ о зайце

По глубокому снегу скачками передвигается заяц от одного куста к другому. Зимой он стал белым. Шубка его тёплая, густая. У него нет своего дома. Спит заяц на снегу, прячется от врагов тоже на снегу. Запасов на зиму заяц не делает. Обгладывает кору молодых осинок, грызёт тоненькие веточки. Треснула в лесу сухая ветка. Насторожился заяц, навострил длинные уши. Вот и он скрылся в лесу. Только причудливые следы остались на снегу.

— Какие ещё животные ищут корм в природе?

(лиса, лось, волк, песец)

Прослушав рассказы о животных, какой вывод можно сделать?

Вывод:

Многие животные почти весь день проводят в поисках корма, другие пользуются своими запасами, некоторые на зиму засыпают.


Загадка

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Ёж).


В лесу тишина, все покрыто снегом. На пригорке – одинокая береза. Ее ветви свесились прямо к сугробам. У самого ствола березы намело небольшую горку снега. Там норка ежа. Осенью ежик любит хорошо поесть: надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки. На зиму еж устраивается в укромном месте в сухих листьях и траве: свернется клубочком и спит до весны.

5. Актуализация знаний , умений и навыков.

  • Ребусы о животных

  • Слово рассыпалось


  • Какая птица не ходит? (воробей)

Самая маленькая птица? (колибри)


  • Кто покушался на жизнь мухи? (паук)

Из какого произведения?

  1. Распределить по группам

Кто оказался лишним? Почему? К какой группе относятся?

2). Игротека


  1. Предлагаю поиграть в игру «Отгадай детеныша». На доске прикреплены карточки. Соединим взрослое животное с его детенышем(учащиеся выходят по одному).

  2. Сейчас мы с вами будем работать по группам. У каждой группы на столах лежат пазлы. Соберите из них животных и подумайте какую пользу они приносят.

Выступления групп.

  1. А теперь давайте с вами отгадаем загадки. Какое это животное – дикое или домашнее?

  1. Явился в жёлтой шубке- прощайте две скорлупки(цыпленок).

  2. Хитрая плутовка,
    Рыжая головка,
    Пушистый хвост – краса,
    Зовут её …(лиса)

  3. Стоит копна: спереди вилы, сзади метла(корова).

  4. Хвост крючком , нос пятачком(свинья).

  5. Стройный, быстрый,
    Рога ветвисты.
    Пасётся весь день,
    Кто это? …(олень).

  6. Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами(петух).

  7. Хвост пушист, а глазки зорки.

Прыгает по веткам елки.

На земле сорвет грибок

И в дупло с грибочком – скок! (белка)     

  1. Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога(баран).

  2. Кто зимой, забыв тревоги,

Крепко спит в своей берлоге?(медведь)


«Разбей на группы»

     — На карточках вперемешку записаны слова. Вы должны рассортировать и записать слова в 4 группы. Кто первым справиться, тот и побеждает.

 

Синица, волк, гусеница, карась, бабочка, сова, воробей, лиса, чайка,

сом, тигр, муравей, слон, пчела.


6. Игра “Рыбы, птицы, звери”

Учитель перечисляет название животных. Когда дети слышат название рыбы, они с помощью пантомимы показывают, как плывут рыбы в воде. Когда слышат название птицы, машут руками-крыльями, имитируя полет. А услышав названия зверей, топают ногами.

Перечень слов: щука, дятел, еж, сом, медведь, глухарь, карась, лось, воробей, рысь, чайка, окунь, белка.



6. Итоги урока.

— Что нового вы узнали на уроке?

— Как животные ведут себя осенью?

— Что делает человек, чтобы помочь животным зимой?

Ребята, я хочу закончить наш урок таким стихотворением


Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица.

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям.


7. Домашнее задание.

1. Прочитать в учебнике текст «Разнообразие животных», ответить на вопросы к тексту.


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Наше здоровье – в наших руках"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: