Конспект урока на тему «В мире камня»



Тема урока: «В мире камня»

Цель урока: Расширение кругозора учащихся о горных породах и минералах

Задачи:

-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями — самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.

-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и делать выводы.

-Развивать коммуникативные умения учащихся, умения анализировать и обобщать, навыки самостоятельной работы.

-Воспитывать гордость за родной край.

Оборудование:

-коллекция камней;

-ноутбук, проектор;

-микроскоп;

-презентация;

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

2 слайд

2. Проверка домашнего задания.

Какие бывают звуки?

Почему вреден шум?

Какие правила нужно соблюдать, чтобы избежать шума?

3.Мотивация к учебной деятельности.

Ученик:

— «Камень с незапамятных времен прочно вошел в жизнь человека. Ещё много тысяч лет назад камень использовался как орудие труда. Острыми камнями расчленяли на части туши убитых зверей. Камнем можно было растирать зерна злаков в муку, разглаживать кожи, высекать огонь. Блестящими цветными камнями человек издавна любил украшать себя.

Камень был надежным орудием обороны и нападения: удачно брошенный камень поражал врага и настигал ускользающую добычу.

В настоящее время люди очень много знают о камнях: об их происхождении, свойствах и способах их обработки. Изучением камней, или как их еще называют горные породы и минералы, занимается наука – геология.»

С давних времён людей интересовала сила камня.

Хозяйка Медной горы:

Здравствуйте люди добрые. Сила камня? Вас интересуют мои камни. Да жив интерес к силе камня и в 21 веке. Издавна русские люди интересовались красотой и силой камня. Не каждому дано познать срытые свойства камня. Только лучший из лучших сможет познать камень и стать мастером.

Вот и мне нужен мастер- камнерез. Может он есть среди Вас? Мне бы получше приглядеться.

Учитель:

— Ребята вы узнали гостью? Оставайся Xозяйка Медной горы у нас. Посмотри, что мы умеем.

4. Новый материал. Знакомство с коллекцией камней. (использование микроскопа)

Кремень. (Слайд 3)

Учитель:

— В древности осколки кремня использовались для высечения огня. Древним человеком кремень использовался для изготовления оружия и бытовых предметов. Существует устойчивое народное поверье, что такой кремень обладает особыми свойствами воздействия на воду. Исстари кусок чёрного кремня клали в ёмкости с продуктами питания при их засолке или ином заготовлении впрок.

(Ученики рассматривают через микроскоп)

Яшма. (Слайд4)

Учитель:

-В России яшма пользовалась большой популярностью при Екатерине Второй, которая развивала камнерезное дело и способствовала созданию нескольких крупных заводов по обработке яшмы. В древности из яшм делали печатки и амулеты, якобы оберегавшие от расстройства зрения и от засухи. Наиболее известные российские месторождения поделочной яшмы находятся на Южном Урале.

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса «Дикие животные»

(Ученики рассматривают через микроскоп)

Гранит. (Слайд5)

Учитель:

— Гранит — прочная горная порода с красивым рисунком расположения кристаллов. Из гранита делают фундаменты, опоры мостов, гранитной брусчаткой выложены улицы. Он хорошо полируется и им украшают здания, набережные, станции метро.

(Ученики рассматривают через микроскоп)

Каменный уголь. (Слайд6)

Учитель:

— Основа образования угля — растительные остатки. Уголь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива. Он хорошо горит, выделяя много тепла.

(Ученики рассматривают через микроскоп)

Мел. (Слайд7)

Учитель:

— Самый лучший природный мел получают в Англии.

Сотни лет человек использует мел для различных целей. Мел, которым мы пользуемся в классе, смешивают со связующими примесями, чтобы он не крошился. Добавляя различные красители, можно получить мел любого цвета.

После пульверизации, промывки и фильтрации из мела получают белый порошок, который применяется для добавления в замазку, краску, лекарства, бумагу, зубную пасту и различную пудру!

(Ученики рассматривают через микроскоп)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (Слайд8)

Каменная соль. (Слайд 9)

Учитель:

— Каменная соль залегает пластами в осадочных горных породах. По своему происхождению соль является химическим морским осадком, образовавшимся при испарении морской воды. Многие соленые озера обязаны своим происхождением залежам каменной соли в недрах земли.

(Ученики рассматривают через микроскоп)

Пемза. (Слайд 10)

Учитель:

-Пемза — пористое вулканическое стекло, образовавшееся в результате выделения газов при быстром застывании кислых и средних лав.

Используется как заполнитель в легких бетонах , как добавка к цементам и извести. Применяется для шлифовки металла и дерева, полировки каменных изделий. Так же используется для гигиенического удаления огрубевшей кожи стоп.

(Ученики рассматривают через микроскоп)

Янтарь. (Слайд 11)

Учитель:

-Янтарь — затвердевшая смола хвойных деревьев. Лучше всего остатки древних насекомых сохранились в янтаре. Из янтаря делают кольца, серьги, бусы и другие украшения. Наиболее значительные места распространения: побережье Балтийского моря, Румынии, Сицилия, Бирма.

(Ученики рассматривают через микроскоп)

Песок. (Слайд 12)

Учитель:

-Песок — осадочная горная порода.Широко используется в составе строительных материалов, при возведении дорог, насыпей, в жилищном строительстве, при благоустройстве дворовых территорий, при производстве раствора для кладки, штукатурных и фундаментных работ, используется для бетонного производства, в дорожном строительстве.

(Ученики рассматривают через микроскоп)

Глина. (Слайд 13)

Учитель:

-Глина — мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении.

Глина является основой гончарного, кирпичного производства.

Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей.

Свежие документы:  Конспект урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» 3 класс Тема: «Мы по Африке гуляем…»

В косметике глина является основой масок, некоторых мазей.

Лечебные глины и грязи широко используются в курортном лечении.

(Ученики рассматривают через микроскоп)

5. Закрепление изученного.

Учитель:

Камни – такая же неотъемлемая часть природы, как мы с вами, растения и животные. Мир камня древнее живого мира.

Все камни или как их еще называют горные породы и минералы, которые мы рассматривали на уроке, созданы природой, поэтому их называют природными камнями. А есть камни, которые создал человек. Например, искусственные драгоценные камни, стекло. Их называют искусственными камнями. Не будем забывать, что полезные ископаемые исчерпаемы, в основном невозобновимы. Об этом помните всегда! Цените то, что у нас с вами есть.

6. Оценка работы учащихся Хозяйкой Медной горы.

Дарит книгу «Познания силы камня».

7. Домашнее задание.

Слайд 14 стр. 96-99 – пересказ, приготовить сообщение.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Какую цель мы ставили перед собой на занятии? Выполнили ли мы её? Оцените свою работу на занятии.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: