Конспект урока на тему «Витамины и их значение для человека»


«Витамины и их значение для человека».

Цели: 1. Обучающие:

— сформировать представление детей о значении разных видов

витаминов;

2. Развивающие:

— развитие логического мышления на основе отработки

логических операций:

1. анализ – при рассмотрении разных видов витаминов;

2. установление связей между правильным питанием и

сохранением здоровья;

3. классификация витаминов по группам;

3. Воспитательные:

— воспитание бережного отношения к своему здоровью;

— воспитание толерантности.

Оборудование: таблицы, рисунки продуктов, содержащих в себе витамины, карточки для опроса домашнего задания (4 штуки), книжка-раскладушка, учебники, тетради.

Подготовительная работа: книжка-раскладушка «Витамины и их значение для организма».

План изучения:

1. Общее знакомство с витаминами.

2. Характеристика витаминов по схеме:

Название витамина

Продукты, в которых содержаться

Значение

Где откладываются

Заболевания при недостатке























Ход урока:

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Раздать карточки /средним – 2, сильным – 1, слабым — 1/

— Что советуют врачи делать, чтобы сохранить свои зубы здоровыми? /употреблять в пищу молочные продукты, соблюдать правила гигиены/

— Какие правила гигиены нужно соблюдать, чтобы зубы были здоровыми?

— Итак, мы изучаем свой организм на уроках естествознания с одной целью. Какой? /сохранить здоровье/



III. Сообщение темы и целей урока.

— Что необходимо делать, чтобы сберечь здоровье. /правильно питаться/.

— Какой должна быть пища или какие продукты надо употреблять в пищу, чтобы правильно питаться?

Например, что полезнее есть белый хлеб или ржаной хлеб /с. 118 — 120/

— С чего лучше начинать утро с яйца или чая?

— Что обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма? /употребление витаминов/

— Сегодня на уроке мы будем систематизировать знания о витаминах, заполняя таблицу /заготовлена заранее/ таблица лежит перед вами.

IV. Работа над новой темой

— Что вы знаете о витаминах?

— Кем были открыты витамины? /русским ученым – Лунин, 1880/

— Как обозначаются витамины? /А, В1, С, Д, В2/

— Что же такое витамины? /разнообразные по составу органические вещества, которые необходимы организму для нормальной жизнедеятельности/

— Почему важно их употреблять в пищу? /так как это биологически активные вещества, необходимые для жизнедеятельности организма/

— Что произойдет с организмом при недостатке витаминов /авитаминоз/

— Какое значение имеют витамины?

а) принимают участие в обмене веществ;

б) необходимы для нормального роста и развития;

в) поддерживают защитные свойства организма (невосприимчивость к заболеваниям)

Характеристика витаминов

Начнем знакомиться с некоторыми витаминами.

Витамин А

— Как по другому его называют? /витамин роста и развития/

— Почему? /важную роль в формировании костного скелета играет/

— Какое значение еще имеет витамин? /таблица/

— В каких продуктах содержится?



икра яичный желток

Свежие документы:  Классный час по окружающему миру на тему «Жизнь ради риска, риск ради жизни»

арбуз А молоко

масло



— Что будет, если организм не будет получать витамины или будет получать его недостаточно? /ухудшиться зрение/

— Я утверждаю, что витамин А разрушается при кипячении? Согласны? /нет/

— Что можно сказать в опровержение? Кто хочет возразить? /откладывается в печени и в почках/

Витамин В2

— О каком витамине пойдет речь, если он содержится в данных продуктах?



сердце помидоры

дрожжи В2 яйца

капуста



— Что знаете о нем? /витамин роста/

— Где откладывается? /нигде/

— Какую роль играет? /обмен жиров/

— К чему приводит отсутствие В2? /задержка роста, падение веса, воспаление слизистой оболочки глаз, губ, судороги/

— Ухудшается работа верхних и нижних конечностей. Согласны? /нет/

— Почему? /данные симптомы возникают при недостатке витамина В2/

Витамин В1

— Какие заболевания возникают при недостатке витамина В1 ? /утомление, мышечная слабость, сердцебиение/

Сделайте вывод, какое значение имеет данный витамин для организма человека? /обеспечивает более высокую работоспособность, предохраняет нервную систему от переутомления/

— Какое название получил данный витамин? /витамин бодрости/

— Где откладывается? /нигде/

— Почему его поступление должно быть …Продолжи фразу /постоянным/

— В каких продуктах содержится витамин В1?



грецкие орехи хлеб

растительные семена В1 бобы



V.Физкультминутка

Одолела нас дремота,

Шевельнуться неохота.

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз, потянись,

Окончательно проснись.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.

VI. Продолжение изучения новой темы

Витамин С

— О каком витамине идет речь? «Не откладывается в организме, витамин способствует потреблению клетками организма кислорода, улучшает состояние нервной системы и всего организма. При длительном отсутствии витамина в пище – возникает заболевание цинга?» /витамин С/

— Что знаете о цинге? /болезнь десен/

— Среди кого было распространено заболевание? /путешественников/

— Почему сейчас болезнь стала редкой? /аскорбиновая кислота в аптеке, продукты в которых содержится этот витамин/

— Какие это продукты?



хвоя сосны шиповник

апельсин С черная смородина

морковь



Витамин Д

Самостоятельно заполнить витамин Д.

— Остались продукты, в которых содержится витамин Д



масло творог

сливки Д молоко



/с. 53 – последний абзац, слабые кости ломаются, кривые ноги, слабое тело, большая голова/

— Где содержится витамин? /в молоке/

— Что знаете о молоке с прошлого урока? /много фосфора и кальция, которое соединяясь получиться плотное, крепкое, как чугун вещество зубов, костей/

— Что регулирует витамин Д? /обмен фосфора и кальция/

— Следовательно, какое заболевание возникнет при недостатке витамина Д? /слабые кости, быстро ломаются, большая голова, кривые ноги, с. 53/

Свежие документы:  Разряды прилагательных по значению, 6 класс

— Почему этой болезнью не заболевают люди, живущие при солнечном свете? /так как витамин Д можно получить из кожи, этот витамин образуется под воздействием ультрафиолетовых лучей/.

— Только ли так организм получает витамин Д? /нет/

— А как? /есть второй путь – с пищей/

VII. Закрепление изученного

— Какое значение имеют витамины?

— Что же нам все сразу есть, без разбору? Чем больше, тем лучше? /нет/

— Прочитайте с. 58 и вы узнаете к чему может привести избыток витаминов?

— Как узнать, сколько надо употреблять витаминов?

— В каких количествах? /таблица/

VIII. Подведение итогов урока

Оценивание детей и выставление отметок.

Домашнее задание

Составить меню рационального питания за неделю в соответствии с необходимой дозой.

Читать с. 53 – 60

Кто хочет узнать больше с. 114 — 120















































































Приложение к уроку.



Витамины и их значение.

Витамины (в переводе с латинского — жизнь) – это биологически активные вещества.

Витамины были открыты русским врачом Н.И. Луниным в 1880 году. В настоящее время известно уже 30 витаминов. Обозначаются они буквами, но не русского алфавита, а латинского А (А), В (Б), С (Ц), Д (Д) и другие витамины.

Витамины принимают участие в обмене веществ. При наличии в пищи необходимых витаминов дети хорошо растут и нормально развиваются. У них повышается сопротивляемость к неблагоприятным условиям среды, они реже болеют и легче переносят заболевания. К недостатку витаминов дети особенно чувствительны. При отсутствии их в пище возникает АВИТАМИНОЗ.

Витамин А.

Витамин роста и развития организма. Он повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, обеспечивает нормальную деятельность кожи, повышает ее защитные свойства, выполняет главную роль в формировании костного скелета, принимает участие в деятельности органов зрения. При кипячении витамин А не разрушается. Он откладывается в печени и почках.

В продуктах растительного происхождения витамин А находится в виде каротина – желтого пигмента, которому морковь обязана своим цветом. Особенно много каротина в моркови, шпинате, салате, томате, абрикосах, персиках.

Пищевые продукты, в которых содержится витамин А: сливочное масло, сыр, яичный желток, сливки, молоко, сметана, печень трески, икра, арбуз, дыня, овощи.

Витамин В1

Витамин В1 известен как «витамин бодрости». Он обеспечивает организму более высокую работоспособность и предохраняет нервную систему от переутомления. Витамин В1 не откладывается в организме, поэтому поступление его должно быть постоянным.

При недостаточном потреблении витамина В1 появляются болезненные явления: быстрая утомляемость, мышечная слабость, повышение сердцебиения.

Отсутствие витамина В1 в пище приводит к серьезному расстройству здоровья: ухудшается работа верхних и нижних конечностей, а затем совсем прекращается.

Пищевые продукты, в которых витамин В1 содержится : семена растений, хлеб, отруби, хлебопекарные и пивные дрожжи, говяжья печень, яичный желток, бобы, грецкие орехи.

Свежие документы:  Урок на тему "Формирование информационных компетенций на уроках биологии"

Витамин В2

Витамин В2 называют «витамином роста». Он играет существенную роль в обмене жиров.

Отсутствие витамина В2 в пище отрицательно влияет на рост и развитие: наблюдается задержка роста и падения веса тела. Появляется воспаление слизистой оболочки глаз, губ, а так же судороги, потеря сознания.

Пищевые продукты, в которых содержится витамин В2: пивные дрожжи, пшеничные отруби, печень, сердце, молоко, яйца, капуста, шпинат, помидоры.

Витамин С

Витамин С или аскорбиновая кислота.

Витамин С способствует потреблению клетками организма кислорода, улучшает состояние нервной системы и всего организма.

В случаях недостаточного поступления с пищей витамина С понижается работоспособность организма, появляется сонливость и вялость, снижается сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, при чистке зубов начинается кровотечение (кровоточение) из десен.

При длительном отсутствии в пищи витамина С развивается заболевание – цинга.

До недавнего времени цинга особенно была распространена среди путешественников, если они были лишены свежих овощей и фруктов. Малейший ушиб вызывал у них на коже кровоизлияние, зубы шатались и выпадали, десны кровоточили, люди быстро теряли вес и в конце концов, совершенно истощенные умирали. Сейчас мы можем купить аскорбиновую кислоту аптеке, цинга стала очень редкой болезнью.

Витамин С очень нестоек, он быстро разрушается при длительном нагревании. Витамин С не откладывается в организме, поэтому его потребление должно быть ежедневным.

Пищевые продукты, в которых содержится витамин С: шиповник, черная смородина, лимон, апельсин, капуста, шпинат, лук, петрушка, салат, помидоры, морковь, хвоя сосны и пихты.

Витамин Д

Недостаток этого витамина приводит к заболеванию, которое называется рахитом. При рахите происходит искривление костей ног и грудной клетки, дети отстают в развитии и часто болеют инфекционными заболеваниями.

Витамин Д регулирует обмен кальция и фосфора в организме. Если этого витамина не хватает, из организма выводится большое количество солей кальция и фосфора. Костная ткань, которая является почти единственным местом их накопления, быстро начинает терять кальций и фосфор. Кости от этого становятся мягкими, искривляются и легко ломаются. Витамин Д повышает всасывание кальция и фосфора из кишечника и таким образом, предупреждает расход этих солей из костной системы организма.

Человек получает витамин Д двумя путями: с пищей и из собственной кожи, где этот витамин образуется под действием ультрафиолетовых лучей. Вот почему, если дети растут без солнца, в плохих условиях, у них как правило развивается рахит.

Пищевые продукты, в которых содержится витамин Д: рыбий жир, печень трески, камбалы и других рыб, икра, желток яиц, печень, сливочное масло, сметана, творог, молоко, сливки.







скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: