Окружающий мир. Урок – путешествие
Тема: Времена года. Зима: покой природы. (Повторение.)
Цели:
Дидактическая:
— создать условия для осознания, осмысления и закрепления информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий
Предметные:
— повторить (сезонные) зимние явления природы;
— формировать умение находить взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.
Воспитательные:
— воспитывать чувство сопереживания, желание помочь нуждающимся животным;
Оборудование: мультимедийная презентация, фонограмма песни, музыки и голосов птиц, карточки и конверты с заданиями, картинки с образцами одежды, елочка на ватмане, «снежки», сигнальные карточки для тира, буквы на магнитах.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Ход урока | Формирование УУД | |
Ι. Актуализация знаний и закрепление материала
II. Итог урока. Рефлексия . | Орг. момент — Сегодня на уроке мы не одни, у нас гости. Повернулись, улыбнулись — пусть за окном мороз и холод, а у нас в классе тепло и уютно от улыбок, … и обратно развернулись. — Мы отправляемся в путешествие, а вот куда, попробуйте догадаться! Муз. 1(ветер вьюга) Белый снег, пушистый в воздухе кружится И на землю тихо падает, ложится. И под утро снегом поле забелело, Точно пеленою всё его одело.
Тёмный лес что шапкой принакрылся чудной И заснул под нею крепко, непробудно… Божьи дни коротки, солнце светит мало, Вот пришли морозцы —и что теперь настало?..(зима) Слайд 1 Да, сегодня мы отправимся к зиме, открывать её секреты и тайны, вспомним признаки зимы, и как к ней приспосабливаются растения и животные. Вспомним её месяцы: — Какой месяц год кончает, зиму начинает? (декабрь) — Этот месяц году начало, зиме середина (январь) — А этот месяц лютый: спрашивает как обутый. У него 2 друга – метель да вьюга. (Февраль) Посмотрите вокруг, по каким признакам определить, что наступила зима? (1 3 4 5) (Зимой природа надевает снежный наряд, реки и озера скованы льдом и т.д.) Слайд 2 — становится холоднее — небо чаще покрыто облаками — осадки выпадают в виде снега — водоёмы покрываются льдом — дни становятся короче, а ночи длиннее — С чем связано общее похолодание зимой? (Солнце стало всходить поздно, заходить рано — поэтому света и тепла земля получает мало — дни стали короткими. За короткий день солнце не успевает прогреть воздух, и стоят холода)
— Осадки в виде снега, водоёмы покрыты льдом… — Давайте определим, чем отличаются снег и лёд, работать будем в парах— на столе листы-схемы) ( 1 3 4)
Соедините слова линиями. снег рыхлый белый твёрдый сыпучий лёд хрупкий бесцветный легче воды прозрачный Обсуждение в классе…. — Послушайте рассказ «Летят снежные пушинки» В.Архангельского . Летят снежные пушинки. Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями! Маленькие льдинки в высоком небе — это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой — в снежинки. Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья. Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.
— Что узнали про снежинки? (как образуются, 6 лучей, нет одинаковых, когда образуют хлопья) Работа в парах. (Сиреневый конверт). (4 5 6) — Найдите правильные снежинки. (шаблоны в конверте) Поднимите свои снежинки над головой, давайте покажем как они спускаются на землю…. Физминутка (муз. 2 вальс снежинок)
Как много снега выпало…Можно и погулять! — Посмотрите на доску -какую одежду нам наденем в такую погоду? (на доске картинки) — Во что мы поиграем на улице зимой? ( ……..) — Какие зимние виды спорта вы знаете? А какие из них включены в программу зимних олимпийских игр? Ну, что ж к путешествию готовы! Молодцы! Вот вам от зимы первый снежок! Закройте глаза идём дальше…… Слайд 3 Открываем глаза…Мы попали в лес… Рассмотрите фотографию с изображением зимнего леса. — Что вы видите? (Ответы детей) — Расскажите, как живут деревья и растений зимой? — Какие деревья не сбрасывают листву, почему? (иголки покрыты воском и им не страшен мороз) Слайд 4 — Как отличить сосну от ели? (По шишкам и длине иголок) — А какую роль играет снег в жизни растений? — Да, именно зимой все растения находятся в состоянии покоя или зимнего сна. Всю осень они накапливали питательные вещества в корнях, клубнях, древесине. Зимой растения отдыхают, укутавшись снежным одеялом. Под снегом намного им теплее и поэтому растениям не страшны холода. Недаром в народе говорится «Много снега – много хлеба». Поэтому нельзя вытаптывать снег около стволов деревьев, сгребать его с газонов, клумб, грядок. — Итак, какой вывод можно сделать, что происходит с растениями зимой? Молодцы! А вот и награда от зимы — второй снежок! Можно идти дальше! Закройте глаза….. И мы оказались… (ТОЛЬКО СЛЕДЫ): Слайд 5 В гостях у животных! — А как меняется жизнь домашних и диких животных с приходом зимы? (за домашними ухаживают люди, а диким холодно и голодно) — Посмотрите сколько следов….. Кто здесь прошёл? (5 2) — Посмотрите на первый след послушайте и отгадайте — кто это?
1.Хозяин лесной Просыпается весной А зимой под вьюжный вой Спит в берлоге снеговой. Кто это? (щелчок на слайде — медведь) Расскажите по плану (у вас на столах)
Медведь спокойно спит в берлоге всю зиму. Всё это время он обходится без пищи. Медведь запасает жир на всю зиму. Перед залеганием в спячку медведь питается с утра до вечера. Он ест корни растений, плоды ягод. Любимое лакомство – мёд. В середине зимы у медведицы появляются медвежата. Они питаются молоком матери и находятся в берлоге до весны. Спят медведи чутко. Если услышит шум у берлоги- просыпается и вылезает наружу. Такой медведь уже до конца зимы бродит по лесу. — Они очень опасны, потому что голодные и могут напасть даже на людей. — А кого называют шатуном? 2. — Чей следующий след, послушайте- Хвост пушистою дугой, Вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, По деревьям любит лазать (щелчок на слайде- белка ) Рассказ по плану. К зиме белка утепляет своё гнездо мхом, травой, потому что когда очень холодно, белки по лесу не прыгают, в гнёзда прячутся. К зиме белочка делает запасы. Какие? (орехи, грибы, шишки) Зимний мех у белки мягкий и пушистый, а летний более редкий и короткий. Её окраска: летом рыжая, а зимой серая, брюшко белое. 3. Посмотрите на следующий след и отгадайте загадку: Дружбу водит лишь с лисой, Этот зверь сердитый, злой. Он зубами щёлк да щёлк, Очень страшный серый … (щелчок на слайде-волк) — Расскажите о волке по плану. 4. Следующий след: Это что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной? И стоит среди травы — Уши больше головы. (щелчок на слайде -заяц ) Рассказ по плану Заяц легко передвигается по снегу. Его спасает белая тёплая шубка под цвет снега. Даже ноги его к зиме обрастают шерстью, ноги становятся шире, как будто беляк надел лыжи. Чем же они питаются? Зимой он питается корой молодых деревьев. К сожалению, у зайцев много врагов: охотники, волки, лисы, орлы, совы и даже рыси. 5. Следующий след- Вырыла норку — и в норке живёт Бусинки глазки, малышка. Спелое зёрнышко в норке жуёт Серая-серая …(Мышка-щелчок на слайде) Рассказ по плану — Кого боятся мыши больше всего? (лису) -Ребята, а это чей след? (кабан-щелчок) — А следы каких животных мы очень редко или совсем не увидим зимой? (тех, которые спят: медведи, ежи, летучие мыши, змеи,…и т.д.) Слайд 6 — Верно. Сюда же можно добавить сурков, сусликов, барсуков, бурундуков. -А что же делают люди, чтобы облегчить жизнь животных зимой? Лесники подкармливают животных, оставляя сено, срубленные молодые осинки. Если мало в лесу еловых шишек, белочек подкармливают сухарями, желудями, семенами липы, подсолнуха. — Какой вывод можно сделать, как живётся животным зимой? — Молодцы! Получите от зимы ещё снежок-третий! Давайте немножко отдохнём вместе с белками и зайцами… Физминутка (муз.3 под песню «Пляшут белки, пляшут зайцы»)
Закрыли глаза….Прислушайтесь…. (фонограмма «Голоса птиц» 3) Что вы слышите? (голоса птиц) И мы оказались в гостях …У птиц Слайд 7 — Что вы о них можете рассказать? (бывают перелётные, осёдлые и кочевые) -Как называют птиц, которые никогда не улетают с насиженных мест и т. д. Работа в группах – выполнив задание, вы узнаете почему птицы улетают на зиму (3 4 5 6 1 2 3 4) — Возьмите голубой конверт, выберите из списка лишнее слово, назовите первую букву. Из лишних букв мы сложим слово и узнаем ответ на вопрос. (буквы на магнитах) 1гр. Шуба, галоши, варежки, шапка. 2 гр. Декабрь, январь, февраль, октябрь. 3 гр. Воробей, ласточка, синица, снегирь. 4 гр. Медведь, олень, барсук, еж. 5 гр. Сосна, дуб, кедр, ель. — Итак, почему же улетают птицы на юг? Вот письмо издалека заграничное… Слайд 8
«Здрасьте! Пишет Вам кукушка! Шлю Вам привет и свое ку-ку из жаркой Африки. У нас тут лето и жарко. Все цветет и зеленеет, бабочек-гусениц полным-полно. Так что сыты мы и довольны, чего и вам желаем! Многих наших птиц я повидала здесь – встретила и ласточек, и скворцов, и иволг, и соловьев. Всем им живется хорошо, но вот никому не удается на чужбине гнезд свить. А я уж что за любительница покуковать, а здесь ни гу-гу, то есть ни ку-ку, никому ничего не накуковала. Весной встретимся. Передаю привет от всех наших перелетных птиц. До свидания! Кукушка Ку-Ку»
— Как живётся нашим птицам на чужбине? — Кукует ли кукушка? — Вьют ли гнёзда?
— А какие птицы улетают от нас в тёплые края? (утки, грачи, журавли, лебеди, скворцы, ласточки, дрозды, жаворонки, чибисы, зяблики, иволги, аисты и цапли). Слайд 9 — А какие птицы остаются зимовать? (воробьи, синицы, поползни, голуби, вороны, сороки.)
Слайд 10 Их называют осёдлыми — Как мы им можем помочь? — Какие птицы прилетают к нам на зимовку? (чечетки, свиристели, клесты, снегири, белая сова, белая куропатка)
Слайд 11
— А этих птиц называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера… Для них наша средняя полоса как будто юг. Вот как интересно об этом написано в сказке «Курорт «Сосулька» Николая Сладкова. (инсценировка) Сидела Сорока на заснеженной елке и плакалась: — Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я, птица оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт… Пальмы, бананы, жарища! И слышит вдруг голос: — Это смотря на какой зимовке, Сорока! На какой, на какой — на обыкновенной! Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие — в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные — как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать — курортничать с Севера прилетели. Я — Сова белая, они — Свиристель и Снегирь и они — Пуночка и белая Куропатка. — Что-то я вас не пойму толком! — удивляется Сорока. — Зачем же вам было в такую даль лететь киселя хлебать? У вас в тундре снег — и у нас снег, у вас мороз — и у нас мороз. Тоже мне курорт — одно горе! Но Свиристель не согласен: — Не скажи, Сорока, не скажи! У вас и снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное — это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов. И белая куропатка не согласна: — Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь — чем не курорт? Сытно, мягко, не дует. И белая Сова не согласна: — В тундре сейчас спряталось все, а у вас и мыши, и зайцы. Веселая жизнь! И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают. — Век живи, век учись! — удивляется Сорока. — Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, сама всю зиму на курорте живу. Ну чудеса, ну дивеса! — Так-то, Сорока! — кричат все. — А о жарких зимовках ты не жалей, тебе на твоих куцых крыльях все равно в такую даль не долететь. Курортничай лучше с нами! Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась. Холодные курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках, — от них пока ни слуху ни духу. — Какие птицы прилетели в гости зимой на наш курорт «Сосулька»? — О чем беседовала с ними Сорока? — Чем понравились гостям наши края? (снег поменьше, вьюга поласковей) — Что понравилось Свиристели? (Рябина). — А что полюбилось Куропатке (Ивовые почки и рыхлый пушистый снег, в который можно зарыться). — Что понравилось Сове? (Мыши и зайцы, которыми она питается). — Что понравилось Сове? (Мыши и зайцы, которыми она питается). — Почему сорока не полетела в жаркие страны? ( куцые крулья) — Какие птицы выводят у нас зимой птенцов? (клесты)(слайд 16) — Вьют ли наши птицы гнёзда в тёплых краях? — Какой вывод можно сделать о жизни птиц зимой? -Молодцы! Получите от зимы ещё один снежок-четвёртый! Прощаемся с птицами, не будем им мешать и идём дальше… Слайд 12 Посмотрите, что это? (избушка лесника….) Давайте зайдём! Слайд 13 Знакомьтесь! Сторож леса! «Здравствуйте, ребята! Вы уже много знаете и о животных, и о птицах. А вот какие зимние праздники вы знаете? » — Ребята, а какие зимние праздники вы знаете по народному календарю? (Сообщения детей) 7 декабря Катерина — санница Первое катание на санях — Екатерининское гулянье. В этот день устраивались гонки на санях. Всей деревней, стар и мал, собирались на каком-либо возвышении, пригорке, чтобы посмотреть на парней, поболеть за своих, оценить лошадей. Девушки отдавали должное женихам за их удаль, сноровку, силу. 1 января — День памяти былинного богатыря Ильи Муромца, оберегателя Руси. Хоть умри, а со своей земли не сходи. 7 ЯНВАРЯ – РОЖДЕСТВО Рождество Христово — это один из главных праздников христианского мира (православных и католиков). Праздник радостный, светлый, с торжественными богослужениями в церквях и храмах Символы Рождества говорят людям о великой радости — рождении Христа. Рождество отмечают все христиане, но католики празднуют его 25 декабря, а православные — 7 января. — А пословицы и приметы знаете? Работа в группах –желтый конверт Надо собрать приметы и поговорки, чтобы быстрее вернуться назад…( 5 6 34)
1. Зимой снег глубокий — летом хлеб высокий. 2. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. 3. Воробьи дружно чирикают — к теплу. 4. Воробей прячет голову под хвост – к морозу и метели. 5. Вороны сидят на нижних ветках – к ветру, а на верхних – к морозу. 6. Если в зимнее время лес шумит — это значит, что вскоре будет оттепель. — Молодцы!!!! Знаете очень хорошо! И чтобы вернуться назад сторож леса предлагает нам пострелять в «Тире» — Будьте внимательны, отвечайте быстро вам нужно будет вспомнить и то, и если попали в цель правильным ответом- зелёный круг, не попали (ответ неверный) – красный. — Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью? (Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу) — Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже зимой, среди снега? (Клест. Клесты выкармливают своих птенцов сосновыми и еловыми семечками) — Пользу или вред приносят человеку зимой синицы, когда все насекомые спят? (Пользу: зимой синицы разыскивают в щелочках и скважинах коры деревьев спрятавшихся насекомых, их яички и личинки и массами их поедают) — Пользу или вред приносит человеку зимой барсук? (Ни пользы, ни вреда; зимой барсук спит) — Каких зверей зовут шатунами? (медведя) — Как по пню срубленного дерева узнать, сколько было ему лет? (годичные кольца) — Молодцы! Все выстрелы в цель! (Если есть красный круг — значит надо повторить…не знаем или не запомнили)
(1231) — Итак, жизнь растений замирает, животным и птицам тоже не сладко приходится, можно ли сказать, что зима-это покой природы? — Предположите, что было бы если б не было зимы? — Что было интересного сегодня в путешествии? — Что у вас получилось лучше всего? — Зима дарит вам последний снежок! И давайте посмотрим, что же она хотела вам сказать! (переворачиваю снежки) С новым годом! (231) — А теперь нам понадобятся снежинки, которые вы выбрали в начале урока — если вам понравилось сегодня на уроке, то прикрепите около ёлочки (символ Нового года) снежинку так, чтобы получился снегопад, если нет – то под ёлочку так, чтобы получился внизу сугроб. (музыка 5 вальс Амели)
| Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение устанавливать аналогии; 6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Регулятивные УУД: 1) формируем умение определять цель деятельности на уроке; 2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; 3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные УУД: 1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. |