Конспект урока окружающего мира для 1 класса «Растёт – не растёт. Гниёт – не гниёт»


Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования» Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан









Конспект урока окружающего мира для 1 класса

«Растёт – не растёт. Гниёт – не гниёт»










подготовила

воспитатель

Нургалиева Альбина Ракибовна.












г. Нижнекамск

2013 год.


Вид: Экологическое воспитание.

Тема: «Растёт – не растёт. Гниёт – не гниёт»

Возраст детей: Старшая группа.

Программное содержание:

  1. Показать и доказать детям, что отходы производства и потребления оказывают отрицательное влияние на окружающую среду, состояние здоровья людей и животных.

  2. Учить детей понимать, что человек как природопользователь, потребляющий ресурсы Земли, должен сохранить природу.

  3. Развивать у детей умение рассуждать, анализировать, формулировать выводы.

  4. Формировать у дошкольников экологическую культуру.

Активный словарь: полигон отходов, мусор, свалка, пищевые отходы, древесно-растительные отходы, бытовые отходы, почва.

Пассивный словарь: утилизация отходов, ядовитые вещества, промышленные отходы.

Материал: 1 лопата большого размера, 1 лопата маленького размера, резиновые перчатки на каждого ребенка, 3 пластиковых контейнера.

Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию: Составление конспекта занятия, изучение материала по утилизации отходов в Нижнекамском районе.

Предварительная работа с детьми: Накопление отходов для захоронения в ямах; обустройство полигона отходов (закапывание отходов в ямы); ежедневные прогулки на полигон отходов; полив водой почвы на полигоне; наблюдение за ростом растений и поведением насекомых на полигоне; чтение рассказов В.Танасийчук «Что такое кислый дождь», «Нефть в море», «Отчего погибли киты».


Структура и методические приемы:

  1. Вводная часть:

а) Прогулка по экологической тропе на полигон отходов.

б) Беседа об отходах производства и потребления.

2. Основная часть:

а) Рассматривание фотографий и беседа «Что мы делали весной».

б) Чтение стихотворения «В полях растёт трава»

в) Практическая работа «Растёт — не растёт, гниёт – не гниёт»

3. Заключительная часть:

а) Итог занятия.

б) Чтение стихотворения «Земля моя, планета голубая!» Гаврюшкин А.Е.





Ход занятия:


По экологической тропе с подгруппой детей пройти на полигон отходов.


Воспитатель: Ребята, что здесь находится?

Дети: Здесь находится полигон отходов.

Воспитатель: Полигон отходов — это захоронение различного мусора. Такой полигон должен быть строго в определённом месте, вдали от населённых пунктов. Наш полигон отходов находится в дальней территории детского сада, за «лесом» и огорожен забором.


Воспитатель: Скажите, какие виды отходов вы знаете?

Дети: Есть пищевые отходы. Это остатки продуктов для приготовления пищи. Бывают твёрдые бытовые отходы – это предметы, которые были использованы людьми и выброшены в мусор (пластиковые бутылки, крышки, коробки). Растительный мусор – ветки, сухие листья, бумага.

Воспитатель: Существуют еще медицинские отходы, которые представляют опасность для окружающей среды. Назовите их?

Дети: Использованные бинты, шприцы, лекарства.

Воспитатель: Не менее опасны и промышленные отходы – это отходы, которые образуются при работе заводов и фабрик. Люди всё больше производят и потребляют, поэтому много свалок с различными отходами. Сейчас люди решают проблему «Как утилизировать, то есть уничтожить отходы, чтобы не нанести вред окружающей природе».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, все ли отходы опасны для здоровья человека и состояния окружающей среды?


Выслушать ответы детей


Воспитатель: Давайте вспомним, какой эксперимент мы решили провести весной? Рассмотрим альбом с фотографиями «Что мы делали весной».

Дети: Мы выкопали три ямы. В каждую яму сложили мусор. В первую положили древесно-растительный мусор: палки, ветки, бумагу, листья. Во вторую – твёрдые бытовые отходы: пластиковые крышки, бутылки, коробки. В третью яму сложили пищевые отходы.


















Воспитатель обращает внимание на таблицы с изображением различных отходов.

Воспитатель: Да, мы с вами сделали полигон отходов. Отходы разделили по видам: древесно-растительные, бытовые, пищевые. Что мы поставили возле каждой ямы, чтобы знать, где какой мусор находится?

Дети: Возле каждого полигона мы прикрепили таблицы с изображением отходов.


Древесно-растительные Бытовые отходы Пищевые отходы

отходы


Воспитатель: Для чего такой опыт начали проводить?

Дети: Мы решили выяснить, сгниёт ли мусор в ямах. Вырастет ли трава на почве, где находится полигон.

Воспитатель: И узнать, какой мусор опасен для живой природы.

Воспитатель: А что вы делали в течение лета?

Дети: Поливали полигон отходов водой, для того, чтобы узнать вырастет ли трава.

Воспитатель: Молодцы! Всё лето вы присматривали за полигоном. Наблюдали за состоянием растений и поведением насекомых на месте захоронения отходов. Сейчас посмотрите внимательно, на каком из полигонов растёт трава?

Чтение стихотворения Алексея Шевченко «В полях растёт трава»:


Прислушайтесь, прислушайтесь,

В полях растёт трава!

Вот раздвигает камешки,

Набравшись сил едва!

Вот сквозь песок торопится,

Спешит сквозь чернозём!

И знает, что мы слушаем,

И ждём её и ждём.



Воспитатель: Давайте выясним, на этом полигоне отходы сгнили или остались невредимыми.

Воспитатель с детьми в резиновых перчатках выкапывает мусор на полигоне, где растёт трава. Небольшое количество мусора складывают в пластиковый контейнер для рассматривания.

Воспитатель: Какие отходы здесь захоронены?

Дети: Ветки, деревянные палки, сухие листья, бумага.


Воспитатель: Что произошло с древесно-растительными отходами?

Дети: Растительный мусор сгнил.

Воспитатель: Да, древесно-растительные отходы сгнили. Повреждения почвы не произошло, поэтому растения выросли и сохранились. Обратите внимание на полигон, где растет тыква. Там тоже захоронены древесно-растительные отходы. В каком состоянии тыква?

Дети: Листья тыквы зеленые, плоды гладкие без повреждений.

Воспитатель: Что можно сказать о почве, где растёт тыква?

Дети: Почва не повреждена.

Воспитатель: На каком еще полигоне растёт трава?

Дети обращают внимание воспитателя на очередной полигон. Выкопав и рассмотрев мусор, воспитатель обращается к детям:

— Ребята, в каком виде находятся пищевые отходы?

Дети: Мусор выглядит почерневшим. Отходы сгнили и издают неприятный запах. Вокруг много насекомых.

Воспитатель: Трава на этом полигоне низкая с желтым оттенком. Значит, есть небольшое повреждение почвы.

Воспитатель: Обратите внимание на третий полигон.

Дети: Травы нет, насекомые исчезли.

Воспитатель выкапывает мусор и показывает детям.

Воспитатель: Что интересного вы заметили?

Дети: Мусор не сгнил, пластиковые предметы остались невредимыми.

Воспитатель: Изделия из пластика в основном не поддаются гниению. Находясь в земле, они выделяют ядовитые вещества. Почему все — таки трава не растёт на этом полигоне?

Дети: Потому что яд от пластиковых бутылок, крышек, коробок повреждает почву. Семена различных растений гибнут.

Воспитатель: Правильно. А из почвы ядовитые вещества могут попасть в организмы животных и людей. После всех наблюдений, какой мы делаем вывод?

Дети: Отходы опасны и для природы, и для людей.

Воспитатель: Какие отходы мы посчитали безопасными?

Дети: Растительные отходы гниют, не повреждают почву и не наносят вред окружающей природе.

Воспитатель: Да, древесно-растительный мусор самый экологичный, так как создается самой природой. Поэтому на полигоне с такими отходами растительность в изобилии.

Воспитатель: Что происходит с отходами производства и потребления?

Дети: Бытовые отходы не гниют. Почва в местах таких свалок опасна.

Воспитатель: Это является причиной усыхания растений, гибели животных, ослабления здоровья людей. Поэтому необходима правильная утилизация отходов, чтобы сохранить богатство природы нашей Земли.

Чтение стихотворения Гаврюшкина А.Е. «Земля моя»:

Земля моя, планета голубая!

Тебя мы начинаем лишь ценить.

Простишь ли человечество, не знаю,

Поможешь ли лёд сердца растопить?






























Список литературы:

  1. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном

детстве — Москва: «Новая школа», 1995.

.


Использованные материалы:

1.Фотографии из семейного альбома.

2. Шевченко Алексей, стихотворение «В полях растёт трава».

3. Гаврюшкин А. Е., стихотворение «Земля моя».


Свежие документы:  Конспект урока окружающего мира 2 класс «Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: