МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1
СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН
Конспект урока окружающего мира
«Как звери готовятся к зиме?»
подготовила воспитатель коррекционной группы детей с ЗПР
Писаренко Ирина Александровна
станица Ленинградская
2012 год
Цель: систематизация знаний детей по лексической теме «Дикие животные»
Программные задачи:
дать детям знания о том, как звери готовятся к зиме;
закрепить знания о временах года и осенних месяцах;
развивать ориентировку в пространстве и действовать согласно словесной инструкции;
формировать навыки правильно держать кисточку и пользоваться красками;
развивать психические процессы: память, речь, мышление, внимание, воображение;
воспитывать любовь к живой природе.
Коррекционные задачи:
учить образовывать прилагательные от наречий; согласовывать существительные с числительными;
пополнить пассивный и активный словарь детей новыми словами;
развивать зрительный, артикуляционный и слуховой анализаторы; речевое дыхание.
Словарная работа:
заяц, волк, лиса, медведь, мышь, белка, ёж, листопад, дождливая, хмурая, ветреная, холодная, пасмурная, сырая, солнечная, ясная, порывистый.
Материал и оборудование:
бутафория осеннего леса, игрушки (заяц, белка, медведь, мышь), зонт, листья деревьев;
иллюстрации к сказке «Зимовье зверей»;
лист ватмана, гуашь красного, желтого и оранжевого цветов, кисти по количеству детей, стаканчики-непроливайки с водой;
физкультурное оборудование: рельефная доска, гладкая дорожка со следами, 3 малых обруча;
фонограмма музыки П. И. Чайковского «Времена года. Осень».
Ход занятия
Оформление: осенний лес, в который ведут три пути– гладкая дорожка со следами, ребристая и дорога из трех обручей. На мольберте иллюстрации к сказке «Зимовье зверей». Звучит музыка Л. И. Чайковского «Времена года».
Воспитатель:
Ребята, какое сейчас время года? Назовите осенние месяцы. Какие приметы осени вы знаете?
Дети:
Наступила осень. Листья пожелтели, трава высохла. Птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме. День короче, а ночь длиннее. Солнце греет слабо, нужно надевать теплые вещи. Осень длится три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь. Воспитатель:
Посмотрите и скажите, к какой сказке эти иллюстрации? Сколько жильцов было на зимовье? Как вы думаете, чем же питались бык, баран, свинья, кот да петух зимой в лесу? Животные на зимовье дикие или домашние? Почему вы так решили? Как по-другому можно назвать диких животных?
Дети:
Сказка называется «Зимовье зверей». На зимовье жили пятеро: бык, баран, свинья, кот, петух. Бык, баран, свинья и кот – это домашние животные, а петух – это домашняя птица. Когда они ушли от человека в лес, тогда они стали дикими. Ещё диких животных можно называть зверями.
Воспитатель:
Хотите узнать, как готовятся дикие животные к зиме? Тогда нам нужно отправиться в волшебный лес. Находится он ни далеко – ни близко, ни высоко – ни низко, а ведут к нему три пути. Первая дорога самая легкая, прямая и гладкая; вторая – трудная, с ямками и неровностями; третья – самая сложная, по ней нужно не идти, а прыгать с одной кочки на другую. Пройти по последней дороге сможет только смелый, сильный и храбрый человек. Подумайте, решите по какой дороге пойдет каждый из вас, и отправляйтесь в путь.
Дети идут по дорожкам, а воспитатель отмечает для себя, кто какую дорогу выбрал.
Воспитатель:
Мы вышли на лесную опушку. Располагайтесь, оглядитесь вокруг, только не шумите, не пугайте лесных жителей. Как вы думаете, кто живет в этом лесу?
Дети:
В лесу живут белки, зайцы, лисы, медведи, волки, лоси, косули, еноты и др.
Воспитатель:
Как их можно назвать, одним словом?
Дети:
Дикие животные или звери.
Воспитатель:
Кого из зверей вы видите?
Дети:
Никого из зверей не видно.
Воспитатель:
Тогда я подскажу, где они прячутся. Нужно пройти три шага прямо и повернуть налево.
Дети вместе с воспитателем идут и находят зайца.
Воспитатель:
Сколько зайцев мы нашли?
Дети:
Одного зайца.
Воспитатель:
Заяц уши поднял, замер и водит глазами из стороны в сторону, вправо – влево, вверх – вниз. Покажите, как водит заяц глазами.
Проводится упражнение для глаз.
Воспитатель:
Какого цвета шерстка у зайца?
Дети:
Заяц серого цвета.
Воспитатель:
Когда наступит зима, выпадет белый снег, заяц поменяет серую шубку на белую. Это чтобы на снегу его не было видно. Кто у зайки враги, от кого он прячется и убегает?
Дети:
Волк, лиса охотятся за зайцем.
Воспитатель:
Решил заяц с белкой поиграть, да никак найти ее не может. Поможем ему белку найти? Нужно пройти два шага прямо и повернуть направо.
Дети вместе с воспитателем идут и находят белку.
Воспитатель:
Кого мы нашли? Посчитайте, сколько зверей мы нашли?
Дети:
Мы нашли белку. Заяц – один, белка – два. Всего два зверя.
Воспитатель:
Некогда белке с зайцем играть. Нужно на зиму запасы орехов и грибов делать, дупло пухом выстилать. Покажите, какие орешки белочка заготавливает.
Проводится артикуляционное упражнение «Орешек».
Губы сомкнуть. Кончик языка с силой упирается в правую и левую щеку.
Воспитатель:
Вспомнил заяц о полевой мышке. Только не знает, где она прячется. Нужно сделать два шага назад и повернуть налево.
Дети находят мышь.
Воспитатель:
Кого мы нашли? Сколько зверей нам встретилось?
Дети:
Нашли мышку. Всего три зверя.
Воспитатель:
Мышке тоже некогда, она зернышки, колоски в норку носит. К зиме готовится. Подумал заяц о медведе. Его берлога недалеко находится. Пять шагов прямо, а потом два шага налево.
Находят медведя.
Воспитатель:
Кого мы нашли? Сколько зверей всего нашли?
Дети:
Медведя в берлоге. Заяц – один, белка – два, мышка – три, медведь – четыре. Всего четыре зверя.
Воспитатель:
Не хочется мишке играть. Ему спать хочется. Все медведи зимой спят в берлоге до весны. Только волк и лиса зимой не спят и запасов не делают. Но не дружит с ними заяц – боится.
Воспитатель:
Вдруг подул холодный порывистый ветер.
Проводится упражнение на дыхание. Подставив под струю воздуха тыльную сторону ладони, дети убеждаются, что воздух прохладный.
«Самый холодный, суровый, морозный. Он дул так: «Ссс –с-о-с.»
Воспитатель:
Холодный порывистый ветер пригнал дождевую тучку. Скорее прячьтесь от дождя под зонтик.
Воспитатель:
Если идет дождь, мы говорим, что погода дождливая,
дует ветер — … ветреная
холодно — … холодная
пасмурно — …пасмурная
сыро — … сырая
хмуро — … хмурая
солнечно — … солнечная
Дети образовывают и подсказывают воспитателю прилагательные.
Воспитатель:
Дождь не просто идет, он поет песенку. Начинается песенка медленно: «Кап- — -кап- — -кап». Потом быстрее: «Кап-кап-кап». Простучите песенку дождя.
Дети отстукивают ритм: кап- — -кап- — -кап, кап-кап-кап.
Воспитатель:
Пока мы прятались от дождя, заяц собрал для нас листья деревьев. Они не простые, ими можно рисовать. Если на гладкую сторону листочка нанести краску, затем аккуратно поднять за стебелек, перевернуть и приложить к листу бумаги, то получится отпечаток листочка. Осенью листья, какого цвета?
Дети:
Желтого, красного, оранжевого цвета.
Воспитатель:
Здесь есть краски разного цвета. Хотите порисовать волшебными листочками?
Дети выполняют коллективную работу. Фоном звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».
Воспитатель:
Какая красивая получилась картина. Как будто настоящий листопад. Листья летят, кружатся и медленно опускаются на землю. Представьте, что вы–листочки. Проводится речь с движениями «Листики».
Мы листики осенние, покачивание руками над головой
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели. бег, руки в стороны
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. присесть
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
Закружились, полетели кружение
И на землю снова сели. присесть
Воспитатель:
Подарим нашу картину «Листопад» зайке? Как вы думаете, что заяц будет делать с картиной?
Дети:
Отнесет к себе домой. Подарит кому-нибудь на день рождения.
Воспитатель:
Пришло время покидать волшебный лес. Возвращаться нужно тремя путями.
Дети идут по дорожкам, а воспитатель отмечает, кто поменял дорогу.
Воспитатель:
Где мы побывали? С кем встретились? Как звери готовятся к зиме? Что больше всего вам понравилось? Хотелось бы еще побывать в волшебном лесу?
Дети:
Мы были в волшебном лесу. Встретили зайца, белку, мышь полевую, медведя. Осенью звери делают запасы на зиму, утепляют свое жильё пухом, листьями. Хотелось бы побывать в лесу в другое время года и посмотреть, что делают звери.
Воспитатель:
Мы обязательно отправимся в гости к диким животным еще ни раз.
Библиографический список
Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития (организационный аспект). — М.; Просвещение, 2004.
Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой; Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е изд., доп. – М.; Просвещение, 1982.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб. «Речь», 2000.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб. «Речь», 1998.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь особому ребенку. — СПб., «Речь», 1998.
Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: средняя, старшая, подготовительная группы. – М.; ВАКО, 2010.
Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: метод. пособие. – М., «Просвещение», 2005.
Поддьяков Н. Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М.; Просвещение, 1988.
Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программно – методическое пособие / Под общей редакцией Т. Г. Неретиной. – М.; Баласс, Изд. Дом РАО, 2004.