Конспект урока окружающего мира «Как звери готовятся к зиме?»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1

СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН

















Конспект урока окружающего мира

«Как звери готовятся к зиме?»













подготовила воспитатель коррекционной группы детей с ЗПР

Писаренко Ирина Александровна











станица Ленинградская

2012 год

Цель: систематизация знаний детей по лексической теме «Дикие животные»


Программные задачи:

  • дать детям знания о том, как звери готовятся к зиме;

  • закрепить знания о временах года и осенних месяцах;

  • развивать ориентировку в пространстве и действовать согласно словесной инструкции;

  • формировать навыки правильно держать кисточку и пользоваться красками;

  • развивать психические процессы: память, речь, мышление, внимание, воображение;

  • воспитывать любовь к живой природе.


Коррекционные задачи:

  • учить образовывать прилагательные от наречий; согласовывать существительные с числительными;

  • пополнить пассивный и активный словарь детей новыми словами;

  • развивать зрительный, артикуляционный и слуховой анализаторы; речевое дыхание.


Словарная работа:

заяц, волк, лиса, медведь, мышь, белка, ёж, листопад, дождливая, хмурая, ветреная, холодная, пасмурная, сырая, солнечная, ясная, порывистый.


Материал и оборудование:

  • бутафория осеннего леса, игрушки (заяц, белка, медведь, мышь), зонт, листья деревьев;

  • иллюстрации к сказке «Зимовье зверей»;

  • лист ватмана, гуашь красного, желтого и оранжевого цветов, кисти по количеству детей, стаканчики-непроливайки с водой;

  • физкультурное оборудование: рельефная доска, гладкая дорожка со следами, 3 малых обруча;

  • фонограмма музыки П. И. Чайковского «Времена года. Осень».



Ход занятия

Оформление: осенний лес, в который ведут три пути– гладкая дорожка со следами, ребристая и дорога из трех обручей. На мольберте иллюстрации к сказке «Зимовье зверей». Звучит музыка Л. И. Чайковского «Времена года».


Воспитатель:

Ребята, какое сейчас время года? Назовите осенние месяцы. Какие приметы осени вы знаете?


Дети:

Наступила осень. Листья пожелтели, трава высохла. Птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме. День короче, а ночь длиннее. Солнце греет слабо, нужно надевать теплые вещи. Осень длится три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь. Воспитатель:

Посмотрите и скажите, к какой сказке эти иллюстрации? Сколько жильцов было на зимовье? Как вы думаете, чем же питались бык, баран, свинья, кот да петух зимой в лесу? Животные на зимовье дикие или домашние? Почему вы так решили? Как по-другому можно назвать диких животных?

Дети:

Сказка называется «Зимовье зверей». На зимовье жили пятеро: бык, баран, свинья, кот, петух. Бык, баран, свинья и кот – это домашние животные, а петух – это домашняя птица. Когда они ушли от человека в лес, тогда они стали дикими. Ещё диких животных можно называть зверями.

Воспитатель:

Хотите узнать, как готовятся дикие животные к зиме? Тогда нам нужно отправиться в волшебный лес. Находится он ни далеко – ни близко, ни высоко – ни низко, а ведут к нему три пути. Первая дорога самая легкая, прямая и гладкая; вторая – трудная, с ямками и неровностями; третья – самая сложная, по ней нужно не идти, а прыгать с одной кочки на другую. Пройти по последней дороге сможет только смелый, сильный и храбрый человек. Подумайте, решите по какой дороге пойдет каждый из вас, и отправляйтесь в путь.

Дети идут по дорожкам, а воспитатель отмечает для себя, кто какую дорогу выбрал.

Воспитатель:

Мы вышли на лесную опушку. Располагайтесь, оглядитесь вокруг, только не шумите, не пугайте лесных жителей. Как вы думаете, кто живет в этом лесу?

Дети:

В лесу живут белки, зайцы, лисы, медведи, волки, лоси, косули, еноты и др.

Воспитатель:

Как их можно назвать, одним словом?

Дети:

Дикие животные или звери.

Воспитатель:

Кого из зверей вы видите?

Дети:

Никого из зверей не видно.

Воспитатель:

Тогда я подскажу, где они прячутся. Нужно пройти три шага прямо и повернуть налево.

Дети вместе с воспитателем идут и находят зайца.

Воспитатель:

Сколько зайцев мы нашли?

Дети:

Одного зайца.


Воспитатель:

Заяц уши поднял, замер и водит глазами из стороны в сторону, вправо – влево, вверх – вниз. Покажите, как водит заяц глазами.

Проводится упражнение для глаз.

Воспитатель:

Какого цвета шерстка у зайца?

Дети:

Заяц серого цвета.

Воспитатель:

Когда наступит зима, выпадет белый снег, заяц поменяет серую шубку на белую. Это чтобы на снегу его не было видно. Кто у зайки враги, от кого он прячется и убегает?

Дети:

Волк, лиса охотятся за зайцем.

Воспитатель:

Решил заяц с белкой поиграть, да никак найти ее не может. Поможем ему белку найти? Нужно пройти два шага прямо и повернуть направо.

Дети вместе с воспитателем идут и находят белку.

Воспитатель:

Кого мы нашли? Посчитайте, сколько зверей мы нашли?

Дети:

Мы нашли белку. Заяц – один, белка – два. Всего два зверя.

Воспитатель:

Некогда белке с зайцем играть. Нужно на зиму запасы орехов и грибов делать, дупло пухом выстилать. Покажите, какие орешки белочка заготавливает.

Проводится артикуляционное упражнение «Орешек».

Губы сомкнуть. Кончик языка с силой упирается в правую и левую щеку.

Воспитатель:

Вспомнил заяц о полевой мышке. Только не знает, где она прячется. Нужно сделать два шага назад и повернуть налево.

Дети находят мышь.

Воспитатель:

Кого мы нашли? Сколько зверей нам встретилось?

Дети:

Нашли мышку. Всего три зверя.

Воспитатель:

Мышке тоже некогда, она зернышки, колоски в норку носит. К зиме готовится. Подумал заяц о медведе. Его берлога недалеко находится. Пять шагов прямо, а потом два шага налево.

Находят медведя.

Воспитатель:

Кого мы нашли? Сколько зверей всего нашли?



Дети:

Медведя в берлоге. Заяц – один, белка – два, мышка – три, медведь – четыре. Всего четыре зверя.

Воспитатель:

Не хочется мишке играть. Ему спать хочется. Все медведи зимой спят в берлоге до весны. Только волк и лиса зимой не спят и запасов не делают. Но не дружит с ними заяц – боится.

Воспитатель:

Вдруг подул холодный порывистый ветер.

Проводится упражнение на дыхание. Подставив под струю воздуха тыльную сторону ладони, дети убеждаются, что воздух прохладный.

«Самый холодный, суровый, морозный. Он дул так: «Ссс –с-о-с.»

Воспитатель:

Холодный порывистый ветер пригнал дождевую тучку. Скорее прячьтесь от дождя под зонтик.

Воспитатель:

Если идет дождь, мы говорим, что погода дождливая,

дует ветер — … ветреная

холодно — … холодная

пасмурно — …пасмурная

сыро — … сырая

хмуро — … хмурая

солнечно — … солнечная

Дети образовывают и подсказывают воспитателю прилагательные.

Воспитатель:

Дождь не просто идет, он поет песенку. Начинается песенка медленно: «Кап- — -кап- — -кап». Потом быстрее: «Кап-кап-кап». Простучите песенку дождя.

Дети отстукивают ритм: кап- — -кап- — -кап, кап-кап-кап.

Воспитатель:

Пока мы прятались от дождя, заяц собрал для нас листья деревьев. Они не простые, ими можно рисовать. Если на гладкую сторону листочка нанести краску, затем аккуратно поднять за стебелек, перевернуть и приложить к листу бумаги, то получится отпечаток листочка. Осенью листья, какого цвета?

Дети:

Желтого, красного, оранжевого цвета.

Воспитатель:

Здесь есть краски разного цвета. Хотите порисовать волшебными листочками?

Дети выполняют коллективную работу. Фоном звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».

Воспитатель:

Какая красивая получилась картина. Как будто настоящий листопад. Листья летят, кружатся и медленно опускаются на землю. Представьте, что вы–листочки. Проводится речь с движениями «Листики».

Мы листики осенние, покачивание руками над головой

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели. бег, руки в стороны

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. присесть

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Закружились, полетели кружение

И на землю снова сели. присесть


Воспитатель:

Подарим нашу картину «Листопад» зайке? Как вы думаете, что заяц будет делать с картиной?

Дети:

Отнесет к себе домой. Подарит кому-нибудь на день рождения.

Воспитатель:

Пришло время покидать волшебный лес. Возвращаться нужно тремя путями.

Дети идут по дорожкам, а воспитатель отмечает, кто поменял дорогу.

Воспитатель:

Где мы побывали? С кем встретились? Как звери готовятся к зиме? Что больше всего вам понравилось? Хотелось бы еще побывать в волшебном лесу?

Дети:

Мы были в волшебном лесу. Встретили зайца, белку, мышь полевую, медведя. Осенью звери делают запасы на зиму, утепляют свое жильё пухом, листьями. Хотелось бы побывать в лесу в другое время года и посмотреть, что делают звери.

Воспитатель:

Мы обязательно отправимся в гости к диким животным еще ни раз.



















Библиографический список


  1. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития (организационный аспект). — М.; Просвещение, 2004.


  1. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой; Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е изд., доп. – М.; Просвещение, 1982.


  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб. «Речь», 2000.


  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб. «Речь», 1998.


  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь особому ребенку. — СПб., «Речь», 1998.


  1. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: средняя, старшая, подготовительная группы. – М.; ВАКО, 2010.


  1. Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: метод. пособие. – М., «Просвещение», 2005.


  1. Поддьяков Н. Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М.; Просвещение, 1988.


  1. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программно – методическое пособие / Под общей редакцией Т. Г. Неретиной. – М.; Баласс, Изд. Дом РАО, 2004.



Свежие документы:  Конспект урока на тему «СОЛНЦЕ-ЗЕМЛЯ-ЧЕЛОВЕК»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: