Конспект урока окружающего мира на тему «ЧТО ЛЕТОМ РОДИТСЯ, ТО ЗИМОЙ ПРИГОДИТСЯ»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 34 СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН















Конспект урока окружающего мира на тему «ЧТО ЛЕТОМ РОДИТСЯ, ТО ЗИМОЙ ПРИГОДИТСЯ»







Подготовила воспитатель

Тупик Людмила Владимировна





Ст. Ленинградская

2011









РАЗВЛЕЧЕНИЕ «ЧТО ЛЕТОМ РОДИТСЯ, ТО ЗИМОЙ ПРИГОДИТСЯ»

Цель: уточнить и систематизировать представления детей об изменениях в природе в конце лета, времени созревания и сбора плодов; формировать и закреплять представления о многообразии плодов, которые взращивает земля Божия к концу лета; развивать общую и мелкую моторику, внимание, мышление, память, восприятие; упражнять в образовании существительных множественного числа; воспитывать дружеские отношения детей, учить заботиться о ближних, оказывать им внимание, делиться угощениями.

Словарная работа: Преображение Господне, бла­гословляет, овощи, фрукты, ягоды, орехи, собирают, урожай.

ХОД:

Звучит спокойная музыка, дети входят в зал, садятся на стульчики.

Ведущий: Кто из вас сможет объяснить по­словицу: «Что летом родиться, то зимой пригодится»?

Дети дают объяснения. (В зал входит казачка)

Казачка: Сам Господь бла­гословляет в эти дни плоды — и садовые, и лесные. В старину не спешили люди их срывать до этого срока, давали войти в силу, напитаться сока­ми, погреться на солнышке.

Дети читают стихи.

Творящая тишина Александр Солодовников

Бесшумно проносятся птицы,

Бесшумно плывут облака,

Бесшумно листок шевелится

Под лёгкой рукой ветерка.

Бесшумно струится паденье

Лучей с голубой высоты,

Бесшумно идёт превращенье

На флоксах бутонов в цветы.

Развилины яблонь ветвистых

Тяжёлые яблоки гнут

И медленно сок сахаристый

Ствола материнского пьют.

Весь сад плодоносит и дышит,

В нём мир и покой без конца,

И в солнечном этом затишье —

Творящая сила Отца!

Казачка: Господь Бог благо­словляет созревшие плоды. Люди собирают в эту пору поспевшие ягоды, фрукты, овощи.

А ведь и народные загадки о фруктах, ягодах, овощах есть. Попробуйте отгадать.

Я румяную матрешку от подруг не оторву,

Подожду, пока матрешка упадет сама в траву. (Яблоко)

На сучках висят шары,

Посинели от жары. (Сливы)

Покраснел зеленый сад – капли красные висят.

Всем знакомы капли эти, их и взрослые и дети

С удовольствием едят – только косточки летят. (Вишня)

Встала Груня у ворот,

Кто пройдет – разинет рот:

Вот так чудо! Вот так да!

Ветки, словно провода!

А на ветках лампочки –

Золотые бабочки.

Лампочки сладки –

Ешьте, ребятки! (Груша)

Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостиком крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)

Сарафан – на сарафан, платьице – на платьице,

Свежие документы:  Конспект урока окружающего мира для 1 класса «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

А как станешь раздевать – досыта наплачешься. (Лук)

Уродилась я на славу; голова бела, кудрява,

Кто полюбит щи – меня ищи. (Капуста).

Казачка: Вот поспевший мак. Про него тоже загадки есть:

Под одним колпаком —

Семьсот казаков.

Пал порошок,

Стал городок

Краше Казани,

Краше Астрахани.

Если немного вырастало мака, люди не очень-то печалились: «Не уродился мак, пробудем и так». Ведь мак — это не хлеб; вот если хлеб не уродится, зима будет горестной, голодной. А ваши ровесники в ста­рину любили играть в игру: вста­вали в круг, ставили в центр круга водящего, ходили хороводом да приговаривали:

На горе-то мак, мак;

Под горою так, так,

Мои спелы маковицы,

Золотые головицы.

Стань мак, как был.

После этого останавливались и обращались к водящему:

  • Ты поле вспахал?

  • Вспахал.

  • А мак в поле посеял?

  • Посеял.

  • А дождик мак поливал?

  • Поливал.

-А поспел мак?

Вот тут-то водящий, если не хотел окончания игры, отвечал отрицательно:

  • Нет, не поспел ещё.

И играющие снова пускались водить хоровод, приговаривая уже знакомые нам слова, а потом, оста­новившись, задавали водящему воп­росы. Так продолжалось несколь­ко раз, пока, наконец, водящий не отвечал им, что мак поспел. Тогда-то вся ребятня радостно восклицала:

  • Так давайте мак трясти!

Все гурьбой бросались к водя­щему и начинали его тормошить. После чего выбирался новый водя­щий, и игра повторялась.

Хотите поиграть так?

Игра: «Мак»

Казачка: А знаете ли вы, ребя­та, название большого православ­ного праздника, который недавно отмечался? Это праздник в честь Спасителя, Господа Иисуса Христа — праздник Преображения Господня.

Только к этому дню в старину начинали срывать спелые яблоки.

Дети читают стихи.

Лето. Преображение Иван Рутенин

Всё, как будто в день рожденья:

Стол накрытый, фрукты, мёд!

В этот день Преображенья

Словно новым стал народ.

Преображение Господне Светлана Высоцкая

Урожай приносит сад:

Яблоки и виноград.

Освящают их кропленьем

В чудный день Преображенья.

Угощаются плодами,

Веселясь и млад, и стар.

В воздухе, в саду и храме

Яблочный разлит нектар.

Казачка: В до­мах в день Преображения Господня и пахнет по-особенному — яблоками. Люди угощают друг друга созревшими в их садах или куплен­ными фруктами. По народной по­словице: «В праздник Преображения Господня и нищий яблочко съест».

Давайте подумаем, кого мы сегодня тоже сможем угостить яблоками, ведь не только же сами будем лакомиться?

Дети решают, с кем могли бы поделиться угощением.

Игра: «Угости яблоком»

Казачка: Знаете ли вы, дети, что происходит сейчас на полях?

Идёт уборка урожая. Верующие русские люди всегда благодарили Бога в эту пору за урожай, говорили: «Господь Спас нам хлеба припас». Но и сами люди немало потрудились и продолжают трудиться, собирая урожай.

Какие пословицы и поговорки о труде знаете вы?

Ответы детей.

Без охоты нет работы.

Поле труд любит.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

От дела не бегай.

Дело делай, а недоделок не оставляй.

Кто первый в труде, тому слава везде.

На то даны руки, чтобы работать.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Всяк свою работу делай, на другого не кивай.

Не каша кормит, а ложка.

Кто работает, тот не скучает.

Рожь поспела – берись за дело.

Казачка: Предлагаю зайти в гости к садовнику.

Речь с движением «Садовник»

Мы вчера в саду гуляли, Дети идут по кругу, взявшись за руки

Мы смородину сажали. Изображают, как копают яму и сажают в нее куст

Яблони белили мы Движение правой рукой вверх — вниз

Известью, белилами

Починили мы забор, Имитируют удары молотком

Завели мы разговор: Стоят лицом в круг. В центр выходит один ребенок

— Ты скажи. Садовник наш, Ведут диалог

Что ты нам в награду дашь?

-Дам в награду слив лиловых, На каждое название фруктов

Груш медовых, самых крупных Загибают по одному пальцу на обеих руках,

Спелых яблок. Вишен начиная с больших

Целый килограмм.

Вот что вам в награду дам!

Казачка: Потрудившись люди в полях, огородах, садах собирают много урожая.

Игра: «Один – много»

Не одно яблоко, а много яблок.

Огурец – огурцов

Капуста – капусты

Груша – груш

Тыква – тыквы и т.д.

Песня: «Урожай» муз. А.Филиппенко, слова Т.Волгиной

Казачка: Ребята, какие стихи вы знаете о фруктах и овощах? (дети читают стихи)

Казачка: Что можно приготовить из фруктов?

Мелкая моторика «Компот»

Будем мы варить компот, Левую ладошку держим «ковшиком», правой «мешаем»

Фруктов много нужно. Вот:

Будем яблоки крошить, Загибают пальчики на правой руке,

Грушу будем мы рубить, начиная с большого

Отожмем лимонный сок.

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. Опять «варим» и «мешаем»

Угостим честной народ.

Казачка: Что приготовим из овощей?

Игра – эстафета: «Собери овощи на борщ»

Казачка: Послушайте еще загадки:

Росло-повыросло,

Из куста повылезло,

По рукам покатилось,

На зубах очутилось.

Есть на мне,

Есть во мне,

Нагни меня,

Сорви меня,

В руках — гладко,

Расколешь — сладко.

Маленький мужичок —

Костяная шубка.

Казачка: Догадались, о чём говорится в загадках? Это загадки об орехах, которые в лесу к этому времени поспевают.

Дети читают шуточные стихи из книги для чтения после «Азбуки» «Золотые ключики», изданной сто лет назад.

Орехи

Я недавно видел сам,

Как в оврагах по лесам

Вам, ребята, для потехи

На кустах растут орехи.

Дни их летние пригрели,

И орехи загорели,

Позапрятались комочком

Под шершавым под листочком.

По два, по три, по пяти…

Как бы нам их все найти!

Подходите ближе, детки,

Я нагну пониже ветки,

Вы же шарьте по ветвям,

Вверх и вниз, и там и сям.

Да смотрите не зевайте:

Белкам меньше оставляйте!

Раздаются крики, смех:

«Вот орех, ещё орех!..»

  • Ты, малыш, тянись скорее,

  • Эти рви, что посмуглее.

  • Проглядел внизу опять:

  • Видишь, — три, а рядом пять.

  • Затолкали вы девчонку…

  • Тише, сыпьте в рубашонку.

  • Кто корзин не захватил,

  • Тот за пазуху набил.

Тот горой насыпал в шапку,

Этот маленький в охапку

Чуть не целый куст схватил,

А сорвать-то нету сил.

Громче крики, звонче смех:

«Вот ещё, ещё орех!»

  • Будет, много есть у всех.

  • Ну а те, что здесь останутся,

  • Белкам рыженьким достанутся!

Казачка: Говорили мы с вами сегодня и о садовых плодах, и об урожае на полях. Вот сколько всего взрастила Божия земля! О многих этих плодах, как мы с вами увидели, есть и загадки, и стихи. А сказки о плодах огород­ных и садовых вы знаете?

(«Колосок», «Вершки и корешки», «Каштанчик», «Вишенка», «Косточка»)



ЛИТЕРАТУРА

1. Задушевные беседы /приложение к журналу Дошкольник. Младший школьник.– М., Школьная пресса №5,6 – 2005, №1-3, 2006 г.

2. Зацепина Н.Б. Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду – М.; Мозаика-синтез 2008 г.

3. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки – М.; Просвещение 1985 г.

4. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб; Детство – пресс 2009 г.

5. Петракова Т.И. Сердечность воспитания //Сборник научных трудов Ответственный редактор кандидат педагогических наук, доцент Андриенко Н.К. Армавир АГПУ 2009 г.

6. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. – СПб, Каро, 2006.

7. Программа «Истоки»/ центр «Дошкольное детство» имени Запорожец А.В., авторский коллектив Алиева Т.И., Антонова Т.В. – М.; Карапуз 2001 г.

8. Шитякова Н.П. Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьника //Сборник научных трудов Ответственный редактор кандидат педагогических наук, доцент Андриенко Н.К. Армавир АГПУ 2009 г.









Свежие документы:  Урок по окружающему миру в 1 классе: «Свойства воды и способ ее очистки»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: