Конспект урока окружающего мира на тему «Природа родного края»


Захарова Анна Модестовна

учитель начальных классов

МОБУ «Руэмская средняя

общеобразовательная школа»

Медведевский район

Республика Марий Эл













Природа родного края

(Модифицированный модуль к курсу «Окружающий мир»)







Модифицированный модуль «Природа родного края»


Ой, ты край родимый мой!

Рощи, ельник молодой,

Воды светлые, поля,

Разве вас забуду я?

С.Чавайн

Пояснительная записка

В рамках курса «Окружающий мир» мной разработан и реализуется модифицированный модуль «Природа родного края», который обеспечивает изучение регионального компонента. Данный курс построен на основе технологии проблемного обучения. Он включает в себя элементы исследования. Поэтому его обязательной частью является непосредственное участие младших школьников и учителя в исследовательской работе. В ходе этой работы обучающиеся знакомятся с методами исследования, учатся самостоятельно добывать знания.

Каждому современному человеку и каждому народу надо осознавать себя и свое место в мире природы, других людей и других народов. От близкого, знакомого, родного ребенок продвигается к неизведанному новому, которому еще предстоит стать близким, родным.

Цель курса – изучить типичные и редкие виды представителей животного и растительного мира края, природные ресурсы края, охраняемые территории, памятники природы.

Исходя из данной цели, были определены следующие задачи:

— изучение природы родного края как единого целого и установление связей между отдельными ее элементами и явлениями;

— создание условий для духовно-ценностной и практической ориентации ребенка в окружающем мире;

— воспитание гражданского самосознания через ознакомление с природой родного края и поселка.

Данный модифицированный модуль рассчитан на 30 часов за 4 года для начальной школы.

Для каждого года обучения определены задачи и разработано тематическое планирование.

В 1-м классе:

— знакомить с экспозициями музеев Медведевского района, города Йошкар-Олы;

— расширять знания о природе, растительном и животном мире края;

— знакомить с редкими видами животных, занесенных в Красную книгу Марийского края;

— учить видеть прекрасное в окружающем мире;

— побуждать вносить посильный вклад в дело охраны природы и сохранения ее уникальности.

Во 2-м классе:

— продолжать знакомить с музеями района, города Йошкар-Олы ;

— пробудить эмоционально-ценностное отношение к природному наследию, гордость за своих соотечественников, оберегающих это наследие;

— раскрыть уникальные и природные особенности края, учить видеть в привычном окружении чудесное, загадочное;

— показать важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения и истощения, жизненную необходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей;

— учить использовать полученные знания в составлении информационных, исследовательских проектов.


В 3-м классе:

— продолжать способствовать осознанию важности окружающего мира, своей связи с ним и своего места в нем;

— расширять знания о природных ресурсах Марийского края, их использовании и значении для всей страны;

— подчеркивать уникальность природы Марийского края;

— показать значение заповедника Марий Эл в деле охраны редких видов животного и растительного мира края;

— использовать полученные знания в составлении информационных, исследовательских проектов.


В 4-м классе:

— обобщать и расширять знания о природных ресурсах Марийского края;

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Засушливые зоны умеренного пояса"

— подчеркивать уникальность природы Марий Эл на примере природно-территориальных комплексах Марий Эл и важность их охраны и бережного отношения к окружающей природе для жизни будущих поколений;

— продолжать знакомить с представителями редких видов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Марий Эл.

— использовать полученные знания в составлении информационных, исследовательских проектов.


Отбор материала произведен с учетом возрастных и психологических особенностей младших школьников. Отобран тот материал, который помогает ребенку посмотреть иными глазами на знакомое окружение, близок ребенку и личностно значим для него.

Работа по модифицированному модулю «Природа родного края» осуществляется через организацию следующих видов деятельности:

— познавательной (приобретение и совершенствование знаний, получаемых в виде информации от педагога; проведение опытов, наблюдений, чтение научно-познавательной литературы, выполнение заданий на применение знаний);

— коммуникативной (коллективное планирование и обсуждение результатов практических природоохранных дел);

— трудовой природоохранной (сохранение и поддержание порядка в поселке, на территории школы);

— художественно-эстетической (восприятие эстетических свойств природных объектов, произведений искусства; создание художественных образов, связанных с природными объектами и выражающих отношение к природе).



Тематическое планирование


1 класс ( 5 часов)

1. Руэм – моя малая родина. Природа окрестностей школы.

2. Погода родного края. Проверьте народные приметы.

3. Растительный мир нашего леса.

4. Животный мир нашего леса.

5. Красная книга Республики Марий Эл.


2 класс ( 5 часов)

1. Район, в котором я живу.

2. Сезонные явления в жизни растений родного края.

3. Защита исследовательского проекта «Деревья нашего края».

4. Животный мир лесов нашей местности.

5. Защита исследовательского проекта «Редкие животные нашего края».


3 класс ( 10 часов)

1. Поверхность нашего каря.

2. Реки Республики Марий Эл.

3. Редкие растения Республики Марий Эл.

4. Ботанические памятники Республики Марий Эл.

5. Редкие животные Республики Марий Эл.

6. Защита исследовательского проекта «Чистоплотные и трудолюбивые животные нашего края».

7. Птицы – наши друзья.

8. Защита исследовательского проекта «Самый крупный обитатель марийского леса»

9. Достопримечательности природного национального парка «Марий чодра».

10. Защита исследовательского проекта «Растения и животные – «барометры» погоды».


4 класс ( 10 часов)

1. Полезные ископаемые Республики Марий Эл.

2. Озера – памятники природы.

3. Растительный и животный мир водоемов Республики Марий Эл.

4. Железное и Березовое болота – царство пернатых.

5. Растительный и животный мир лугов Республики Марий Эл.

6. Лекарственные растения Республики Марий Эл.

7. Охрана растений в Республике Марий Эл. Защита исследовательского проекта «Растения, которые лечат».

8. Охрана животных в Республике Марий Эл.

9. Защита исследовательского проекта «Искусные строители».

10. Обобщающий урок «Знатоки природы родного края».


Внешние связи: мы работаем в тесном контакте с сельской библиотекой, городским и районным музеями.

Формы работы: занятия, уроки, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, опыты и эксперименты, работа на пришкольном участке, составление коллекций, организация праздников, фотосъемка.

Опытный пришкольный участок способствует воспитанию трудовых навыков, развитию эстетического вкуса и познавательных интересов, эмоциональной сферы, вырабатывает навыки экологически безопасного поведения в природе. На участке оформляются клумбы, выращиваются редкие растения, деревья и кустарники.

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Превращения и круговорот воды"

Формы и методы: посев, уход и наблюдение за цветущими травянистыми растениями, озеленение территории школы, сбор и классификация семян, создание коллекций.

Результаты работы:

Информационные мини-проекты: «Редкие растения Марий Эл», «Парк Марий Чадра», «Интересное о медведях», «Интересное о белках».

Исследовательские проекты: «Деревья нашего края», «Редкие животные нашего края», «Чистоплотные и трудолюбивые животные нашего края», «Самый крупный обитатель марийского леса», «Самый крупный обитатель марийского леса», «Растения и животные – «барометры» погоды», «Растения, которые лечат», «Искусные строители».

Собран и оформлен материал о редких растениях и животных Марий Эл.

Зона коллекций знакомит с разными природными объектами, способствует развитию навыков классификации объектов по различным признакам и сенсорных навыков.

В качестве наглядного материала используются коллекции: «Семена», «Камни», «Образцы песка, почвы, глины», «Перья птиц», «Листья деревьев и кустарников», «Насекомые», альбомы, открытки, календари природы. Коллекции составлены учащимися под руководством педагога.

Тематические экспозиции: «Район, в котором я живу», «Растения нашего края», «Животные нашего края», «Руэм – моя малая родина», «Редкие растения Марий Эл», «Цвети, мой край родной», «Редкие животные Марий Эл» — способствуют расширению знаний о природе, растениях и животных в мире и крае, знакомят с представителями редких и охраняемых видов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Марийского края, с природоохранной деятельностью, природными ресурсами края, заповедниками и памятниками природы.


Ожидаемые результаты:

К концу 4-го класса учащиеся должны знать:

— памятники природы Марий Эл;

-.правила поведения в природе;

применение полезных ископаемых Марий Эл;

— основных представителей флоры и фауны Марийского края;

— редкие растения и животных РМЭ;


К концу 4-го класса учащиеся должны уметь:

приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой родного края;

— раскрывать основные особенности и отличия каждого времени года в Марийском крае;

— уметь проводить наблюдения за растениями и животными;

объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе;


Наблюдения многих природных явлений вызывают у младших школьников любознательность и желание больше вникать в тайны природы. В процессе изучения природы родного края учащиеся приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания, учатся видеть красоту природы.

Данный курс создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии младших школьников.


Литература:


  1. Богданова, Н.В. Занимательное природоведение: пособие для учителей начальной школы / Н.В.Богданова, Е.В.Наумова. — Йошкар-Ола: Педагогическая инициатива, 2006. – 56 с.

  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006. – Режим доступа: http://www.km.ru http://www.vip.km.ru

  3. Гайдина, Л.И. Изучаема «Окружающий мир» с увлечением: 1-4 классы / Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина.- М.: 5 за знания, 2007. – 224 с.

  4. Губанов, И.А. Определитель высших растений средней полосы европейской части СССР: Пособие для учителей / И.И. Губанов, В.С.Новиков, В.Н.Тихомиров. – М.: Просвещение, 1981. – 287 с.

  5. Дьячкова, Г.Т. Окружающий мир. 2-4 классы: внеклассные занятия на тему «Времена года» / Г.Т.Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.

  6. Дьячкова, Г.Т. Окружающий мир. 2-4 классы: олимпиадные задания / Г.Т.Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 138 с.

  7. Ефремова, П.Г. Знаешь ли ты животных нашего края? / П.Г.Ефремова, А.А.Пекпаев. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1995. – 96 с.

  8. Занимательное природоведение. – М.: Омега, 1997. – 256 с.

  9. Китиков, А.Е. Марийские народные приметы /А.Е. Китиков. — Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1989. – 285 с.

  10. Кошпаева, М.М. Дидактические игры: Методическое пособие для учителей биологии / М.М.Кошпаева. — Йошкар-Ола: Издательство Марийского института образования, 1995. – 88 с.

  11. Кошпаева, М.М. Дидактические стихи о растениях. Методическое пособие для студентов-практикантов и молодых учителей / М.М.Кошпаева. — Йошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл учитель», 1998. – 36 с.

  12. Крылов, Г.В. Травник: Лекарственные растения и их использование / Г.В.Крылов, Н.Ф.Козакова. – Новосибирск: Дет. лит., 1993. – 431 с.

  13. Кудрышов, М.И. Знаешь ли ты родной край? / М.И.Кудрышов. – Йошкар-Ола: Марийский полиграфическо — издательский комбинат, 1997. – 173 с.

  14. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / под научной ред. А.А.Леонтьева. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004. – 528 с.

  15. Пекпаев, А.А. Мы изучаем природу / А.А.Пекпаев. — Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1995. – 136 с.

  16. Подымов, А.И., Суслов Ю.Д. Лекарственные растения Марийской АССР / А.И.Подымов, Ю.Д.Суслов. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1990. — 192 с.

  17. Рубцов, В.Г. Зеленая аптека / В.Г.Рубцов. – Л.: Лениздат, 1980.- 240 с.

  18. Ушакова,О.Д. Красная книга России: Животные / Словарь-справочник школьника. / Ушакова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. – 64 с.

  19. Ушакова, О.Д. Красная книга России: Растения / Словарь-справочник школьника / О.Д.Ушакова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. – 64 с.

  20. Файзуллина, С.Я. Памятники природы Марийской республики / С.Я. Файзуллина. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1989. – 81 с.

  21. Шорыгина, Т.А. Деревья. Какие они? / Т.А.Шорыгина – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 64 с.

  22. Экологическое воспитание младших школьников. В помощь учителям начальной школы. — Йошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл учитель», 2000. -56 с.

  23. Я познаю мир: Животные: Дет.энцикл. / П.Р.Ляхов, О.Г.Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. – 544 с.

  24. Я познаю мир: Насекомые: Дет.энцикл. / П.Р.Ляхов, Г.Ю.Любарский – М.: ООО Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 474 с.

  25. Я познаю мир: Птицы: Дет.энцикл. / В.В.Иваницкий – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 397 с.

  26. Я познаю мир: Растения: Энцикл. / Л.А.Багрова – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 510 с.

  27. Я познаю мир: Экология: Дет.энцикл. / А.Е.Чижевский. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 410 с.

7


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: