Конспект урока окружающего мира на тему «Свойства камней»


Муниципальное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Начальная школа — детский сад № 24″














Конспект урока окружающего мира на тему

«Свойства камней»












Воспитатель: Нигматуллина Зульфия











г. Нефтеюганск 2011

Тема: » Свойства камней»

Задачи:

  1. Познакомить детей с различными видами камней, их свойствами.

  2. Научить различать виды камней по внешним их признакам.

3. Развивать умение организовать взаимодействие при работе в парах.


Предварительная работа: Чтение познавательной литературы о камнях, рассматривание иллюстраций, сбор различных камней для коллекции,чтение и обсуждение сказок П.Бажова.


Оборудование: лупа, подносы с разными видами камней, стаканы с водой, цветные карандаши, таблица исследования камня, карточки.



Ход занятия

Дети стоят полукругом.

Воспитатель: Сегодня наша группа, ребята, превратится в научную лаборатория, а вы — ученых. Если вы правильно отгадаете загадку, то узнаете, что мы будем изучать. Слушайте внимательно:

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке, годится на тысячу лет.

Он может, быть мелким – в ладошке лежать.

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Ответы детей: Камень.



Воспитатель: Да, вы правильно догадались, сегодня мы будем говорить о камнях. В руках у меня карточки -помощницы (Приложение 1), которые подскажут, где мы можем узнать о камнях. Давайте посмотрим на первую карточку, что на ней изображено?

Дети: Там нарисована книга.

Воспитатель: А что это значит?

Дети: Это значит, что книга нам поможет узнать о камнях.

Воспитатель: Откройте книги на той странице, где лежит закладка. Внимательно посмотрите и ответьте мне: Проблемные вопросы:

Камень — это объект живой или неживой природы?

(Воспитатель предлагает детям доказать, что камень — объект неживой природы).


Дети: Это объект неживой природы потому, что не двигается, не ест, не растет, не дышит.


Воспитатель:Где мы можем встретить камни?


Дети: Камни можно встретить в горах, на мостовой, на море, в вазах, в музеях, в скульптурах, в украшениях и т.д.


Воспитатель сообщает детям, что есть профессии людей, которые работают с камнями. Это геолог, альпинист, археолог, ювелир, музейный работник, скульптор.

Воспитатель: Обратимся к следующей карточке. На ней нарисован человек. Что это значит?


Дети:Это означает, что узнать о камнях можно, спросив у другого человека.


Воспитатель: Давайте расскажем друг другу: что вы знаете о камнях?


Дети: Камни бывают разными, различной окраски, большие и маленькие, гладкие и шероховатые. Есть морские и речные камни.


Воспитатель: А чем морские камни отличаются от речных?


Дети: Морские камни округлой формы, гладкие.Гладкими камни сделало море, морские волны. Камни в море бьются друг о друга, обтачиваются их края, они становятся гладкими без единого уголка.


Воспитатель: Что еще можете рассказать о камнях?


Дети: Камни бывают драгоценными из них делают различные украшения. Есть камни которые обладают целебными свойствами.


Воспитатель:У нас осталась последняя карточка. Что на ней изображено?


Дети. Перчатка.


Воспитатель: Она означает, что необходимо провести опыты или эксперименты.

Предлагаю вам пройти в нашу лабораторию «Хочу все знать», садитесь за столы. В лаборатории вы станете учеными и исследуете камни с помощью лупы и разных материалов. Результаты исследования заносите в специальную таблицу. Воспитатель направляет исследовательскую деятельность детей. Работа в парах.

Опыт 1.

Рассмотрите камни через лупу и отметьте в тетради, в таблице, какого цвета ваш камень.(дети делают зарисовки цветными карандашами).

Опыт 2.

Потрогайте камень. Какой он на ощупь гладкий или шероховатый?

Опыт 3.

Что еще можно обнаружить на вашем камешке? сколы, трещинки, узоры, следы древних животных или растений и т. п.
Если они есть, то поставьте (+), если нет(-).Поцарапайте камень ногтем. Если царапина осталась, то ваш камень мягкий, поставьте в таблице букву»м», если не осталось, то»т».
Затем камни можно поцарапать гвоздем, монеткой если следа нет, то камень самый твердый.

Опыт 4

— Опустите камень в воду. Что происходит? Он тонет или плавает.Отметьте результат в таблице. Проверьте, изменили ли камни цвет после того, как вы опустили его в воду.

Опыт 5

Возьмите маленький камешек, прислоните его к щеке. Он теплый или холодный? Подержите его в кулачке, а затем снова прислоните к щеке. Изменились ли ваши ощущения? Стал ли камень теплее?

вывод камень стал теплее, нагревается

После окончания экспериментирования дети с помощью таблицы рассказывают о свойствах своего камня.

Таблица исследования камней.

1.


2.

3. — т


4.

5.

Итог занятия.

Воспитатель : Ребята скажите чем мы сегодня занимались?

Дети: Мы исследовали камни.

Воспитатель: Какие камни бывают?

Дети: Камни бывают разными, различной окраски, большие и маленькие, гладкие и шероховатые. Они тонут в воде.


Приложение 1




К
нига





Человек








Проделать опыты и эксперименты





Литература:

Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Путешествие в подводное царство"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: