Конспект бинарного занятия с элементами интеграции
для детей средней группы общеразвивающей направленности
Кривцова Мария Игоревна,
педагог-психолог,
высшая квалификационная категория,
Мошникова Елена Валентиновна,
музыкальный руководитель,
первая квалификационная категория,
МБДОУ Центр развития ребенка
«Детский сад № 20 «Дружный хоровод»»
город Северодвинск Архангельская область
Конспект урока окружающего мира «Путешествие в страну эмоций»
Цель: развитие эмоциональной сферы детей 4-5 лет.
Задачи:
Закреплять распознавание эмоций (радость, страх, удивление) по мимике на пиктограммах, иллюстрациях, при слушании музыки.
Развивать умение с помощью музыки, художественного слова, танца, игр осознанно передавать эмоции, используя пантомимику (позы, жесты).
Тренировать слуховое внимание и восприятие, память дошкольников.
Стимулировать развитие музыкально-ритмических движений.
Способствовать обогащению репертуара телесных ощущений, творческому самовыражению детей.
Воспитывать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость.
Материалы и оборудование: фортепиано, музыкальный центр, стулья по числу детей, мольберт, пиктограммы основных эмоций (радость, страх, удивление), иллюстрация «Слон в машине», полумаски эмоций радость и злость по числу детей, фонограммы музыки, «лужи» для дорожки.
Ход занятия:
Педагог-психолог: «Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними, а теперь поздороваемся друг с другом, но необычно — носиками». Упражнение «Смешное приветствие»
Цель: разнообразить репертуар телесных ощущений, способствовать большей самоидентификации детей с группой, создать непринужденную психологическую атмосферу.
Дети стоят вокруг ковра. Каждый ребенок здоровается необычным способом с соседом справа, соприкасаясь носиками.
Педагог-психолог: «Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в Волшебную страну эмоций. Скажите, какие эмоции вы знаете?
Дети: «Радость, страх, удивление, злость».
Педагог-психолог: «Правильно. В трудных ситуациях они всегда приходят на помощь людям».
Музыкальный руководитель: «Итак, отправляемся в путь».
Звучит музыка М. Старокадомского.
Упражнение «Веселые путешественники».
Цель: развитие координации движений рук и ног в процессе ходьбы, быстроты реакции, умения сочетать движения с музыкой и словом.
Дети вместе с психологом двигаются вокруг ковра, выполняя движения под музыку, повторяя движения музыкального руководителя.
Педагог-психолог: «Ребята, присаживайтесь на стульчики. Вот мы и оказались в Волшебной стране». Психолог закрепляет на мольберте пиктограмму «Радость». «Как вы думаете, в гостях у какой эмоции мы оказались?
Дети: «У радости».
Педагог-психолог: «Верно. Как вы догадались, что это радость?»
Дети: «Глаза прищурены, на лице улыбка».
Педагог-психолог: «Как по-другому можно назвать радостное настроение?»
Дети: «Веселое, хорошее, счастливое, прекрасное».
Педагог-психолог: «Давайте сыграем в игру «Угадай настроение». У вас под стульчиками лежат полумаски с эмоциями (радость, злость). Посмотрите внимательно на свою полумаску, приложите её к лицу и покажите ту эмоцию, которая изображена на вашей полумаске. А я постараюсь отгадать и назвать их». Педагог-психолог по очереди прикасается к детям, мимически повторяя изображенные детьми эмоции.
Музыкальный руководитель: «Дети, вы уже говорили, что у веселого человека на лице всегда улыбка, и сейчас мы с вами дружно и весело споем песню «Улыбка». Выходите на коврик».
Музыкальный руководитель исполняет песню «Улыбка» на фортепиано (музыка В.Я. Шаинского, слова М. Пляцковского). Педагог-психолог показывает движения детям.
Цель: развивать выразительность пения, движений, передавая радостный характер песни.
Музыкальный руководитель: «Молодцы! А сейчас улыбнемся друг другу!»
Педагог-психолог: «А теперь давайте отправимся дальше. Наш нелегкий путь преградили лужи, потому, что в Волшебной стране прошел дождь. Возьмитесь за руки, держитесь крепко, чтобы никто не потерялся, и идите за мной так, чтобы не замочить ноги. Мы оказались снова в гостях. Но я не знаю, у кого мы очутились.
Музыкальный руководитель: «А я помогу вам узнать. Давайте внимательно послушаем музыку, и по ее характеру вы сможете догадаться, к кому мы пришли».
Звучит музыкальная пьеса «Страшилище», композитор В. Витлин.
Цель: вызвать эмоциональную отзывчивость на громкую, напряженную музыку.
Педагог-психолог: «Дети, вы догадались, у кого мы в гостях?»
Дети: «Мы в гостях у страха».
Педагог-психолог: «Совершенно верно. Посмотрите внимательно на пиктограмму: по каким признакам можно догадаться, что это эмоция страха?»
Дети: «Рот открыт, похож на букву «О», брови домиком, глаза большие».
Педагог-психолог: «Совершенно верно. У каждого из нас свои страхи. Я предлагаю вам сыграть в игру «Я боюсь» и поделиться своими страхами.
Цель: актуализация страхов, снятие эмоционального напряжения через групповую поддержку.
Дети по очереди озвучивают свои страхи. В конце игры все хлопают, поощряя друг друга за смелость.
Педагог-психолог: «Молодцы!»
Неожиданно звучит музыкальная заставка «Заводится мотор».
Педагог-психолог: «Какие необычные звуки. Даже не вставая со стульчиков, мы оказались в гостях у другой эмоции». На мольберт прикрепляется иллюстрация «Слон в машине».
Педагог-психолог: «Как вы думаете, какую эмоцию испытывает девочка?»
Дети: «Удивление».
Педагог-психолог: «Что почувствовали вы, когда услышали необычные звуки?»
Дети: «Удивление».
Педагог-психолог: «Что происходит с нашими лицами, когда мы удивляемся – с бровями, с глазами, с губами?»
Дети: «Глаза широко открыты, губы похожи на букву «О», брови подняты вверх».
Педагог-психолог: «Ребята! Вика знает стихотворение про «удивление», послушайте».
Музыкальный руководитель: «Эмоция «удивление» обожает всех удивлять. И сегодня в ее честь мы станцуем танец «Разноцветная игра», выходите на ковер.
Звучит фонограмма «Разноцветная игра», музыка Б. Савельевой.
Цель: развитие музыкального слуха, быстроты реакции, памяти, выразительности движений.
Дети становятся врассыпную на ковре, и вместе с психологом выполняют движения под музыку.
Музыкальный руководитель: «Давайте вспомним, какие эмоции живут в Волшебной стране».
Педагог-психолог: «Вот и кончилось наше путешествие, мы снова вернулись в детский сад».
Сюрпризный момент. Взрослые желают детям хорошего настроения и дарят яркие конфеты.
Список использованной литературы:
Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике у детей. С.-Пб.: ЛОИРО, 2000.
Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. С.-Пб.: «Композитор — С.-Пб.», 2008.
Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль: Академия развития, 1997.
Крюкова С. В., Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста. Москва, 1999.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 1999.
Использованные материалы:
CD диск «Приложение к программе Бурениной А. И. «Ритмическая мозаика».
CD диск «Приложение к программе Каплуновой И., Новоскольцевой И. «Праздник каждый день».