Конспект урока окружающего мира «Тайны Северного полюса»



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 42 «Аленький цветочек» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан






Конспект урока окружающего мира «Тайны Северного полюса»







подготовили

воспитатель Никитина Ольга Николаевна

учитель – логопед Медведева Наталья Александровна




2013


Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о природе, погоде животных Севера (их внешнем виде, повадках, образе жизни, приспособлении к условиям жизни). Уточнение, расширение словаря по теме «Север» (Север, северный плюс Северный ледовитый океан, льдины, дно, северное сияние, полярники, животное, белый медведь, морж, тюлень, северный олень, полярная сова, песец, рога, копыта, ласты, шерсть, жир, кожа, клыки). Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных – названий животных во множественном числе, в родительном падеже множественного числа, подбор признаков к предметам, согласование прилагателтных с существительными в роде и числе).


Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, чувства рифмы, зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности, правильного дыхания и певческого диапазона голоса.


Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.


Оборудование: ноутбук, проектор, экран, атрибуты для игр, шары СУ-ДЖОК, цветик-семицветик, игра «Один -много».


Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку, встают врассыпную.


Воспитатель: Ребята, хотите вы отправиться в путешествие? (Да)

— Давайте покажем, куда мы отправимся. (Речь с движением «Северная страна»)

Где всюду холод, лёд и тень, (Дети обнимают себя за плечи) Полгода – ночь, полгода день. (Закрывают глаза ладонями, затем открывают)

Из льда здесь люди строят дом. (Поднимают руки над головой – «крыша»)

И океан покрыт весь льдом. (Ладонями показывают льдины)

Зверей ты здесь почти не встретишь. (Ставят ладонь козырьком над глазами, . разводят руки в стороны)

И птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками)

Лишь мишка белый, словно иней (Подражают походке медведя)

Хозяин ледяной пустыни.


Воспитатель: Вы догадались, о каком месте Земли говорилось? (О севере, О Северном полюсе)


Воспитатель: Нам пора отправляться в путешествие на Север. Как же нам туда попасть?


Логопед: Я знаю, как вам помочь. Вспомните, как оказалась на Северном полюсе девочка Женя из сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»? (Ей помог волшебный цветик-семицветик)

У меня тоже есть такой цветок. Давайте оторвём лепесток и скажем волшебные слова:

Лети, лети, лепесток,

Свежие документы:  Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме «Откуда берутся снег и лед?»

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли –

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы мы оказались на северном полюсе!


Вот и попали мы на Север.


Песня «Северный полюс» (Слова М. Садовского, музыка В. Казенина)

(Дети садятся на стульчики напротив экрана)


Рассматривание слайда «Природа Севера».


Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»

Логопед: На Севере погода какая? (Северная)

Небо какое? (северное) Океан какой? (северный) Животные какие? (северные) Сияние какое? (северное) Ветер какой? (северный)


Музыкальный руководитель: Давайте сыграем в игру «Ветер Северный» (Играют в подвижную музыкальную игру, разработка Картушиной). Дети встают в круг, ребенок, изображающий ветра, стоит в центре с султанчиками в руках. Дети идут по кругу и поют песню, «ветер» идет противоходом.


Дети: «Дует ветер северный, (идут по кругу, взявшись за руки)

Поднялась метель.

Заметает улицу,

Засыпает ель.

Все равно на улицу, (идут в круг, высоко поднимая колени)

Мы пойдем гулять, (идут из круга)

А ты, ветер северный, (дразнят ветра, грозя ему пальцем)

Попробуй нас догнать!» (разводят руки в стороны)


Ветер: «Как завою, закружу, снегом закидаю!». (размахивает султанчиками)


Дети: «Не боимся мы тебя, нас не испугаешь!» (грозят пальцем)


Ветер: «Как завою, закружу, сразу задрожите, и от северного ветра вы не убежите!»

Дети разбегаются врассыпную, а ветер пытается задеть их султанчиками.


Воспитатель: Заморозил вас северный ветер? Нам надо согреться. Давайте выполним дыхательное упражнение «Погреемся».

Сильный мороз,

Заморозил наш нос.

Носик погреем,

Подышим скорее.

(Вдох через нос, шумный выдох в ладошку, которой прикрыто лицо)

Отогрели нос,

А подбородок замерз.

(Глубокий вдох через нос, втянуть нижнюю губу под верхнюю, длительно бесшумно подуть вниз на подбородок)

Ладошки погреем –

Дышим веселее!

(Выдох на ладошки, произнося слог «фа»)

Мерзнут ножки наши?

Весело попляшем!

(Дети выполняют приседания, произнося слог «ух»)

Дети садятся на стульчики.


Логопед: Продолжаем наше путешествие. Каких животных можно встретить на Северном полюсе? Давайте на них посмотрим.

Просмотр слайдов, ответы на вопросы логопеда о каждом животном.

Северный олень.

— Кто это? Чем покрыто тело оленя?(шерстью) Какая у него шерсть? (жетская, густая, теплая) Для чего ему такая шерсть? (она бережет его от холода) Какие у него копыта? Для чего ему такие копыта? (чтобы не проваливаться в снег, раскапывать еду) Какую пользу приносит олень людям? (Олень дает оленеводам мясо, мех, перевозит людей и грузы)

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Земля. Модель земли"

Морж

Чем покрыто тело моржа? (жиром) Для чего ему клыки? (Длинные клык нужны, чтобы защищаться от врагов, помогать при движении).

Ласты? (Ласты нужны, чтобы плавать в воде).

Тюлень

Чем покрыто тело тюленя? (шерстью) Что делает с помощью ласт? (передвигается в воде, на суше)

Полярная сова

Чем покрыто тело совы? (перьями) Чем питается сова? (леммингами)

Песец

Какой у него мех? (белый, пушистый, теплый) Чем питается песец? (леммингами)


Воспитатель проводит пальчиковую игру «Кто на Севере живёт?» с использованием массажных шаров СУ-ДЖОК.

Кто на Севере живёт?

Кто там ест и кто там пьёт? (Шары прокатываются вдоль между ладоней)

Звери необычные, к холоду привычные. (Круговые движения ладонями с шарами)

Вот песец из норки смотрит. Пружинки одеваются и прокатываются

Белый мишка важно ходит. поочерёдно по всем пальцам правой и левой руки

Ну, а морж, как капитан, покоряет океан.

Гордый северный олень грузы возит целый день.

Белая сова летит.

А тюлень на льду лежит.


Логопед: Ребята, а какое самое главное животное Севера? (Белый медведь)

Показ слайда с изображением белого медведя.

Какой он? (большой, сильный) Чем покрыто тело? (шерстью) Какая шерсть у белого медведя? (густая, теплая) Какие у него лапы? (крупные, покрытые шерстью) Для чего ему такие лапы? (чтобы не проваливаться в снег, не скользить по льду)

— Все животные севера приспособились к жизни в холоде. У них у всех есть толстый слой жира, толстая кожа, тёплая густая шерсть. Лапы и копыта широкие. У животных, которые проводят много времени в воде есть ласты.


Игра «Разговор медведей».

Логопед: Представьте, что встретились белый и бурый медведь. О чём они могут поговорить?

Двум детям одеваются шапочки и разыгрывается разговор медведей (Кто ты? Где живёшь? Что ешь? Что делаешь зимой?)

— Где такой разговор медведей мог бы произойти? (В зоопарке)


Воспитатель: Белый медведь приглашает нас на рыбалку. Подвижная игра «Рыбалка».

Дети, изображающие медведей, берутся за руки и делают ворота. Дети-«рыбки» перебегают круг через ворота. Как только музыка, заканчивается «ворота» закрываются. «Медведи» считают, сколько «рыб» они поймали.


Логопед: Пора нам возвращаться в детский сад. Давайте оторвём лепесток и скажем волшебные слова. (Возвращаются)

Логопед: Понравилось вам путешествие на Север? Кого мы видели? В какие игры играли? На память о нашем путешествии мы с вами создадим картину. (Дети по очереди приклеивают на заготовленное панно контурные фигуры животных, покрытые соответствующим материалом, имитирующим шкуру, шерсть, кожу, заготовленные во время предварительной работы).

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса «Природные зоны нашей России «Степи»









Литература.

  1. Бабаева Т. И. , Логинова В, И., Ноткина Н, А., «Детство», Санкт – Петербург, издательство «Детство-Пресс», 2010.

  2. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5— 6 лет, Москва, ТЦ Сфера, 2008.


  1. Нищева Н. В. , Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи, СПб, «Детство – Пресс», 2005.


  1. Нищева Н.В , Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

  2. Парамонова Л.А., Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008/2009 г



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: