Конспект урока окружающего мира «Цветик — семицветик»


Государственное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2360 ЮВАО

















Конспект урока окружающего мира

«Цветик — семицветик»





подготовила учитель-логопед

высшей категории

Сидорова Ульяна Митрофановна

Москва 2011 г.











Конспект занятия по формированию лексико — грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР.

Тема: «Цветик – семицветик»

Цель: закрепление лексико-грамматических категорий и развитие просодической стороны речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закрепление навыка практического употребления в речи предлогов, формирование навыка ориентировки в пространстве, согласно схеме своего тела, закрепление навыка построения предложений из 4-5 слов, закрепление навыка различения и называния гласных и согласных звуков, формирование слоговой структуры слова и навыка словообразования.

Коррекционно-развивающие: формирование навыка классификации и обобщения, развитие речеслухового внимания, памяти.

Коррекционно-воспитательные: формирование межличностных отношений, бережное отношение к природе.

Оборудование: предметные картинки с изображением цветов, цветик — семицветик (отрывные лепестки), схемы предлогов.

Игрушка «мельница» — цветовое обозначение звуков, «звуковая дорожка» — кирпичики синего и красного цвета.

Обруч с бабочками для выработки силы воздушной струи, наклейки с изображением бабочек, текст пальчиковой гимнастики «Здравствуй солнце золотое», текст логопедической ритмики «Пришла весна».

Предварительная работа: изучение пальчиковой гимнастики, изучение логопедической ритмики, коррекционная работа в течение года.

Словарная работа: предварительное проговаривание слов: «первоцвет», «приветствуем», «гладиолус». Объяснение значения слов: «приветствуем», «первоцвет».

Ход занятия

1.Организационный момент:

Игровое упражнение «Бабочка взлетела» — выработка воздушной струи.

(Дети входят в группу через ворота и дуют на бабочек, привязанных на нитках)

Инструкция логопеда: Ребята, чтобы оказаться на поляне, нужно сильно подуть на бабочку.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое».

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, легкий ветерок!

Здравствуй, солнечный денек!

Мы живем в родном краю,

Всех я Вас приветствую.

Логопед обращает внимание на гостей и предлагает поздороваться с ними. (Проговаривание слова «приветствуем» по слогам). В случае затрудненного проговаривания — предлагаю отхлопать слово по слогам.

2. Основная часть.

Логопед обращает внимание детей на необычный цветок: цветик – семицветик и предлагает оторвать первый лепесток.

(Сопряженное проговаривание):

Лети, лети лепесток,

Через Запад на Восток,

Через Север, через Юг —

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли.

Быть по-нашему вели.

Вели привести нас в страну «Настроения».

2.1 Дидактическая игра «Комплименты» — образование превосходной степени прилагательных.

Дети, обращаясь, друг к другу, передают мяч со словами: «Аня, ты сегодня такая красивая».

«А ты еще красивее» — отвечает Лена.

Свежие документы:  Конспект урока по предмету окружающий мир "Как каравай на стол пришёл"

2.2 Мимическая гимнастика «Мы не скажем, а покажем». Логопед называет состояние, а дети изображают грусть, радость, удивление, разочарование, задумчивость.

2.3 Логопед: «Красный лепесток отрываем, в «Страну маленьких слов» попадаем».

Игровое упражнение «Волшебные схемы» — закрепление пространственного отношения предлогов по схемам.

Вопрос логопеда: «Что за рисунки на доске?»

Дети: «Маленькие слова».

Логопед: «Зачем мы используем в предложении « маленькие слова»?»

Дети: «Чтобы словечки между собой подружились».

«Чтобы красиво и грамотно говорить».

«Чтобы слова нашли свое место в предложении».

2.4 Дидактическая игра «Бабочка-путешественница» — составление предложений из 4-5 слов с предлогами по демонстрируемому действию с помощью бабочки.

2.5 Дидактическая игра «Живые слова» — закрепление схемы предложения, определение количества слов в предложении.

Описание игры:

Ранее придуманное предложение ребята «разбирают» на слова. Каждый ребенок запоминает свое слово. Логопед предлагает детям разбежаться, а потом построиться в предложение. Каждый ребенок называет свое слово. Если ребенок неправильно занял свое место – предложение не получится. После того, как ребята хорошо усвоят последовательность слов в предложении, можно попросить кого-нибудь преднамеренно ошибочно занять свое место, а потом исправить. Данная игра позволяет закрепить последовательность слов в предложении и их количество.

2.6 Логопед: «Желтый лепесток отрываем, в «Страну движенья попадаем».

Логопедическая ритмика «Пришла весна».

Улыбаются все люди — (Дети поднимают руки над головой)

Весна, весна, весна! (Ритмично хлопают в ладоши)

Она везде, она повсюду — (Делают ритмичные повороты туловища)

Красна, красна, красна.

По лугу, лесу и поляне

Идет, идет, идет. (Ритмично шагают на месте)

На солнышке скорей погреться

Зовет, зовет, зовет. (Машут обеими руками к себе)

И в ручейке лесном задорно

Звенит, звенит, звенит. (Ритмично щелкают пальцами рук)

По камушкам в реке широкой

Журчит, журчит, журчит. (Потирают ладоши)

Разносит запахи повсюду

Цветов, цветов, цветов. (Делают из пальцев «бутон», ритмично

И все живое сразу слышит сжимают и разжимают их)

Весенний зов.

2.7 Логопед: «Синий лепесток отрываем, в «Страну трудных слов попадаем».

Дидактическая игра «Прошагай слова» — формирование слоговой структуры слова.

( Ребята идут по кругу, деля слова на слоги и называя части слов).

2.8 Логопед: «Оранжевый лепесток отрываем, в «Страну умников и умниц» попадаем».

Дидактическая игра «Посади цветы» — классификация цветов по месту произрастания — луговые, полевые, садовые.

Логопед вывешивает картинки с изображением клумбы, луга, поля и предлагает посадить цветы с учетом их места произрастания в природе.

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Экосистема озера"

3. Заключительная часть:

Логопед: «Зеленый лепесток отрываем, в «Страну звуков» попадаем».

3.1 Дидактическая игра «Мельница» — закрепление навыка различения гласных и согласных звуков с помощью цвета, развитие речеслухового внимания.

3.2 Дидактическая игра «Звуковая дорожка» — запоминание гласных и согласных звуков и называние их.

С помощью кирпичей синего и красного цвета составляем «звуковую» дорожку. Ребенок, наступая на красный кирпич, называет гласный звук, на синий — согласный.

3.3 Дидактическая игра «Мы со звуками играем» — формирование фонематического восприятия.

Логопед предлагает ребенку назвать слово на заданный звук и поощряет его наклейкой-бабочкой за правильно придуманное слово.

3.4. Итог.

Дети прощаются и покидают волшебную поляну через ворота, предварительно подув на бабочку.









Список использованной литературы


1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. — М.: ТЦ «Сфера», 2004г.

2.Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения.

— М.: ТЦ «Сфера», 2005 г.

3.Сидорова У.М. Задания по развитию речи для детей средней группы ДОУ-М.: ТЦ «Сфера», 2010 г.

Автор и источник заимствования пальчиковой гимнастики неизвестен.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: