Конспект урока по Окружающему миру «Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца» 4 класс


Ленино-Кокушкинская СОШ

Пестречинского муниципального района Республики Татарстан






Открытый урок по окружающему миру

в 4-б классе на тему:


Солнечная система.

Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца.





























Учитель первой кв. категории Низамова А.Т.

Октябрь 2008 год




Тема: Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца.

Задачи урока: 1) повторение ранее изученного материала о Солнечной системе, углубление знаний, связанных с её происхождением;

2) расширить ранее полученные знания учащихся о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

3) воспитание любознательности у учащихся.


Оборудование: учебник, глобус, проекционный фонарь, металлическая пластина, компьютер, видеопроектор или интерактивная доска.

Ход урока:

  1. Организационный момент

а) подготовка класса к уроку;

б) эмоциональный настрой детей;

— Нас с вами ждёт интересный урок.

— Вы боитесь трудностей?

— К кому можно обратиться за помощью?

( к другу, учителю).

в) сообщение темы и цели урока;

— Сегодня мы приступаем к изучению новой главы. Откройте учебники на стр. 49, прочитайте название этой главы и вспомните всё, что вы знаете о Солнечной системе.

2. Работа над материалом урока

1) Вступительное слово учителя.

— Древние славяне и другие народы обожествляли Солнце. Наблюдение за природными явлениями позволяли людям уже в те далёкие времена сделать вывод, что жизнь на Земле невозможна без Солнца, которое постоянно излучает свет и тепло. Однако с давних пор человек не только обожествляет Солнце, но изучает его и многообразный мир Вселенной.

С точки зрения астрономов, Вселенная – это весь мир.

Солнце – одна из звёзд Вселенной. Вокруг Солнца на разных расстояниях от его центра обращаются холодные небесные тела, которые называются планетами. Кроме планет, вокруг Солнца вращаются и более мелкие космические тела, например, астероиды, кометы, метеорные тела.

Солнце вместе со всеми вращающимися вокруг него небесными телами образуют СОЛНЕЧНУЮ СИСТЕМУ.


2) – Как же образовалась Солнечная система?

— Вы, конечно, видели вспышки молнии или искры при электросварке? Так вот, голубое сияние электросварки и ламп дневного освещения, молнии – всё это примеры ПЛАЗМЫ. Учёные предполагают, что примерно 5 миллиардов лет назад из плазмы возникло и наше Солнце. Оно вспыхнуло в центре вращающегося облака, состоящего из газа и космической пыли, — звёздного вещества.

Большая часть вещества вращающегося облака собралась в центре, образовав Солнце. Небольшие остатки сгустков газопылевого облака образовали планеты и другие малые космические тела. Все вновь возникшие тела продолжали и продолжают вращаться вокруг общего центра, как это делали частицы первоначального облака.


3) Фильм «Образование Солнечной системы»


4) Рассказ детей о планетах

— Некоторым ребятам я велела подготовить рассказ о планетах.

5) Презентация «Планеты»

Все планеты вращаются вокруг Солнца по орбите. Орбита – это воображаемая линия. Чем дальше от Солнца находится планета, тем длиннее её орбита.

Наша планета Земля – часть Солнечной системы. Ну и единственная планета, о которой известно, что на ней есть жизнь.

Один оборот вокруг Солнца Земля делает за один год. Это 365 дней 6 часов и 9 минут.

За каждые 4 года из этих часов и минут набегает 24 часа. Это как бы «лишние» сутки. Поэтому раз в 4 года бывает ВИСОКОСНЫЙ ГОД, в календаре которого 366 дней.


— Кстати, продолжительность года:

Меркурий – 88 земных дней

Венера — 222 земных дня

Земля — ….. земных дней

Марс – 687 земных дней

Юпитер – 4 333 земных дня

Сатурн – 10 759 земных дней

Уран – 30 685 земных дней

Нептун – 60 190 земных дней

Плутон – 90 800 земных дней


3. Физкультминутка

— Если высказывание, которое я буду говорить, истинно, то вы хлопаете в ладоши. Если оно ложно, то вы приседаете.


— Земля вращается вокруг Солнца (И)

— Один оборот вокруг Солнца Земля делает за 24 часа (Л)

— В високосном году 365 дней (Л)

— В Солнечной ситеме 9 планет (И)

— На Венере есть жизнь (Л)

— Вселенная включает в себя звёзды, планеты, кометы, астероиды (И)


4. Работа с частью текста на стр. 54-55.

(Чтение текста по цепочке)

Какие выводы можем сделать?

— Кроме того, что Земля вращается вокруг Солнца, она вращается вокруг своей оси.

Вращается она с запада на восток (против часовой стрелки). Полный оборот она совершает за 24 часа (за одни сутки). Из-за этого вращения происходит смена дня и ночи.

По мере движения Земли освещённая часть постепенно становится тёмной, а тёмная – освещённой.

Мы живём в Северном полушарии.

Благодаря движению Земли вокруг Солнца, а также наклону земной оси в большинстве районов земного шара происходит смена времён года.

В районе экватора Солнце стоит высоко над горизонтом, земная поверхность получает большое количество солнечного тепла, поэтому резкая смена времён года не происходит. Там царит вечное лето.

— Чем это можно объяснить?


5. Практическая работа

— Дело в том, что Солнце неравномерно нагревает разные участки Земли. Рассмотрим рисунок, на котором показан опыт нагревания металлических пластин лучами Солнца. Проведём такой же опыт и убедимся, что поверхность, на которую лучи Солнца падают отвесно, нагревается сильнее.


6. Итог

— Что вам больше всего понравилось на уроке?

— Что нового узнали?

Свежие документы:  Открытый урок окружающего мира во 2 классе "Дикие и домашние животные"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: