Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Листвы прощальная краса»


МБОУ«СОШ №24»

г.Озёрска Челябинской области











Конспект урока по окружающему миру
в 1 классе

«Листвы прощальная краса»





















подготовила

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 24

[email protected]

Грицай Наталья Михайловна



.



г. Озёрск 2013г

Список использованной литературы

  1. Поглазова О.Т.Окружающий мир. 1 класс. Ч.1.- « Издательство: Ассоциация XXI век»,2012г.

  2. Волина В.В.. Занимательное Азбуковедение. Издательство: Просвещение1991г.





Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. https://neposed.net/children-creativity/iskusstvo-detyam/vremena-goda-v-iskusstve/osen-v-kartinakh-khudozhnikov.html Осень в картинах русских художников.
2. https://vkontakte.dj/cat/track/32911178 ( Времена года. Осень. (Вивальди А.), (Чайковский А.))


Цели:

  1. Расширить представления о природных явлениях осени;

  2. Воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость к красоте осенней природы и бережное отношение к ней.



Планируемые результаты:

учащиеся научатся выявлять сезонные изменения природы; устанавливать закономерные связи между живой и неживой природой; бережно относиться к природе;



Оборудование:

большой рисунок ёлки на доске; листочки разных деревьев; карточки: словарного слова и фразеолагизма; карточки с прогнозами погоды; карточки для работы в паре, набор картинок для коллажа, репродукции картин с пейзажем ранней и поздней осени; отрывки музыкальных произведений Петра Ильича Чайковского и Антония Вивальди.













ХОД УРОКА

I. Включение в учебную деятельность.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.



-Урок по изучению окружающего мира. Садитесь, ребята.

II.Актуализация знаний.

Ребята, догадайтесь, о ком идёт речь?

Не сидит на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока,

Но горда собой …(сорока).

-Посмотрите на неё (картинка или фото СОРОКИ). Опишите её внешность.

— А вы знаете, что когда-то, давным-давно, по сказочным приданьям, и сороки и вороны были одной окраски. Но сороки, в отличии от ворон, любили воровать у людей разные мелкие предметы. Чтобы не обвинять напрасно честных ворон, лесные жители решили сделать так, чтобы у этих птиц была разная окраска. С тех пор сорока стала чёрно-белой.

— Прочитайте слово «сорока» и запомните, как оно правильно пишется.(табличка со словом)

— Что вы ещё знаете про эту птицу? (Ответы детей)

-Действительно, ребята, она целый день летает по лесу и трещит без умолку, разносит на своём хвосте разные вести.

— Про неизвестно откуда взятую новость, в народе говорят «Сорока на хвосте принесла».

— Вот и наша сорока весь лес облетела, все новости узнала. Прилетела к нам и затрещала:

-«Всё шуршит, шелестит, всё меняется. Пестрота-то какая! Прямо глаз радуется. Лечу, лечу, смотрю, на полянке ёлочка стоит и грустит. Спрашиваю: «Что случилось?» А она, чуть не плача: «Все мои подружки: берёзки, рябинки ,осинки наряды меняют, осень встречают, только у меня нет нарядного платьица. Как быть?» (Ответы детей.)

-Ну, что, ребята, поможем ёлочке? Для этого вам придётся потрудиться, выполнить несколько заданий. За каждое правильно выполненное задание, вы получите осенний лист — подарок для ёлочки, для её нового платья. Но вам предстоит их ещё найти.

III. Самоопределение к деятельности.

— Пришло время выполнить первое задание, чтобы найти украшение для ёлочки.

(На доске репродукции картин с изображением осеннего пейзажа.)

— Назовите осенние месяцы.

— Осень — пора вдохновения для художников.

— В каждый осенний месяц природа прекрасна по-своему.

Для изображения осени можно использовать всю палитру красок, чтобы запечатлеть красоту этого времени года. У сентября свои краски, а у ноября- совсем другие. Посмотрите на репродукции картин русских художников: Исаака Левитана, Александра Грицая, Ильи Остроухова, Игоря Грабаря.

— Выберите репродукции, на которых изображена поздняя осень. Почему вы так решили? (ответы детей)

— Какая ещё осень запечатлена на картинах художников? Как ещё её называют? (Золотая осень.) Почему её так называют?

— Молодцы! Золотая осень дарит вам для ёлочки первый листочек. Наденьте его на нашу ёлочку.

— С какого дерева этот листочек?

— Какая осень вам больше нравится?

— О чём будем говорить сегодня на уроке?(ответы детей)

— Проверим правильность ваших предположений. Уберите репродукции поздней осени. Прочитайте тему нашего урока.

-Тема нашего урока «Листвы прощальная краса.»

— А вот и украшения для ёлочки…. Листья каких деревьев готовы поделиться с ёлочкой? Как называют все эти деревья?

IV. Физкультминутка.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

А как подует ветер,

Мы дружно полетим.

Мы летели, мы летели

И за парту тихо сели.

V. Работа по теме урока

1.Выявление сезонных изменений в природе.

Второе задание вам принесла на хвосте сорока.

«Какой прогноз соответствует осени и почему?» (Прогнозы читают подготовленные дети)

1-ый прогноз:

«Уважаемые лесные жители! Сегодня ясная солнечная погода. Температура днём 5 градусов тепла, но ночи всё ещё холодные. В лесу появились первые проталинки.»

2-ой прогноз:

» Уважаемые лесные жители! Сегодня ясная солнечная погода, но возможны дожди. Температура днём 10 градусов тепла, но ночью могут быть на почве первые заморозки.»для ёлочки листочек.

-Молодцы! Золотая осень дарит вам для ёлочки листочек. С какого он дерева, ребята?

2. Выявление причинно следственных связей.

Сорока недоумевает, почему же происходят такие изменения вокруг?

-Давайте проследим закономерности изменений в природе с приходом осени.

-Как правильно расположить карточки явлений природы, происходящих осеню? (работа в парах)

-Явления какой природы перечислены на карточках? (неживой)

СОЛНЦЕ НИЖЕ

ДНИ КОРОЧЕ

ПОХОЛОДАЛО

ОХЛАЖДЕНИЕ ПОЧВЫ

— Расскажите об изменениях в неживой природе.

— Получите листик для ёлочки.

3.Выявление закономерных связей между неживой и живой природы.

— К каким изменениям в растительном мире приведут изменения в неживой природе?

(предположения детей)

— Отгадав загадку, подтвердите своё предположение.

Это что за чудеса?

Не разверзлись небеса.

Дождь идёт такой прекрасный

Он лилово-жёлто-красный

Это осени явление

Всем-всем-всем на удивление!!!

(Листопад.) Вот и ещё листик для наряда ёлочки.

— Кто догадался из каких двух слов образовалось это слово? (Правильно из слов листья и падают. Это сложное слово.(табличка со словом, где выделены корни )

Что же обозначает это слово? (Опадение листьев)

VI. Физкультминутка.

Листопад, листопад,

Листья яркие летят.

Словно бабочки порхают,

Осень радостно встречают.

Приходи, лесов царица,

Вместе будем мы кружиться!

VII. Продолжение работы по теме урока.

— Как думаете, почему осенью опадают листья?

— Чтобы уточнить свои знания, можно воспользоваться энциклопедией, научной справочной книгой обо всём.

-Мы с ребятами нашли в ней точный ответ на вопрос.

Рассказывает подготовленный ученик.

— » С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлаждённую воду корни деревьев не всасывают, кроме того оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.»

— Как человек в море среди воды, а напиться не может.

— Вернёмся к названию осенних месяцев. Прочитайте первые буквы названий месяцев. Какое слово получилось? (СОН) Как вы думаете, чей это сон?

Молодцы! За активную работу получаете украшение для ёлочки.

VIII. Работа с учебником.

-Все ли деревья сбрасывают листву на зиму? (Ответы детей)

Прочитаем об этом стихотворение на стр. 40.

— Почему же наша ёлочка не сбрасывает листики-иголочки? (ответы детей)

— Обратимся опять к энциклопедии.

Рассказывает подготовленный ученик.

-» Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем листья лиственных деревьев. Кроме того, на узкой игольчатой хвое, снег не может удерживаться так, чтобы сучья ломались под его тяжестью».

— Читаем 2-е стихотворение.

— С чем сравнивают опавшие листья?

— О каких приметах осени в нём говорится?

— Есть ли польза от опавших листьев?

Рассказывает подготовленный ученик.

«Под опавшими листьями земля глубоко не промерзает. Под тяжестью снега не уплотняется. Надолго сохраняет воздух, что очень важно для обитателей почвы. Весной земля надолго сохранит влагу».

-Молодцы, украсьте ёлочку.

IX. Выставка и обзор книг.

— Осень — не только любимая пора художников. Писатели и поэты тоже находят в ней своё вдохновение. (Краткий обзор книг)

-Все эти книги вы можете взять в школьной библиотеке.

X.Творческая работа. (групповая работа, коллаж)

-Посмотрите, какая красивая и нарядная получилась ёлочка.

— Какой скоро праздник, где ёлочка является главной гостьей в доме?

Жалко будет, если её срубят? Придумайте свой знак, который спасёт нашу ёлочку.

-Перед вами приготовленные картинки, фотографии, для того ,чтобы путём наклеивания создать знак спасения для ёлочки. Пока вы занимаетесь творчеством, послушайте отрывки про осень из музыкальных произведений Петра Ильича Чайковского и Антония Вивальди.

-Какое настроение вызывали эти муз. отрывки?

XI. Подведение итога урока. Рефлексия.

— Покажите, какие знаки защитят нашу ёлочку. Расскажите, что вы хотели сказать, создавая этот знак?

— Посмотрите, какое нарядное платьице получилось у ёлочки. Все остались довольны: и ёлочка, и вы, и даже болтушка-сорока.

— Кто сегодня помогал украшать ёлочку?

-Кто получил удовольствие от выполненного доброго дела?

-Что нового и полезного вы вложили в свою копилку знаний?

-Какие знания пригодятся вам в вашей жизни?

-Спасибо вам за урок.



Самоанализ урока по окружающему миру, по теме «Листвы прощальная краса».



Вашему вниманию был предоставлен урок окружающего мира в 1 классе по теме «листвы прощальная краса». Урок изучения нового материала. Данный урок составлен программе «Гармония».

Структура урока полностью соответствует его типу.

Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.

Целью урока было сформировать представления об осенних изменениях в природе:

ввести термин листопад и дать оъяснение данному явлению.



На уроке решались следующие задачи:

Образовательные:

— ввести и разъяснить термин «листопад»; дать объяснение этому явлению

— познакомить с разнообразием деревьев нашего края

— объяснить проследить взаимодействие живой и неживой природы

Развивающие:

— развивать умение находить взаимосвязи в природе.

— развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать;

Воспитательные:

— воспитывать бережное отношение к окружающей природе, любовь к растениям.



Использовалось следующее оборудование:

Учебник О.Т. Поглазовой «окружающий мир», 1 класс; большой рисунок ёлки на доске; листочки разных деревьев; карточки: словарного слова и фразеолагизма; карточки с прогнозами погоды; карточки для работы в паре, набор картинок для коллажа, репродукции картин с пейзажем ранней и поздней осени; отрывки музыкальных произведений Петра Ильича Чайковского и Антония Вивальди;

Планируемые результаты деятельности учащихся:

Личностные результаты:

— самостоятельно определять и высказывать правила поведения в природе.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

определять и формулировать цель деятельности на уроке;

— учить отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД

— ориентироваться в своей системе знаний;

— находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт;

-делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные

— уметь оформлять свою мысль в устной речи;

— слушать и понимать речь других;

— учиться выполнять различные роли в группе.



Предметные результаты:

уметь объяснять мир: приводить примеры «прогноза погоды»..соотносить название дерева с внешним видом его листика,



В данном уроке отражена метапредметная тема «Знание и незнание», т.к.

1) Дети уже знают основные приметы осени, но не знают взаимосвязь природных явлений.

2) Знают названия деревьев, но не знают причины сбрасывания листвы (листопада).

На уроке были использованы следующие методы

-по виду источника информации:

словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активизации познавательной деятельности, на этапе изучения нового материала, на этапе рефлексии, при подведении итогов урока.)

наглядные ( при подготовке к активной познавательной деятельности, на основном этапе — как сопровождение)

практические (работа в группах, в парах, работа с учебником)

по виду учебной деятельности:

самостоятельная работа (работа в парах с карточками, в группах ) был использован проблемно-поисковый метод ( при работе с карточками )

Формы познавательной деятельности: групповая (работа парами, группами), коллективная, индивидуальная.

Задействованы на уроке наглядные, дидактические средства обучения.



Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту. Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.



Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в этапы урока были включены физпаузы., как здоровье — сберегающая технология.



Урок — сказка позволил активизировать познавательную деятельность учащихся. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, грамотно подобранных заданий. Была организована частая смена видов деятельности, что позволило сделать урок динамичным. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали свою точку зрения, приводили примеры из жизни.

На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания и умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.

Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, что способствовало созданию эмоционального настроя в начале урока, привлечению внимания к теме и целям урока. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.



Урок целей достиг.










































Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Что мы знаем о воде"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: