Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «В ботаническом саду»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №34»

Московского района г. Казани











Конспект урока по окружающему миру

в 1 классе



«В ботаническом саду»









подготовила

учитель начальных классов

Закирова Ильмира Камилевна











г. Казань

2014

Урок по предмету «Окружающий мир»

Тема урока «В ботаническом саду»

1 класс

Программа «Перспектива»

Цель и задачи урока:

— Познакомить детей с ботаническим садом как просветительском и научном учреждении, с некоторыми растениями ботанического сада, правилами поведения в ботаническом саду

— Развивать речь детей, наблюдательность и внимание, творческие способности.

— Развитие стремления к познанию окружающего мира и себя самого; расширение опыта поведения в природной и социальной среде с точки зрения важнейших компонентов культуры, таких как норма, ценность.

— Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к редким растениям.

Планируемые достижения учащихся:

— Усвоить, что ботанический сад – это живой музей для всех, кто любит растения, интересуется их жизнью.

— Усвоить правила поведения в ботаническом саду.

— Научиться любоваться образцами садово-парковых ландшафтов, уникальными растениями.

Оборудование:

— Интерактивная доска и мультимедийная установка.

— презентация «В ботаническом саду» (учитель).

— презентация «Казанский зооботанический сад» (ученик)

— Учебники «Окружающий мир» под редакцией Плешакова А. А. , Новицкой М.Ю. и рабочие тетради.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1.Организацион-ный этап

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок!

Все ли у вас в порядке?

На месте ли книжки тетрадки?

Проверяют готовность рабочего места к уроку


2.Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

Вот уже несколько уроков мы с вами говорим о растениях в городе.

— Какие растения мы можем видеть в городе?

-Какие бывают деревья?

Кроме деревьев в городе есть и цветы.

-Какие вы знаете цветы?



-Чем отличаются культурные растения от дикорастущих?





— Как вы думаете, дикорастущими или культурными являются цветники, которые высаживают на клумбах?

Итак, мы с вами вспомнили культурные растения, которые мы можем встретить у нас в городе.














Деревья, кустарники, цветы.


Хвойные, лиственные



Учащиеся перечисляют названия цветов.


Растения которые вывел человек являются культурными, а растения которые создала природа – дикорастущие.

Цветники – это культурные растения.



Физминутка.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали!

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики погрели.

Бабочки летали,

Крылышками махали.

Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять,

Нам пора букет собрать.

Раз присели, два присели,

В руках ландыши запели.

3.Этап усвоения новых знаний

Кто из вас пробовал апельсины? мандарины? бананы? ананасы? манго? киви? А кто из вас видел, как они растут? Почему?

Но, оказывается, есть такие места, где собраны многие виды растений со всего света. Там за ними ухаживают, изучают их. А для всех желающих проводят экскурсии, чтобы люди могли полюбоваться растениями и побольше узнать о них.

-Кто знает, как называются такие места?

Ботанический сад- это живой «музей» для всех, кто интересуется жизнью растений.

— Кто из вас бывал в ботаническом саду?

— Сад – очень красивое место, но для чего его создавали? Кто был инициатором создания ботанического сада?

Ответы детей












Ботанический сад


Ответы детей


Ответы детей


Рассказывает подготовленный ученик.

Инициатором создания ботанических садов в Москве и Санкт- Петербурге стал Петр I. Он приказал создать в Москве и Санкт-Петербурге аптекарские огороды, где должны были выращиваться лекарственные растения для аптек города, необычные иноземные растения.

В Москве аптекарский огород был создан в 1706 г. и считается старейшим ботаническим садом России. В Санкт-Петербурге он был создан позднее, в 1714 г. Петр лично присылал семена и растения для этих огородов. Так, например, он прислал из Голландии картофель, которого до этого в России не выращивали, томаты, лилии и махровые пионы. Для того чтобы теплолюбивые растения не вымерзли зимой, для них построили первые в России оранжереи. Оранжерея — это стеклянная теплица, которая зимой отапливается. В ней разбрызгивается вода для создания необходимой влажности и ставятся ульи с пчелами, чтобы они опыляли растения.

Позднее появились частные оранжереи. В них выращивали томаты, апельсины («оранж» — апельсин), пальмы и другие теплолюбивые растения.

Сейчас ботанический сад в Москве принадлежит Московскому государственному университету. В нем собраны растения из Европы, Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока, Китая, Японии, Северной Америки. Некоторым липам, вязам и ивам уже более 200 лет, и они являются памятниками природы.

В Санкт-Петербургском ботаническом саду выращивают тропические растений. В саду есть уникальная оранжерея для пальм высотой 26 метров (высота восьмиэтажного дома!). В специальной оранжерее выращиваются водные растения: тропические кувшинки, лотосы и многие другие .

















Слайд 2






Слайд 3











Слайд 4




Слайд 5






























Слайд 6
















Кроме Московского и Санкт-Петербургского ботанических садов большую известность имеют два сада в городе Сочи — знаменитый дендрарий и парк «Южные культуры», в которых теплолюбивые растения растут без оранжерей, на открытом воздухе, так как климат Сочи это позволяет (там практически нет зимы). Такой же сад есть и на Украине, в Крыму. Это Никитский ботанический сад.

— В нашем городе Казани тоже есть ботанический сад. Мы с вами сейчас совершим виртуальную экскурсию в наш ботанический сад.

А поможет нам ваш одноклассник, который уже там побывал.

















Выступление учащегося о посещении ботанического сада

Казанский зооботанический сад — удивительное место. Единственная в стране заповедная территория, которая совмещает в себе зоологический и ботанический сады. Основан Карлом Федоровичем Фуксом в 1806 году. За час экскурсии я побывал в разных уголках нашей планеты: в Австралии, Китае, Африке, Северной и Южной Америках. Сегодня я хочу вам показать некоторые из них.

Ботаническое отделение разделено на две зоны: открытый грунт и оранжерею. На открытом грунте высаживаются растения, приспособленные к природному климату Республики Татарстан, а в закрытом грунте оранжереи растут нежные экзотические разновидности флоры.

На открытом грунте можно увидеть такие растения как груша Уссурийская, кедр Сибирский, Можжевельник казацкий. Я узнал, что можжевельник казацкий содержит эфирные масла, которые могут вызвать отравление.

Оказывается оранжерея Казанского зооботанического сада условно разделена на зоны, в которых растения сгруппированы по климатическому признаку.

В оранжерее зооботсада находятся пальмы, высаженные в позапрошлом веке — 2 трахикарпуса высокого в возрасте более 175 лет.

Я увидел в оранжерее банановое дерево, на котором растут дикие плоды.

В субтропической зоне увидел благородный лавр. Это одно из древнейших растений, которое стали выращивать с декоративными целями. Листья кладут в пищу. Его маслянистые плоды имеют медицинское значение, ароматная и крепкая древесина идет на токарные изделия. 

Во время экскурсии я узнал, что гималайский кедр на своей родине в Гималаях считается священным растением. Древесина кедра идет на постройки и на изготовление мебели.

Так же увидел европейскую маслину, обыкновенный гранат и конфетное дерево.

А это лимон.

А знаете ли вы, что из всех цитрусовых деревьев, только помело сама сбрасывает созревшие плоды. А апельсины, лимоны, грейпфруты и другие цитрусовые — надо собирать руками. Если их не собрать они так и будут висеть на дереве: мандарины скукожатся, а лимоны снова позеленеют.

В оранжереи есть и ядовитые растения, например вот этот молочай. Если сок этого растения попадет на кожу, то будет ожог.

Казанский зооботсад славится своей разновидностью кактусовых, большинство из которых регулярно цветет.

Мне очень понравилось в зооботаническом саду, и я обязательно побываю там еще.








Слайд 7











Слайд 8




Презентация ученика «Казанский зооботанический сад»

Слайд 2






















Слайд 3, 4











Слайд 5


















Слайд 6







Слайд 7




Слайд 8













Слайд 9








Слайд 10




Слайд 11















Слайд 12






Слайд 13





4.Этап первичной проверки понимания учащимися изученного материала

Работа по учебнику с. 24-25

Показ слайдов: секвойя – один из самых удивительных деревьев нашей планеты. Родина этого дерева Северная Америка. Эти величественные гиганты тысячелетиями растут ввысь и вширь и на сегодняшний день являются высочайшими растениями мира.

Бананы – в диком виде произрастают в Китае, Индии, Африке. Это одно из первых культурных растений тропической Азии. Это гигантские травянистые растения с огромными листьями очень быстро растут. Каждый стебель приносит гроздь плодов только один раз, потом погибает, а от корня идут новые побеги.

Земляничное дерево – красивое вечно зеленое дерево. Название дерево получило из-за некоторого сходства плодов с ягодами земляники. Плоды имеют косточку внутри. Эти плоды съедобны, из них варят варенье. Ствол земляничного дерева по ощущениям очень похож на кожу человека. Кора дерева периодически отходит от ствола. Листья держатся один год и опадают вместе с корой. Если стоит сильная засуха, то листья остаются на дереве ещё на год.


Работают по учебнику
































Продолжение показа презентации учителя «В ботаническом саду»

Слайд 9, 10





Слайд 11, 12












Слайд 13, 14, 15

Физминутка.

Как живешь?

Вот так!

Как идешь?

Вот так!

Как бежишь?

Вот так!

Ночью спишь?

Вот так!

Как берёшь?

Вот так!

Как даёшь?

Вот так!

Как танцуешь?

Вот так!

5. Этап применения знаний и способов действий

Откройте рабочие тетради на с.16 задание №1

Рассмотрите картинку. Какие растения вы можете назвать?



Задание № 2. Представьте себя художниками, как бы вы оформили вход в ботанический сад.

— Вот какой красивый вход придумал каждый из вас. В ботаническом саду нужно соблюдать правила поведения.

— Ребята, давайте вместе подумаем что можно и чего нельзя делать посетителям ботанического сада.

— Какие же правила нужно соблюдать?

1. Не кричи громко.

2. Не сори, соблюдай чистоту.

3. Не заходи на газоны.

4. Не срывай ветки, цветы, листья, плоды растений.

5. Не балуйся со спичками, не разжигай костер.

Открывают рабочие тетради.

Учащиеся называют:

Бананы

Розы

Пальма

Секвойя

Учащиеся выполняют задание №2, которое развивает их фантазию






Ответы детей























Слайд 16

6. Этап подведения итогов урока

-Что такое ботанический сад?

— Кто является основателем ботанического сада?

— В каком году был основан ботанический сад?

— Для чего основали ботанический сад?

— Какие растения мы можем увидеть в ботаническом саду?

— Кому сегодня было интересно на уроке? Кто испытывал сложности? Почему? Как их преодолеть?

По желанию вы можете дома тоже узнать, нарисовать, написать сообщения о растениях, которые встречаются в ботаническом саду

Ботанический сад — это живой «музей» для всех, кто интересуется жизнью растений.

Петр Первый

В 1706 году был основан первый ботанический сад

Для выращивания растений для аптек города и выращивать иноземные растения и особо их беречь зимой

Секвойя, банан, земляничное дерево и т.д.


7. Этап рефлексии

Вы хорошо потрудились – работали активно и дружно.

На партах у вас лежат изображения солнышка. Выберите себе на память об уроке портрет Солнышка, отражающий ваше настроение.

Спасибо за урок.

Выбирают портрет Солнышка, из трех предложенных, отражающий впечатления и настроение полученные от урока.








Слайд 17

Свежие документы:  Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «В царстве грибов»





















































Список используемой литературы:

1. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Учебник «Окружающий мир», 1 класс, часть вторая. Москва « Просвещение», 2011;

2. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Рабочая тетрадь «Окружающий мир», 1 класс, часть вторая.

Москва «Просвещение», 2011;

3. Поурочные разработки к уроку « Окружающий мир»











скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: