Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Наши предки славяне»


Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

города Исилькуля Омской области






Конспект урока по окружающему миру
в 3 классе

«Наши предки славяне»



подготовила

учитель начальных классов

Шевченко Людмила Владимировна















г. Исилькуль

2011




Урок – объяснение нового материала.


Тема: Наши предки славяне.


Цель: Познакомить учащихся с древними предками — славянами через предъявление каскада логически взаимосвязанных развивающих заданий.


Задачи:

1. Развивать навыки и умения поисковой и творческой мыслительной деятельностей; наблюдательность, умение обобщать; повышать интерес к самому процессу познания.

2. Продолжить формирование навыка и привычки осмысленно воспринимать читаемый материал, обогащать и активизировать словарный запас, расширять кругозор детей, повторить понятия о родственных словах, синонимах, антонимах.

3. Воспитывать интерес к истории России, прививать любовь к Родине. Воспитывать доброжелательность друг к другу, умение общаться; способствовать развитию навыков само-, взаимоконтроля и оценки.


Оборудование:

Для учителя: схема-карта поселения славян, картина «Ремёсла в древней Руси», карточки с названием темы, со словами вопросами, компьютер, мультимедиа проектор, экран, выставка книг из серии «История России для детей».

Для учащихся: листы с текстом «Наши предки славяне», технологические карты, наборы карточек с названиями «качеств» славян, наборы деталей для составления модели славянина, ручки, клей.


Технологическая карта урока:


Этап урока

Дидактическая цель

Методы обучения

Формы обучения

1.

Организационный

Мотивация работы учащихся на уроке

эвристический

Беседа

2.

Введение в тему урока

Подготовить учащихся к восприятию нового материала.

Создание проблемной ситуации.


Объяснительно-иллюстративный. Презентация

Беседа, работа со слайдами

3.

Изучение нового материала

Познакомить учащихся с содержанием нового материала.

Корректировка  деятельности учащихся.


Объяснительно-иллюстративный. Презентация

Рассказ, беседа, работа со слайдами

Самостоятельная работа

Работа на интерактивной доске


Физминутка

Отдых. Переключение на новый вид деятельности



4.

Итог урока

Закрепление материала

Эвристический

Беседа.

5.

Организационный

Домашнее задание.

Инструктаж о выполнении домашнего задания. Подведение итогов урока

Эвристический

Творческое задание по выбору.




План-конспект урока

Х о д у р о к а:


Деятельность учителя. Использование слайдов презентации

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Листочки, ручка, карандаш?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Давайте улыбнемся друг другу, гостям. Садитесь.


Дети усаживаются, проверяют готовность к уроку.

2.

Введение в тему урока.

Тема урока необычная, историческая, поэтому я прошу вас быть внимательными, наблюдательными, активными и дружно работать в группах.

— Ребята, а что это такое? Какое-то письмо. Давайте посмотрим, кому оно адресовано?

— Нашим потомкам. Это ВАМ.

— Кто бы мог прислать вам это письмо?

От ваших предков.

— А кто были наши предки?

— Мы не знаем, но постараемся это узнать.

— Кто догадался, какая тема урока?

— Наши предки.

(Учитель вывешивает на доску слова «Наши», «предки»)

Это лента времени.

На линии времени обозначьте год, в котором живем мы и наши современники. Обозначьте части схемы, соответствующие времени жизни наших предков и потомков. Подпишите их.


Предки 2009г. потомки

Задание. Внимательно прочитайте три высказывания, записанные на листе, и найдите среди них верное. Объясните свою позицию.

  • Наши предки живут в далеком будущем.

  • Наши предки жили в далеком прошлом.

  • Наши современники будут жить в будущем.

Наши предки жили в далеком прошлом. Действительно, истинным является только это высказывание. Это и есть название раздела курса истории, к изучению которого мы сегодня приступаем: «Наши предки в далеком прошлом».

Согласно критериям оценок, приведенных в технологических картах, оцените свой ответ.

Давайте запишем в ваши технологические карты тему урока:

«Наши предки …….».

— Давайте заглянем в конверт, что могли прислать нам наши предки.

Сформулируйте вопросы по данной теме, используя следующие вопросительные слова, написанные на карточках и помещенные на доске:

Кто были наши предки? Откуда они пришли? Как их называли? Где они жили? Какие они были?

Какую цель на урок перед собой поставите?

Искать ответы на наши вопросы. (Узнать о предках).

Запишите цель в технологическую карту.


Учащиеся отвечают на вводные вопросы.















Работают в технологических картах




















Оценивают свою работу
















Формулируют вопросы.

3.

Работа над новым материалом.

Искать ответы на вопросы будем в текстах. У каждого из вас есть лист, на котором напечатаны пять пронумерованных маленьких текстов. Давайте договоримся, что вы будете читать только тот текст, который я попрошу.

      • Прочитаем первый текст.


Наши предки

1. Наши предки жили по берегам рек: Днепр, Волхов, Ока.
По словам ученых, пришли они на эту землю с предгорий Гималаев (из Индии).

Наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была так велика, что прославленных предков наших, воинов — богатырей, часто другие народы звали на войну как союзников. Славно сражались они мечом и копьем.

— Что заметили в тексте?

Выделенные слова.

Прочитаем их еще раз.

Славились, слава, прославленных, славно.

Задание.

Подумайте в группах, что можно сказать о выделенных словах и объясните, почему так решили.

Это родственные однокоренные слова, у них общий корень «слав».

Если в данную схему:

Запишете корень «слав», то узнаете, как звали наших предков.

Славяне.

(Слайд № 2).

Запишите ответ на вопрос «Кто были наши предки?» в технологическую карту.

2. Задание:

На какие еще вопросы есть ответы в первом тексте? Прочитайте про себя, обсудите и дайте устный ответ. (Дети работают в группах).

В первом тексте есть ответы на вопросы: «Где жили предки? Откуда они пришли?»

  • Наши предки пришли с предгорий Гималаев. (Учитель показывает по карте Индию, Гималаи и продвижение славян).

— Как вы понимаете, что такое «предгорье Гималаев»?

  • Славяне жили по берегам рек Днепр, Волхов, Ока.

( одновременно на схеме-карте отмечают реки)

(Слад 4)

-Обратите внимание, а все ли отмечено на моей карте?

— Дополните мою карту недостающими обозначениями.

Что еще нарисовано на карте?

Условные обозначения леса и болота.

Как вы думаете, почему славяне селились по берегам рек?

Дети отвечают.

Правильный ответ (или, подтверждение своим словам) вы найдете, прочитав второй текст. Но текст утратил некоторые слова и прежде чем прочесть мы попытаемся его восстановить


2. В те давние времена наша Родина была совсем не….., как теперь. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные города, раньше были … и болота. Только по широким полноводным….. можно было проплыть через лесные чащи. Река для славян была кормилицей. Они могли заниматься ….


Запишите самостоятельно в технологической карте ответы на вопросы: «Где? Откуда?».

Рассмотрите карту-схему, где изображены реки: Ока, Днепр, Западная Двина.

— Оцените свою работу


3 – На какой следующий вопрос будем искать ответ?

Прочитайте третий текст и скажите, на какой вопрос мы сможем ответить.

3. Из летописей и старинных книг известно, что славяне по описанию были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах. Женщины носили длинные рубашки с пояском. Мужчины, носили просторные рубахи и штаны из льняного холста. В холода надевали на голову шапки из войлока(сваленной шерсти) или меха. На ногах лапти, сплетенные из лыка.

— На какой вопрос мы ответили?

Составим словесный портрет славянина.

  • Какого роста были славяне?

  • Какое лицо у них было?

  • Какого цвета были волосы? Глаза?

  • Какую одежду носили?

  • Какую обувь носили?

Сл. 5.

Задание:

В группах из набора деталей соберите модель славянина. На лист бумаги наклейте только те детали, которые подходят по описанию. Ненужные детали отложите в сторону, затем готовую модель прикрепите на основу, отметьте номер своей группы.

Творческая работа в группах.

Анализ работ:

Общими усилиями мы составили макет «Портрет древнего славянина».

  • Оцените свои работы.


Одежда славян немного напоминала современную. Женщины носили длинные рубашки. Мужчины были одеты в просторные, подпоясанные кожаными ремнями рубахи и штаны из грубого холста – материи, полученной из толстых льняных ниток.



  • Как вы думаете, из чего славяне строили дома? (Из бревен).

  • Почему из бревен, а не из камня?

Посмотрите на экран:

Сл 6. «Поселок славян» — Что видите? Для чего нужна ограда? Ров с водой?

Сл.7. «Внешний вид дома» — Так выглядел дом славян снаружи.

Жили славяне в полуземлянках или бревенчатых домах. Пол в таком доме был углублен по отношению к поверхности земли, стены деревянные, в углу находилась каменная или глиняная печь. Дома богатых людей имели два, три, а иногда и более помещений.


Сл.8. «Жилище» — Что находится внутри?

В центре стоит ручная мельница, для чего она нужна? Откуда у славян зерно?

Сл.6. «Поселок славян» (остается на экране)


Физминутка.

    1. Встаньте. Попробуйте отгадать по моим действиям, чем занимались славянки и повторяйте за мной: «доят корову, кормят птиц, варят еду, воспитывают детей, шьют одежду».

— Садитесь. Глядя на картинки, запишите в технологическую карту, чем занимались мужчины-славяне.

Дети, рассматривая слайды, записывают:

Сл.9. – Занимались земледелием, сеяли зерно.

Сл.10. – Охотились с помощью лука и стрел.

Сл.11. Занимались рыболовством.

Вода являлась одним из главных жизненных компонентов. Река или озеро снабжали жителей рыбой, а также это был удобный и быстрый путь сообщения между зарождающимися городами.

Рубили деревья, чтобы строить дома.

Деревья рубили еще для того, чтобы бревна с большими суками использовать для боронования земли. – Позже научились делать борону и соху из железа.

Собирали мед. (Бортничество).

Бортничество- добыча меда диких пчел.

Наиболее ценным товаром считались мед, воск, пушнина

— Давайте проверим, правильно ли вы выполнили?

Оцените свою работу.

Картина «Ремесла в Древней Руси».

Посмотрите на картину. Что вы видите? Кузнецы с помощью домницы из железа делали разные предметы: лили топор, соху, ножницы, блесна, крючки, чугунную посуду, ковали детали для военной одежды.

Сл.12, 13.

Картина «Гончары».

Каким еще ремеслом занимались славяне?

Лепили глиняную посуду.

Кто знает, как называли людей, работающих с глиной?

Гончары.

Сл.14.

Сл.15. «Славяне собираются в поход». (Остается на экране).


    1. Задание:

Древние славяне часто воевали. Их основные качества проявлялись в бою. Продолжим искать ответы на вопросы: «Какими были славяне?», «Какими качествами они обладали?».

У вас есть набор карточек с качествами характера людей. Прочитаем что на них написано.

Дети читают слова: сообразительность, гостеприимство, свободолюбие, смелость, сила, терпеливость, щедрость, победа.

— Прочитайте четвертый текст и выберите карточку с тем качеством, которое соответствует описанию качества славян в тексте.

4.Славянские воины умели устраивать засады. В тыл врага они пробирались под водой, держа во рту трубки, сделанные из камыша.

Дети, работая в группах, выбирают карточку «Сообразительность», которая

впоследствии вывешивается на доску.

Послушайте легенду.

Уходя на работу, отец выставляет на стол продукты.

Отец: «Надо оставить немножко гречневой крупы, сухарей, меда, простокваши».

Сын: «Зачем, отец, ты оставляешь все это? Мы ведь уходим на сенокос надолго».

Как вы думаете, что ответил отец сыну? Запишите предполагаемый ответ в технологическую карту.

Отец: «Авось, какой-нибудь путник зайдет, погреется, покормиться да нас добрым словом помянет».


Каким качеством славились наши предки?

Гостеприимством.

В пятом тексте даны ошибочные предложения о славянах. Найдите ошибки и исправьте их.

5. 1) Древние славяне славились своей скупостью.

2)В военных сражениях они, как правило, проявляли трусость.

3)Их поражения часто объяснялись глупостью воинов.

4)От других народов славян отличали физическая слабость и нетерпеливость.

5)Но больше всего славяне любили рабство.

Оцените свои ответы.

Еще славяне обладали такими качествами, как верность, надежность, преданность.

Когда воин попадал в плен, он никогда не предавал свой народ. А женщина славянка, когда умирал ее муж, обычно лишала себя жизни.


Более 60 лет назад наши воины одержали победу в Великой Отечественной войне над фашистами. Наверное, многие качества предков – славян помогли им одержать победу. Какие эти качества?

— А еще помогла одержать победу людская вера в справедливость, в свои силы, в бога.

6. Наши предки тоже были верующими людьми.

Долгое время славяне почитали разных богов. Главным их богом считался Перун, бог грома и молний. Бог солнца именовался Дажбогом, бог ветра-Стрибогом, бог огня-Сварогом. В глубочайшей древности огонь отгонял прочь тьму, холод, хищных зверей. Позже — собирал вкруг себя несколько поколений рода — большую семью, символизируя ее нераздельную общность. Сохранилось великое множество примет и поверий, связанных с Огнем. В присутствии Огня считалось немыслимым выругаться: «Сказал бы тебе… да нельзя: печь в избе!»

Славяне верили, что в лесах живут косматые лешие, в озёрах и реках обитают опутанные тиной водяные и коварные русалки, а дома охраняют заботливые домовые.

— Какие приметы, связанные с нечистой силой вы знаете? А сейчас какому богу поклоняются русские люди?











Работа с текстом.

Отвечают на вопросы учителя.

























Формулируют и записывают тему урока.







Дети работают в группах.



Слушают объяснение учителя, отвечают на вопросы.













Работа с картой

























Работают деформированным текстом











Оценивают свою работу























Составление портрета учащимися.









Творческая работа












Оценивают свою работу









Слушают сообщение учителя





























Слушают сообщение учителя











Отвечают на вопросы.



Повторяют действия





Делают записи в технологическую карту

Оценивают свою работу































Выбирают более точные слова.

















Оценивают свою работу















Оценивают свою работу












4.

Итог урока.

Ребята, какую цель вы поставили в начале урока?

Узнать о предках.

Поднимите руки те, кто нашел ответы на все вопросы.

Что сможете рассказать своим сверстникам о славянах?

— А теперь посчитайте, сколько ваши группы набрали баллов.

-Если вы набрали 11-12 баллов, поставьте «5».

-Если вы набрали 9-10 баллов, поставьте «4».

-Если вы набрали 7-8 баллов, поставьте «3».

-Если вы набрали меньше 7, баллов прочтите внимательно дома параграф «О наших предках славянах» и поработайте в индивидуальных листах обучения.



Отвечая на вопросы, подводят итог урока



Оценивают свою работу.

5.

Домашнее задание.

По выбору:

приготовить творческие мини-проекты (короткое сообщение или рисунок) на темы: « Русалка», «Водяной», «Домовой», «Обстановка славянского дома», «Чем питались славяне», «Славянские праздники», «Нечистая сила в русских народных сказках».

— И закончить этот урок мне бы хотелось стихотворением:

Имеем мы обычаи, свои,

Завет отцов и вечные преданья,

И вещий сон в тени родных лесов,

И шепот наших трав в лугах и на полянах,

И шелест наших злаков в бороздах,

Возделанных руками русских,

И гик коней,

И топот стад,

И грай воздушных птиц —

Все наше здесь…


Записывают домашнее задание


Литература


Асанов Л. Путь на Перынь. М.: Малыш, 1991.

Буганов В.Торг в стране восточных славян. Юный художник. 1991. № 1.

Васнецов В. Варяги. Юный художник. 1991. № 3.

Головин Н. Моя первая русская история.

Голицын С.Сказание о земле Московской. М.: 1991.

Гян В.В. Занимательные истории и памятные события по рассказам очевидцев. М.: 1997.

Жилье восточных славян. Картины по русской истории. Юный художник. 1990. № 7.

Иванов. С. Христиане и язычники. Юный художник. 1991 № 5.

Муравьев В. На ладьях в тридевятое царство. М.: 1989.

Обухова Л.А. Давным – давно. М.: 1989.

Сто игр по истории: Пособие для учителя. М.: Просвещение,1983.





Свежие документы:  Конспект урока окружающего мира на тему «Может ли растение жить без воды»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: