Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Первый шаг из моря на сушу»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя школа № 72

Краснооктябрьского района города Волгограда













Конспект урока по окружающему миру

В 3 классе


«Первый шаг из моря на сушу»









Подготовила

учитель начальных классов

Ильина Антонина Михайловна












Г. Волгоград 2015

Тема: Первый шаг из моря на сушу.

Цель: Создать благоприятные условия для знакомства учащихся с особенностями строения и образом жизни рыб и земноводных.


Задачи:

  1. Образовательные: сформировать знания об особенностях строения и образа жизни рыб и земноводных

  2. Развивающие: развивать кругозор, память учащихся, умение работать в парах,

  3. Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к природе, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Оборудование: иллюстративно – наглядный материал: группа простейших, кишечнополостных, членистоногих, изображения насекомых, паукообразных, ракообразных; изображения крупных животных (слон,жираф, кит), изображения (карась, щука, окунь, лягушка, жаба, тритон); карточки с терминами; карточки по вариантам; карточки для самостоятельной работы

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Оргмомент

— Здравствуйте, ребята. Меня зовут Антонина Михайловна и я проведу урок окружающего мира. Проверьте, все ли необходимое вы приготовили к сегодняшнему уроку.


II. АОЗ

— Животный мир очень разнообразен. Вспомните, с какими животными мы уже познакомились. (изображение)

— Назовите 1 группу. (карточка с термином)

— Объясните, почему так называется группа живых организмов?

— Назовите представителей.

(изображение)

— Следующая группа. (карточка с термином)

Почему так называется эта группа?

— Кого из представителей данной группы вы знаете?

(изображение)— Какую большую группу животных мы не назвали? (карточка с термином)

— На какие классы можно разделить тип Членистоногие?

— Что характерно для насекомых?

— Для пауков?

— Для ракообразных?

— Какой скелет имеют животные этого типа?




-простейшие

-состоят из одной клетки


-амёба, инфузория- туфелька

— кишечнополостные


-Медузы


-членистоногие


-насекомые, пауки, ракообразные

-шесть ног

-восемь ног

-десять ног

наружный скелет

III.1Проблемная ситуация





Работа с учебником

-Что делает наружный скелет?

Но мы ведь знаем, что в мире существуют очень крупные животные. Как вы думаете, где они обитают на суше или в воде?

Посмотрите, есть ли у них наружный скелет? (изображения крупных животных)

А есть ли у них скелет?

Где он находится?

Этот вопрос заинтересовал и Лену с Мишей.

-Давайте прочитаем их диалог (Учебник с.96)

— Как Вы думаете, о ком мы узнаем сегодня на уроке?

-Вот сейчас нам предстоит выяснить, какие возможности открываются перед животными, имеющими внутренний скелет.

-защищает живые организмы



— нет


-да

-внутри


(чтение диалога)

— о животных, имеющих внутренний скелет

III. 2. Открытие нового знания

Ответ на этот вопрос вы найдёте в учебнике на с.96 (1-2 абзацы), рассмотрев скелет рыбы. Это непростое задание, поэтому можно тихонечко обсудить с соседом.

— Что узнали о внутреннем скелете? Из чего состоит?


— + и – внутреннего скелета.



— Как называется тип животных, имеющих внутренний скелет?

— Какие животные относятся к позвоночным?


А теперь давайте попробуем ответить на вопрос :

— Какой скелет лучше наружный или внутренний?

Откройте рабочую тетрадь на с. 47 — №1

Выполните задание в парах.

Итак. Поднимите руку, кто готов сделать вывод.

-Какие преимущества у наружного скелета?



-у внутреннего скелета?



— Какой вывод сделаем?



— Назовите недостаток внутреннего скелета.

— Что будет защищать тело этих животных?

— Рассмотрите в таблице учебника скелет рыбы. Обратите внимание на надписи к рисунку.

— Покажите друг другу, где у рыбы находится позвоночник.

— Рыбы – водные животные. В какой среде они обитают?

-Прочитаем в учебнике первую часть: рыбы – водные позвоночные, подчеркните информацию о том, как рыбы приспособились к жизни в воде.

— Как вы думаете, какие особенности строения помогают жить в этой среде?

(карточки с терминами)

Жабры – рыбы дышат кислородом, растворённым в воде и только тогда, когда жабры омываются водой. Вот почему рыба погибает на берегу реки, хотя в воздухе тоже есть кислород.

Плавникипарные плавники – грудные и брюшные – обеспечивают горизонтальное положение рыб, осуществляют повороты, способствуют движению вверх и вниз. Хвостовой плавник – хвост – служит рулём при изменении направления движения.

Чешуя – защищает тело от повреждений, как кольчуга.

Форма тела – форма тела рыбы отличается от формы тела лебедя, бобра, крокодила. У большинства рыб тело удлинённое, сжатое с боков. Голова плавно переходит в туловище, а туловище — в хвост. Шеи у рыбы нет. Как вы думаете, зачем рыбе такая форма тела?

— С длинной и гибкой шеей, отделяющей голову от туловища, тело рыбы перестало бы быть цельным и крепким клином, который легко пробивает себе дорогу в толще воды.

— Рассмотрите таблицы на странице 98.

На какие две группы делятся все рыбы?

— Как вы думаете, какие рыбы появились раньше?

— Самое интересное, что появились рыбы более 400 млн. лет назад в пресных водоёмах, а затем освоили и морскую солёную воду. Сегодня известно около 20 тысяч видов рыб, которые различаются по форме тела, размерам и массе.

— Прочитайте следующую часть текста и определите, какие органы чувств есть у рыб.

— Какие органы чувств есть у рыб?



-Дайте определение боковой линии.






— У каких животных, кроме рыб, есть ещё внутренний скелет?





— из позвоночника с прикрепленными к нему другими костями.

+ один на всю жизнь, растет с телом; — не защищает тело снаружи

— позвоночные


— рыбы, лягушки, змеи, птицы и звери



Самостоятельная работа в парах


— защищает от хищников, дает опору мышцам, уменьшает потерю влаги

-не мешает росту, дает опору мышцам, легок, не мешает движению

-Каждый вид скелета имеет свои достоинства и недостатки.

-Не защищает тело.

-Кожа.





— в воде


(ответы детей)



— жабры, жаберные крышки, питание другими животными, быстрое плавание: изгибы тела, хвостовой плавник, чешуя.





















-морские рыбы и пресноводные

(ответы детей)






(чтение)

-зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, шестое чувство — боковая линия

— ряд чувствительных клеток в коже, которые позволяют ощущать колебания воды, помогают ориентировться в мутной воде.

-птицы, млекопитающие…

IV.1. Создание проблемной ситуации.

Рассмотрите иллюстрации (карась, щука, окунь, лягушка, жаба, тритон)

На какие 2 группы можем распределить этих животных?

— Как вы считаете, почему так много мнений?

— какой возникает вопрос?

Возможно, нам помогут Лена и Миша.

-Давайте прочитаем их второй диалог. Учебник с.98

— Смогли ли мы разрешить наши сомнения?

-Как вы думаете, что сделали бы учёные, столкнувшись с неизвестным видом животных?

— Вот и мы сейчас проведём исследование.

— Скажите, по какому признаку делили животных на группы?

Давайте посмотрим в учебнике с.98

— как называется вторая группа животных?

— как Вы думаете, почему их так называют?

Распределение животных на группы.

Формулирование проблемного вопроса.

Куда отнести тритона?


Проверка своих предположений по учебнику.




Одна группа – рыбы, вторую назвать затрудняемся.

-земноводные

— живут на суше и в воде

IV.2. Открытие нового знания

Работа по вариантам: 1 – рыбы, 2 – земноводные

Вопросы к 1,2 вариантам:

— Где живут?

— Как дышат?

— Как выглядят:

— Из каких частей состоит тело?

— Чем покрыто тело?

— Как передвигаются?

— В чём отличия?

— Чем питаются?

— Как размножаются?

— Какие есть органы чувств?

— К какому классу относятся?

Давайте сравним эти два класса животных и сделаем вывод: куда отнести тритона?


— Дайте определения:

— рыбам

— земноводным.

— К какому типу относятся эти классы животных?

Давайте проверим наши определения и сравним их с определениями в учебнике.

— Правильно ли мы дали определения этим классам?














— земноводные


Выполнение работы на карточках по вариантам



— к позвоночным


Чтение определений

V. Применение знаний

— Как Вы поняли, кто сделал первый шаг из моря на сушу?




Земноводные или амфибии – первые позвоночные, переступившие рубеж водной среды, первые завоеватели суши.

VI Итог урока.

— Какие классы животных мы сегодня изучали?


-Каких животных можно назвать позвоночными?


-В чем особенности внутреннего скелета?


-С какими группами позвоночных животных познакомились?

-Назовите отличительные особенности рыб.


Назовите отличительные особенности земноводных.

— позвоночные, земноводные

— животные с внутренним скелетом

— основу составляет позвоночник

— рыбы, земноводные


-органы дыхания – жабры…

— живут на границе суши и воды…

VII. Рефлексия

Что вам удалось на уроке? Над чем нужно поработать?


Д/з

§ 22, задание в рабочей тетради № 2, 3,5.

Спасибо за урок.


















Список использованной литературы



  1. Вахрушев А. А., Данилов Д. Д. и др. Окружающий мир. Обитатели Земли: учебник для 3 класса. – В 2 частях. – М.: Баласс, 2015

  2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающй мир. Обитатели Земли: рабочая тетрадь для 3 класса. – М.: Баласс, 2015

Свежие документы:  Конспект урока по Обществознанию "Труд и творчество" 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: