Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Лес — это интересно»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Шуруповская основная общеобразовательная школа»

Фроловского района Волгоградской области












Конспект урока

по окружающему миру в 2 классе

«Лес – это интересно»








подготовила

учитель начальных классов

Карпухина Марина Анатольевна





















2013 год







Цели:

систематизировать знания о лесной зоне, животном и растительном мире, их взаимосвязи;   

—  раскрыть практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду;

— проявлять чувства сострадания и бережного отношения к обитателям лесной зоны;

— знать правила поведения в природе и уметь их применять.



Оборудование:

— компьютер

CD «Большая энциклопедия животных»

— аудиозаписи «Звуки леса»

— учебник «Окружающий мир», 2 часть, 2 класс, А.А. Вахрушев

— карточки: проверка домашнего задания, «пищевые цепочки»,

итоговый контроль

— оценочные листы

— гербарии хвойных и лиственных растений

— набор предметов для физ.минутки

— картинки с изображением животных и растений лесной зоны



  1.Организационный момент.

( Пение птиц)

            Хочешь знать, что значит лес?

            Это сосны до небес,

            Ели да осины, да кусты калины.

            Шелест листьев в синеве,

            Утром пенье птичек,

            И в некошеной траве

            Огоньки лисичек.

            Лес меняется, растёт

            Долгими годами,

            Всё живое в нём живёт

            Вечно дружит с нами…

    Учитель     — Ребята, как вы думаете, в какой природной зоне мы оказались?

Слайд1

           На прошлом уроке вы уже познакомились с этой природной зоной. Поэтому сегодня предлагаю вам охарактеризовать лесную зону при помощи вопросов.

2. Проверка домашнего задания (вопросы на карточках.)

1.Какие леса произрастают в лесной зоне?

2. Что ты знаешь о хвойных лесах?

3. Что ты знаешь о лиственных лесах?

4.Как приспособились деревья к морозам?

5. Как животные помогают деревьям?

6.Как обитатели леса приспособились к смене времён года

Учитель: Оцените свою работу( оценочные листы)

3. Введение в тему

Работа по карте с 104-105 (природные зоны)

— найдите на карте лесную зону

— какой цвет используют для этой зоны на карте?

-какую территорию занимает лесная зона?

Учитель : Лес – это настоящая учёная лаборатория, поэтому сегодня на уроке мне будет помогать научный сотрудник.

— Что такое лес?

научный сотрудник.

            Лес – это территория, заросшая деревьями.

            Лес – это природное сообщество.

Учитель: Леса России – это 22% всех лесов мира.

 Учитель Как называют леса в народе? (ельник, тайга, берёзовая роща…)

Свежие документы:  Конспект урока на тему «В стране цветов»

 (слайд 2, 3, 4, 5, 6)

научный сотрудник.

Еловый лес – мрачный, тенистый, влажный.

Сосновый лес – рыхлый, ажурный, пропускает много света.

Лиственный лес – более светлый чем сосновый, полный солнца.

Практическая работа по изучению особенностей хвойных растений леса.

задания:

1. Рассмотрите ветки сосны и ели. Сравните их хвоинки по размеру, форме, окраске, запаху, на ощупь, по расположению на ветке.

2. Рассмотрите шишки сосны и ели. Сравните их по размеру, форме и окраске.

3. Рассмотрите семена сосны и ели. По внешнему виду определите способ их распространения.

Затем учащиеся приступают к выполнению практической работы по изучению лиственных растений леса.

Задания

1. Рассмотрите ветки лиственных деревьев и кустарников. Сравните их листья по размеру, форме, окраске, рас положению на ветке.

2. Сравните стебли веток по форме, окраске, на ощупь.

3. Рассмотрите плоды этих растений. Определите способ распространения плодов и семян.

Учитель: лес – очень сложная экологическая система.

— Назовите группы, которые входят в состав экологической системы (едоки, кормильцы, мусорщики)

Самостоятельная работа (в группах)

Составьте пищевые цепочки: (карточки)

Желуди → Мышь →Гадюка

Дерево → Жук-короед → Дятел

Кора → Заяц → Лисица

— оцените свою работу (оценочный лист)

4 Постановка цели

— Все чаще из средств массовой информации, по телевидению и радио мы слышим о глобальном потеплении, о горах мусора, о загрязнении океанов. Неужели ничего уже нельзя изменить. Конечно, это не так. Решение этой задачи зависит от каждого жителя Земли, то есть от каждого из нас. Сегодня на уроке мы попробуем найти решение некоторых проблем.

— Для этого мы отправимся в путешествие на лесную поляну. Поговорим о нашем зеленом друге. Нет на Земле человека, чья бы жизнь не была связана с лесом. Однако, с каждым днем, леса все больше нуждаются в защите.

— Как бы вы определили тему нашего урока?

— Для начала ответьте на вопрос:

1) Для чего люди ходят в лес?

2) А мы зачем пойдем в лес?
— В пути попробуем найти ответы на вопросы: (на доске план урока)

1. Для чего нужен лес?
2. Какой вред нанес лесам человек?
3. Как вести себя в лесу?
4. Как, помогая лесу, помогаем себе?

5 Работа над темой

Учитель (на фоне звучания “зяблик”): Вот мы и в лесу. Остановимся и прислушаемся, присмотритесь: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит соломинку, вот пёстрая птица пролетела и скрылась. А здесь белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны. Много интересного в лесу! Нужно только уметь смотреть, наблюдать и лес откроет свои тайны.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Республика Казахстан – наша Родина"

(видео) зубр, кабан, куница

Итак, первое лесное исследование. Оно называется: Для чего нужен лес?

Учитель: Какое значение имеет лес для человека?

Ответы детей:

Лес – это наше богатство!
Лес – это зеленый наряд планеты Земля. Там. Где лес – всегда чистый воздух.
Лес – это дом для птиц и зверей.
Лес – бережет реки.
Лес – это кладовая орехов, ягод, грибов.

(слайд 7)

(физ.минутка)

Инсценировка “У реки”

ведущий

Эй, ребята
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода, чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!

ведущий

Мы купались, загорали
Жгли костер, в футбол играли.

ведущий

Пили квас, конфеты ели,
Хоровые песни пели…

Все: Отдохнули и ушли!

Учитель: Верно ли вели себя отдыхающие? Как должны были поступить дети? (Ответы детей.)

Учитель: Однако, с каждым днем, с каждым годом леса все больше нуждаются в защите.

второе лесное исследование. Какой вред нанес лесам человек?

Ответы детей (слайды 8, 9, 10, 11)

Учитель: Лес – это праздничный стол. А на нем ягоды, орехи и грибы. Мы пришли в гости к природе, надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения. Что же это за правила?

Как вести себя в лесу?

Дети:

— Не оставлять мусор в лесу.
— Не ломать ветки и деревья.
— Не разорять птичьи гнезда и муравейники.
— Не разжигать костры, беречь лес от пожара.

Давайте сформулируем эти правила

(слайды 12 – 18)

Сведения научного сотрудника

— Для любителей пообедать на природе.

            Находятся в природе:

            — консервные банки – 90 лет;

            — полиэтилен – 200 лет;

            — бутылки и стекло – 100 лет.

Как помогать лесу?

Ответы детей

(Учитель показывает “Красную книгу”): Эта грустная книга с каждым годом становится всё толще. Многих животных и растений, занесённых в неё, увидеть можно только на картинке. (слайд 19)



научный сотрудник.

      Я сорвал цветок – и он завял,

      Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.

      И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

      Можно только сердцем.

Учитель

1. Чтобы зацвел ландыш, после того, как семечко попало в землю, надо 10 лет.
2. За последние 100 лет с лица Земли исчезли 150 видов птиц.
3. На одного человека в год приходится 300 кг мусорных отходов.
4. Быстрее всего исчезают крупные животные. Каждые 15 мин исчезает 1 вид.
5. Апельсиновая корка проплавает в воде 6 месяцев, бумага – 3 месяца, а пластиковая бутылка – не разложится никогда. Этот мусор угрожает жизни животных.

Свежие документы:  Внеклассное занятие «Царство солнечной дружбы»

6. Рефлексия. Подведение итогов

Учитель: Человек многое может, но и он часть природы. Погубив окружающую природу, он сам не сможет выжить. Подумайте об этом. Вот и закончено наше путешествие. Пора подвести итоги.

Работа в группах:

1 Что можно принести из леса, чтобы не нанести ему вреда?

2. В лесу можно…

3. В лесу нельзя…

— оцените свою работу (оценочный лист)

(слайд 20)

Я вижу, что вы поняли, что природу надо беречь и помогать ей, как другу. Ответьте на мои вопросы.

1. Что такое лес? (Природное сообщество.)
2. Что значит: любить природу? (Охранять ее, относиться к ней бережно.)
3. Что нужно делать, чтобы природа не оскудела? (Сажать деревья, подкармливать птиц.)
4. Так какой же вывод сделаем?

— Помни, что и в лесу, и в поле, и на лугу ты в гостях у природы, у тех, кто здесь живет.
— Чтобы услышать пение птиц, раскрыть новую загадку, полюбоваться красотой природы, выполняй правила поведения в гостях.
— Звери всякие нужны, звери всякие важны. Не трогайте, не обижайте зверей: ни скользкой лягушки, ни ползучего ужа, ни паука в паутине. Каждый из них делает природе полезное дело.
— И надеюсь, что возродится давняя традиция. Когда рождался в семье ребенок, родители сажали дерево, о котором заботились всю жизнь. Тогда гораздо больше лесов станет на Земле.

— оцените свою активность и работу на уроке (обсуждение)

7 Домашнее задание: (по группам)

1) Сообщение об обитателях лесной зоны

2)Пословицы о лесе

3) Загадки о животных леса
























Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. CD «Большая энциклопедия животных»

2. Аудиозаписи «Звуки леса»

3.http: // images.jandex.ru

4. http:// nsportal.ru

5. http:// viki.rdf.ru










скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: