Конспект урока в 3 классе «Изменения в природе осенью. Звери и птицы осенью»


Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, общеобразовательная школа – интернат VIII вида с. Ванновского Краснодарского края











Конспект урока по развитию речи

в 3 классе

«Изменения в природе осенью.

Звери и птицы осенью.»











подготовила

учитель начальных классов

Маслова Галина Александровна







с. Ванновское

2011

РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

ТЕМА: Изменения в природе осенью. Звери и птицы осенью.

ЦЕЛЬ: 1.Учить учащихся наблюдать за изменениями в природе, делать

выводы, обобщать, уточнять и систематизировать результаты

наблюдений;

2. Развивать связную речь, память, внимание, наблюдательность;

закреплять навыки устного счета;

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации, предметные картинки, загадки, карточки с

заданиями, шапочки с изображениями животных, кроссворд.



ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

II. Вступительная беседа.

Учитель: — Сегодня на уроке мы с вами отправимся в удивительное путешествие. А отправимся мы на сказочном паровозике.

Посмотрите поскорей по сторонам:

Сколько света, сколько солнца тут и там.

Сколько теплых ветерков,

Сколько белых облаков,

Сколько неба над твоею головой,

Из окошка зачерпни его рукой!

— Друзья! Вы готовы отправиться в увлекательное путешествие? Мы отправляемся в путь, и по пути будем помогать всем, кто встретится нам.

А ну-ка занимайте места.

Чтобы сесть в его вагон,

Не спешите на вокзал-

Стал вокзалом и перроном

Наш нарядный, светлый класс!

— Ребята, помогите паровозику завестись.

Ребята стучат ногами и произносят слова: — Я вперед лечу-лечу и колесами стучу! Ту-ту!

(Исполняется песня «Мы едем, едем, едем».)

III. Объявление темы урока.

IV. Работа по теме урока. Обобщение материала.

1. Беседа.

-Ребята, посмотрите в окно! Какие высокие деревья, голубые реки и озера, какие пушистые белые облака. Но что такое, наш поезд остановился. Мы с вами подъехали к лесу. Давайте поздоровается с ним.

Уч-ся:

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою,

Ночью темной, грозовою!

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой – не утаи,

Ты же видишь – мы свои!

Учитель: — Лес откроет свои тайны тем, кто выполнит его задание.

2. Первое задание.

Учитель показывает конверт.

-Чтобы открыть конверт, решите примеры.

(На осенних листочках написаны примеры, ребята их решают и составляют осенний букет.)

-Молодцы, справились с первым заданием. Откроем конверт.

3. Второе задание.

-Ответьте на вопросы:

*Какое сейчас время года?

*Назовите осенние месяцы.

*Какой сейчас месяц?

*Как изменилась погода поздней осенью?

Свежие документы:  Тест по окружающему миру для 1 класса

-Ребята, без чего вы не можете представить лес? (Без деревьев.)

4. Третье задание.

-Отгадайте загадки и узнаете, какие деревья растут в этом лесу.

а) В белом сарафане встала на поляне,

Летели синицы, сели на косицы. (Береза.)

б) Весной зазеленела, летом загорела,

Осенью надела красные кораллы. (Рябина.)

(Словарная работа со словом кораллы.)

в) Никто не кусает, а вся дрожит. (Осина.)

г) Что же это за девица: не швея, не мастерица,

ничего сама не шьет, а в иголках целый год. (Ель.)

— Какое дерево и зимой будет зеленым?

-Что произойдет с другими деревьями?

-Как называется такое явление?

Учитель: А мы продолжаем наш путь.

Поезд наш стремительный,

Особенный маршрут,

Экспресс наш удивительный

Сигналит там и тут!

(Словарная работа со словом экспресс.)

-Вижу красный свет светофора. Что мы должны сделать? Почему?

-Давайте немного отдохнем.

5. Физ. минутка.

Вот и осень наступила,

Туча солнышко закрыла.

И над лесом, сделав круг.

Птицы подались на юг.

С веток листья опадают,

В щель букашки залезают.

6. Беседа о птицах.

Учитель: — С приходом осени изменилась жизнь не только растений, но и птиц.

Скоро белые метели,

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

Ученик:

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет-

улетает, улетел.

Лист качается узорный

в синей луже на воде.

Ходят грач с грачихой черные

в огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

улетели и грачи.

Учитель: — Голодно и холодно будет птицам зимой. Чтобы пережить это трудное время многие птицы делают кладовые с запасами. Но и мы с вами можем помочь птицам. Что для этого надо сделать? (Ответы детей.)

-Молодцы, птицы приготовили вам задания.

а) Веселые задачки.

Совушка – сова, большая голова,

Вывела совят, построила в ряд:

Два смелых, два неумелых,

Один во-от такой маленький!

Сколько всего совят?



В гнезде у синичек,

Лежат семь яичек.

Мама – синичка

Положила еще два яичка.

Сколько яичек в гнезде у синичек?

Учитель: А поезд наш едет все дальше, и опять остановка.

б) Работа с кроссвордом.

-Отгадайте кроссворд.

По горизонтали:

2. Днем слепа бывает, а ночью прозревает. (Сова.)

4. Это что за странные

Дроби барабанные,

Доносятся из чащи

То реже, то чаще:

«Кто стучит в лесную дверь?

Человек ты или зверь?» (Дятел)

7. Мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает.

По полям ночует, коноплю ворует. (Воробей.)

8. По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит. (Гусь.)

Свежие документы:  Конспект урока для 6 класса на тему «Ветер»

По вертикали:

1. У этой птицы – клюв, как спицы.

По воде она гуляет, то и дело нос купает. (Цапля.)

2. На вид неказист, зато голосист. (Соловей.)

3. Летит бывалый

Разбойник старый:

Когти, как кинжалы,

Глаза, как фары. (Филин.)

5. Черный, проворный,

Кричит: «Крак!», червякам враг. (Грач.)

6. Ходит по двору будильник,

Разгребает лапой сор,

Расправляет с шумом крылья

И садится на забор. (Петух.)














1Ц










2С

О

В

А










О



П



3Ф







Л



Л



И







О


4Д

Я

Т

Е

Л







В






И



5Г



6П

Е






Н

7В

О

Р

О

Б

Е

Й









А



Т










Ч


8Г

У

С

Ь











Х
































-Какие из перечисленных птиц остаются зимовать?

-Какие птицы улетают в теплые края?

-Какая птица лишняя? Почему?

— А поезд наш все торопится по сказочному лесу. И вот опять остановка.

7. Беседа о животных.

-Расскажите, как животные готовятся к зиме. (Рассказы детей.)

а) Инсценировка «Синица и Белка».

Синица: — «Ты чего, Белка, из гнезда не выходишь?»

Белка: — «Я, птица Синица, тепло берегу. На воле – то холодно. Я вход в гнездо мхом заткнула, все щелочки законопатила».

Синица: — «А чем же ты кормишься?»

Белка: — «А у меня с лета грибы припасены, да орешки, да желуди».

Учитель: — Расскажите, а как другие животные готовятся к зиме.

б) Сценка из жизни животных.

(Подготовленные учащиеся в шапочках с изображением животных.)

Медведь. Осенью у нас, медведей, забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нужно накопить запас жира. А это делается летом, когда много еды.

Лиса. А мы, лисы, к зиме тоже меняем шубку на более теплую и пушистую. Питаемся мы лягушками, мышами – полевками. Зайца догнать нам трудно, поэтому разговоры, что лисы уничтожают зайцев, неверны. Разве что случайно столкнемся с косым или набредем на зайчонка.

Учитель: — А вот ребята, у меня несколько посланий от зверей с рассказами о себе. Сами они явиться к нам не смогли – дел у них осенью много. Но вот беда, звери в спешке забыли их подписать. Помогите, ребята, разобраться, от кого эти послания.

— Я очень интересный зверь. Только я умею строить на реках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду дерево и начинаю подгрызать со всех сторон. Затем отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом все это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю на зиму «продукты». (Бобр.)

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Охрана природы весной"

-Живу я не тужу, хоть и врагов у меня полным-полно. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шуба. Глаза у меня не зря «косые» — гляжу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Осенью я линяю: вместо серой вырастает белая шерстка. Кормлюсь я веточками и корой деревьев. (Заяц.)

7. Физ. минутка.

Только в лес мы все зашли,

Появились комары,

Руки вверх – хлопок над головой,

Руки вниз – хлопок другой.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем,

Руки за голову кладем

И вразвалочку идем.

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда,

Тихо птенчика берем

И назад в гнездо кладем.

Зайчик быстро скачет в поле,

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке –

Непоседы – ребятишки.

Учитель: — В нашем волшебном лесу есть необычный огород: на нем растут не овощи, а математические примеры. И повадились ими лакомиться зайчата. Они отгрызают самую вкусную часть – ответы. И примеры перестают расти. Давайте решим примеры.

9 + 2 = 7 + 6 = 7 + 5 =

8 + 4 = 6 + 6 = 4 + 9 =

8. Закрепление.

— Итак, как же звери готовятся к зиме? Приведите примеры.

(После обсуждения вывешивается плакат.)

*Запасают корм на зиму. (Бобр, белка.)

*Откладывают под кожей жир. (Медведь, барсук.)

*Никаких запасов не делают. (Заяц, лиса, волк.)

*У всех животных происходит линька.

V. Итог урока.

-Ребята, вы прекрасно справились со всеми заданиями, хорошо читали стихи, отгадывали загадки. Понравился вам урок? Расскажите, что вам запомнилось.

-Красив и богат наш лес, но мы должны постараться, чтобы таким он был всегда. И наше путешествие в осенний лес хочется закончить словами поэта Р. Рождественского.

Лес не только для нашей забавы,

Он – богатство – страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы,

Нам на пользу, друзья, взращены…

VI. Домашнее задание.

Составить рассказ о том, как звери готовятся к зиме.

















































Список использованной литературы.



1. Худенко Е. Д., Терехова И. А. Знакомство с окружающим миром. Учебник

для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 3 класс. Москва 2004 г.

2. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского

языка в 1-4 классах вспомогательной школы.

3. Костина Е. П. , Морозова С. А. , Азарян Д. А. Развитие речи учащихся

начальных классов. Учебно-методическое пособие. Краснодар 2001 г.

4. Начальная школа , № 5 2001г

5. Педагогическое творчество. «Природоведение и экология»,№3 2000г.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: