Конспект занятия для 5 класса «Таганрог – город, в котором ты живёшь!»


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества» г. Таганрога













Методическая разработка

занятия детского объединения «Бусинка»

на тему:

«Таганрог – город, в котором ты живёшь!»







подготовила:

Лаврентьева

Светлана Николаевна,

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД ДДТ













г. Таганрог

2011г



Тематического занятия по гражданскому образованию обучающихся в творческом объединении «Бусинка» Дома детского творчества

города Таганрога на тему:

«Таганрог – город, в котором ты живёшь!»

1.Введение. В современной России не уделяется должного внимания патриотическому и гражданскому воспитанию детей. Это ведёт к падению нравственности и духовности, и, следовательно, к деградации Российского общества, забвению исторической памяти, а со временем и к гибели Отечества. И поэтому необходимо воспитывать в детях гражданина и патриота России через различные формы работы. Понятия “гражданин” и “патриот” тесно взаимосвязаны. Гражданско-патриотическое просвещение позволит не только любить свою Родину, но и быть достойным гражданином Отечества, знать его законы и его историю. Самый благодатный путь – возрождение исторических ценностей. Дети должны знать прошлое своей страны, а связь прошлого и настоящего – это путь в будущее.

Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению символов Российской Федерации, своего города: герба, флага, гимна. Эти символы отражают историю происхождения государства, родного города, его структуру, цели, принципы.

Цель занятия: Формирование у обучающихся основ гражданской компетентности личности.

Задачи занятия: Образовательные:

— расширить и систематизировать знания обучающихся о Таганроге;

— познакомить с символикой города Таганрог.

Развивающие:

— развивать активность и творческое воображение;

-развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

— развивать коммуникативные умения.

Воспитательные:

— воспитывать любовь к родному городу.

Контингент: 8-10 лет


2.Оборудование: фото с изображением флага, герба Таганрога, достопримечательностей города Таганрог, текст гимна, магнитофон.

Инструменты и материалы:

— лоскут красной велюровой ткани, ленты, кружева;

— синтепон, поролон, холофайбер или другой мягкий материал для наполнения игрушки;

— фурнитура в виде носов и глаз (их могут заменить пуговицы и бусины);

-разных размеров иголки, ножницы, нитки;

— картон;

— лекало деталей игрушки.

3. Ход занятия.






Игра — путешествие » Таганрог-город, в котором ты живёшь!»

Звучит песня из кинофильма «Щит и меч» «С чего начинается Родина — с картинки в твоем букваре…» Музыка: В. Баснер Слова: М. Матусовский Исполняет: Марк Бернес 1968 год.

Ребята, так что же такое Родина? Родина-это место, где мы родились, живём сейчас, живут наши родные и близкие и все мы граждане великой страны. Как называется наша страна? (показ свидетельства о рождении). Это ваш важный документ, в котором записано, что вы являетесь гражданами РФ.

Сегодня у нас игра-путешествие, а также игра-соревнование. За правильные ответы вы будете получать флажки. А итоги путешествия подведём в конце занятия. Итак, взяли знания, хорошее настроение и отправляемся в прошлое…


Остановка «Таганрог, виват! Виват!». Беседа «История Таганрога».

  1. Почему мы должны знать историю своего города?

  2. Кто основатель нашего города? ( Петр I)

  3. В каком году? (12 сентября 1698)
    На берегу какого моря расположен Таганрог? (на берегу Азовского моря).

  4. Какой писатель родился в нашем городе? (А.П.Чехов)

  5. Каких ещё знаменитых жителей Таганрога вы знаете? ( Актриса Фаина Раневская, дрессировщик Анатолий Дуров).

  6. Был ли захвачен Таганрог немцами в Великую Отечественную войну? (17 октября 1941года оккупация 680 дней ).

  7. День освобождения Таганрога от фашистских захватчиков? (30 августа 1943 года)


Остановка «Город, в котором ты живёшь». Символика города (см. приложение 2).

Наш город, как и многие другие, имеет свой гимн, герб и флаг.

  1. Что изображено на гербе?

  2. Какого цвета флаг?

  3. Какие национальности проживают в Таганроге? (русские, украинцы, греки и т.д.)

  4. К какой праздничной дате готовился наш город? (29 января 2010г.150 лет со дня рождения А.П.Чехова).

  5. Был ли в нашем городе президент России и когда? (29 января 2010г.150 лет со дня рождения А.П.Чехова)

Назовите достопримечательности нашего города.

— Познакомимся с некоторыми достопримечательностями поближе (показ изображений достопримечательностей Таганрога). (см.приложение 1)

— Что вы испытываете, глядя на эти фотографии?


Остановка «Город будущего».

Давайте помечтаем, каким будет наш город через 100 лет? Кто хочет рассказать? Вы подумайте, а мы после практической работы вернёмся к этому вопросу.


4.Этапы изготовления сувенира «Сердце».

А теперь мы приступим к изготовлению сувенира «Сердце». Эти сувениры мы подарим гостям на закрытии недели по гражданскому образованию «Я — гражданин».

Прежде, чем приступить к работе вспомним о правилах по технике безопасности при работе с колющими и режущими предметами.(см.примечание 5).

Во время работы детей звучит песня «Городок» исп.А.Варум.

Изготовление сувенира «Сердце» состоит из нескольких этапов (технологическая карта см.приложение 3):

— подбор материала и подготовка его к работе,

— раскрой деталей,

— шитьё


ФИЗПАУЗА. Давайте поиграем. Я буду называть слова. Если услышите название города России, встают мальчики. Если название страны — встают девочки. ( Англия, Санкт-Петербург, Ростов, Украина, Волгоград, Смоленск, Канада, Сочи, Краснодар, Азов, Польша, Белоруссия, Париж, Франция, Таганрог, Италия )

— набивка,

— оформление работы.

Обсуждение готовых работ.


5.Форма подведения итогов занятия и методика оценки результатов.

Кто хочет рассказать, каким он видит наш город в будущем?

Наше путешествие подошло к концу. Давайте подсчитаем наши флажки. Победитель. Аплодисменты.

Анкетирование обучающихся. (анкета для детей см. приложение 4)

Мы побывали в прошлом нашего города, поговорили о символах нашего города, помечтали о будущем. Я думаю, что вы научитесь уважать свою страну, уважать и ценить окружающих нас людей, любить место, где родились и живём. Вы – будущее России.

6.Вывод.

В результате обработки материалов по анкетированию получились следующие результаты:

-11 детей смогли ответить на вопрос «Как называется наша страна?»

-Столицей нашей Родины город Москва назвали все.

-Кто такой патриот дети в начале занятия не ответили, в анкете ответили 7.

-Что такое “малая Родина” дети в начале занятия не ответили, в анкете ответили 9.

— ответ на вопрос «Чем может гордиться житель Таганрога?» в начале занятия вызвал затруднения,

в анкете ответили 7 детей.

-из достопримечательностей нашего города обучающиеся называли парк и домик Чехова.

В анкете назвали 4-5 достопримечательностей.

Я считаю, что поставленные задачи тематического занятия (расширить и систематизировать знания учащихся о Таганроге, познакомить с символикой города Таганрог, развивать активность и творческое воображение, развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать коммуникативные умения, воспитывать любовь к родному городу) решены, а цель достигнута.







Приложение 1

Достопримечательности Таганрога

Памятник Петру I – основателю города.

Где находится: Исторический бульвар.

памятник петру первому

Почему это интересно:
Это один из лучших памятников Петру I в мире.
Петр стоит здесь с гордо расправленными плечами, элегантно опираясь на трость, и смотрит в морскую даль.

Памятник Петру I был установлен в Таганроге в 1903 году, скульптор Марк Антокольский.

Дворец Александра I

Где находится: улица Греческая, д. 40.

дворец александра первого

Почему это интересно:
В нем останавливались по дороге на Кавказ А.С. Пушкин с генералом Н.Н. Раевским. Через пять лет после этого в нем скончался император Александр I, любивший в последние годы своей жизни осматривать собственные владения. Умер он здесь в 1825 году. Или не умер? По некоторым историческим легендам он просто мирно отошел от дел, приняв вид одного из своих подданных, и дожил до глубокой старости.







Музей Градостроительства и быта Таганрогский драматический театр

Mus_Grad_03.jpg Театр (Таганрог).jpg

https://www.personalguide.ru/cache/images/upload/2009/12/10/76ee464f67e040467f6788d81081070c_567_410.jpg А это - Таганрог...

Домик, в котором родился А.П.Чехов Солнечные часы показывают время от тени.


Символика города Таганрога Приложение 2


Официальными символами города Таганрога, отражающими его местные исторические, культурные и иные традиции и особенности, в соответствии с Уставом города Таганрога являются герб, флаг и гимн.

Герб города ТАГАНРОГА

Решением Городской Думы города Таганрога №537 от 25 октября 2007 года утверждены новые редакции Положений о гербе и флаге города Таганрога. В положении о гербе говорится:

«Статья 3. Герб города Таганрога представляет собой щит четверочастный, с сердцевым щитком. В первой, серебряной части — два лазоревых пояса. Во второй, пурпурной части — вензелевое имя Петра I в виде инициала П, сопровождаемого римской единицей внутри и точкой справа, и под ним надпись — 1698; все фигуры серебряные. В третьев, лазоревой части — серебряный осетр в пояс. В четвертом, серебряном поле — золотой кадуцей поверх двух положенных накрест золотых якорей (наподобие речных) с двумя лапами того же металла. В золотом поле сердцевого щитка — червленый вписанный уширенный крест.Таганрог (герб Таганрога)

Флаг города ТАГАНРОГАhttps://www.vexillographia.ru/russia/subjects/towns/images/taganro1.gif

Решением Городской Думы города Таганрога №537 от 25 октября 2007 года утверждены новые редакции Положений о гербе и флаге города Таганрога. В положении говорится:

«Статья 3. Флаг города Таганрога представляет собой полотнище с соотношением сторон 1:2, разделенное по горизонтали на пять равновеликих полос — попеременно три белых и две голубых; в центре, поверх полос, располагается жёлтая композиция в виде кадуцея, наложенного на два соединенных накрест якоря.



На основании решения Геральдического совета при Президенте Российской Федерации флаг города Таганрога как официальный символ города 26.12.2002 г. зарегистрирован в Государственном Геральдическом регистре Российской Федерации.

Флаг города Таганрога представляет собой полотнище с соотношением сторон 1:2, разделенное по горизонтали на пять равновеликих полос — попеременно три белых и две голубых; в центре, поверх полос, располагается желтая композиция в виде кадуцея, наложенного на два соединенных накрест якоря.

Гимн города ТАГАНРОГА

Текст гимна города Таганрога утвержден Решением Городской Думы города Таганрога от 30.10.2002 г. № 361 «Об утверждении текста гимна города Таганрога».

Славной рукой воздвигнутый Петровой,
Город родной, прежний ты и новый.
Ликом своим из всех неповторимый
Мой Таганрог, навек
Будь славен в нем Человек!

Верой живи, город мой у моря,
Миром встречай утренние зори,
Вдаль устремлен надеждами своими,
Мой Таганрог, навек
Будь славен в нем Человек!

Колокол звонит – проходит время,
Вечности взгляд…
Таганрог, виват!
Виват!


Слова А. Боженко
Музыка В.Сердюк

















Приложение 3img604

Технологическая карта

изготовления изделия


Наименование изделия: Сердце.

Техника: съёмная аппликация.

Материалы и инструменты:

ткань (велюр), ленты, кружева;

— синтепон, поролон, холофайбер или другой мягкий

материал для наполнения игрушки;

— фурнитура в виде носов и глаз (их могут заменить пуговицы и бусины);

— разных размеров иголки, ножницы, нитки;

— картон, лекало деталей изделия.



Эскиз

Описание этапов операции

1.

C:UsersСветланаDesktopобразцыimg419.jpg


1.На изнаночную сторону ткани положить лекало и обвести.

2.Выкроить две детали №1 «Шарик», деталь №2 «Сердце».

3.Прошить мелкими стежками швом «вперёд иголка» деталь №2 по линии на изнаночной стороне.

4.Обвести и вырезать из картона и пенопласта деталь №3.

5. Вложить в прошитую деталь №2 детали из пенопласта и картона и стянуть,

закрепить нить.

6. Оформление: пришить или приклеить глаза и нос, вышить рот. Украсить бантиком.

7. Деталь №1 «Шарик» прошить мелкими стежками швом «вперёд иголка» по линии на изнаночной стороне. На заготовку положить комок синтепона и стянуть, нить закрепить. Подготовить второй шарик. Пришить шарики к шнурку и закрепить на «сердце».













Анкета для детей Приложение 4

— Как называется страна, где ты живёшь?
— Назови столицу нашей Родины.
— Кто такой патриот?

— Что такое «малая Родина»?
— Чем может гордиться житель Таганрога?
— Назови достопримечательности нашего города.

Анкета для родителей

— Ходите ли вы с ребёнком в музеи?
— Обмениваетесь ли вы с ребёнком впечатлениями после посещения музея?
— Что предпочитает больше ваш ребёнок: сходить в кинотеатр, театр или в музей?
— Нужно ли вообще посещать музеи и достопримечательности нашего города, если есть телевидение или книги?

Примечание 5.

Техника безопасности для детей и подростков при работе с колющими, режущими инструментами и приспособлениями (иглами, ножом, ножницами, стеками, зубочистками и др.)

1. Передавать колющие и режущие предметы ручкой от себя, располагать их на столе острым концом от себя…

2. При шитье не пользоваться ржавой или кривой иглой.

3. Не вкалывать иголки и булавки в одежду или случайные предметы, нельзя брать иглу в рот.

4. Хранить иголки и булавки нужно в игольнице.

5.. Сломанную иглу следует отдать педагогу кружка,

6. Нельзя брать иглы, нитки, пуговицы в рот.

7. Нельзя перекусывать нитку зубами.

8. Руки во время шитья держать на весу, сидеть прямо и не подносить близко к глазам работу.

9. Ножницы во время работы находятся справа кольцами к себе.

10. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

11. Передавать ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

12. Нельзя резать на ходу.

13. При работе с ножницами необходимо следить за направлением резания и пальцами левой руки, которые поддерживают материал.

















Список использованной литературы:

1. Проект Государственной программы «Гражданского образования населения Российской Федерации на 2006-2010 гг.»

2. Панасюк И.А. Статья «Воспитание нравственности, патриотизма и гражданского самосознания у учащихся начальной школы». ИД «Первое сентября».

3. https://www.zaycev.net . ruС чего начинается Родина — с картинки в твоем букваре…» Музыка: В. Баснер Слова: М. Матусовский Исполняет: Марк Бернес 1968 год.)

4. http://www.zaycev.net . ru (песня «Городок» исп.А.Варум.)
















Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса «По следам великих географических открытий»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: