Обобщающий урок по теме: «Природные зоны России» 4 класс


Обобщающий урок по теме: «Природные зоны России».

Цели:

1. обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Природные зоны России».

2. развивать умение вести учебное сотрудничество, коммуникативные способности через умение договариваться, распределять работу внутри микрогруппы

3. воспитывать доброжелательность, желание беречь природу, защищать животных


Оборудование: наглядность: животный и растительный мир природных зон, хозяйственная деятельность населения природных зон, карточки с названиями природных зон, карта путешествия; маршрутные листы, задания для работы в группах

Ход урока:

  1. Организационный момент.



Интересный урок сегодня у нас,

К нему готовился каждый из вас.

Чтоб победить, надо много знать,

Уметь думать, логически рассуждать.

  1. Сообщение темы и целей урока.


Сегодня на уроке мы должны будем преодолеть множество препятствий: Географический остров, Ботанический сад, Игровое поле, Зоологический лес, Экологическое озеро, горы Успехов и море Знаний.

Учащиеся рассматривают карту путешествия.





  1. Работа по обобщению и систематизации знаний.

Сегодня на уроке нам будут помогать 4 помощника. Это те ребята, которые всегда ответственно выполняли домашнее задание по окружающему миру и отличаются сознательной дисциплиной. За каждым из этих ребят будет закреплён определенный этап.

Давайте познакомимся!

Итак, на Географическом острове мы проверим знания и умения по географии, помощник – консультант: Юлиана Ю.

В Ботаническом саду нас встретят растения природных зон России, помощник – консультант: Мария К.

В Зоологическом лесу вас уже ждут животные из всех природных зон России, помощник – консультант: Анжелика С.

И наконец, мы будем решать экологические проблемы и купаться в Экологическом озере, где вам поможет Софья М.

А в конце нашего путешествия на горе Успехов вы узнаете итоги своего путешествия, получите оценки и тогда сможете дальше плыть по морю Знаний.

Ребята получают маршрутные листы, с обратной стороны которых, отмечены станции, задания и кол-во баллов, которые они «заработают» на каждой из станций.

На выполнение заданий на станциях даётся фиксированное время — 6 минут, по сигналу учащиеся переходят на следующую станцию, согласно маршруту.

Остров Географический

Помощник – консультант: И вот мы на Географическом острове! Впереди первое испытание – трудное задание. Вам необходимо решить кроссворд (приложение 1).

Далее учащимся на выбор предлагаются ещё несколько видов заданий:

1. Расположи зоны с севера на юг 2. Найди и исправь ошибки в тексте.

3. Узнай по описанию (приложение 2)



Ботанический сад

Помощник – консультант: Здесь нас ждет хитрое задание – филворд. В нем спрятались названия растений из каждой природной зоны России. (приложение 3)

Также предложены задания на выбор: Разгадай ребусы. В какой природной зоне произрастают? 2. Узнай растения по описанию (приложение 4)

Зоологический лес

1.Разгадай ребусы. В какой природной зоне обитает? (приложение 5)

2.Узнай по описанию (приложение 6)

Экологическое озеро

Учащиеся выполняют индивидуальную работу по карточкам.

1. Определите, в какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи:

а) ива белая куропатка – кречет (тундра);

б) дуб сойка сова (лесная зона);

в) растения тушканчик – змея (пустыни);

г) рыба тюлень белый медведь (Арктика);

д) растения косуля барс (субтропики);

е) растения суслик орел-беркут (степи).

2. Вставьте пропущенные слова, чтобы получилось верное высказывание.

(Вырубка) лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и высыхают. … (Распашка) земель приводит к тому, что птицы переселяются на поля и там строят гнезда, которые уничтожаются во время полевых работ. Сточные воды и мусор, попадающие в моря, приводят к их … (загрязнению). Неумеренное … (орошение) приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли. От вездеходов и тракторов в тундре нарушается … (поверхность почв).

Игровое поле.

Учитель под музыку бросает мяч детям, называет природную зону, а ученики – растение, которое можно встретить в этой природной зоне.

Например, лес – сосна, пихта, клен, липа и т. д.



Гора Успехов и море Знаний

Вот мы и добрались с вами до горы Успехов! Подсчитайте общее количество баллов, которое вы набрали. Обратите внимание, на какой станции задания давались вам легче, труднее. Задумайтесь почему.

4.Итог урока

Сформулируйте итог урока: какую большую тему закончили изучать, что повторили.

5.Рефлексия.

Поднимите руку, когда услышите ответ, соответствующий вашей деятельности на уроке

— урок, полезен, всё понятно

— лишь кое – что ещё не ясно

— ещё придётся поучиться

— да, трудно всё-таки учиться!





























Приложение 1

Кроссворд «Природа России»

2. 6. 11.



1.







7.


8.





9.

10.









3. 4. 5.

















в

д

о

б

р

ы

й

п

у

т

ь


































































1. Самые высокие горы России.

2. У этой равнины плоская поверхность.

3. Река, впадающая в Каспийское море.

4. Самая длинная река в России.

5. Самая северная природная зона России.

6. Название гор, которые находятся рядом с горами Алтай.

7. Озеро, которое внесено в список Всемирного наследия.

8. Природная зона, которая находится южнее зоны лесов.

9. Самая жаркая природная зона.

10. Природная зона, которая расположена на Черноморском побережье.

11. Каменным поясом Земли назвали … горы.

Приложение 2

1. Расположи зоны с севера на юг

2. Найди и исправь ошибки в тексте.

Наша страна омывается морями трех океанов: Тихим, Атлантическим, Черным. 

Каменным поясом России называют Кавказские горы. 

Самая длинная река России — Волга, 

самое глубокое озеро — Онежское. 

На территории страны восемь природных зон.

Самая северная — субтропики,

самая большая — зона степей, 

холодная —  пустыня и жаркая  — тундра.

3. Узнай по описанию

1) Это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Солнце здесь светит, но не греет. А полярной ночью темноту освещают только луна, звезды и Северное сияние. Температура опускается до -60 градусов. Кругом только льды и снега.

2) Здесь зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень прохладное и короткое. Круглый год дуют сильные ветра, а зимой свирепствует пурга. По снегу можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-15 сантиметров.

3) Эта зона находится южнее тундры. Природные условия более мягкие. Ярко выражены все 4 времени года. Богат растительный и животный мир. Эта природная зона – самая большая в России. (Лесная зона)

4) Эта зона тянется вдоль юго-западной границы России. Лето продолжительное, стоит сухая и солнечная погода. Средняя температура +22-23 градуса, местами до 40 градусов жары. Ливни. Зима короткая, но с морозами до -20-30 градусов.



Приложение 3

Филворд «Природа России»





л

д

у

б

л

и

п

а

к

и

л

и

с

т

в

е

н

о

ш

в

л

ю

я

о

с

н

в

а

е

о

ч

г

с

а

и

ы

й

р

к

к

е

и

к

ц

л

н

б

я

а

л

н

с

а

ь

и

л

ь

и

ь

а

а

у

л

к

ю

ж

к

а

ш

т

а

н















Приложение 4

1.Разгадай ребусы.

В какой природной зоне произрастают?

2. Узнай растения по описанию.

Это растение похоже на накипь или корочку, растет на скалах.


У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши.


Это травянистое растение с корнем «метелочкой», узкими листьями и мягкими волосками.


У этого растения твердый каменный ствол, его корни уходят глубоко в землю, ветви корявые, перекрученные, листья в виде тонких веточек, похожи на вязальные спицы





Приложение 5

Разгадай ребусы. В какой природной зоне обитает?

Приложение 6

Узнай по описанию

Этот полярный житель не боится даже белого медведя. У него острые могучие клыки, ими он выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое .

Питается рыбой. Прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты. Зимой лед пробивает головой.

Это животное быстро скачет. Нет воды и не надо. Ему хватает той влаги, что в стебельках растений.

Густой мех. Морда до самых ноздрей опущена. Это позволяет ему доставать из-под снега ягель, раздвоенные копыта.

Крупный зверь лесной полосы. Его стройные сильные ноги заканчиваются широкими копытами, благодаря которым он легко передвигается даже по топким болотам.

Обитают на тихих лесных речках с высокими берегами, поросшими густыми зарослями кустарников, трав и мягких пород деревьев, которые составляют основной корм этих животных.

У нее плотное оперение, которое защищает от ледяных ветров. На брюхе и лапах очень густые, длинные перья. Благодаря им может долго сидеть на снегу. Охотится на куропаток, но чаще поедает леммингов.

Это животное быстро бегает, что спасает их от преследования волков и позволяет пробегать большое расстояние в поисках воды и кормов.

Это животное обитает в море. Оно никогда не оставит в беде своего сородича. Раненого или больного поддерживают на воде, чтобы тот мог плыть. Известны случаи, когда они спасали людей.


Свежие документы:  Конспект урока на тему «Движение «Невада – Семипалатинск»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: