Окружающий мир 3 класс «Свойства воды. Вода – условие жизни на Земле»


Окружающий мир. 3 класс

Программа «Начальная школа XXI века»

по УМК Н.Ф. Виноградовой.

Учитель: Е.Н. Богатырь

Тема урока: «Свойства воды. Вода – условие жизни на Земле».

Тип урока: обобщение знаний.

Цели урока:

  1. Обобщить, углубить, закрепить представление о воде и её свойствах.

  2. Помочь учащимся научиться определять по свойствам возможность использования воды и её значение для жизни на Земле.

  3. Создать условия при выполнении практической работы для наблюдения; сравнения; расширения кругозора; для формирования умения работать в паре, в группе; для развития логического мышления, воображения.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока.

— Вещество, с которым мы будем работать сегодня на уроке, вы узнаете из загадки:

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?


Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?


Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,


Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без…(воды).


Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда захочу

Даже камень источу.

(Вода)

— Итак, тема нашего урока – вода. Сегодня мы поговорим о свойствах воды, о её значении для жизни на Земле, будем исследовать, обобщать и углублять наши знания.

III. Постановка проблемного вопроса.

— В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: « Возможна ли жизнь на нашей планете без воды? »


  1. Беседа с учащимися о значении воды.

— Как вы думаете, много ли воды на Земле?

— Посмотрите на глобус. Такой видят Землю космонавты из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одного цвета. Какого? (голубого)

— А как вы думаете, почему?

— Правильно. Моря, океаны, реки, озёра нашей планеты занимают в 2 раза больше места, чем суша.

Если бы земной шар был такой же гладкий, как глобус, то все океаны, моря, реки и озёра разлились бы по его поверхности, а наша планета оказалась бы залита 9-метровым слоем воды. Вода повсюду. И в воздухе в виде облаков, и под землёй (родники). Вода входит в состав любого живого организма.

— А для чего ещё нужна вода? ( для приготовления пищи, бытовых нужд; без неё не могут ни растения, ни животные, ни человек; это удобная дорога, место отдыха и многое другое)

— Вот она какая, вода! Но всё это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил её свойства.

V. Практическая работа. Работа в парах.

На партах у учащихся для проведения опытов находится оборудование:

  • 2 стакана с чистой водой

  • Поваренная соль

  • Измельчённый мел

  • Чайная ложка

  • 3 полоски из цветной бумаги

  • Лист наблюдений

Опыт №1.

Какова прозрачность воды?

— В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?

Вывод: вода прозрачна.

Запись результатов в листе наблюдений.

Опыт №2.

Какого цвета вода?

— На столах у вас лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложите по очереди каждую полоску к стакану с водой и сравните цвет полоски и воды.

-Можно ли сказать, что вода оранжевая, синяя или зелёная? (Нет)

— Каков же цвет воды?

Вывод: вода бесцветна.


Опыт №3.

Каков запах воды?

— Когда мама печёт пироги, аппетитный запах ты почувствуешь ещё за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы. А чем пахнет чистая вода? Понюхай её и сделай вывод.

Вывод: вода не имеет запаха.


Опыт №4.

Вода растворитель?

-Насыпьте в один стакан с водой соли, а в другой измельчённый мел. Перемешайте аккуратно ложечками.

— Что вы заметили? (вода растворила кристаллы соли полностью, а часть мела осела на дно).

Вывод: вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются.

— Подумайте, где в быту, в жизни, человек использует это свойство воды?

— Сейчас я проведу ещё один опыт, а вы понаблюдайте. Возьму кристаллы пищевого красителя и растворю в воде. Мы получили раствор пищевого красителя, который используют в кулинарии. Скажите, пожалуйста, вода в этом растворе приобрела цвет? (Да, вода окрасилась в жёлтый цвет, но осталась прозрачной).

Опыт №5.

Можно ли очистить воду?

— А можно ли очистить мутную меловую воду? ( Да, пропустить её через фильтр). Сейчас я буду проводить опыт по очистке воды, а вы понаблюдайте.

— Что стало с нерастворённым мелом? ( Он остался на фильтре)

— Такая очистка воды называется фильтрованием.

Вывод: воду можно фильтровать, то есть очищать.


Опыт №6.

Текучесть воды.

— Что произойдёт с водой, если её вылить из посуды? ( Она растекается в разные стороны).

— Можно ли воду из одного стакана перелить в другой? ( Да)

— Во всех этих случаях проявляется одно и то же свойство воды. Какое?

Вывод: вода течёт. Свойство – текучесть.

— Именно этим свойством воды мы пользуемся, когда умываемся, пьём.

VI. Физкультминутка.

VII. « Проверь себя». Самопроверка. Самоконтроль. Самооценка.

Учащимся раздаются листы с проверочной работой на тему «Свойства воды».

После выполнения работы ученик сам себя проверяет и оценивает с помощью правильных ответов на проверочную работу, находящихся на втором листе. После выполнения учитель проводит фронтальный опрос.

VIII. Работа по учебнику.

Чтение и анализ текста на с. 19 – 20. Выполнение заданий к тексту.

— Является ли вода обязательным условием жизни на Земле?

— Зависит ли разнообразие и число растений от их близости к воде?

IX. Охрана воды. Беседа с учащимися.

Для человека очень важно знать свойства воды, т. к. в своей деятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете. Вода – одно из самых главных богатств. Трудно представить, если бы исчезла пресная вода, а такая угроза существует.

Почему? ( воду не берегут, засоряют)

От загрязнения воды страдает всё живое. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь!

Какие меры можно предпринять, чтобы сохранить воду чистой? (на предприятиях использовать очистные сооружения, не мыть машины в водоёмах, экономить воду, не мусорить).

Чтение стихотворения учеником.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.


Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.


На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.


Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда.


Без меня вам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить.

X. « Книга жалоб». Работа в группах.

В каждую группу поступило письмо-жалоба от водоёмов и обитателей водоёмов. Учащиеся должны познакомиться с письмом, принять правильное решение или высказать своё предположение.

1) Строители решили проложить новую дорогу. Но для этого они хотят осушить меня. Озеро. Неужели ничего нельзя сделать? Ведь я являюсь «домом» для многих животных и растений. А люди любят ловить рыбу и просто отдыхать на моём берегу. Помогите! Как сохранить озеро и проложить дорогу?


2) Пишет вам Северный Ледовитый океан. Выскажите, пожалуйста, предположение, как в таком холодном большом океане учёные обнаружили частички стирального порошка. Значит ли это, что я скоро буду большим тазиком для стирки белья?


3) Обращается к вам акула.

Никогда мне страх не ведом,

Смело дам отпор врагу.

Острым носом, как торпедой,

Танкер я пробить могу.

Но я ничего не могу поделать с пятном нефти, которое расплылось по поверхности моря, где я живу. В результате аварии на танкере часть нефти попала в море. Помогите! Я и мои друзья постепенно погибаем. Посоветуйте, что делать!

XI. Ответ на проблемный вопрос.

« Возможна ли жизнь на нашей планете без воды?»

XII. Итог урока. Оценивание работы учащихся на уроке.

Над какой темой работали?

— Что мы знаем о воде?

XIII. Рефлексия.

XIV. Оценка настроения учащихся.

— У каждого из вас на партах по 3 бумажных капельки. Определите, какое у вас сейчас настроение. Если хорошее – поднимите красную капельку; если не очень – жёлтую; а если плохое – синюю.



Дополнительно: сообщения детей об охране воды.



5


Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Весна. Признаки ранней весны"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: