План-конспект урока-исследования по окружающему миру с использованием ИКТ «Из чего складывается погода?» для 3 класса




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей « Морской технический»

г.Новороссийск










План-конспект урока-исследования


по окружающему миру с использованием ИКТ

«Из чего складывается погода?» 3 класс













Возраст детей: 9-10 лет.






Автор – составитель Наримбекян Ирина Александровна


учитель начальных классов МАОУ лицея


«Морской технический»







г. Новороссийск 2014 г.





Тема урока «Из чего складывается погода?»


Тип урока: Урок окружающего мира. Урок-исследование. 3 класс


Главная цель: с помощью экспериментальной деятельности систематизировать имеющиеся знания, относящиеся к понятию «погода»; описывать погодные условия на обиходном языке, изучить четыре составляющие погоды- температуру, облачность, осадки, силу ветра, освоить навыки чтения показаний измерительных приборов.


Задачи: 1. Собрать и проанализировать свои наблюдения за погодой.

2. Уметь измерять и записывать показания приборов.

3. Формировать интерес к изучению окружающего мира; познанию

Нового; умению работать в группе.


УУД

Личностные:

  • применять правила делового сотрудничества;

  • считаться с мнением другого человека;

  • проявление терпения и доброжелательности , доверие к участнику деятельности.


Метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные)

  • создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу

  • умение находить способы решения поставленной цели по определению и применению понятия «погода», для решения учебной задачи используют лабораторное оборудование, данные опытов

  • умение планировать, контролировать и оценивать свои действия, проявлять инициативу

  • использовать в общении правило вежливости

  • умение сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать четыре составляющие погоды.


Предметные:

  • собрать свои наблюдения за погодой

  • провести измерения с помощью измерительных приборов (максимально-минимальный термометр, компас, зеркало для наблюдения облаков. Флюгер, анемометр)

  • построить температурные кривые.


Объект изучения: температура, облачность, ветер, осадки-важные составляющие погоды.


Предметная область: окружающий мир, 3 класс.


Ресурсы: Оборудование комплект лабораторного оборудования «Наблюдение за погодой», полученное в рамках модернизации образования.


Организация деятельности: индивидуальная, групповая.


Раздаточный материал: измерительные приборы, карточки, карты наблюдений.


Методы исследования:

  • беседа

  • изучение лабораторных приборов

  • работа с картой наблюдения

  • проведение опытов


Основные понятия: температура, облачность, осадки, ветер.

Подведение итога этого урока-исследования: самооценка работы после каждого проведения наблюдения с помощью измерительного прибора.




Ход урока


  1. Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.


Учитель: — Сегодня мы будем учиться исследовать особенности погоды с помощью лабораторного оборудования (1 слайд).

В древнем мире люди мало знали об особенностях погоды. Свои наблюдения они передавали в виде примет, пословиц. Научные исследования начались только в конце 19 века и осуществлялись с помощью воздушных змеев (2 слайд).


  1. Актуализация полученных знаний.

Учитель: — Сейчас всё изменилось и перед нами один из наборов для наблюдения за погодой.

— Как вы думаете, для чего нужны эти приборы? (предполагаемые ответы детей)

— Этот комплект позволит нам систематизировать знания о понятии «погода» и изучить четыре её составляющие – температуру, облачность, осадки, силу ветра (3 слайд).

— Какие будут цели нашего урока-исследования? (предполагаемые ответы детей).

— Итак, целью нашей работы является:

1. Провести наблюдения , измерить и записать температуру;

2. Направление и силу ветра.

3. Облачность и количество осадков.

4. Научиться читать символы для описания погодных явлений (4 слайд).

3. Опытно-исследовательская работа.

Опыт 1. (работа в группах)

Измерение температуры

— Для этого нам нужен максимально-минимальный термометр, застёжка велькро (слайд 5).

(Инструктаж детей , как обращаться с термометром и как избежать ошибок измерения)

— Прибор нужно прикрепить к окну так, чтобы шкала была обращена к стеклу. Следует заметить, что устанавливать прибор надо в месте, которое всегда остаётся в тени (слайд 6).

Затем, не снимая термометр с окна прочесть температуру и записать (слайд 7).

— Почему нам важны эти измерения?

— В период летней погоды максимальная температура более показательна для описания погода, а весной запись минимальной температуры помогает определить: был ли заморозок ночью или нет.


Опыт 2. Оценка количества облаков (работа в группах).

Нужно вообразить, что облака собраны вместе на небе, и оценить, какая часть неба (в процентах) окажется закрытой. (оценки учащихся могут не совпадать, поэтому после повторного наблюдения, надо прийти к общему мнению) (слайд 8)


Опыт 3. Измерение ветра. Измерение ветра. (работа в группах)

— Без ветра холод переносится легче, а когда летом жара, без ветра труднее дышать. Для измерения нам понадобятся: картушка компаса со стрелкой, зеркало для наблюдения облаков, флюгер, тренога, компас и анемометр (слайд 9).

1. Определить направление ветра по делению компаса, соответствующему стороне, откуда он дует (слайд 10). Для этого надо определить направление на север с помощью компаса и положить карту.

2. Потом зеркало помещаем в центр карты. Красная стрелка выступает из-под зеркала и острие этой стрелки показывает, куда перемещаются облака (слайд 11).


  1. Физминутка.


  1. Лабораторные исследования.


Опыт 4. Измерение силы ветра

Исследование проводится с помощью флюгера и картушки компаса.

Для этого флюгер прикрепляется к карте и устанавливается на треноге. Проволочная дуга флюгера показывает направление, откуда дует ветер (слайд 12).


Вывод: в результате исследования силы ветра флюгером оказались довольно грубыми, потому что лопасть флюгера перемещается то вверх, то вниз, поэтому без анемометра обойтись было нельзя.


Справка

Анемометр состоит из алюминиевого корпуса, цилиндрического магнита, который не связан с корпусом, но вращение его передаётся переменным полем магнита.

Исследования проводились на открытой местности, так как многоэтажные дома искажают результаты исследований.

Анемометр ставили на треногу, с флюгером и другими приборами и записывали результаты (слайд 13).


  1. Закрепление полученных знаний.

Заключительным этапом исследований была регистрация осадков с помощью дождемера. (слайд 14)

Уровень воды измеряется в миллиметрах, то есть результаты записывались в миллиметрах.


  1. Обобщение и систематизация знаний.

Результатами наших исследований было составление пиктограмм и температурных кривых (слайд 15,16).


  1. Итог урока

В заключении мне хочется сказать, что от погоды зависит и урожай, с ней приходится считаться и лётчикам, и морякам, и инженерам. Врачи используют погоду при лечении больных. Агрономы определяют время посадки растений, поэтому очень важно наблюдать за погодой (слайд 17, 18).


  1. Рефлексия.

— Довольны ли своей работой на уроке?

— В чём испытывали трудности?

— Принёс ли вам радость урок? Чем?


  1. Домашнее задание.

На весенних каникулах провести исследовательскую работу по наблюдению за погодой и записать результаты.

  1. Список литературы:

1. С. З. Ушаков: детская энциклопедия, том 3 «Числа и фигуры, вещество и энергия». – Москва: «Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР», 2003

2. Перля З. Н. Погодные явления / З. Н. Перля: детская энциклопедия, том 3 «Числа и фигуры, вещество и энергия». – Москва: «Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР», 1960.














Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Полезные ископаемые Катайского района"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: