Ходыкина М.Ф. МОУ СОШ №4 г. Алексеевка
Технологическая карта урока (Перспективная начальная школа)
Тема раздела: свойства воздуха и воды
Учебный предмет, класс: окружающий мир, 2 класс
Тема урока: вода и её свойства
Тип урока: изучение новых знаний и способов действий
Задачи деятельности учителя: создать условия для выяснения основных свойств воды, значения воды в природе; способствовать развитию умения сравнивать свойства воды и воздуха.
Планируемые результаты образования.
Предметные: научатся ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды, называть основные, легко определяемые свойства воды.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).
Познавательные: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе существенных признаков, составлять таблицы.
Регулятивные: планировать учебную деятельность на уроке, следовать точным инструкциям учителя.
Коммуникативные: воспитывать коммуникативную культуру, умение работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, вступать в беседу на уроке.
Личностные: осознают необходимость охраны природы, всего живого и неживого.
Оборудование урока:
1.Федотова О.Н. Окружающий мир. 2 класс: учебник / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. — М.: Академкнига / Учебник, 2012.
2.Федотова О.Н. Окружающий мир. 2 класс: тетради для самостоятельной работы №1 О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. — М.: Академкнига / Учебник, 2012.
3.Федотова О.Н. Окружающий мир. 2 класс: хрестоматия / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. — М.: Академкнига / Учебник, 2012.
Набор лабораторного оборудования: стаканы, блюдце, ложка.
Вещества для проведения опытов: вода, молоко, соль, сахар, песок.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия | |
| Один из детских поэтов сказал: Только тот живёт как нужно, Всё даётся лишь тому. Кто живёт согласно, дружно С постоянным ПОЧЕМУ? Константин Ибряев. А Вы согласны с ним? Прав ли он? Докажите. А вы являетесь почемучками? Тогда для вас… | Подготовка класса к работе. Включение в деловой ритм. Высказывают своё мнение. Только тому интересно жить, кто старается узнать много нового. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действия смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
| 1. — Перед вами чёрный ящик. Хотите узнать что в нём? А подскажет нам писатель Сент Экзюпери. «… у неё нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, ею наслаждаются, не ведая, что она такое. Нельзя сказать, что она необходима для жизни: она — сама жизнь. Она самое большое богатство на свете». 2. — Давайте проверим, кто из вас прав и заглянем в ящик? 3. Открывает чёрный ящик и достаёт бутылочку с водой. Посмотрите! И вправду вода!
4. Какова же будет тема нашего урока? Открывается первая часть темы урока «Вода…». Перед вами рабочий лист, запишите на верхней строчке «Вода…». | Выдвигают гипотезы.
Сравнивают со своим ответом увиденное.
Высказывания и предположения.
Записывают в рабочий лист. | Коммуникативные: умение анализировать, сравнивать, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные: умение определять тему и цель деятельности на уроке. |
| Ребята, а где и откуда мы можем добыть знания и сведения о воде? Что уже вам знакомо? Что вы ещё не знаете? А что бы вам хотелось узнать ещё? Уточним тему нашего урока. Открывается вторая часть темы « и её свойства» – Как люди используют воду? – Какую роль играет вода для растений и животных? – Какими свойствами обладает вода? Перечислите.
Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! (Вода.) – Сегодня мы узнаем, как вода превращается в туман или может стать кусочком льда, каковы возможности воды-растворителя.
| Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Высказывают своё мнение
| Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение — формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы |
4. Изучение новых знаний и способов действий
Работа по учебнику, практическая работа, в том числе с использованием ИКТ.
Обсуждение (в парах, группах). Формулирование вариантов выводов. обобщение | – Проведем опыт. Возьмите стакан с водой. Насыпьте соль и размешайте её. Что происходит с кристаллами соли? (Они становятся все меньше и меньше и скоро совсем исчезнут.) – Но исчезла ли соль? (Нет, она растворилась.) – Проведем аналогичный опыт с сахаром. Что произошло? (Сахар тоже растворился в воде.) – Следующий опыт проведем с речным песком. Возьмем стакан с водой и добавим речной песок. Что произошло? (Песчинки падают на дно стакана и лежат там, не изменяясь.) – Запишите результаты ваших наблюдений в тетрадь:
– Попробуйте на вкус воду. (Она не имеет вкуса.) Внимание! Если вы не знаете, чист ли источник, пить из него воду нельзя! – Как очистить воду от нерастворимых веществ? (С помощью фильтра.) –Что такое фильтрование? (Очистка воды от нерастворимых примесей.) – Почему родниковая вода чистая? (Она проходит сквозь толстый слой песка и очищается.) – Чем отличается вода от куска дерева или камня? Их можно взять в руки, бросить на пол? (Вода жидкая, её нельзя взять в руки.) – Что произойдет, если вы возьмете воду в руки? (Она будет вытекать.) – Имеет ли какую-нибудь форму вода? (Не имеет.) – Можно ли её положить на стол? Что произойдет? – Давайте нальем воду в стакан. Какую форму она приняла? (Форму стакана.) – Нальем воду в кувшин. Какую форму она приняла? (Форму кувшина.) – Что же такое вода? (Жидкость.) – Жидкость не имеет своей формы, а принимает форму сосуда, в котором находится. Жидкость легко изменяет свою форму, растекается. – Какие жидкости вы знаете? (Вода, молоко, сок, бензин.) – Чем жидкость отличается от твёрдых тел? (Не имеет формы, растекается.) – Посмотрите на аквариум с рыбками. Что можно сказать о воде? Что вы там видите? – Как доказать, что вода прозрачна? Проведём опыт. На столе два стакана. В один наливаем воду, в другой – молоко. В оба опускаем ложки. Что вы видите? Что можно сказать о воде и о молоке? (Молоко – белое, а вода – прозрачная.)
| Проведение опытов. Распределение обязанностей между учащимися: экспериментаторы (проводят опыты), фотографы (фотографирование этапов проведения каждого опыта и его результата), художники (зарисовывают этапы проведения каждого опыта и его результата), ученые (описывают этапы проведения каждого опыта и его результата). Проводят самоконтроль. | Регулятивные – принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя; познавательные – выделяют свойства воды в определённой последовательности коммуникативные – воспринимают мнение сверстников, проявляют интерес к общению на уроке |
5. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным | – Вы были на речке или озере? Наблюдали за обитателями водоемов? Всегда ли видно дно водоёма? (Во многих речках или озёрах вода такая чистая и прозрачная, что в ясный летний день мы можем наблюдать рыб, плавающих на глубине. В мутной воде во время весеннего половодья рыб не видно. Мутная вода не прозрачна.) – Какого цвета вода? (Прозрачная.) – Посмотрите на наши стаканы с водой и молоком. Какого цвета жидкость в стаканах? (Молоко – белое, а вода – бесцветная.) – Как определить запах жидкости? (Понюхать.) – Как правильно определить запах? (На расстоянии 20–30 см от лица держать сосуд с жидкостью. Затем движениями руки направлять поток воздуха в свою сторону.) – Почему необходимо так делать, а не совать нос во все емкости? (Можно резким запахом обжечь носовую полость.) – Давайте узнаем, имеет ли вода запах. (Вода без запаха.) – Какой вкус у воды? (Не имеет вкуса.) – Почему говорят, что вода «сладкая»? (Когда очень хочется пить.) – После дождя улицы и крыши домов мокрые. Но появится солнце, и все высыхает. Куда девается вода? (Она испаряется, превращается в невидимый пар, который расходится в воздухе.) – Что происходит с водой в реках, озерах, морях? (Она тоже испаряется.) – Поставим тарелку с водой и стакан с водой. Где быстрее испарится вода? (Из тарелки вода быстрее испаряется, чем из стакана. Чем больше поверхность воды, тем быстрее идёт испарение.) – Что происходит с водой в холодную погоду? (Она тоже испаряется, но не так быстро, как в тёплую.) – Летом вывешивают мокрое выстиранное бельё. Что происходит с бельём? (Оно через некоторое время становится сухим.) – Куда исчезла вода? (Она превратилась в водяной пар, испарилась.)
| Выделяют утверждения.
Делятся на группы обсуждают вопросы, предполагают, выдвигают гипотезы, готовят ответ.
Классифицируют полученные данные. Сравнивают их и анализируют. Группы выступают со своими выводами. | Регулятивные – выполняют учебные действия на основе алгоритма действий. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные – используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления |
6. Подведение итогов.
Итоговая рефлексия учебной деятельности. | – Как человек использует свойства воды? Рассмотрите рисунки на с. 54–55 и расскажите, как в хозяйстве используются свойства воды, для чего укрепляют берега рек. – О каких удивительных свойствах воды вы узнали? Вода – жидкость: без цвета, без вкуса, без запаха, текучая, прозрачная, не имеет формы, испаряется. Вода растворяет соль и сахар, но не растворяет песок и глину. – Какое свойство воды вы используете, когда моете руки, посуду? (Вода необходима не только для питья и приготовления пищи, но и для поддержания чистоты нашего тела, посуды, одежды, жилища.)
Существует очень умное выражение: каждый день добавляет частицу мудрости. Что этот урок добавил к вашему багажу знаний? Где в жизни пригодятся нам знания о свойствах воды, полученные сегодня на уроке? — Как вы думаете, всё ли мы узнали о воде?
| Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Работают с электронным приложением к учебнику «Окружающий мир», выполняя интерактивное задание «Тренажёр»
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
7. Задание на дом | Рассказать родителям о свойствах воды. Задание №8 в тетради для самостоятельной работы. |
|
|
Список использованных источников информации
1.Федотова О.Н. Окружающий мир. 2 класс: учебник / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. — М.: Академкнига / Учебник, 2012.
3.Федотова О.Н. Окружающий мир. 2 класс: хрестоматия / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. — М.: Академкнига / Учебник, 2012.
https://festival.1september.ru
Картинки с сайта: https://images.yandex.ru
https://sites.google.com
7