Технологическая карта урока «Вода и ее свойства» 2 класс


Ходыкина М.Ф. МОУ СОШ №4 г. Алексеевка

Технологическая карта урока (Перспективная начальная школа)

Тема раздела: свойства воздуха и воды

Учебный предмет, класс: окружающий мир, 2 класс

Тема урока: вода и её свойства

Тип урока: изучение новых знаний и способов действий

Задачи деятельности учителя: создать условия для выяснения основных свойств воды, значения воды в природе; способствовать развитию умения сравнивать свойства воды и воздуха.

Планируемые результаты образования.

Предметные: научатся ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды, называть основные, легко определяемые свойства воды.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).

Познавательные: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе существенных признаков, составлять таблицы.

Регулятивные: планировать учебную деятельность на уроке, следовать точным инструкциям учителя.

Коммуникативные: воспитывать коммуникативную культуру, умение работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, вступать в беседу на уроке.

Личностные: осознают необходимость охраны природы, всего живого и неживого.

Оборудование урока:

  1. 1.Федотова О.Н. Окружающий мир. 2 класс: учебник / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. — М.: Академкнига / Учебник, 2012.

  2. 2.Федотова О.Н. Окружающий мир. 2 класс: тетради для самостоятельной работы №1 О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. — М.: Академкнига / Учебник, 2012.

  3. 3.Федотова О.Н. Окружающий мир. 2 класс: хрестоматия / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. — М.: Академкнига / Учебник, 2012.

  4. Набор лабораторного оборудования: стаканы, блюдце, ложка.

  5. Вещества для проведения опытов: вода, молоко, соль, сахар, песок.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

  1. 1. Мотивация

  2. (самоопределение к деятельности)

Один из детских поэтов сказал:

Только тот живёт как нужно,

Всё даётся лишь тому.

Кто живёт согласно, дружно

С постоянным ПОЧЕМУ?

Константин Ибряев.

А Вы согласны с ним? Прав ли он? Докажите.

А вы являетесь почемучками? Тогда для вас…

Подготовка класса к работе.

Включение в деловой ритм.

Высказывают своё мнение.

Только тому интересно жить, кто старается узнать много нового.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действия смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. 2. Введение в тему урока

  2. (создание условий для определения темы, формулирования цели и учебных задач урока: использования проблемных ситуаций)

1. — Перед вами чёрный ящик. Хотите узнать что в нём?

А подскажет нам писатель Сент Экзюпери.

«… у неё нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, ею наслаждаются, не ведая, что она такое. Нельзя сказать, что она необходима для жизни: она — сама жизнь. Она самое большое богатство на свете».

2. — Давайте проверим, кто из вас прав и заглянем в ящик?

3. Открывает чёрный ящик и достаёт бутылочку с водой.

Посмотрите! И вправду вода!


4. Какова же будет тема нашего урока?

Открывается первая часть темы урока «Вода…».

Перед вами рабочий лист, запишите на верхней строчке «Вода…».

Выдвигают гипотезы.




Сравнивают со своим ответом увиденное.


Высказывания и предположения.





Записывают в рабочий лист.

Коммуникативные: умение анализировать, сравнивать, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные: умение определять тему и цель деятельности на уроке.

  1. 3. Постановка учебной задачи

Ребята, а где и откуда мы можем добыть знания и сведения о воде?

Что уже вам знакомо? Что вы ещё не знаете? А что бы вам хотелось узнать ещё? Уточним тему нашего урока.

Открывается вторая часть темы « и её свойства»

Как люди используют воду?

Какую роль играет вода для растений и животных?

Какими свойствами обладает вода? Перечислите.


Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

(Вода.)

Сегодня мы узнаем, как вода превращается в туман или может стать кусочком льда, каковы возможности воды-растворителя.



Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Высказывают своё мнение


Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов;

познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение — формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы

4. Изучение новых знаний и способов действий


Работа по учебнику, практическая работа, в том числе с использованием ИКТ.


Обсуждение (в парах, группах).

Формулирование вариантов выводов.

обобщение

Проведем опыт. Возьмите стакан с водой. Насыпьте соль и размешайте её. Что происходит с кристаллами соли? (Они становятся все меньше и меньше и скоро совсем исчезнут.)

Но исчезла ли соль? (Нет, она растворилась.)

Проведем аналогичный опыт с сахаром. Что произошло? (Сахар тоже растворился в воде.)

Следующий опыт проведем с речным песком. Возьмем стакан с водой и добавим речной песок. Что произошло? (Песчинки падают на дно стакана и лежат там, не изменяясь.)

Запишите результаты ваших наблюдений в тетрадь:

  • Сахарный песок – растворяется в воде.

  • Соль – растворяется в воде.

  • Речной песок – не растворяется в воде.

Попробуйте на вкус воду. (Она не имеет вкуса.) Внимание! Если вы не знаете, чист ли источник, пить из него воду нельзя!

Как очистить воду от нерастворимых веществ? (С помощью фильтра.)

Что такое фильтрование? (Очистка воды от нерастворимых примесей.)

Почему родниковая вода чистая? (Она проходит сквозь толстый слой песка и очищается.)

Чем отличается вода от куска дерева или камня? Их можно взять в руки, бросить на пол? (Вода жидкая, её нельзя взять в руки.)

Что произойдет, если вы возьмете воду в руки? (Она будет вытекать.)

Имеет ли какую-нибудь форму вода? (Не имеет.)

Можно ли её положить на стол? Что произойдет?

Давайте нальем воду в стакан. Какую форму она приняла? (Форму стакана.)

Нальем воду в кувшин. Какую форму она приняла? (Форму кувшина.)

Что же такое вода? (Жидкость.)

Жидкость не имеет своей формы, а принимает форму сосуда, в котором находится. Жидкость легко изменяет свою форму, растекается.

Какие жидкости вы знаете? (Вода, молоко, сок, бензин.)

Чем жидкость отличается от твёрдых тел? (Не имеет формы, растекается.)

Посмотрите на аквариум с рыбками. Что можно сказать о воде? Что вы там видите?

Как доказать, что вода прозрачна? Проведём опыт. На столе два стакана. В один наливаем воду, в другой – молоко. В оба опускаем ложки. Что вы видите? Что можно сказать о воде и о молоке? (Молоко – белое, а вода – прозрачная.)


Проведение опытов. Распределение обязанностей между учащимися: экспериментаторы (проводят опыты), фотографы (фотографирование этапов проведения каждого опыта и его результата), художники (зарисовывают этапы проведения каждого опыта и его результата), ученые (описывают этапы проведения каждого опыта и его результата).

Проводят самоконтроль.

Регулятивные – принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя; познавательные – выделяют свойства воды в определённой последовательности коммуникативные – воспринимают мнение сверстников, проявляют интерес к общению на уроке

5. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным

Вы были на речке или озере? Наблюдали за обитателями водоемов? Всегда ли видно дно водоёма? (Во многих речках или озёрах вода такая чистая и прозрачная, что в ясный летний день мы можем наблюдать рыб, плавающих на глубине. В мутной воде во время весеннего половодья рыб не видно. Мутная вода не прозрачна.)

Какого цвета вода? (Прозрачная.)

Посмотрите на наши стаканы с водой и молоком. Какого цвета жидкость в стаканах? (Молоко – белое, а вода – бесцветная.)

Как определить запах жидкости? (Понюхать.)

Как правильно определить запах? (На расстоянии 20–30 см от лица держать сосуд с жидкостью. Затем движениями руки направлять поток воздуха в свою сторону.)

Почему необходимо так делать, а не совать нос во все емкости? (Можно резким запахом обжечь носовую полость.)

Давайте узнаем, имеет ли вода запах. (Вода без запаха.)

Какой вкус у воды? (Не имеет вкуса.)

Почему говорят, что вода «сладкая»? (Когда очень хочется пить.)

После дождя улицы и крыши домов мокрые. Но появится солнце, и все высыхает. Куда девается вода? (Она испаряется, превращается в невидимый пар, который расходится в воздухе.)

Что происходит с водой в реках, озерах, морях? (Она тоже испаряется.)

Поставим тарелку с водой и стакан с водой. Где быстрее испарится вода? (Из тарелки вода быстрее испаряется, чем из стакана. Чем больше поверхность воды, тем быстрее идёт испарение.)

Что происходит с водой в холодную погоду? (Она тоже испаряется, но не так быстро, как в тёплую.)

Летом вывешивают мокрое выстиранное бельё. Что происходит с бельём? (Оно через некоторое время становится сухим.)

Куда исчезла вода? (Она превратилась в водяной пар, испарилась.)


Выделяют утверждения.










Делятся на группы обсуждают вопросы, предполагают, выдвигают гипотезы, готовят ответ.

















Классифицируют полученные данные. Сравнивают их и анализируют. Группы выступают со своими выводами.

Регулятивные – выполняют учебные действия на основе алгоритма действий. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные – используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления

6. Подведение итогов.














Итоговая рефлексия учебной деятельности.

Как человек использует свойства воды? Рассмотрите рисунки на с. 54–55 и расскажите, как в хозяйстве используются свойства воды, для чего укрепляют берега рек.

О каких удивительных свойствах воды вы узнали?

Вода – жидкость: без цвета, без вкуса, без запаха, текучая, прозрачная, не имеет формы, испаряется.

Вода растворяет соль и сахар, но не растворяет песок и глину.

Какое свойство воды вы используете, когда моете руки, посуду? (Вода необходима не только для питья и приготовления пищи, но и для поддержания чистоты нашего тела, посуды, одежды, жилища.)


Существует очень умное выражение: каждый день добавляет частицу мудрости. Что этот урок добавил к вашему багажу знаний? Где в жизни пригодятся нам знания о свойствах воды, полученные сегодня на уроке?

— Как вы думаете, всё ли мы узнали о воде?



Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Работают с электронным приложением к учебнику «Окружающий мир», выполняя интерактивное задание «Тренажёр»







Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

7. Задание на дом

Рассказать родителям о свойствах воды. Задание №8 в тетради для самостоятельной работы.





Список использованных источников информации

  1. 1.Федотова О.Н. Окружающий мир. 2 класс: учебник / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. — М.: Академкнига / Учебник, 2012.

  2. 3.Федотова О.Н. Окружающий мир. 2 класс: хрестоматия / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. — М.: Академкнига / Учебник, 2012.

  • https://festival.1september.ru

  • Картинки с сайта: https://images.yandex.ru

  • https://sites.google.com



7


Свежие документы:  Мастер-класс по оригами «Весенний букет» 1 – 3 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: