Основные понятия
Почва – это верхний плодородный слой земли Чернозём – богатая перегноем почва Плодородие –способность почвы обеспечивать растения питательными веществами Почвоведы, агрономы | Ресурсы: — основные — дополнительные | Учебник, энциклопедия, материалы для опытов, тесты Презентация |
Организация пространства | Учебный кабинет |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
УУД |
I. Самоопределение к деятельности Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. Создание мотивации. | Приветствие -Сегодня на уроке нас ждет интересная и разноплановая работа. Покажите сигнальным знаком какое у вас настроение .Я вижу вы готовы . -Посмотрите сколько разных емкостей, стаканов, лупы. Как, вы думаете на что похож кабинет сегодня? -Верно, а мы с вами ученые исследователи. Если, вы мне позволите я буду научным руководителем нашей лаборатории. Как мы должны работать? | Поднимают карточку На лабораторию Правильно, быстро, организованно, давать правильные ответы, быть внимательными. | Ответы на вопросы учителя | Познавательные: что такое лаборатория Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, |
II. Актуализация знаний Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | — Прежде чем мы приступим к нашему исследованию, давайте послушаем историю- загадку и определим тему нашего исследования. — О какой кладовой шла речь? Сл.1-2 – Цель и задачи -Кто догадался, какова тема нашего исследования? — Верно мы узнаем из чего состоит почва, будем наблюдать за почвой в опытах, выясним из чего она состоит, узнаем об обитателях почвы, сделаем вывод о почве. | Девочка читает историю- загадку О почве Тема исследования почва. … мы можем узнать состав почвы. Мы живем в селе, у каждого есть огород, нам просто необходимо знать, какая почва пригодна для выращивания растений, плодов. | Ответы на вопрос учителя Найти объяснение слова «Почва» Почва – это верхний плодородный слой земли. | Познавательные: «Земля» — название нашей планеты, на которой мы живем, имя собственное. «земля» — слой почвы. Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам Регулятивные: ставим цель и задачи |
III. Постановка учебной задачи Цель: Формулирование темы урока | —Как можно назвать предметы, которые изображены? (плоды) -А как они появляются в почве (родятся) Родятся они в чудесной кладовой. Положишь в неё весной 1 зернышко, а осенью снимешь целый богатый колос, 1картошка превращается в десяток, а горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Давайте объединим эти два слова и получим новое – плодородие – Сл.7 Посоветуйтесь группой и попробуйте найти верное определение слову Вот это и есть главное, основное свойство почвы. Чем почва плодороднее, тем лучше и богаче урожай, дающий нам здоровую пищу.Великий учёный В. В. Докучаев писал, что почва дороже золота. Без него прожить можно, а без почвы нельзя. Поэтому Землю называют различными добрыми словами – матушка, кормилица, землица родная, земелька… Сл.8 | Подберите правильное высказывание о том, что значит слово «плодородие» | Земля кормит не только человека, но и птиц, насекомых, зверей. Плодородие – это способность почвы обеспечивать растения питательными веществами, влагой и давать урожай.
| Познавательные: «Земля» — кормилица, матушка. Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам |
IV. Открытие учащимися новых знаний Цель: Узнать, как и где дети видели почву. | -Ребята , а где вы видели почву? -Значит растения рас тут там где есть почва? — Давайте представим , что к нам в лабораторию поступила почва. -У вас на столах лежит почва. Рассмотрите какого она цвета? -Возьмите лупу. Какие частички мы можем увидеть в почве? — Как вы думаете из чего же состоит почва? | На даче, в поле, огороде Работа в группах: Почва серая, черная. Корешки растений, их листья, части тела животных: крылья, ножки. Из остатков растений и животных. | Наличие почвы является одним из самых главных условий обитания. Рассматривая почву уч-ся делают вывод . | Познавательные :Почему не всякая почва является местом обитания Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам Регулятивные: ставим цель и задачи Личностные: умение работать в группе |
V. Практическая работа Цель: Дать возможность узнать о составе почвы Физкультминутка | — А как узнать о составе почвы? Работа в группах – опыты C-3,4,5 -Ну что же , ребята будем продолжать узнавать состав почвы ? Опыт № 5 -Посмотрите я буду нагревать почву над пламенем спиртовки. Над почвой я буду удерживать стекло. Наблюдаем, что поднимается над почвой? — Что увидели на стекле? -Откуда на стекле появилась вода? Вывод: Опыт № 6 Снимем стекло, продолжим нагревать почву. Прокалённую почву высыпаем в воду, размешиваем. Даем немного отстояться, профильтруем и капнем немного воды на сухое стекло. Прогреем его над огнем. Вывод по Сл. —А теперь ребята сделаем производственную паузу — отдохнем Ух, ты, семечко зерно( руки в стороны) Ляжешь в борозду на дно! (присед) Ты, не бойся, золотое ( руки к лицу) Ничего что там темно ( закрываем глаза) К свету, к солнцу, из земли ( руки вверх) Ты росток скорей пошли (потянуться) Как весною в ранний час семена взошли у нас ( повороты) Вышли к солнышку из тьмы ,здравствуй , солнце, это мы!( махи руками) | Выполнить практическое задание, сделайте выводы. Приготовьтесь к защите своих выводов ПАР Капельки воды в почве есть вода Что почувствовали? Вывод: почва состоит из отмерших растений и животных Что произошло? Вывод: вода испарилась, остался налёт минеральных солей | : Опыт 1 группы Возьмите горшок с почвой Налейте туда немного воды Держите горшок над пустым стаканом. Что вы наблюдаете? Ответ: мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан _____________. Мы сделали вывод, что почва_____________________воду . Опыт 2 группы. Возьмите стакан с водой. Добавьте туда почвы. Размешайте стеклянной палочкой. Подождите немного и посмотри на дно. Что наблюдаете? Ответ: в стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что ____________. На дно выпал осадок. Это ___________, поверх которого высплыли частички_______________________. Значит, в почве есть ______________. (ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, останки живых организмов, всплыл мусор) Опыт 3 группы. Возьмите стакан с водой. Бросьте туда комочек почвы. Что наблюдаете? Ответ: мы взяли стакан с водой и бросили туда комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят___________________. Значит в поче есть________________. (ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, останки живых организмов, мусор) гр: Опыт 4 группы. Возьмите фильтрованную бумагу Насыпьте на неё немного почвы. Плотно придавите её к бумаге вторым листом. Стряхните почву обратно в стакан. Что вы наблюдаете? Ответ: мы взяли, салфетку насыпали на неё немного почвы. Потом придавили её к бумаге. На бумаге осталось __________. Это__________. Она появилась из почвы. Значит в почве есть _________. Ответы на вопрос учителя | Познавательные:состав почвы Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам, умение представить вывод Регулятивные: ставим цель и задачи, делаем выводы Личностные: умение работать в группе, находить общее решение |
VІ . Открытие нового знания VII. . Рефлексия Цель: Осознание учащимися своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей, группы и всего класса Реклама дополнительной литературы —Ну а чтобы стать научным руководителем вы должны оставаться внимательными, любознательными и самостоятельно читать дополнительный материал который вы найдете ( в энциклопедии, в справочнике ) | И так, коллективно, своим плодотворным трудом, мы смогли узнать о составе почвы. -Давайте попросим старших лаборантов от каждой группы сделать выводы о составе почвы -Ребята послушайте подземного жителя. —Какие животные живут в почве? —Посмотрите какую стенгазету выпустила наша редколлегия? Молодцы! Cлово «плодородие» —Как можно назвать предметы, которые лежат в вазе? -А как они появляются? — Родятся они в чудесной кладовой. — Давайте объединим эти два слова и получим новое – плодородие — Подберите правильное высказывание о том, что значит слово «плодородие» -Вот это и есть главное свойство почвы. — А почему человек селится в большей степени там, где почва более плодородна? Чем почва плодороднее, тем лучше и богаче урожай, дающий нам здоровую пищу. — Ребята мы с вами опытным путем исследовали почву. А как вы думаете есть наука которая изучает почву? —Эта наука называется почвоведение. —А вот кто был ее основоположником расскажет нам Даниил( сообщение о Докучаеве) -Кто же был основоположником, создателем науки почвоведение? —Докучаев говорил « Почва дороже золота. Без золота человек сможет прожить, а без почвы нет» Поэтому Землю называют различными добрыми словами – матушка, кормилица, землица родная, земелька. —Ребята, а как называется регион, где мы живем? В разных местах нашей страны почвы разные только у нас в Мордовии около 20 видов почв. Изучением почвы в Мордовии занимаются ученые , студенты МГУ им. Огарева. У нас в поселке Ялга есть улица Докучаева. -Поделитесь впечатлениями об уроке. -Какое ваше настроение? -Как вы сможете использовать свой новый опыт? С.21-22 -Вы действительно настоящие исследователи, поэтому многие из вас получат знак «Юный исследователь» | Делают выводы плоды родятся плодородие Плодородие – это способность почвы обеспечивать растения питательными веществами, влагой и давать урожай -Сегодня на уроке было интересно… — Больше всего мне понравилось… — Знания полученные на уроке я смогу использовать, работая с родными на садовом участке, ухаживая за комнатными растениями, разгадывая кроссворды. | вода, перегной, воздух, глина, песок, минеральные соли Вывод : Кто живет под землей? червяки, кроты, полевки- мыши, личинки насекомых Вывод: земля – чтобы жить! Cигнальные карточки настроения Знак «Юный исследователь» | Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам, умение представить вывод Регулятивные: ставим цель и задачи, делаем выводы Личностные: умение работать в группе, находить общее решение |
VII. Д/з Учебник с.68-70,сочинить сказку- путешествие крота из земли. Цель: Закрепить и систематизировать знания, полученные на уроке | – спасибо за работу | | | Познавательные:состав почвы Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам, умение представить вывод Регулятивные: ставим цель и задачи, делаем выводы |