Урок для 3 класса по теме: «Почва и ее свойства. Почва- среда жизни организмов»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ялгинская средняя общеобразовательная школа»

Городского округа Саранск

Республики Мордовия




Урок – исследование по предмету окружающий мир


Почва и ее свойства. Почва- среда жизни организмов.


Класс: 3класс











Подготовила учитель начальных классов

Силякова Светлана Николаевна




Г. о. Саранск

2013

Разработала и провела – Силякова С.Н.

учитель начальных классов

МОУ «Ялгинская СОШ»

Тема урока: Почва и ее свойства. Почва- среда жизни организмов.


Класс: 3класс


УМК: «Планета знаний»


Тип урока: изучение нового материала


Цель: сформировать представление о почве, её составе и о обитателях почв.


Задачи:

  1. сформировать представление о почве , о составе;

  2. делать выводы на основе проведенных опытов;

  3. воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе;

  4. прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы


Формируемые УУД:

  1. Познавательные – развивать способность познавать окружающий мир, осуществляя целенаправленный поиск на основе обработки использованной информации

  2. Личностные – продолжить учиться работать в группах, воспитывать толерантность

  3. Регулятивные – формировать умение ставить цель урока, контролировать запас своих знаний и выделять вопросы, на которые еще не знаешь ответа, учить правильному построению алгоритма действий

  4. Коммуникативные – развивать умение участвовать в диалоге и передачи информации языковыми средствами


Оборудование: доска, проектор, компьютер, горелка, штатив, земля, вода, спички, стаканчики, лупы, презентация



Литература:

  1. учебник «Окружающий мир. 3 класс. УМК «Планета знаний» Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов Издательство «Астрель» Москва. 2012год.

  2. Тетрадь рабочая по окружающему миру, 3 класс. УМК «Планета знаний», И Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов Издательство «Астрель» Москва. 2012год

3. С.А. Воробьев М.Г. Аваев. «Лабораторно-практические занятия по почвоведению и земледелию». Г.Москва изд. с/х литуратуры.

  1. 4Н.Польский рассказы о почве. Москва «просвещение», 1977

































ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА:



Основные понятия

Почва – это верхний плодородный слой земли

Чернозём – богатая перегноем почва

Плодородие –способность почвы обеспечивать растения питательными веществами

Почвоведы, агрономы

Ресурсы:

— основные

— дополнительные


Учебник, энциклопедия, материалы для опытов, тесты

Презентация

Организация пространства

Учебный кабинет


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты


УУД

I. Самоопределение к деятельности

Цель:

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Создание мотивации.



Приветствие


-Сегодня на уроке нас ждет интересная и разноплановая работа. Покажите сигнальным знаком какое у вас настроение .Я вижу вы готовы .

-Посмотрите сколько разных емкостей, стаканов, лупы. Как, вы думаете на что похож кабинет сегодня?

-Верно, а мы с вами ученые исследователи. Если, вы мне позволите я буду научным руководителем нашей лаборатории. Как мы должны работать?






Поднимают карточку





На лабораторию





Правильно, быстро, организованно, давать правильные ответы, быть внимательными.



Ответы на вопросы учителя











Познавательные: что такое лаборатория

Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,


II. Актуализация знаний

Цель:

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

— Прежде чем мы приступим к нашему исследованию, давайте послушаем историю- загадку и определим тему нашего исследования.

— О какой кладовой шла речь?



Сл.1-2 – Цель и задачи


-Кто догадался, какова тема нашего исследования?


— Верно мы узнаем из чего состоит почва, будем наблюдать за почвой в опытах, выясним из чего она состоит, узнаем об обитателях почвы, сделаем вывод о почве.








Девочка читает историю- загадку


О почве






Тема исследования почва.


мы можем узнать состав почвы.

Мы живем в селе, у каждого есть огород, нам просто необходимо знать, какая почва пригодна для выращивания растений, плодов.






Ответы на вопрос учителя













Найти объяснение слова «Почва»





Почва – это верхний плодородный слой земли.


Познавательные: «Земля» — название нашей планеты, на которой мы живем, имя собственное.
«земля» — слой почвы.


Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,

доказательствам


Регулятивные: ставим цель и задачи


III. Постановка учебной задачи

Цель:

Формулирование темы урока

Как можно назвать предметы, которые изображены? (плоды)

-А как они появляются в почве (родятся)

Родятся они в чудесной кладовой. Положишь в неё весной 1 зернышко, а осенью снимешь целый богатый колос, 1картошка превращается в десяток, а горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.

Давайте объединим эти два слова и получим новое – плодородие –

Сл.7

Посоветуйтесь группой и попробуйте найти верное определение слову


Вот это и есть главное, основное свойство почвы.

Чем почва плодороднее, тем лучше и богаче урожай, дающий нам здоровую пищу.Великий учёный В. В. Докучаев писал, что почва дороже золота. Без него прожить можно, а без почвы нельзя.

Поэтому Землю называют различными добрыми словами – матушка, кормилица, землица родная, земелька… Сл.8





















Подберите правильное высказывание о том, что значит слово «плодородие»

Земля кормит не только человека, но и птиц, насекомых, зверей.

















Плодородие – это способность почвы обеспечивать растения питательными веществами, влагой и давать урожай.


Познавательные: «Земля» — кормилица, матушка.


Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам

IV. Открытие учащимися новых знаний

Цель:

Узнать, как и где дети видели почву.


-Ребята , а где вы видели почву?

-Значит растения рас тут там где есть почва?

— Давайте представим , что к нам в лабораторию поступила почва.

-У вас на столах лежит почва. Рассмотрите какого она цвета?

-Возьмите лупу. Какие частички мы можем увидеть в почве?

— Как вы думаете из чего же состоит почва?

На даче, в поле, огороде







Работа в группах:


Почва серая, черная.


Корешки растений, их листья, части тела животных: крылья, ножки.


Из остатков растений и животных.

Наличие почвы является одним из самых главных условий обитания.







Рассматривая почву уч-ся делают вывод


.

Познавательные :Почему не всякая почва является местом обитания


Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,

доказательствам


Регулятивные: ставим цель и задачи



Личностные: умение работать в группе

V. Практическая работа

Цель:

Дать возможность узнать о составе почвы


















































































































































Физкультминутка





— А как узнать о составе почвы?


Работа в группах – опыты


C-3,4,5









































































































-Ну что же , ребята будем продолжать узнавать состав почвы ?


Опыт № 5

-Посмотрите я буду нагревать почву над пламенем спиртовки. Над почвой я буду удерживать стекло. Наблюдаем, что поднимается над почвой?


— Что увидели на стекле?

-Откуда на стекле появилась вода?

Вывод:








Опыт № 6


  1. Снимем стекло, продолжим нагревать почву.



  1. Прокалённую почву высыпаем в воду, размешиваем. Даем немного отстояться, профильтруем и капнем немного воды на сухое стекло. Прогреем его над огнем.


Вывод по Сл.


—А теперь ребята сделаем производственную паузу — отдохнем


Ух, ты, семечко зерно( руки в стороны)

Ляжешь в борозду на дно! (присед)

Ты, не бойся, золотое ( руки к лицу)

Ничего что там темно ( закрываем глаза)

К свету, к солнцу, из земли ( руки вверх)

Ты росток скорей пошли (потянуться)
Как весною в ранний час семена взошли у нас ( повороты)

Вышли к солнышку из тьмы ,здравствуй , солнце, это мы!( махи руками)



Выполнить практическое задание, сделайте выводы. Приготовьтесь к защите своих выводов























































































































ПАР


Капельки воды


в почве есть вода










Что почувствовали?

Вывод: почва состоит из отмерших растений и животных





Что произошло?

Вывод: вода испарилась, остался налёт минеральных солей



: Опыт 1 группы

  1. Возьмите горшок с почвой

  2. Налейте туда немного воды

  3. Держите горшок над пустым стаканом.




Что вы наблюдаете?

Ответ: мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан _____________. Мы сделали вывод, что почва_____________________воду

.


Опыт 2 группы.

  1. Возьмите стакан с водой.

  2. Добавьте туда почвы.

  3. Размешайте стеклянной палочкой. Подождите немного и посмотри на дно. Что наблюдаете?

Ответ: в стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что ____________. На дно выпал осадок. Это ___________, поверх которого высплыли частички_______________________. Значит, в почве есть ______________.

(ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, останки живых организмов, всплыл мусор)





Опыт 3 группы.

  1. Возьмите стакан с водой. Бросьте туда комочек почвы. Что наблюдаете?

Ответ: мы взяли стакан с водой и бросили туда комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят___________________. Значит в поче есть________________.

(ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, останки живых организмов, мусор)

гр:


Опыт 4 группы.

  1. Возьмите фильтрованную бумагу

  2. Насыпьте на неё немного почвы.

  3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.

  4. Стряхните почву обратно в стакан.

  5. Что вы наблюдаете?

Ответ: мы взяли, салфетку насыпали на неё немного почвы. Потом придавили её к бумаге. На бумаге осталось __________. Это__________. Она появилась из почвы. Значит в почве есть _________.



Ответы на вопрос учителя



Познавательные:состав почвы


Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,

доказательствам, умение представить вывод


Регулятивные: ставим цель и задачи, делаем выводы


Личностные: умение работать в группе, находить общее решение

VІ . Открытие нового знания










































































































VII. . Рефлексия


Цель:

Осознание учащимися своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей, группы и всего класса












Реклама дополнительной литературы


—Ну а чтобы стать научным руководителем вы должны оставаться внимательными, любознательными и самостоятельно читать дополнительный материал который вы найдете ( в энциклопедии, в справочнике )



И так, коллективно, своим плодотворным трудом, мы смогли узнать о составе почвы.

-Давайте попросим старших лаборантов от каждой группы сделать выводы о составе почвы









-Ребята послушайте подземного жителя.


—Какие животные живут в почве?

—Посмотрите какую стенгазету выпустила наша редколлегия? Молодцы!









Cлово «плодородие»


Как можно назвать предметы, которые лежат в вазе?

-А как они появляются?

— Родятся они в чудесной кладовой.

— Давайте объединим эти два слова и получим новое – плодородие


— Подберите правильное высказывание о том, что значит слово «плодородие»







-Вот это и есть главное свойство почвы.


— А почему человек селится в большей степени там, где почва более плодородна?


Чем почва плодороднее, тем лучше и богаче урожай, дающий нам здоровую пищу.

— Ребята мы с вами опытным путем исследовали почву. А как вы думаете есть наука которая изучает почву?

—Эта наука называется почвоведение.

—А вот кто был ее основоположником расскажет нам Даниил( сообщение о Докучаеве)

-Кто же был основоположником, создателем науки почвоведение?

—Докучаев говорил « Почва дороже золота. Без золота человек сможет прожить, а без почвы нет»


Поэтому Землю называют различными добрыми словами – матушка, кормилица, землица родная, земелька.



—Ребята, а как называется регион, где мы живем? В разных местах нашей страны почвы разные только у нас в Мордовии около 20 видов почв. Изучением почвы в Мордовии занимаются ученые , студенты МГУ им. Огарева. У нас в поселке Ялга есть улица Докучаева.









-Поделитесь впечатлениями об уроке.

-Какое ваше настроение?



-Как вы сможете использовать свой новый опыт?

С.21-22





-Вы действительно настоящие исследователи, поэтому многие из вас получат знак «Юный исследователь»






Делают выводы


























плоды


родятся



плодородие





Плодородие – это способность почвы обеспечивать растения питательными веществами, влагой и давать урожай
































































-Сегодня на уроке было интересно…

— Больше всего мне понравилось…


— Знания полученные на уроке я смогу использовать, работая с родными на садовом участке, ухаживая за комнатными растениями, разгадывая кроссворды.










вода, перегной, воздух, глина, песок, минеральные соли







Вывод : Кто живет под землей?


червяки, кроты, полевки- мыши, личинки насекомых


Вывод: земля – чтобы жить!




























































































Cигнальные карточки настроения










Знак «Юный исследователь»

Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,

доказательствам, умение представить вывод


Регулятивные: ставим цель и задачи, делаем выводы


Личностные: умение работать в группе, находить общее решение

VII. Д/з Учебник с.68-70,сочинить сказку- путешествие крота из земли.



Цель:

Закрепить и систематизировать знания, полученные на уроке





спасибо за работу




Познавательные:состав почвы


Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,

доказательствам, умение представить вывод


Регулятивные: ставим цель и задачи, делаем выводы







Используемая литература:

С.А. Воробьев М.Г. Аваев. «Лабораторно-практические занятия по почвоведению и земледелию». Г.Москва изд. с/х литуратуры.

Б.Н.Польский рассказы о почве. Москва «просвещение», 1977


Автофигура 1

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Охрана животных"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: