МБОУ средняя общеобразовательная школа № 1 г. Покров
Петушинского района
Владимирской области
Урок окружающего мира 4 класс.
Тема: «Права людей в гербах городов Владимирской земли»
Печенкина Нина Владимировна
Учитель начальных классов
Высшая квалификационная категория
ТЕМА: Права человека в гербах Владимирской земли.
Цель: 1. Знакомить детей с гербами: российским, губернским и городов Владимирской земли:
А) содержанием гербов
Б) проследить связь содержания гербов с отражением в них прав личности, с государственной защитой человека с древних времён.
Развивать познавательную активность детей. Обобщить
исследовательскую работу учеников по теме «Гербы Владимирских
городов».
Воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою
страну, богатую традициями и талантами людей.
I. Организационный момент.
Сегодня мы продолжаем работать по теме «Гербы», а в частности будем говорить о гербах городов Владимирской земли.
Чтение детьми темы урока.
Как вы думаете, почему в теме урока присутствуют слова «права человека»?
(Ответы детей)
II. Вступительное слово учителя к теме урока:
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.
Одновременно с ними возникли и Главные вопросы:
Что люди могут, а что не могут?
Что люди обязаны делать, а что — нет?
На что они имеют право, а на что не имеют?
Без ясного ответа жизнь превращалась в неразбериху. И люди решали эти вопросы в совместных беседах, спорах и даже драках, с помощью международных переговоров, войн, при помощи религии.
И поняли люди, что нельзя давать права одному человеку, а у других их отбирать. Каждый живущий на Земле человек имеет равные права, независимо от национальности, местожительства, вероисповедания.
Люди решили Главные вопросы, и появились на свет Всеобщая Декларация прав человека, которую приняли все государства. Человек — высшая ценность, и государство, в котором он живёт, охраняет его и бережёт.
III. Свои права люди отражали и на гербах.
Герб — символ государства, города, семьи и даже отдельного человека. Он отражает экономическую жизнь, военные заслуги или несёт в себе религиозные мотивы.
Кроме того, на любом гербе можно как бы прочитать, чем живёт человек, его мечты и стремления.
Я предлагаю начать путешествие.
IV. Обзор гербов (российский, губернский)
Показываю герб России.
Ученица: Двуглавый орел гордо и независимо обозревает бескрайние просторы России, охраняет державу от врагов. Он символизирует право россиян на мировую, спокойную жизнь, независимость от врагов.
Учитель: Россия — огромная держава, простирается на тысячи километров с востока на запад, с севера на юг. И поэтому орёл изображён двуглавым. Он держит в лапах жезл и скипетр, а на головах царские короны. Это символ державной власти. Государство хранит мир и спокойную жизнь россиян.
Россия в древние времена делились на множество отдельных княжеств. Одним из самых древних было Владимирское княжество. Каждый имел тоже герб.
Показываю первый герб Владимира.
Изображён грозный лев с жезлом в лапе.
— Почему он такой грозный? (междоусобные войны
между князьями).
Со временем изображение льва поменяли на более доброго.
Ученица: Границы Владимирского княжества охраняет лев в короне, который держит в лапах серебряный жезл. Это тоже символ неприкосновенности границ. Лев охраняет свободу и независимость городов Владимирского княжества от врагов.
И недаром льва изобразили все города княжества в верхней части своих гербов.
V. На доске карта древних городов Владимирского края.
Учитель показывает. А ученики называют города. Нижняя часть
гербов расскажет многое о жизни людей, о правах, к которым они
стремились.
Ученики показывают гербы блоками, читают наизусть короткие тексты.
Ремёсла:
Александров — на гербе города Александровна изображены слесарные тиски и две наковальни по сторонам. Они символизируют, что в городе производились изрядные слесарные работы.
ШУЯ — город славился мыловаренным промыслом.
Меленки — город Меленки славился хорошими мельницами. И из соседних уездов съезжались крестьяне, чтобы намолоть доброй муки на зиму.
Учитель показывает карточки и читает права, которые как бы прописывались на гербах.
Дети доказывают примерами по городам.
Земледелие:
Гороховец — на гербе Гороховца изображены на золотом поле стручки гороха, выращенные на богатых чёрных землях.
Юрьев-Польский — Юрьев-Польский славился богатыми на урожай вишнёвыми садами.
Переславль — на озёрах Переславля водилось много рыбы, которая подавалась даже к царскому столу.
Судогда — Судогодские края славились заливными лугами. Трое граблей на зеленом фоне изображены в знак обильного сенокоса.
Учитель показывает карточки, а дети доказывают
практическими примерами правоту.
Свобода и независимость:
Вязники — название города Вязники связано с легендой. Татарский наместник Кий посягал на свободу поселян. Русские люди его ненавидели. Когда однажды он увяз в болоте вместе со своим конем, все кричали: «Вязни, Кий!» Никто не хотел спасать его.
Муром — город Муром много раз сжигали дотла монголо-татары за то, что он был центром торговли. Много веков город стоял против врага дубовой крепостью. А вот в герб свой муромчане вписали 3 калача, как право каждого человека быть сытым и свободным.
Суздаль — суздальцы вписали в свой герб отважную, свободолюбивую птицу сокола. Надетая на голову сокола корона символизирует, что Суздаль был в прошлом княжеством, как и Владимир.
Карточки
Религия:
Киржач — город Киржач стоял в дремучих лесах, где водилось много зверей. На гербе города сова с распростертыми крыльями, как символ дикости тех лет.
Комментарии учителя о Сергие Радонежском, о киржачских раскольниках, уединяющихся в леса.
Карточки
Покров — в синем лоне выходящие из облаков руки Богородицы, держащие золотой покров, охраняющий горожан от бед и невзгод.
VI. Учитель читает былину « В Володимирских то было во лесах…»
В Володимирских то было во лесах,
При дороге то было при Владимирке,
Да у тихой реченьки, у Шитушки,
Тут раскинулась старинна слобода, Монастырь тут был да Святого Антония. Жили тут люди добрые,
Люди добрые, люди русские.
Они лес рубили, пахали пашенку,
Они в лес на зверя похаживали,
И у дома скотинку приваживали,
Пели песни они, деток нянчили.
Но пришел злой враг на родимую Русь,
И разбойное то воинство,
Злые тяти — паны поляцкие.
Уж жгли они нашу слободушку,
И сожгли они церковь Божию.
Всех побили они, не жалеючи.
Малых деток жгли на глазах матерей.
Стариков топили в Шитском озере.
Всё за то, что мужики-то слободские
Не хотели жить под чужой пятой.
Били панов они, по лесам хоронясь.
А и самый храбрый из них Никодимушка,
Никодимушка, бобыль слободской.
Он на поле брани живота не жалел.
За святую Русь проливал он кровь,
Он косою махнет — сразу семерых убьет.
Он рогатиной ткнет, сразу восьмерых- пробьет.
А как выбили панов с родной земли,
Пепелище, разор увидели.
Плач пошел по убиенным,
По сожженным да утопленным.
А девчоночка малая — Настенька,
Маленькая дочурочка,
Она к тятьке бежит да рассказывает:
«Я от злого ворога убежать смогла,
Я в густой траве схоронилася,
А потом на пожарище
У церкви святого Антония
Я иконку нашла Божьей Матери,
Божьей Матери со святым Покровом.»
И сказали тогда святые отцы:
«Знать, знамение это Божие,
И грядет возрождение родной слободы
Под покровом защитницы Божьей Матери.
И мы храм возведем в честь иконы той,
И село назовем Покровское»
Учитель: Богородица — символ веры православных христиан. Она охраняет людей от врагов, невзгод и бед. И не зря покровчане вписали в свой герб ее руки, держащие покров. Мы уважаем другие религии, но в то же время русские люди имеют право на свою, православную веру.
VII. Красив наш уютный провинциальный город Покров в любое время года.
Мы имеем право жить свободно в своем родном городе, ходить по его улочкам, потому что это наша Родина.
Видеозапись «Осенний Покров».
Песня «О Покрове».
Стихи Ястребова «О Покрове».
Святым покрывалом он венчанный,
Этот край, где родился и вырос я…
Ведь она с Покрова начинается
Золотая земля Владимирская.
Ты дорог мне красой своей неброской,
Люблю я тишину твоих садов.
Люблю прямые улицы покровские,
Старинный вид купеческих домов.
Покров, Покров, родимая сторонка,
С тобою я всем сердцем и душой.
Пою тебя и славлю песней звонкой,
Красу твою, народ твой трудовой.
Как люблю твои тихие улицы,
Древней церквушки задумчивый взгляд,
Старые клены над кровлей сутулятся,
О сокровенном со мной говоря!
Много прошли мы, пути были разные.
Нам расставаться, встречаться пришлось. Город родной, по-отечески ласковый, Все повидать нам с тобой довелось.
Хоть вековой сединою ты тронут,
Весь в новостройках, в кипенье садов?
Город строителей, город ученых —
В славном ряду небольших городов!
VIII. Игра «Узнай город»
Учитель читает кратко характеристику гербов городов Владимирского края, дети находят гербы и прикрепляют к карте.
IX. Итог урока
Что нового для себя узнали о гербах?
Что расскажете своим родителям о правах человека?