Урок окружающего мира 4 класс «Права людей в гербах городов Владимирской земли»

МБОУ средняя общеобразовательная школа № 1 г. Покров

Петушинского района

Владимирской области











Урок окружающего мира 4 класс.

Тема: «Права людей в гербах городов Владимирской земли»















Печенкина Нина Владимировна


Учитель начальных классов


Высшая квалификационная категория











ТЕМА: Права человека в гербах Владимирской земли.


Цель: 1. Знакомить детей с гербами: российским, губернским и городов Владимирской земли:

А) содержанием гербов

Б) проследить связь содержания гербов с отражением в них прав личности, с государственной защитой человека с древних времён.

  1. Развивать познавательную активность детей. Обобщить
    исследовательскую работу учеников по теме «Гербы Владимирских
    городов».

  2. Воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою
    страну, богатую традициями и талантами людей.


I. Организационный момент.

Сегодня мы продолжаем работать по теме «Гербы», а в частности будем говорить о гербах городов Владимирской земли.

Чтение детьми темы урока.

Как вы думаете, почему в теме урока присутствуют слова «права человека»?

(Ответы детей)


II. Вступительное слово учителя к теме урока:
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.
Одновременно с ними возникли и Главные вопросы:

  • Что люди могут, а что не могут?

  • Что люди обязаны делать, а что — нет?

  • На что они имеют право, а на что не имеют?

Без ясного ответа жизнь превращалась в неразбериху. И люди решали эти вопросы в совместных беседах, спорах и даже драках, с помощью международных переговоров, войн, при помощи религии.

И поняли люди, что нельзя давать права одному человеку, а у других их отбирать. Каждый живущий на Земле человек имеет равные права, независимо от национальности, местожительства, вероисповедания.

Люди решили Главные вопросы, и появились на свет Всеобщая Декларация прав человека, которую приняли все государства. Человек — высшая ценность, и государство, в котором он живёт, охраняет его и бережёт.


III. Свои права люди отражали и на гербах.

Герб — символ государства, города, семьи и даже отдельного человека. Он отражает экономическую жизнь, военные заслуги или несёт в себе религиозные мотивы.

Кроме того, на любом гербе можно как бы прочитать, чем живёт человек, его мечты и стремления.


Я предлагаю начать путешествие.





IV. Обзор гербов (российский, губернский)
Показываю герб России.

Ученица: Двуглавый орел гордо и независимо обозревает бескрайние просторы России, охраняет державу от врагов. Он символизирует право россиян на мировую, спокойную жизнь, независимость от врагов.

Учитель: Россия огромная держава, простирается на тысячи километров с востока на запад, с севера на юг. И поэтому орёл изображён двуглавым. Он держит в лапах жезл и скипетр, а на головах царские короны. Это символ державной власти. Государство хранит мир и спокойную жизнь россиян.

Россия в древние времена делились на множество отдельных княжеств. Одним из самых древних было Владимирское княжество. Каждый имел тоже герб.

Показываю первый герб Владимира.

Изображён грозный лев с жезлом в лапе.

— Почему он такой грозный? (междоусобные войны
между князьями).

Со временем изображение льва поменяли на более доброго.

Ученица: Границы Владимирского княжества охраняет лев в короне, который держит в лапах серебряный жезл. Это тоже символ неприкосновенности границ. Лев охраняет свободу и независимость городов Владимирского княжества от врагов.

И недаром льва изобразили все города княжества в верхней части своих гербов.


V. На доске карта древних городов Владимирского края.
Учитель показывает. А ученики называют города. Нижняя часть
гербов расскажет многое о жизни людей, о правах, к которым они
стремились.

Ученики показывают гербы блоками, читают наизусть короткие тексты.

Ремёсла:

Александров на гербе города Александровна изображены слесарные тиски и две наковальни по сторонам. Они символизируют, что в городе производились изрядные слесарные работы.

ШУЯ — город славился мыловаренным промыслом.

Меленки — город Меленки славился хорошими мельницами. И из соседних уездов съезжались крестьяне, чтобы намолоть доброй муки на зиму.

Учитель показывает карточки и читает права, которые как бы прописывались на гербах.

Дети доказывают примерами по городам.






  • право на развитие ремесел и промыслов

  • право на свободный труд по ремеслу

  • право на обучение ремеслу

  • право на свободное использование богатств родной земли

Земледелие:

Гороховец — на гербе Гороховца изображены на золотом поле стручки гороха, выращенные на богатых чёрных землях.

Юрьев-Польский — Юрьев-Польский славился богатыми на урожай вишнёвыми садами.

Переславль на озёрах Переславля водилось много рыбы, которая подавалась даже к царскому столу.

Судогда — Судогодские края славились заливными лугами. Трое граблей на зеленом фоне изображены в знак обильного сенокоса.

Учитель показывает карточки, а дети доказывают
практическими примерами правоту.

— право на торговлю и натуральный обмен

— право на свободу передвижения

— право пользоваться результатами своего труда

Свобода и независимость:

Вязники — название города Вязники связано с легендой. Татарский наместник Кий посягал на свободу поселян. Русские люди его ненавидели. Когда однажды он увяз в болоте вместе со своим конем, все кричали: «Вязни, Кий!» Никто не хотел спасать его.

Муром — город Муром много раз сжигали дотла монголо-татары за то, что он был центром торговли. Много веков город стоял против врага дубовой крепостью. А вот в герб свой муромчане вписали 3 калача, как право каждого человека быть сытым и свободным.

Суздаль — суздальцы вписали в свой герб отважную, свободолюбивую птицу сокола. Надетая на голову сокола корона символизирует, что Суздаль был в прошлом княжеством, как и Владимир.

Карточки

— право на независимость и свободу

— право стремиться на лучшее развитие человека и государства.

Религия:

Киржач — город Киржач стоял в дремучих лесах, где водилось много зверей. На гербе города сова с распростертыми крыльями, как символ дикости тех лет.

Комментарии учителя о Сергие Радонежском, о киржачских раскольниках, уединяющихся в леса.

Карточки







— право на свободу вероисповедания

Покров — в синем лоне выходящие из облаков руки Богородицы, держащие золотой покров, охраняющий горожан от бед и невзгод.


VI. Учитель читает былину « В Володимирских то было во лесах…»

В Володимирских то было во лесах,

При дороге то было при Владимирке,

Да у тихой реченьки, у Шитушки,

Тут раскинулась старинна слобода, Монастырь тут был да Святого Антония. Жили тут люди добрые,

Люди добрые, люди русские.

Они лес рубили, пахали пашенку,

Они в лес на зверя похаживали,

И у дома скотинку приваживали,

Пели песни они, деток нянчили.

Но пришел злой враг на родимую Русь,

И разбойное то воинство,

Злые тяти — паны поляцкие.

Уж жгли они нашу слободушку,

И сожгли они церковь Божию.

Всех побили они, не жалеючи.

Малых деток жгли на глазах матерей.

Стариков топили в Шитском озере.

Всё за то, что мужики-то слободские

Не хотели жить под чужой пятой.

Били панов они, по лесам хоронясь.

А и самый храбрый из них Никодимушка,

Никодимушка, бобыль слободской.

Он на поле брани живота не жалел.

За святую Русь проливал он кровь,

Он косою махнет — сразу семерых убьет.

Он рогатиной ткнет, сразу восьмерых- пробьет.

А как выбили панов с родной земли,

Пепелище, разор увидели.

Плач пошел по убиенным,

По сожженным да утопленным.

А девчоночка малая — Настенька,

Маленькая дочурочка,

Она к тятьке бежит да рассказывает:

«Я от злого ворога убежать смогла,

Я в густой траве схоронилася,

А потом на пожарище

У церкви святого Антония

Я иконку нашла Божьей Матери,

Божьей Матери со святым Покровом.»

И сказали тогда святые отцы:

«Знать, знамение это Божие,

И грядет возрождение родной слободы

Под покровом защитницы Божьей Матери.

И мы храм возведем в честь иконы той,

И село назовем Покровское»


Учитель: Богородица — символ веры православных христиан. Она охраняет людей от врагов, невзгод и бед. И не зря покровчане вписали в свой герб ее руки, держащие покров. Мы уважаем другие религии, но в то же время русские люди имеют право на свою, православную веру.

VII. Красив наш уютный провинциальный город Покров в любое время года.

Мы имеем право жить свободно в своем родном городе, ходить по его улочкам, потому что это наша Родина.

Видеозапись «Осенний Покров».

Песня «О Покрове».

Стихи Ястребова «О Покрове».

Святым покрывалом он венчанный,

Этот край, где родился и вырос я…

Ведь она с Покрова начинается

Золотая земля Владимирская.

Ты дорог мне красой своей неброской,

Люблю я тишину твоих садов.

Люблю прямые улицы покровские,

Старинный вид купеческих домов.

Покров, Покров, родимая сторонка,

С тобою я всем сердцем и душой.

Пою тебя и славлю песней звонкой,

Красу твою, народ твой трудовой.

Как люблю твои тихие улицы,

Древней церквушки задумчивый взгляд,

Старые клены над кровлей сутулятся,

О сокровенном со мной говоря!

Много прошли мы, пути были разные.

Нам расставаться, встречаться пришлось. Город родной, по-отечески ласковый, Все повидать нам с тобой довелось.

Хоть вековой сединою ты тронут,

Весь в новостройках, в кипенье садов?

Город строителей, город ученых —

В славном ряду небольших городов!

VIII. Игра «Узнай город»

Учитель читает кратко характеристику гербов городов Владимирского края, дети находят гербы и прикрепляют к карте.


IX. Итог урока

Что нового для себя узнали о гербах?

Что расскажете своим родителям о правах человека?



Свежие документы:  Конспект урока на тему "Почва"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: