Урок окружающего мира для 1 класса «Как питались наши предки»


МБОУ «Нововасильевская основная общеобразовательная школа»


УМК «Гармония»


Урок окружающего мира для 1 класса «Как питались наши предки»




учитель начальных классов

1 квалификационной категории

МБОУ «Нововасильевская ООШ»

Тимкова Ольга Николаевна

Подготовила и провела:



Тема: Как питались наши предки.


Цели: 1) обобщить знания учащихся о традиционной пище

наших предков, об её изменениях с течением времени

и о полезности натуральных продуктов для

организма человека;

2) развивать у учащихся следующие умения:

исследовательские, социального взаимодействия,

оценочные, информационные, презентационные,

рефлексивные и менеджерские;

3) воспитание интереса и уважения к русскому языку,

уважения к себе как его носителю; формирование

культуры речевого поведения и заботливого

отношения к качеству своей речи.


Оборудование: мультимедийная презентация урока,

газета-аппликация для КТД,

блюда наших предков, хлеб, соль, рушник,

скатерть, платки, деревянные ложки,

«Кулинарная книга» 1878 года (совр.изд.),

«Азбука здорового питания».


Литература: О.Т.Поглазова: учебник «Окружающий мир»;

О.Т.Поглазова методические рекомендации

по изучению исторического материала

в интегрированном курсе

«Окружающий мир»;

журнал «Начальная школа» №9, 2005 г.;

И.В.Бабич, В.Н.Захаров, И.Е.Уколова

«Хрестоматия по истории России», т.2, кн.1.

Ход урока.


I. Организационный момент. (слайд 1)


II. Сообщение темы, цели урока. (слайд 2)

-Сегодня на уроке мы с вами заглянем в прошлое – в жизнь наших предков. Из ваших сообщений узнаем, как они питались, почему в их времена люди меньше болели.


III. Путешествие в прошлое. (слайд 3)

1. -Сейчас мы с вами перенесёмся в прошлое. А поможет нам совершить путешествие этот забавный Домовёнок. Я вам прочитаю стихотворение Ф.Н.Слепушкина «Изба», а вы внимательно послушайте и представьте себя в том месте, которое описывает поэт.


Я о мирной жизни сельской

Вам сказать хочу, друзья!

Как в тиши здесь деревенской

Добрая живёт семья.

Старой дом с двумя окнами,

Всё простой имеет вид.

Тамо видел я икону!

Впереди она стоит.

Стол большой и весь дубовый

Не накрыт стоит ничем;

Лишь один корец кленовой

С добрым пивом был на нём! Лавки с чистыми скамьями

В той избе вокруг стоят.

Полки с кринками, с горшками,

Всё опрятно, на уряд.

Дед на печке и с детями

Сидя, лапотки плетёт

И весёлыми словами

Про старинушку поёт!


2. Работа с устаревшими словами. (слайд 4)

— В стихотворении, которое вы прослушали встретилось много устаревших слов, которые мы с вами в своей речи не употребляем. Но, может быть, кто-то слышал такие слова от своих бабушек или дедушек. А вот как трактуются эти слова в словаре В.И.Даля.

Свежие документы:  Урок окружающего мира в 1 классе на тему "Растения Иркутской области"

3. В гостях у наших предков. (слайды 5-8)

-Вот мы и оказались в прошлом. Мы в гостях у наших предков. Посмотрите, как красиво было в домах наших предков. Сейчас такие комнаты можно увидеть в музеях.(Рассматривание обстановки, домашней утвари на слайдах 5-7.) Нашему Домовёнку очень понравились такие дома и он даже согласен там поселиться.

— А вот как изобразил в 1922 году дом наших предков Сверчков Никита Кузьмич на своей картине «В старой избе». (слайд 8)

4. Мы в гостях у наших предков, а гостей всегда приглашали к столу, хоть он и был бедный. Но мы с вами знаем, что у наших предков были свои «Правила поведения за столом». Давайте их вспомним. (Ответы детей. Учитель обращается к слайду 9.)

Правила поведения за столом
Из книги «Юности честное зерцало»

  • Не хватай первым блюдо.

  • Не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало.

  • Не сопи, егда яси (когда ешь).

  • Руки не лежат долго на талерке (на тарелке).

  • Ногами везде не мотай.

  • Не утирай губ рукою.

  • Не пий, пока пищи не проглотил.

  • Не облизывай перстов и не грызи костей.

  • Над ествою не чавкай и головы не чеши.

  • Не проглотив куска, не говори.

  • Неприлично руками по столу везде колобродить, но смирно ести.

  • Вилками и ножиком по талеркам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать.

  • Должно тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.


Физминутка для глаз (слайд 10)


IV. Презентация проектов учащихся. (слайды 11, 12)

— Вот и подошло время узнать как и чем питались наши бабушки и дедушки. Об этом мы узнаем из ваших проектов, которые вы, пообщавшись со своими родственниками, подготовили к уроку.

(Каждый ученик рассказывает и демонстрирует приготовленное блюдо. Дети и гости задают выступающему вопросы.)


V. Сообщение учителя.

1. — Готовясь к сегодняшнему уроку, я просмотрела много литературы, в которой упоминается о быте наших предков. И вот что меня заинтересовало. Я хочу зачитать вам отрывок из воспоминаний немцев, которым довелось побывать в России в 17 веке.

(Зачитываю отрывок.)


В общем, они живут плохо. Внутри зданий мало запасов и утвари. У большинства не более 3-х или 4-х глиняных горшков и столько же глиняных и деревянных блюд. Мало оловянной и ещё меньше серебряной посуды. Спят они на лавках, а зимою на печи. Под печами и лавками мы у некоторых встречали кур и свиней.

Непривычны они и к нежным кушаньям и лакомствам. Ежедневная их пища состоит из крупы, репы, капусты, огурцов, рыбы свежей или солёной, — впрочем преобладает солёная. У них имеются хорошая баранина, говядина и свинина, но так как они, по религии своей, имеют столько же постных дней, сколько дней мясоеда, то они умеют из рыбы, печенья и овощей приготовлять многие разнообразные кушанья, так что ради них можно забыть мясо. Однажды нам в посту было подано 40 подобных блюд, пожалованных царём.

Между прочим, у них имеется особый вид печенья, называемый ими «пирогом». Они дают им начинку из мелкорубленой рыбы или мяса и луку и пекут в коровьем, а в посту в растительном масле; вкус их не без приятности. Этим кушаньем у них каждый угощает своего гостя, если он имеет в виду хорошо его принять. Обыкновенно кушанья у них приготовляются с чесноком и луком; поэтому в их комнаты и дома, в том числе и великолепные покои великокняжеского дворца в Кремле, и даже сами русские, и все места, где они хоть немного побывают, пропитываются запахом, противным для нас, немцев.

Для питья у простонародья служит квас, а также пиво, мёд и водка. У самых знатных лиц подаётся за столом также испанское, ренское и французское вино.


2. — И ещё немного сведений из истории (слайд 13).

  • 300 лет назад — при Петре Великом были завезены картофель и томаты. Поначалу крестьян заставляли силой выращивать картофель.

  • Через 50 лет – картофель стал в России вторым хлебом.

  • 200 лет назад – в России стали производить сахар из свёклы.

  • Попробовал царь Пётр в Голландии кофе. Кофе ему понравился. Приказал царь всем своим приближённым пить его по утрам. Кто противился, наказывал.

Так постепенно в России стали пить не только чай, но

и другой заморский напиток.

VI. Подведение итогов.

— Мы с вами узнали как и чем питались наши предки на протяжении нескольких веков и как изменялась пища с течением времени.

— А теперь давайте обобщим всё, что услышали сегодня на уроке.

— Что же было основной пищей наших предков? (Овощи, фрукты, ягоды, грибы, мясо, рыба.)

— Какая это пища? (Натуральная.)

— Так почему же наши бабушки и дедушки реже болели? (Потому что питались натуральной пищей.)

КТД. (слайд 14) Раздаю всем детям картинки с изображениями домашних животных, грядок с овощами, яблони, грибов. Они все вместе подходят и оживляют картину.

— Теперь мы с вами наглядно видим какова была пища наших предков.

— Все вы сегодня замечательно подготовились к уроку, написали интересные проекты, приготовили различные блюда. Молодцы!

А раз уж на столе стоят кушанья, их надо отведать.


VII. Приглашение к столу. (слайд 15)

-Издавна в России всех гостей приглашали к столу и в начале пира гостям подавали хлеб и соль. От этого обычая произошло слово «хлебосолье».

Подношу гостям хлеб и соль на рушнике, а дети читают стихотворения.

1.Если мы хотим кого-то 2.С караваем соль подносим,

Встретить с честью и почётом, Поклоняясь, отведать

Встретить щедро, от души, просим:

С уважением большим, Дорогой наш гость и друг,

То гостей таких встречаем Принимай хлеб-соль из рук.

Пышным круглым караваем.

Он на блюдце расписном,

С белоснежным рушником.


-Приглашаем всех к столу отведать наши кушанья, оценить работу наших ребят.

— В заключение я хотела бы всем пожелать здоровья. А чтобы быть здоровыми, нужно правильно питаться. На память о нашем уроке примите «Азбуку здорового питания».

(Гости садятся за столы.)

Вот как описал нравы наших предков Алексей Толстой. (слайд 16)


Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой.


Домовёнок прощается с нами, но мы с ним ещё, возможно, встретимся. Скажем ему «спасибо» за интересное путешествие.


Звучит музыка. Все садятся за столы отведать приготовленные детьми и их родителями кушанья (кутья, караси в сметане, хворост, блины, картофель «в мундире», каша, кисель, пироги и многое другое).



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: