Урок окружающего мира для 2 класса по теме: «Звёздное небо»


МАОУ Ильинская СОШ

Домодедовского района

Московской области











Урок окружающего мира для 2 класса

по теме: «Звёздное небо»

















автор:

учитель начальных классов

Белозёрова Татьяна Владимировна.











Домодедово, 2012-2013 уч.г.

Цель: -расширить представления учеников о звёздах, созвездиях.

Планируемые результаты: учащиеся научатся наблюдать звёздное небо и находить на нём изученные созвездия;

сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием;

пользоваться дополнительными источниками информации.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, экран для демонстрации слайдов, презентация;

  • учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 2 класс, рабочая тетрадь;

  • полоски бумаги для квиллинга.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-путешествие.

Ход урока

Организационный момент.

Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок.

Стали ровно, дружно

Улыбнуться всем нам нужно.

А теперь тихонько сядем

И работать начинаем.

Актуализация знаний.

Класс делится на две команды. Задаются вопросы по домашнему заданию. За правильный ответ команда получает звёздочку.

Вопросы:

1.Выбрать правильное высказывание: Что такое природа?

А) Что нас окружает.

Б) Всё, что сделано человеком.

В) Всё то, что не сделано руками человека.

2.Что не относится к природе?

А) Бактерии.

Б) Телевизор.

В) Растение.

Г) Человек.

3. Что не относится к явлениям природы?

А) Цветение яблони.

Б)  Ледоход.

В)  Листопад.

Г) Скворец.

4.Чем измеряют температуру?

А) Барометром.

Б) Линейкой

В) Термометром

Г) Циркулем.

5. От какой точке на термометре ведут отсчёт температуры воздуха?

А)  От самого нижнего деления.

Б)  От нулевой отметки.

В) От самого верхнего деления.

6. При какой температуре теплее всего?

А) Десять градусов тепла.

Б)  Двадцать градусов ниже нуля.

В) Нуль градусов.

7. Выбери правильное утверждение

А)  Ноль градусов –это отсутствие температуры воздуха.

Б) Ноль градусов – это самая низкая температура воздуха.

В) Ноль градусов – это граница между градусами тепла и холода.

8. Кто предсказывает погоду?

А) Астролог.

Б) Метеоролог.

В) Педиатр.

9.Это растение покрыто зелёной хвоей, а осенью меняет наряд на жёлтый и постепенно сбрасывает его.

А) Лиственница.

Б) Сосна.

В) Дуб.

10.Угадай по описанию. Назвать по сезонным изменениям время года.

Солнце поднимается в небе не так высоко, дни становятся короче, температура воздуха понижается. Нависают густые туманы. Дожди затяжные, моросящие.

А) Весна.

Б) Зима.

В)Лето

Г) Осень.

Проверка домашнего задания. Выставка рисунков об осени.

Самоопределение к деятельности.

Кроссворд (ответы появляются по щелчку на цифру)

1.Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?

(зима)


2.Крепкий деревянный дом
С круглым маленьким окном.
Он стоит на длинной ножке,
Чтобы не залезли кошки.

(скворечник)

3.Кто не ведает границ?

Он летит быстрее птиц,

Он то грозен, то мятежен,

То как пух весенний нежен.

Кто свободней всех на свете?

Догадались? Это… (Ветер)

4.Они покрыты шерстью, имеют четыре ноги.

(звери)

5.Крупный населённый пункт.

(город)

6.Белый чёрным шит
Сарафан на ней.
Ветер к ней спешит,
Чешет кудри ей,
Зелена коса развивается,
В ярком солнышке купается.

(береза)

В выделенном тексте появляется слово: «Звёзды».

-Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке?

Работа по теме урока. Беседа.

— Правильно. Сегодня мы проведём необычный урок – урок-путешествие по звёздному небу. С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой (слайд 3).

Раньше, когда люди только начинали изучать Землю, и сейчас, в наше время, люди интересовались звёздами, погодой, переменами климата и Солнцем. Когда-то очень давно один философ сказал, что если бы звездное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли, то к этому месту непрерывно двигались бы толпы людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем. Вы только представьте себе эту картину на минуту.

Итак, сегодня на уроке мы ответим на следующие вопросы (Слайд 4):

  1. Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?

  2. Какие созвездия мы можем видеть в течение года на небе?

  3. Что такое Зодиак?

  4. Как солнце в течение года совершает путешествие по Зодиаку?

  5. С какого созвездия принято начинать путешествие по Зодиаку?

Мир звёзд очень разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо над вашей головой усыпано множеством звёзд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. В действительности каждая звезда – это огромный светящийся раскалённый шар (слайд 5).

Самые горячие звёзды голубого цвета, другие, менее горячие – красного (слайд 6).

Есть звёзды-гиганты, а есть звёзды-карлики (слайд 7).

Солнце – это одна из звёзд (слайд 8).

Так почему оно светит днём, а звёзды ночью и кажутся нам маленькими светящимися точками? (Ответы учеников.)

— Действительно, ребята, Солнце не просто светит нам днём, а создаёт этот день! А звёзды есть на небе в любое время суток. Но в течение дня незаметно мерцание более далёких звёзд. А вот ночью, когда солнца на небе нет, становятся видны другие звёзды. А сколько же их на небе? (Предположения учеников.)

— Звёзды уже давно подсчитаны. А кто же занимается их изучением?

— Астрономические знания необходимы были людям и в Древнем Египте, и в Вавилоне, и в Индии, и в Китае, везде, где люди жили, сеяли, собирали урожай, где они занимались охотой, рыболовством, скотоводством, совершали путешествия через пустыни и моря. Всем им необходимо было ориентироваться во времени и в пространстве. В то время не было еще хороших карт, а компас был известен только в Древнем Китае. Небо же было почти всегда ясным, и звезды могли всегда направлять путешественника к его местоназначению.

Есть специальная труба, 
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в …  (слайд 9)

Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя … (слайд 10).

Значками разной величины на карте показаны звёзды от ярчайших до менее заметных.

Каждая звезда имеет своё название. Самые яркие из них – Полярная звезда, Вега и др. (слайд 11).

Работа по учебнику (слайд 12)

Прочитай 1-ый абзац на стр. 41 и ответь на вопрос: Что такое созвездие?

Созвездие – это группа наиболее ярких, заметных на тёмном небе звёзд.

С какими созвездиями мы познакомились в 1 классе?

Медведь на глыбе ледяной, 
Подружка в небе над волной.
Она – созвездье, он живой
В блестящей шубе меховой.
Он дружит с ветром и водой,

Она – с Полярною звездой. 
Никак не могут встретиться
Медведь с Большой …
 

(слайд 13)

— Верно, это созвездие Большой Медведицы. Давным-давно, люди, рассматривая звёздное небо, заметили, что скопления звёзд напоминают им фигуры людей, мифических героев, животных, предметы. И такие скопления звёзд астрономы назвали созвездиями. Учёные-астрономы насчитали 88 созвездий, каждое из которых имеет свою интересную историю, а порой и легенду. И сейчас мы познакомимся с некоторыми из них.

«W» [дабл ю] к ЦЕФЕЮ близко

Значит «woman» по-английски.

То жена царя ЦЕФЕЯ

Гордая КАССИОПЕЯ.

(слайд 14)

Подпоясавшись потуже,

Для охоты снаряжён

Выступает ОРИОН.

Две звезды из высшей лиги

В ОРИОНЕ — это РИГЕЛЬ

В правом нижнем уголке,

Словно бант на башмаке.

А на левом эполете —

БЕТЕЛЬГЕЙЗЕ ярко светит.

Три звезды наискосок

Украшают поясок.

(слайд 15)

Между ЦЕФЕЕМ и ЛИРОЙ,

Крылья раскинув над миром,

ЛЕБЕДЬ неспешно

летит в высоте,

Ярко сверкает

ДЕНЕБ на хвосте.

Ясною ночью

на Млечном Пути

Северный Крест

постарайся найти!

(слайд 16)

Физкультурная минутка.

«Полёт на луну».

Полетели на Луну – (Встать возле парты.)
Руку в сторону одну. (Правую руку поднять в сторону.)
А вторую вверх подняли, (Левую руку – вверх.)
Словно крылья замахали. (Обе руки – в стороны, махи руками 6-8 раз.)
Подскочили высоко – (Прыгнуть как можно выше вверх.)
Вот Луна, недалеко! 
Потянулись – вот она! (Встать на месте, руки вверх, потянуться).
На ладонях вся ЛУНА! (Сложить ладони в форме чаши.)

Путешествие по Зодиаку (слайд 17). Прочитайте текст в учебнике на стр.42-43.

Ответь на вопросы (слайд 18).

  1. Что такое Зодиак?

  2. Сколько всего созвездий в Зодиаке?

  3. Сколько «гостит» солнце у каждого созвездия?

  4. С какого созвездия принято начинать путешествие по Зодиаку?

Зодиак – пояс неба, по которому совершается видимое годовое движение Солнца. Солнце бывает в каждом созвездии примерно месяц. Путешествие принято начинать с созвездия Овен.  Овен, телец, близнецы, рак, лев, дева, весы, скорпион, стрелец, козерог, водолей,  рыбы.

Сейчас солнце находится в созвездии Девы.

— Созвездия Зодиака одни из самых древних. Пояс Зодиака разбит на 12 созвездий, ведь число 12 было священным у разных народов: у греков было 12 богов олимпийцев, герои и полубоги совершали по 12 подвигов. Давайте проследим путь солнца, узнаем, как называется каждое созвездие и как его люди представляли себе в древности. (Ученики называют созвездия по порядку.)

— Астрологи, наблюдая за движением планет, считают, что планеты влияют на характер людей, родившимся под определённым знаком зодиака. Также астрологи составляют предсказания, то есть гороскопы для каждого знака Зодиака. Но в них изображают знаки зодиака не в вид рисованных образов, а в виде графических символов.


Квиллинг. Звёздочки из полосок. Создай созвездие.

Детям даётся фон (небо), сделать созвездия Большой Медведицы. Какая из команд сделает быстрее.




DSCF2796.JPG DSCF2797.JPG


Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке. Отметьте звёздочку.

Давайте посчитаем звёздочки в группах. А почему у вашей группы меньше? Что надо сделать, чтоб звёзд было больше?

Итог урока.

— Ребята, наш урок подошёл к концу. Давайте вернёмся к началу урока и вспомним, какие вопросы для изучения мы поставили перед собой и удалось ли нам найти на них ответ. (Слайд 19)

Ученики отвечают на вопросы.

  1. Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?

  2. Какие созвездия мы можем видеть в течение года на небе?

  3. Что такое Зодиак?

  4. Как солнце в течение года совершает путешествие по Зодиаку?

  5. С какого созвездия принято начинать путешествие по Зодиаку?

— Ребята, а о чём бы вам хотелось узнать подробнее?

Оценивание.

Домашнее задание.

  1. Выполнить в рабочей тетради на странице 15 задание 1-3.

  2. Узнать по дате рождения знак Зодиака членов семьи.

















Источники:

А.А.Плешаков. Окружающий мир. 2 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. М.: Просвещение.2011.

Т.Н. Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». М.: Вако, 2012.

А.А.Плешаков. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2011.

А.А.Плешаков. Окружающий мир. 2 класс: Рабочая тетрадь: В 2 ч. М.: Просвещение,2011.

http://macs.ucoz.ru/_ph/13/884412640.jpg – титул слайд

http://activerain.com/image_store/uploads/9/0/2/3/2/ar121029207723209.png – телескоп

https://www.myjulia.ru/data/cache/2010/12/26/611715_7338-800×600.jpg – небо

http://www.prozagadki.ru/197-zagadkiproberezu.html, http://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/zagadkiovetre.html, http://www.prozagadki.ru/373-zagadkiproskvorechnikdljadetejj.html, http://www.nanya.ru/stati/2008/10/07/556598-zagadkiozime/ — загадки

http://t2012.ru/_ph/2/267091167.jpg– слайд 3

http://apod.nasa.gov/apod/image/0601/pleiades_gendler_big.jpg – слайд 5

http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2011/11/28/620573/hubblegloblarcluster_full.jpg – слайд 6

http://sis.3dn.ru/load/31-3-2 – звезда-карлик

http://commons.wikimedia.org/w/index.php?title=File:Solartype_Red_Giant_structure_RU.JPG&filetimestamp=20091029110048&uselang=ru – звезда-гигант

http://mirfactov.com/wpcontent/uploads/img3f2.jpg – солнце

http://pochemu4ka.ru/publ/zagadki_pro_kosmos/92-1-0-2493 – загадка о телескопе

http://www.universetoday.com/wpcontent/uploads/2009/01/astronomerthumb.jpg – астроном- зодиак

http://www.galactic.name/directory/img/evening_sky_s.gif – карта неба

http://img.liveinternet.ru/images/attach/3/17604/17604307_kovshmedv.gif – большая медведица

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/48/411/48411202_tcefey_kass.gif – кассиопея

http://www.stihi.ru/pics/2011/12/29/3431.gif – кассиопея схема

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/64/558/64558885_1285589671_orion_zaytc.gif – орион

http://thepoodleanddogblog.typepad.com/.a/6a00d83451580669e20162fc29fca3970d-320wi – орион

http://www.astrogalaxy.ru/fotorass/lebed.gif – лебедь

http://addlaseyne.free.fr/etoiles/ImgChp4/Photo/04_Constellation_du_Cygne.jpg – лебедь

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/47/77/47077627_zodiak.gif – зодиак

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/36/957/36957138_19710238_vedicheskiy_goroskop.jpg — зодиак

























Свежие документы:  Конспект урока на тему "Археологи"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: