Урок по окружающему миру для 3 класса на тему «Мышцы»


Предмет — окружающий мир

Класс — 3

Школа – Свердловская область, г.Артёмовский, МОУ СОШ №2

Программа — «Планета Знаний»

Учитель – Лавришко Людмила Васильевна, 1 квалификационная категория

Стаж работы – 14 лет


Тема урока : «Мышцы»

Задачи урока:

  1. Знакомство с работой мышц, убеждение в необходимости укрепления мышц.

  2. Мышцы и здоровье. Гигиена мышц. Здоровьесберегающая экология.

  3. Значение физии ческой культуры и труда для укрепления мышц.


Оборудование:

  1. Презентация к уроку.

  2. Сантиметровая лента на каждой парте.

  3. Перфокарты на каждого ученика.

  4. Учебник, рабочая тетрадь.



Ход урока:

  1. Оргмомент. (слайд №1)

— Сегодня на уроке мы познакомимся ….. А это пока останется тайной. По ходу урока вы сами скажете тему урока.


  1. Повторение пройденного. Работа с перфокартой. (слайд №2)

— Перед вами перфокарта. Вам нужно за каждый правильный ответ поставить знак «+». Всего 6 вопросов. Если вы ответите на все вопросы правильно, то в «окошечках» появится цифра. Начнём с последнего… (смотреть слайд №2, 3 и 4)

— Проверка. У вас появилась цифра «четыре» (слайд №5)


  1. Изучение новой темы.

1) Введение в тему.

2) Практическая работа №1. (слайд №6)

1. Прощупайте свои руки и ноги. Что находится под кожей кроме костей?

(мягкие ткани – мышцы)

Как называется тема урока?

Правильно, «Мышцы».

2. Обхватите ладонью левой руки правую руку выше локтя и быстро согните правую руку. Что вы при этом ощущаете?

(происходит сокращение мышц)

— Мышцы приводят в движение кости тела. С помощью костей и мышц выполняются все движения человека. Поэтому они являются органами движения и образуют опорно-двигательную систему.

— Мышцы отличаются друг от друга размером, формой, массой и силой. (слайд №7)


3) «А знаете ли вы?» (слайд №8)

— А сейчас про интересные факты расскажет ваша одноклассница:

А знаете ли вы, что:

  • что в теле человека более 600 мышц;

  • что мышцы могут составлять 40% от веса тела;

  • что на лице работают более 40 мышц – это они позволяют нам гримасничать и придавать лицу различные выражения;

  • что смех сопровождается движением почти 20 лицевых мышц;

  • что сердце – это особая мышца, которая сокращается помимо наших желаний. (слайд №9)


4) Работа с учебником. (слайд №10)

— Откройте учебники на странице 19 и прочитайте первый и второй абзацы.

— С какими свойствами мышц вы познакомились?

( способность сокращаться и расслабляться)

При сокращении мышцы становятся короче и толще, а при расслаблениидлиннее и тоньше. (слайд №11)


5) Практическая работа №2. (слайд №12)

  1. Сантиметровой лентой измерь обхват руки выше локтя у соседа, а он пусть измерит у тебя. Результаты запишите в рабочей тетради (стр. 5).

  2. Сильно согните руку в локте и снова измерьте друг у друга обхват руки в том же месте. Результаты запишите (стр. 5).

  3. Сравните результаты, полученные при первом и втором измерениях. Объясните разницу в этих результатах.

Вывод: «При сокращении мышцы становятся короче и толще, а при расслаблении — длиннее и тоньше». (слайд №13, 14)


6) Физминутка. (слайд №15)

Движение – это здоровье,

Движение – это жизнь.

Не ленись – подтянись,

Руки набок, ноги врозь,

Три наклона вниз,

На четвертый поднимись.

Раз – направо, два – налево,

Приседанья каждый день

Прогоняют сон и лень.


7) Вариативная часть. Работа с учебником «Как работают мышцы» (слайд №16)

— Больше всего движений мы выполняем руками и ногами. Как происходят эти движения? А познакомят нас с этими движениями ребята нашего класса.

1 ученик:

« Мышца с помощью сухожилий одним концом прикрепляется к одной кости, а другим концом – к другой. Когда мышца сокращается, она тянет к себе кость, к которой прикреплена. При расслаблении этой мышцы кость возвращается в первоначальное положение. Попеременные сокращения и расслабления мышц приводят в движение те или иные кости».

2 ученик:

« В выполнении одного, даже самого простого, движения участвуют сразу несколько мышц. Так сокращение мышц, расположенных на передней стороне руки выше локтя (бицепса), вызывает сгибание руки в локте. Это мышцы – сгибатели».


3 ученик:

« Одновременно с сокращением этих мышц происходит расслабление мышцы, расположенной на задней стороне руки (трицепса). При сокращении этой мышцы рука разгибается в локте и выпрямляется. Эти мышцы – разгибатели. Первая группа мышц при этом, наоборот, расслабляется».


8) «Как укрепить мышцы». Практическая работа №3. (слайд № 17)

  1. Вытяни руки вперёд и подержи их некоторое время в этом положении. Что ты ощущаешь при этом? Сколько времени ты можешь держать руки в таком положении?

  2. Сделай 10 приседаний подряд. Одинаковы ли твои ощущения после выполнения первого и последнего приседания. Объясни ответ.


9) Работа с учебником (слайд №18)

— Прочитайте текст на странице 21.

— Почему от однообразной работы мышцы быстро устают?

(работают одни и те же мышцы)

— При каких условиях мышцы сохраняют свою работоспособность долгое время?

(если будут работать то одни, то другие мышцы — по очереди)

— Что нам помогает укрепить мышцы?

(спорт, физический труд)


10) Журнал «Если хочешь быть здоров». (слайд №19)

— Послушайте ещё одно выступление.

Ни мороз мне не страшен, ни жара

Удивляются даже доктора,

Почему я не болею,

Почему я здоровее

Всех ребят из нашего двора.

Потому что утром рано

Заниматься мне гимнастикой не лень,

Потому что водою из-под крана

Обливаюсь я каждый день.

— Что же нужно делать каждый день? (закаляться – обливаться водой) (слайд №20)

Какие существуют способы закаливания? (слайд №21, 22)

  • Обтирание

  • Обливание

  • Воздушные ванны

  • Солнечные ванны

  • Купание в открытых водоёмах

  • Босохождение

  • Моржевание

— Послушайте стихотворение Жамбыл Жабаева.

Богатство не в золоте, добытом кровью,

Богатство и сила народа — здоровье.

Здоровье народа дороже всего.

Богатства земли не заменят его.

Здоровье не купит никто, не продаст,

Его берегите, как сердце, как глаз. (слайд №23)

— Объясните пословицу: «Здоровый нищий счастливее больного короля» (слайд №24)


11) Закрепление пройденного. Кроссворд «Части тела» (слайд № 25)

— В выделенной колонке у вас должно получится слово по нашей теме.


12) Итог урока (слайд №26)

  • Как называется ткань, покрывающая скелет человека?

  • С какими свойствами мышц мы познакомились?

  • Зачем нужно укреплять мышцы?

Хотелось бы закончить урок нашим девизом: «В здоровом теле – здоровый дух».

Урок окончен. Большое спасибо за работу.

3


Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса «Природная зона «Тундра»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: