Урок по окружающему миру «Где живут белые медведи?»






Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» Левокумского района.














Урок по окружающему миру

«Где живут белые медведи?»












Автор: Вакурова С.Ф.,

учитель начальных классов,

оборудование: мобильный класс,

технология: ИКТ










Цель урока: познакомить с холодными районами земли, с животным миром этих районов; формировать представление о разнообразии природы Земли; воспитывать любовь к родной стране, к бережному отношению к природе.


Оборудование:

1. Глобус;

2.Рисунки животных Северного Ледовитого океана, Антарктиды, картины с изображением этих зон;

3. Образец аппликации; шаблоны медведя для аппликации;

4. Цветик-семицветик;

5. У каждого ученика – картон голубого цвета, шерстяные нитки белого цвета, клей ПВА, ножницы, полоска бумаги для игры, пластилин.





Ход урока

1.Организационный момент

2.Повторение изученного

Ранее изученный материал проверяется в форме игры «Да-Нет».



— Да —Нет


Учитель читает предложения:

В прошлом вы были взрослыми? (Нет.)

Настоящее — это то, что происходит сейчас? (Да.)

Суббота придет после пятницы? (Да.)

Первый день недели — это вторник? (нет.)

Между средой и пятницей — четверг? (Да.)

Лето наступит после весны? ( Да.)

Декабрь, январь и февраль — это зимние месяцы? (Да.)

Перед зимой идет весна? (Нет.)

Понедельник, вторник, среда — это месяцы? (Нет.)

После осени настанет зима? (Да.)

Проверка: учитель быстро читает предложения, а на доске рисует соответствующие фигуры (круг или квадрат).

Если было неправильное предложение, то дети исправляют его, например:

В прошлом вы были взрослыми? ( В прошлом мы были малышами или маленькими.)



На листочках у учеников должно быть нарисована такая цепочка:


Подводятся итоги:

У кого нет ошибок?

3. Работа над новой темой

Ребята, давайте посмотрим на доску и вспомним тему урока. ( Где живут белые медведи?)

— А поможет нам узнать об этом Цветик-семицветик.

— Учитель показывает Цветик-семицветик и вместе с учениками произносит:


Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Один из учеников выходит к доске, отрывает лепесток и все говорят:

Лишь коснешься ты земли,

Быть по- нашему вели!

Учитель продолжает:

Вели оказаться там, где живут белые медведи!

Ученики встают, кружатся с закрытыми глазами, садятся.

Где же мы, ребята? Кругом снег, лед, здесь очень холодно. (На севере.)

Учитель вывешивает на верхнюю часть доски рисунки с изображением севера.

— Нам нужно срочно вооружиться всем необходимым. Ребята, посмотрите задание 1 стр. 31 в Рабочей тетради и скажите, что нам понадобится? (Шапка, куртка, варежки, для передвижения пригодятся лыжи и аэросани.)

Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса "Школьная жизнь в Великобритании"

— НА Земле есть очень холодный район – это Северный Ледовитый океан. Большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом. ( Учитель показывает на глобусе и на карте на стр. 73 учебника Северный Ледовитый океан.) В этом районе Земли расположен Северный полюс. (Учитель показывает Северный полюс на глобусе.)

Ребята, посмотрите на стр. 72 учебника, кто нас встречает?

Ученики читают названия животных: поморник, белый медведь, морж, тюлень.

Учитель рассказывает о белых медведях ( см. приложение к уроку). Если есть возможность, то демонстрируется короткий видеофильм о жизни белых медведей.

4. Практическая работа

— А сейчас мы попробуем сделать своих белых медведей.

Учитель демонстрирует образец аппликации и определяется порядок работы. Дети наклеивают шерстяные нитки на силуэт медведя.



План работы

  1. Обведи силуэт медведя по шаблону ( образец шаблона в приложении) на картон голубого цвета.

  2. Возьми белые шерстяные нитки и обмотай ими пальцы левой руки. (Если ребенок левша, то он обматывает пальчики правой руки).

  3. Сними нитки с пальчиков и нарежь нитки кусочками, длиной примерно 5 мм.

  4. Намажь медведя клеем и наложи резаные нитки.

  5. Густая шерсть медведя готова, осталось сверху приклеить глаз и носик.

Можно выполнить аппликацию медведицы с медвежонком.

Во время работы детей звучит песня «Колыбельная медведицы» ( сл. Ю. Яковлева, муз. Е.Крылова ) .

  1. Работа по учебнику

Итак, ребята, ответьте на вопрос: где живут белые медведи? ( На Северном полюсе.)

-На Земле есть два полюса: Северный и Южный. ( Учитель показывает на глобусе полюса.) Район Земли, где расположен Южный полюс, называется Антарктидой.

-Ребята, как вы думаете, надо ли будет снимать теплую одежду, если мы окажемся на Южном полюсе, в Антарктиде? ( Нет, потому что там тоже холодно.)

Учитель или кто-нибудь из читающих учеников вслух читает текст на стр. 72 в учебнике, дети следят за читающим .

Учитель задает вопросы по содержанию прочитанного :

Как называются холодные районы Земли ? ( Северный Ледовитый океан и Антарктида.)

-Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана ? ( Льдом и снегом.)

-Какой полюс расположен в этом холодном районе Земли ? ( Северный полюс.)

Как называется район Земли, где расположен Южный полюс ? ( Антарктида.)

Чем покрыта поверхность этого огромного участка суши ? ( Толстым слоем льда.)

А сейчас Цветик-семицветик поможет нам оказаться в Антарктиде !

Снова читается стихотворение, отрывается лепесток и учитель произносит желание:

Вели, чтобы наш класс оказался на Южном полюсе!

Дети снова кружатся с закрытыми глазами, а учитель в нижней части доски вывешивает картину с изображением природы Антарктиды или прикрепляет рисунки с животными.

Ребята, в каком районе Земли мы оказались ? ( В Антарктиде.)

Какие животные здесь обитают ?Знакомы ли они вам ? (Конечно, дети сразу узнают пингвинов.)

На стр. 73 учебника дети знакомятся с животным миром Антарктиды. Учитель подробно рассказывает о пингвинах ( см. справочный материал в приложении к уроку.)

Мудрая черепаха приготовила для вас очень интересный вопрос: «Охотятся ли белые медведи на пингвинов ?» ( Нет, потому что эти животные живут в разных районах Земли.)

6. Итоги урока

На доске появляется схема с пропущенными словами:



Обобщение изученного на уроке происходит по вопросам с опорой на схему:

Какие районы есть на Земле ? ( Холодные и теплые.)

— О каких холодных районах Земли мы узнали ? ( Северный Ледовитый океан и Антарктида.)

— Чем похожи эти районы ? ( Покрыты снегом и льдом.)

— Где живут белые медведи ?

7. Домашнее задание: пересказ статьи по учебнику.

За урок ребятам медвежонок Умка вручает сладкие призы.



Приложение к уроку

(материал для учителя)




Белые медведи

Белые медведи обитают на Крайнем Севере, за полярным кругом, среди вечных льдов и снегов – на островах и холодном побережье Северного Ледовитого океана. Это самое большое, самое сильное и могучее животное из семейства медвежьих. Он весит около 700 кг, а длина его туловища достигает трех метров.

Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех растет даже на подушечках лап, поэтому животные легко и быстро передвигаются по снегу и льду. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела. Благодаря густому подшерстку им не страшны даже самые лютые морозы.

Белые медведи – отличные пловцы и могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, и поэтому даже в мороз они остаются сухими и им не страшна никакая простуда. В самые лютые морозы купаются в ледяной воде. Отлично плавают, ныряют и нередко совершают длительные прогулки, удаляясь от суши в открытое море на десятки километров. Много времени медведь проводит на плавающих льдинах, странствует по берегам и лишь изредка заходит в глубину суши.

Излюбленная пища белых медведей – тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца, песцы.

Зимуют белые медведи в берлоге изо льда. В ноябре или декабре мамаша-медведица выкапывает в снегу глубокую берлогу. Через 1 – 2 месяца на свет появляются два-три малыша, которые спят вместе с ней в теплой берлоге до наступления весны. Детеныши белых медведей остаются с матерью еще примерно два года после рождения. Все это время она их кормит, и заботится о них.



Пингвины


Жмутся к берегу крутому холода.

Строит вьюга голубые города.

Ветер носится по снегу, словно пес,

Потому что щиплет нос ему мороз.



Даже лед к такой погоде не привык,

И трещит по швам ледовый материк.

А пингвинам, а пингвинам хоть бы что:

Выбегают на прогулку без пальто.



Им морозы-разморозы нипочем:

Антарктида для пингвинов – теплый дом.

В черных фраках, в белых майках круглый год

Ходит этот удивительный народ.



Посмотрите: папы с мамами спешат,

В детский сад своих отводят пингвинят.


Г. Гоппе



Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу – рыбу, крабов, рачков.

Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них лапы-ласты, которые помогают им плавать.

Рост пингвинов около метра. Голова и спинка черные с синим и зеленым отливом, а на брюшке перья ослепительно белые. Когда пингвины выходят на берег на прогулку, кажется, что это люди неторопливо гуляют парами и поодиночке в нарядных черных фраках. У пингвинов нет пуховых перьев, но у них есть толстый слой жира под кожей, который спасает от сильных морозов и ветров.

В Антарктиде, где живут пингвины, всегда холодно: летом не больше одного градуса тепла, а зимой бывает 60 градусов мороза. Но даже в таких суровых условиях пингвины выводят птенцов.

В самый разгар морозов пингвиниха откладывает одно яйцо. Появление яйца будущие родители встречают радостными криками, кланяются и благодарят друг друга. Затем отец пингвин берет яйцо и прячет его в жировую складку на брюшке. Теперь он будет держать его на лапах-ластах два месяца, стоя на трескучем морозе и сильном ветре, почти не двигаясь. Все это время пингвин ничего не ест и живет только за счет жира, который он накопил летом. А мама-пингвиниха в это время плавает и ныряет в море и нагуливает жир.

Но вот появляется птенец, и теперь его воспитанием занимается мама. Это длится недолго. Как только пингвиненок встанет на ножки, его отправляют в пингвиний детский сад, где он будет находиться среди других пингвинят под присмотром взрослых пингвинов.

А родители тем временем будут уходить в море за пищей для малышей.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: